Исходя из наблюдений и собственного опыта, скажу, что тема, о которой будем рассуждать, непростая для практического осуществления. Но насколько Господь даст сил, продвинемся в понимании вопроса довольства тем, что имеем.
«17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. 18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. 19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. 20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван. 21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. 22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. 23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. 24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7:17-24).
Апостол Павел указал на 4 актуальные для Коринфян области, в которых довольство более всего необходимо.
1 Будь доволен своей внешностью!
Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
Кажется странным, что великий и мудрый апостол выносит на обозрение многих поколений проблему, о которой мы из-за скромности промолчали бы, заведись она у нас. А проблема заключалась в следующем: греки считали обрезание варварским актом и с едким презрением смотрели на мужчин-евреев как на похотливых и развратных. Чтобы избежать презрения и насмешек в столь деликатной сфере и быть принятыми в деловом мире некоторые евреи путём болезненных операций маскировали обрезание.
Была и прямо противоположная тенденция: некоторые уверовавшие язычники под воздействием иудейских проповедников придали обрезанию спасительное значение. При тогдашнем состоянии медицины это значило перенести немалые муки, лишь бы угодить иудеям.
Казалось, какое дело апостолу до того, как решают сугубо личный косметический вопрос братья в Коринфе? Ему больше не о чем было писать? Однако в проблеме коринфских мужчин апостол увидел зачатки серьезных проблем. Они закладывали в свои души семена страха, лицемерия, угождения людям, которые неизбежно принесут горькие плоды. Павлу не нравилось эта погоня за человеческой признательностью. Она не должна играть никакой роли для верующих: обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
Позвольте развить мысль Павла: если ваша самооценка зависит от того, что говорят о вас люди, это очень плохой знак! Ведь для вас должно быть важно то, как воспринимает вас Бог. Главное не то, как вы выглядите внешне, а каковы внутри. Увы, мы не обладаем Павловой прозорливостью, чтобы видеть беду за три версты, а не у ворот! Мы призваны подражать Богу в Его взгляде на человека.
В книге Иова говорится: «(Бог) не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его» (Иов.34:19). Наша физическая красота или невыразительность волнуют Бога меньше всего. Он «смотрит на сердце», – говорит Библия. Апостол Пётр подтверждает это: «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:35). Не сказано, что накачанный мужчина или накрашенная женщина приятны Богу. Богу приятен поступающий по правде. Нравственная чистота нравится ему больше всего.
А вот нравственная испорченность делает красоту отталкивающей и смешной: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная» (Прит.11:22). Восхитились бы вы свиньей с серьгами в ушах и золотой цепью на шее? Скорее всего, вы от души посмеялись бы над этим чудачеством. Золото грязнушке никак не идёт! Так и Богу и ангелам смешны и отвратительны красивые, но грешные люди. К сожалению, слишком много христианизированных свиней развелось в церквах! На них вы увидите золотые кольца евангелия (ибо они называют себя верующими!), однако они его не понимают и им не живут. Зато с каким интересом копаются они в грязи этого мира и живут по-мирски!
Мы живем во времена преобладания внешнего над внутренним. Люди ищут не царства Божьего внутри себя, а хлеба и зрелищ. Они, не торгуясь, продадут Христа и церковь за чечевичную похлебку временных наслаждений.
Кротость, упование на Бога, повиновение авторитетам для них пустые понятия.
Они будут страдать из-за испорченного наряда, но не по причине того, что испорчены отношения с Духом Святым… Они до смерти будут сражаться за свои интересы, но не за интересы Христа.
Скромное украшение не грех. Украшаться для женщин естественно. Такими их создал Бог. Он сказал Израилю: «Я надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец» (Иез.16:10-12).
Однако Бог, давший Израилю наряды, «сдирал» их, когда тот отступал от него и поражал народ пленением и смертью. Если внешняя красота не сочетается с внутренней, Бог её отнимает. Пророк Исайя пророчествует: «…в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо» (Ис.3:18-23).
Украшения достойны носить те, чей внутренний мир соответствуют требованию Писания: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах“ (1Пет.3:3-5,7).
Нам нужно переживать не по поводу физических недостатков, а по поводу слабого преуспевания в том, что необыкновенно ценит Бог. Видит ли Бог, дорогие сестры, в вас кроткий и молчаливый дух? Покорность своим мужьям? В этом ваша настоящая красота, а не в нарисованных бровях, не в накрашенных ногтях и губах, не в перстнях на каждом пальце.
Видит ли Бог, дорогие мужья, что вы великодушно превозносите своих жён и преданы молитве? Ведь именно в этом ваша настоящая мужественность, а не в крутой машине или зычном голосе.
Нельзя забывать, что красота является серьезным искушением, которое её обладатели не всегда выдерживают. Первый царь Израиля Саул был красивей всех, но оказался непослушным, завистливым и агрессивным и погубил себя. Сын Давида Авессалом также был неотразимо красив, но душа его была мерзкой: он поднял руку на своего отца и умер позорной смертью. Поэтому не сетуйте, что вы не так красивы, как Давид или Эсфирь. У вас меньше препятствий в достижении довольства. Меньше искушения возгордиться и отступить от Бога.
Бог не ошибается в своих определениях, в том числе, и в отношении нашего внешнего облика. Павел пишет: «Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1 Кор.15:38). Бог хочет, чтобы мы Его прославляли в том теле, какое Он нам дал. Тело – это важный инструмент прославления. Оно может быть изящным, как скрипка или простым как кувалда. Важно, чтобы и скрипка и кувалда послужили славе Божьей!
Нам нужно научиться с помощью Божьей принять себя с нашими плюсами и минусами и не роптать на то, каким вы явились на свет. Рассказывают, что когда некий художник принялся рисовать портрет Кромвеля, тот, зная страсть художников приукрашивать лики знаменитостей, сказал: «смотри, не забудь нарисовать все мои бородавки и все такое». Кромвель принял себя таким, каким создал его Бог, и имел мужество с этим жить. В телесных изъянах нет вашей вины. Для верующих ясно, что дисгармонию в мир принёс грех. Если бы не грех, все люди были бы красивыми и здоровыми. Но поскольку земля несёт проклятие Божие, кому-то выпадает участь быть неотразимо красивыми, кому-то обыкновенным, а кому-то нести бремя физических недостатков.
Один человек родился с волчьей пастью. Хотя врачи делали операцию, все-таки дефект был очевиден и его речь была нечистой. Он перенёс много насмешек. Особенно старалась одна девушка-одноклассница. Она мастерски передавала манеру его речи, так что все ученики смеялись. Прошло время, эта девушка вышла замуж и родила ребёнка с волчьей пастью. Бог воздал ей за насмешки над бедой человека. Кто-то сказал: «хочешь узнать, кто твой друг, – заболей!» Лучше стать другом для таких людей!
- Путь к довольству своей внешностью лежит через благодарность Богу.
«Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:13-17).
Давид осознавал себя Божьим творением и благодарил за это Бога. Каждая частица его существа является отражением славы Божьей. Жених и невеста в книге Песня Песней восхищаются Божьим дизайном друг друга. Благодарите Бога и вы!
- Путь к довольству своей внешностью лежит через посвящение тела Господу
«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего»
(Рим.12:1). Когда тело ваше служит Господу, молясь ему, участвуя в церковном поклонении, свидетельствуя о Христе людям, помогая нуждающимся, тогда вас исполнит чувство довольства, как бы при этом вы не выглядели! Христос сказал, что он впустит в рай не тех, кто хвалился способностью творить чудеса, а тех, кто помогал голодным, гонимым, нищим Его детям.
- Путь к довольству своей внешностью лежит через заботу о ней.
Будьте опрятны, вымыты, причёсаны. Если это необходимо, посоветуйтесь со специалистами, какая подойдёт вам прическа, или диета, или косметические средства. Если необходима косметическая операция, воспользуйтесь ей. Я знаю одну семью, где супруга безуспешно боролась с весом, пока не сделала операцию по поводу уменьшения объема желудка, и после этого ей удалось сбросить лишние 60 килограммов. Если наши заботы о благополучии внешности продиктованы желанием соответствовать возрастной и физической норме, в том нет ничего греховного. Ваше тело – храм Святого Духа, и оно должно выглядеть прилично. Только не ухаживайте за собой, чтобы понравиться людям, это грех!
- Путь к довольству своей внешностью лежит через молитву
Когда вас одолевает печаль о ваших физических изъянах, просите Господа направить ваши мысли в русло, указанное апостолом Павлом: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами» (Фил. 4:8,9). Когда невзрачная внешность озаряется духовным светом, она становится очень притягательной. Ограничивая людей во внешней привлекательности, Бог хранит их от самолюбования и поощряет направить усилия на проявление духовной красоты. Ее не оценят плотские люди, зато ей радуется Бог: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»
(1 Пет.3:3,4).
2. Будь доволен социальным статусом!
Павел обращается к рабам, которые чувствовали себя униженными из-за своего низкого социального статуса и страдали от произвола господ: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом».
Мудрый Соломон с болью описывал бесправную и горькую участь рабов: «И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видали злых дел, какие делаются под солнцем» (Еккл.4:1-3). Разве не станет раб завидовать свободному? Разве не возмечтает о жизни, которой он волен распоряжаться по своему усмотрению, а не по воле хозяина?
А господа были чаще всего суровыми. Кажется, сама Библия одобряла их строгость: «Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается» (Прит.29:19). Это значит, раба можно научить только палкой. И господа старались ею научить уму-разуму. Если раб погибал от ударов, хозяину не грозила ни уголовная, ни административная ответственность. «Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном» (Пр.12:19-21). Поэтому господа не особенно заботились о быте рабов, чтобы у них была чистая постель, личное пространство и медицинское обслуживание. Раба можно было продать, обменять, отпустить. Особой заботы о его благе не проявляли.
Эта проблема остаётся актуальной и по сей день. Хотя официально рабство упразднено, однако социальное расслоение есть и продолжает усиливаться. Богатые и бедные живут в разных мирах, и антагонизм между ними не ослабевает. Что советует Павел верующим рабам?
Во-первых, не смущаться своего положения: Рабом ли ты призван, не смущайся. Нужно рассматривать своё социальное положение, как допущенное Богом трудное призвание. Чем труднее призвание, тем ближе к человеку Господь и тем большая награда его ожидает. Наглядным примером служит история бедного и больного Лазаря, рассказанная Христом в 16 главе евангелия от Луки. Этого человека выселили из квартиры за долги. У него не было медицинской страховки и родственников, которые приютили бы его. Он умирал в канаве, всеми отвергнутый и забытый.
Однако как все изменилось на том свете! Этот земной бедняк находится на коленях Авраама и наслаждается благами рая, в то время как пренебрегавший им богач страдает в пламени ада. Социальные проблемы носят временный характер. Лучшее для праведных страдальцев – впереди.
Во-вторых, Павел советует рабам при возможности стать свободными: но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
В одной христианской песне поётся:
Для Всемогущего не трудно
Богатых в бедных превратить,
И всех, живущих в доле трудной,
Земным богатством наделить…
Благовестник братства Василий Васильевич Иванов-Клышников писал брату миллионеру Дею Ивановичу Мазаеву: «Мы с тобой в одинаковых искушениях: я нахожусь в узах бедности, а ты в оковах богатства, но предадим себя Господу Иисусу, и Он сделает нас свободными». Так оно и произошло. Иванов освободился от земной жизни и вошел в богатую вечность, а Мазаева от земного богатства «освободила» революция.
Богу все возможно! Рабство это не брачное состояние, в которое люди входят добровольно пока смерть не разлучит их. Рабство – одно из зол, придуманных грешным человеком для превращения себе подобных в рабочий скот.
Когда Бог даёт возможность освободиться от рабства, грех ею не воспользоваться. Понятно, что освобождение должно быть законным, а не насильственным или обманным. Поэтому не смущайтесь и вы законным образом улучшить своё положение на работе или в семье, не бойтесь найти лучшего работодателя, открыть свой бизнес, поправить жилищные условия. Бог не всегда повелевает идти в гору. Иногда Он позволяет часть пути пройти под горку.
В-третьих, верующим рабам важно осознать ценность духовной свободы во Христе. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа;
У верующих есть удивительный дар духовной свободы со многими чудесными гранями: свободой от рабства греху; свободой обращаться к Творцу миров «Отче наш», свободой от рабства закону; свободой получать от Христа все необходимые блага. Физическая свобода ценна, но неизмеримо больше ценна свобода духовная. Ею можно утешаться, ею можно хвалиться, в ней следует пребывать. Утратить свободу во Христе – величайшее бедствие.
С другой стороны призванный свободным есть раб Христов. Такой свободы, чтобы делать все, что хочешь, не существует. Социально свободный человек при своём обращении становится рабом Христа и вопрошает Господа: «Что повелишь мне делать?». У раба Христова нет ничего своего: тело его – это члены Христовы, семья – это домашняя церковь Иисуса Христа…
В четвёртых, христиане должны дорожить искуплением: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом». Для христиан первого века существовало искушение перестать быть рабом Христа и оказаться рабом людей. Господа могли быть жестокими и не считаться с нуждами рабов, их усталостью и настроением. Таких господ легко возненавидеть и исполнять их приказы с видимой угодливостью. Тогда христианин будет не рабом Христа, а рабом человеков, а это обесценит жертву Христа. Допускать этого никак нельзя!
В послании к Колоссянам Павел пишет: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол.3:22-24). Искупление – это приобретение в собственность, под полный контроль. Апостол Павел сам считал себя рабом Иисуса Христа и не имел земного счастья пожить для себя. Его жизнь не была спокойной и беззаботной: опасные евангелизационные путешествия, тюремные застенки, ежедневное стечение людей, забота обо всех церквах. Он трудился по силам и сверх сил. И при всем этом прославлял своё служение. Он почитал счастьем быть искупленным в собственность Христу и не чуждался великих трудностей служения.
3. Будь доволен семейным положением!
Мне не раз приходилось заполнять анкеты, в которых предлагалось выбрать нужный вариант семейного положения: холост, женат, разведён, вдовец. Эти статусы имели место и при жизни апостола, и, пока стоит мир, людям не избежать того или иного из них. Но важно в любом случае быть довольным своим положением. Вначале апостол обращается к безбрачным.
Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. 26 По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.
Павел высоко ценил брак. Но предвидя, что время относительного спокойствия коротко и скоро начнутся повсеместные гонения, он советует воздержаться от свадеб, ибо семейным будет сложнее претерпеть трудности, чем несемейным. При этом он проводит различие между повелением от Господа, которое верно на все времена, и личным мнением, которое применимо к той или иной конкретной ситуации.
Безбрачный статус позволителен по трем причинам: (1) если не нашлась вторая половина, (2) если вступить в брак не позволяет состояние здоровья, (3) если имеется призвание от Бога к особому служению. Во всех иных случаях безбрачие создаёт проблемы. Подаётся соблазн другим – ведь многим хочется иметь семью, растить детей, а вы своим безбрачием игнорируете эти потребности и тем самым им невольно вредите. Ужасно, когда безбрачие является следствием самолюбия: мне и в одиночестве хорошо, я живу для себя и в своё удовольствие. Это опасное убеждение. Сознательное уклонение от брачных обязанностей по эгоистичным мотивам — грех. Павел пишет: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим.15:1,2). Мы должны жить для блага других. Когда человек не угождает ближним, он взращивает в себе эгоизм. Угодить ближнему подчас сложнее всего!
Бывает, что страх ответственности отвращает от брака. Однако Господь помогает Своим детям справиться с ответственностью. А тягот немало и у одиноких людей. Лучше руководствоваться библейским принципом «нехорошо быть человеку одному» и жить в браке. В целом же безбрачие по правильным причинам – хорошее дело, и его нужно воспринимать как дар от Бога.
Затем апостол Павел обращается к семейным: 27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
Павел имеет в виду мужчин, имевших неверующих жён. Жизнь с неверующей половиной часто трудна. Она не разделяет духовных устремлений мужа, не благословляет его на служение, не молится с ним, ревнует его к церкви и постоянно выражает своё недовольство. Неверующую жену часто использует дьявол для своих нападок. В таких условиях есть искушение задуматься о разводе. Павел говорит верующему мужчине: «Не ищи развода. Трудные времена разлучат тебя с женой, и лучше расстаться из-за гонений, чем из-за нежелания нести крест! За перенесение гонений тебя ожидает награда, за развод – наказание».
Далее апостол обращается к вдовцам: Остался ли без жены? не ищи жены. Поскольку гонения совсем рядом, брак может пострадать от них. Лучше потерпеть трудности холостой жизни, чем тяготы семейной. У нас возникает вопрос: трудные времена не приходят сами собой, их допускает Господь, ведь кто как не Он ставит царей, которые устраивают гонения? В чем смысл этих трудностей? Кто-то сказал: «хорошие времена создают слабых христиан, а слабые христиане создают плохие времена». Во времена гонений отсеиваются лжехристиане и очищаются настоящие. Церковь пополняется героями, которые впоследствии и создают хорошие времена.
Однако совет Павла – это не приказ, имеющий обязательную силу, а совет доброго пастыря. Верующие свободны воспользоваться им или отклонить его. И чтобы верующих не судила совесть, что они согрешат, не следуя совету Павла, он ясно заявляет: 28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Какое чуткое пасторское сердце имел Павел! Он не манипулирует виной, не грозит карами тем, кто поступит вопреки его совету. Он не желает, чтобы верующие в «серых» областях жизни бездумно принимали чужое решение вопреки своей воле. Павел уважал право свободного выбора, но поощрял верующих искать во всем волю Господа. Верующие не должны бояться принимать решения. Иногда они выбирают не между хорошим и плохим, а между хорошим и очень хорошим!
В этой ситуации мы видим сочетание Божьей суверенности, которая все направляет и контролирует, и человеческой инициативы. Они не исключают, но непостижимым образом дополняют друг друга. Мы должны молиться так, будто все зависит от Господа, и действовать так, будто все зависит от нас.
Миссиолог Нолан Дж. Харкнесс писал: «Страна Шотландия когда-то была самой евангелизирующей страной в мире, отправляя миссионеров, Библии и библейскую литературу в большее количество мест, чем любая другая страна того времени. Затем была принято «новое» учение, согласно которому воля человека не играет никакой роли, а все решает суверенный Бог. Всего за несколько лет Шотландия превратилась в страну, в которой было наименьшее количество миссионеров, наименьшее количество Библий и наименьшее количество евангельской литературы».
Вот как дорого обходятся теологические ошибки в понимании суверенности Бога и человеческой ответственности! Итак, предоставив верующим свободу избирать брак или безбрачие, Павел формулирует важный и обязательный принцип, которым всегда должны руководствоваться верующие:
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. 32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. 35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
Я бы сравнил этот совет Павла «иметь и быть неимеющим» с путешествием в какую-нибудь страну. Путешественник может и должен восхищаться достопримечательностями местности, архитектурой, музеями и кухней этой страны. Он смело пользуется гостиницей и транспортом, услугами такси и экскурсоводов, он знакомиться и разговаривает с людьми, однако он не привязывается к гостиницам, музеям и людям до такой степени, чтобы остаться здесь навсегда. На родине у него есть дом, куда он должен вернуться, и друзья, с которыми должен быть. Христиане должны быть странниками и пришельцами, не привязанными к земному. Есть семья – хорошо, нет семьи – тоже хорошо. Есть о чем поплакать – бывает и такое, но только не следует с головой погружаться в скорбь. Есть возможность что-то купить – хорошо, если нет её – значит, и не нужно. Ничто не должно порабощать и связывать нас.
Но вот что должно захватить нас целиком: заботится о Господнем, как угодить Господу. Служение Господу – единственное, что окупается вечной наградой. В сравнении с ним все остальное пыль и прах. Брак ценен служением Господу и безбрачие ценно тем же. Таким образом, девство или брак, материальные возможности или их недостаток должны рассматриваться нами как благословенные состояния, которыми нужно быть довольными, когда они есть, однако быть готовыми все оставить ради Бога.
Мне памятен пример моей бабушки, которая в 1961 году в возрасте 82 лет приехала помочь нашей семье. Она присматривала за детьми, вязала носки, готовила пищу, убиралась в доме. Вместе с тем она имела при себе узелок, в котором хранилась ее похоронная одежда. Она была готова и к служению, и к переходу в вечность. Дай и нам Бог быть готовыми как служить Господу, так и встретить Его. Дорогие друзья! Довольны ли вы вашим семейным статусом? Или вы огорчены на Бога?
4. Будь доволен решением старших
36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.
Мы уже говорили о непререкаемости авторитета отца в иудейской и греческой семье. Отец решал все вопросы, в том числе и вопросы семейного устройства для своих детей. И над отцовским решением не были властны ни мир, ни церковь, ни сам апостол. Отец может поступить как хочет, и его решением нужно быть довольным.
Все девочки мечтают о своём принце, и когда отец находит его для своей дочери, исполнить его волю о замужестве приятно. Но гораздо сложнее смириться с противоположным решением, которое в нашу эпоху кажется немыслимым: Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. 38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.
Наверное, в случае решения отца о безбрачии согласиться с его волей не так просто. Конечно, можно убеждать отца поменять решение, но если его слово как кремень, то лучше не идти против него. Писание говорит: «дети, повинуйтесь своим родителям».
Вспоминается непревзойденная покорность неразумному отцовскому решению дочери Иеффая: «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. И пришел Иеффай к Аммонитянам — сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; …И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься. Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом — и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам».
Богословы дискутируют, было ли жертвоприношение дочери реальным или было заменено обетом безбрачия, ибо дочь на два месяца удалилась в горы оплакивать своё девство. Для нас здесь главное – безусловное согласие дочери с тяжелым решением отца. Многие практикуют послушание, которое им ничего особо не стоит. «Дети, идите обедать!», – зовёт мать. Разве трудно послушаться приятного призыва? Или муж говорит жене: «Ты не против пойти со мной в магазин? Я хотел бы купить тебе платье!». Нормальная женщина мигом согласится проявить послушание. Но послушание лишь тогда ценится по-настоящему, когда переступаешь через себя и делаешь то, что не хочешь, но должен сделать.
Фактически в этом частном вопросе повиновение решению главы семьи видится более широкий аспект: повиновение старшим в церкви и обществе. «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь» (Лев.19:32). «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5). Как редко теперь можно встретить повиновение старшим! Кажется, при наличии ясного повеления «жены, повинуйтесь своим мужьям» в семьях не должно быть конфликтов. Однако любая женщина, имеющая самого святого мужа, скажет, что ей подчиняться не хочется. Подчинить его себе – да, но подчиняться – нет! Как редко стали прислушиваться к советам служителей! Хотя служители несовершенны, все же через них Бог может оказать помощь душе. Конечно, если их советы идут вразрез со Словом Божьим, вы имеете право не слушать их. Но если они открывают Библию и ссылаются на записанное в ней, но вы этого не принимаете, то лишаете себя многих благословений. В таком случае вы не верите, что Бог действует в церкви и может наставлять нас через служителей.
Есть верующие, не считающие за грех осуждать служителей, спорить со служителями, не слушать служителей. Такая анархия чревата плохими последствиями: «…противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:2).
Писание призывает нас повиноваться старшим:
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17).
«Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес. 5:12-13).
О, если бы мы понимали ценность послушания! «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов». Послушание лучше, чем религиозная деятельность! Оно будет высоко вознаграждено Богом. О Христе сказано: «…смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:8,9). В Своём послушании Христос переступил через Себя, приняв вместо почести позор, вместо жизни смерть.
Говоря о послушании старшим, Павел опирается на Божий закон: « Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия».
Апостол говорит о браке, как о связанном Божьим законом состоянии. Закону не следует противоречить, не следует нарушать. Закон дарован для нашего блага, и нужно поступать в соответствии с ним.
Член палаты представителей американского сената христианка Лорен Боберт на встрече с группой женщин-христианок рассказала, что много лет молилась Богу, чтобы ее муж пришёл к вере. Она не только молилась, но использовала закон брака – подчинение – чтобы не создавать мужу препятствий к вере.
«Я разговариваю со многими женщинами, которые чувствуют, что у них нет цели, потому что не находятся на высокой жизненной позиции. Однако они не видят высокого призвания в своём собственном доме… Влиять на детей, влиять на мужа, даруя ему прощение, когда его не длжно было быть. Оказывать ему честь, когда моя плоть хочет обесчестить его. Уважать его, когда уважать не за что.
Бог повелевает нам поступать так не потому что это легко, а потому что Он благословил нас делать это. Благодать не в том, чтобы просто покрыть твой грех. Благодать – это сила добра. Это отражение Бога в вашем сердце, которое видят другие люди. Когда вы устремитесь к Богу, неверующий муж устремится за вами».
Как же стяжать довольство своим внешним видом, социальным и семейным статусом, довольство решениями старших?
Павел писал филиппийской церкви: «…я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4: 11-13). Павел рассматривал жизнь, как школу обучения довольству. Он стремился быть довольным, когда не было крыши над головой. Когда не было гроша в кармане. Когда не было куска хлеба. Когда не во что было одеться. Когда нечем было согреться. Когда нещадно палило солнце. Когда злословили и преследовали враги. Ключ к довольству – согласие со Христом: с тем, какими путями Он ведёт, какие трудности и благословения Он допускает. Павел верил, что Божьи намерения всегда во благо и на добро. И он советует обращаться к этому источнику верующим всех времён и народов: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32).