4. Лучше ущемить свою свободу, чем ее отстаивать.
Свобода мнений и самовыражения стала «священной коровой» для многих христиан. Так было и во времена апостола Павла. Были в церкви «сильные» христиане, которым никакого дела не было до собратьев, претыкавшимся об их свободу. Эти «силовики» позволяли себе есть пищу и пить вино, которые немощные считали нечистыми. И когда немощные обличали их в отступничестве, те презрительно отвечали: «Это не наша, а ваша проблема! Не мешайте нам пользоваться нашей свободой!». Из-за этих распрей возникали обиды и отчужденность, церковь не приобретала, а теряла людей. Свобода великий дар, но использовать его необходимо для созидания церкви. Именно это имел в виду святой Павел:
«Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим 14,21).
Когда я начинал служение пресвитера, среди пастырей не было принято носить обручальные кольца. Зная этот обычай, я, направляясь в церковь, оставлял кольцо дома. Однажды опаздывая с работы на служение, я позабыл снять кольцо и с ним взошел на кафедру. Как только служение окончилось, ко мне подошел старец и серьезно попросил, чтобы я не смущал Божий народ нововведением. Я считал, что носить знак супружества не грешно, можно даже библейски обосновать его необходимость, однако я решил пожертвовать своей свободой. Лет десять кольцо мирно покоилось в маленькой коробочке. Отошли в мир иной старцы, новое поколение служителей не придавало уже значение подобным мелочам, и кольцо водворилось на свое законное место на безымянном пальце. Я же доволен, что старцы ушли в небеса с радостным сознанием, что церковь не свернула с узкого пути. Для меня их спокойствие было важнее, чем «принцип личной свободы».
Есть вещи, в которых нельзя на йоту отступать, и быть твердым, как гранит – это вероучительные основы. В остальном же лучше пожертвовать своей свободой ради блага немощных. Не этим ли, кстати, был примечателен подвиг воплощения Иисуса Христа? « Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:4-11).
5. Лучше простить, чем негодовать
В коринфской церкви был человек, который понимал христианскую свободу как неограниченную возможность угождать самым изощренным плотским желаниям. Он женился на мачехе. Видимо его отец, овдовев, женился еще раз на молодой женщине. После смерти отца сын решил жениться на мачехе, не видя в этом ничего предосудительного – его свобода ему это позволяла. Ему были нипочем презрительные усмешки язычников, которые подобные вещи не практиковали. Его не волновало осуждение его поступка некоторыми верующими. Он успокаивал себя тем, что ему дана свобода, и эту свободу одобрила значительная часть церкви. Апостол Павел потребовал от нее немедленно наказать виновного преданием сатане во измождение плоти. Церковь покаялась в своем попустительстве греху, и наказала виновного… После этого, кажется, можно забыть о грешнике. Однако Павел помнил о нем, и, узнав об его сокрушении и глубокой печали, просит церковь:
«…так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» (2Кор.2:7).
Лучше простить, чем негодовать… Согласны ли мы с этим? В нашем сознании часто звучит иной мотив: «лучше наказать, чем прощать». Мы не видим в прощении уникальной возможности самым действенным образом подражать Христу. Мы предпочитаем быть прокурорами, а не адвокатами. Мы не умеем прощать так, как Христос на Голгофе простил распинателей, и как Стефан просил Бога не вменить греха своим убийцам.
Нам кажется неправильным простить человека без его просьбы: «Он так и не научится поступать правильно!». Мы забываем, что мы были прощены Христом, прежде чем догадались попросить у Него прощения.
Одна женщина спросила меня: «Должна ли я кормить моего мужа-пьяницу, который не приносит денег на жизнь?» Я ответил: «Нет, не должны! Библия говорит: кто не работает, тот да не ест. Но вы имеете шанс побыть на месте Бога, Который незаслуженно кормит и обогревает неблагодарных и злых».
6. Лучше остаться одиноким, чем связать свою судьбу с грешником!
Пожалуй, спорить с апостолом Павлом никто не осмелится. Однако немногие от всего сердца согласятся с его радикальным заявлением:
«…выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1Кор.7:38)
Люди просто помешаны на поисках брачных партнеров. И мирская пропаганда весьма преуспела в навязывании людям полезности плотских утех и затуманила мозги мифом о вреде воздержания. Секс-индустрия зарабатывает на эксплуатации похоти миллиардные барыши, и число зависимых от порнографии перевалило за сотни миллионов.
На тех, кто не выходит своевременно замуж или не женится, смотрят с таким сожалением, будто перед ними больные онкологией. Под давлением общественного мнения и собственных неверных представлений юноши и девушки сильно унывают, поскольку при самом отчаянном желании, при самых пылких молениях о друге жизни, он не так и не появляется на горизонте. Такая ситуация порождает мрачное настроение, ропот на Бога, отвращение к себе: «Я — уродина, и зачем только живу на свете? Никто не обращает на меня внимания!»
Для Павла и христиан первых веков было характерно трезвое, а не романтическое отношение к браку. Они стремились понять волю Бога в отношении себя в этом вопросе. Они считали свои тела храмами Святого Духа и не могли отдавать их первому встречному. Один из ранних отцов церкви писал, что он знает множество старцев и стариц, которые от юности посвятили себя безбрачию и сохранили его до конца дней. Блаженный Иероним утешал богатых дам, которые тревожились о решении дочерей посвятить себя безбрачию: «Разве это не честь вашим дочерям быть невестами Христа, а вам тещами Господа Бога?».
Будущий богослов христианской церкви Августин в тридцатилетнем возрасте познавший Христа, отказался не только от сожительства с женщиной, от которой прижил сына, но от брака вообще.
Подобное отношение к браку и безбрачию было возможно при одном условии: люди вкусили, как благ Господь, как чудесно общение с Ним, и эта радость устраняла необходимость любой ценой создать семью.
Одна чрезвычайно преданная Богу христианка, мать десяти детей, говорила мне: «Когда мой Миша посватал меня, я возмутилась – как я могу кого-то еще любить, кроме Бога? Как я могу еще кому-то принадлежать, кроме как Христу?» Ей нужно было Божье повеление, чтобы сменить блаженство безбрачия на блаженство материнства. Бог обильно благословил их семью, подарив российскому евангельскому движению прекрасных пастырей и проповедников.
Христиане первых веков были преисполнены любовью Христа, которая помогала им не чувствовать бремени одинокого существования. Да и одиноким оно фактически не было! Юноши и девушки, посвятившие свою жизнь на безбрачие и на служение Христу, считались славой церкви. Они совершали огромную работу в ней, заботясь о сиротах, больных, одиноких. Они несли слово Божие в другие страны и часто становились мучениками. Женатые не были рабами юбок и постелей, они без комментариев понимали Павла, когда он писал: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие» (1Кор.7:29,30).
Наша история наполнена примерами самопожертвования, когда в годы репрессий тысячи братьев и сестер страдали в лагерях от непосильного труда, голода, холода, болезней и разлуки с родными и близкими. Если бы они ценили свободу, здоровье и семейные отношения выше Христа, они не смогли бы сохранить Ему верность в таких испытаниях.
Все печали об одиночестве порождены неверием, что Божий путь самый лучший.
Вездесущая статистика сообщала, что в Германии проживают 39,9 миллиона мужчин. При этом 10,6 миллиона живут вместе вместе с родителями и не женаты. Из оставшихся 29,3 миллионов женаты две трети (63 процента). Еще 9 процентов не женаты, но имеют постоянного партнера. 27 процентов живут одни (но не с родителями), наконец, 1 процент приходится на одиноких отцов.
Таким образом, проблема одиночества чрезвычайно остра. Только вот относиться к ней верующие должны совершенно иначе, чем неверующие. Они должны принимать безбрачие как благо, как дар от Бога, и помнить, что Сам Спаситель был безбрачным и, однако, прожил плодотворную земную жизнь.
Дорогой брат и сестра! Давайте искать лучшего, а не хорошего. Лучшего не по мирским стандартам, а по Божьим. Да исполниться молитва апостола Павла и о нас, как исполнилась о филиппийцах! Павел просил: «…молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов» (Фил.1:9,10). Ищите лучшего!
Очень интересные Библейские факты, спасибо Виктор Семенович! Обязательно доведу вашу проповедь до моих незамужних сестер, которых мне приходиться утешать последнее время по поводу их безбрачия!
Помоги вам в этом Бог!
если нет дарования свыше быть безбрачным,то не жениться будет проблематично и приведет к греху.
Безбрачие иногда является вынужденным. Желание иметь друга жизни есть, а возможности нет. Здесь терпение и вера святых. Они помогут не впасть в грех.
Мир вам Виктор.
«» Были в церкви «сильные» христиане, которым никакого дела не было до собратьев, претыкавшимся об их свободу. Эти «силовики» позволяли себе есть пищу и пить вино, которые немощные считали нечистыми.»"
Зачем же всё переворачивать с ног на голову.
Рассмотрим это место Писания нелицеприятно…
«»20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; 21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. 22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?»"
Раньше на вечере кушали пищу и пили вино. Павел упрекает богатых верующих которые не делились с бедными едой и вином… А поспешно ели и выпивали всё сами. Через это происходило огорчение…
В греческом переводе:И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян.
Нет вроде здесь немощных, просто бедным не хватает и купить не на что…
С уважением, Владимир.