Божье лучше человеческого!
«Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше» – кто не знает этой пословицы? Мы выбираем лучшего друга жизни, лучшую работу, лучший детсад для наших детей, лучшую машину. Мы стремимся попасть в церковь, где поет лучший хор или группа прославления, где проповедует лучший пастор. Мы хотели бы получить лучшие дары Святого Духа (например, дар апостольства, пророчества, исцеления) и общаться с лучшими друзьям. Мы охотно полагаемся на лучшие библейские обетования и уповаем на лучшую жертву Иисуса Христа. Иногда мы даже мечтаем о лучшем местечке на небесах. Все эти желания видятся нам правильными, и мы добиваемся их осуществления…
Только вот восприятие лучшего у нас весьма однобокое. Подобно детям, любящим объедаться шоколадом, но не попадать к зубному врачу, мы боремся за то, что лучшим вовсе не является. Иногда наилучшие блага Бог скрывает под невзрачной упаковкой. А мы, едва взглянув, сразу отворачиваемся, не пытаясь даже посмотреть на содержимое. Теоретически мы верим, что все испытания от Бога и их нужно принимать в смирении, но практически принимаем лишь то, что нравится, либо то, от чего никак не увернешься — болезнь или смерть.
Нам нужно расширить восприятие лучшего и прислушаться к библейским его определениям.
1. Лучше быть святым инвалидом, чем здоровым грешником.
Иногда Христос давал советы, от которых прошибает пот и немеет язык: раздай нищим свои сбережения, возненавидь себя, возлюби врага. Этот совет Иисуса также относится к разряду шокирующих. Тем не менее, он необыкновенно хорош.
«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в , нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Матф.18:8,9). Соблазны – вожделение к запретному – слишком хорошо знакомое нам явление. Греховная плоть всегда жаждет праздника! Руке хочется присвоить чужое, взять палку и нанести удар обидчику или доставить телу греховное удовольствие. Ноге хочется ступить на стези суетных развлечений ради поднятия настроения или смены впечатлений. Однако Христос советует поступать с источником соблазна радикальнейшим образом – отсечь напрочь! Лучше быть святым инвалидом, чем здоровым и сытым грешником.
Иногда страсть к наживе уговаривает человека: «Грабь награбленное! Ты имеешь право на лучшее существование! Разве не должен ты позаботиться о своих детях?» Так поступил Ахан, взявший себе заклятую Иисусом Навином добычу (И.Навина 7 гл.). Когда его побивали камнями за преступление, он, наверное, осознал, что лучше быть бедным святым, чем богатым грешником. Он сожалел, что поддался обуявшему его желанию обогащения.
Иногда блудная страсть подстрекает человека: «Зачем тебе страдать, ты можешь заболеть от долгого воздержания или сойти с ума. Найди себе женщину (мужчину). Бог поймет и не осудит, ведь ты сделаешь это от нужды, а не от прихоти!». Царь Давид поддался подобному искушению, но потом ему пришлось много плакать о последствиях своего поступка! «Лучше бы я выколол себе глаза или отсек себе руки, чем за мимолетное наслаждение лишился общения с Богом, мира в доме и потерял троих детей!» Царь понял, что лучше обнять острую гильотину, чем чужую жену .
Иногда страх осаждает человека: «У тебя есть право на жизнь, почему ты должен им пожертвовать? Почему в расцвете лет должен страдать?» Апостол Петр соблазнился возможностью избежать страданий и затем горько сокрушался о своем отречении. «О, почему я не вырвал зловредный язык, которым отрекался от Спасителя! Лучше бы я был немым праведником, чем речистым грешником!».
Понятно, что, говоря о решительной борьбе с соблазнами, Христос не призывал нас причинять себе физические увечья. Тела наши величайшее произведение Божественного гения и не стоит их калечить. Все соблазны проистекают из сердца, а сердце из груди не вынешь и не выбросишь вон. Греховное сердце нужно вручить Тому, Кто имеет власть его изменить его и очистить.
А вот с соблазнами нужно бороться решительно и ни в коем случае не заигрывать с ними. И если Господь допускает до нас физические ограничения, то нужно видеть в них не зло, а благо. Отменное здоровье и красота являются для многих непреодолимым источником искушений в то время как телесные недуги сдерживают прыть греховной плоти и страхуют от многих бед.
2. Лучше пострадать за добро, нежели за зло.
Обычно мы стремимся получить какое-нибудь вознаграждение за содеянное добро: похвалу или ответное благодеяние. Если наше добро не ценят по заслугам, мы печалимся и нередко негодуем. Пострадать из-за своей честности и порядочности кажется нам неправильным и несправедливым. Христос же говорит, что лучше пострадать ради добра. И Он не только говорил об этом, но и Сам пострадал за добро, и это страдание принесло нам великое благословение.
«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (1Пет.3:16-18).
3. Лучше быть обиженным, чем обижать.
Не упустить своего, не остаться проигравшим или обманутым – вот что движет людьми. Этим свойством особенно отличались коринфяне. Они без зазрения совести судились с единоверцами у мирских судей, нисколько не заботясь о подмоченной сутяжничеством церковной репутации, нисколько не переживая, что соблазном перекрыли грешникам дорогу в церковь.
«И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев» (1Кор.6:7,8).
Лучше остаться обиженным и терпеть лишения, лишь бы не нанести урон церкви! Лишь бы не откармливать зловредное «Я» и не затенить собой Христа. Лишь бы не отступить от ясных заветов нагорной проповеди. Лучше остаться обиженным, чтобы дать место Божьему воздаянию, которое творит суд всем обиженным. Лучше получить от Господа похвалу за подражание Христовой кротости. Пробивной характер нужен не в отстаивании собственной правоты, но в изучении Писания, в служении Господу и людям, в молитвах о погибающих.
Обидчиком быть труднее и позорнее. Он не будет иметь ни чистой совести, ни чистой радости. Неизбежная встреча с Богом будет грозить ему наказанием. Обижаемый, если только он не эгоист, таких тяжелых проблем не имеет…