Сущий на небесах

Принцип четвертый: молитесь, проникнувшись сознанием Божьего величия!

На этот принцип указывают слова: «сущий на небесах». Нас должно радовать сознание, что мы удостоены чести обращаться к непревзойденно великому Богу.

Молитесь, сознавая вечность Бога – «сущий»

Величие Бога проявляется в Его вечности. Слово сущий указывает но то, что Бог всегда был, есть и будет. Именно под этим именем Бог впервые открылся Моисею в Синайской пустыне у объятого благодатным огнем тернового куста.

Безбожники любят задавать каверзный вопрос: а откуда появился Бог? Кто Его сотворил? Они не понимают, что к вечному Богу такой вопрос неприменим.

Вечность Бога самым непосредственным образом затрагивает сферу наших взаимоотношений с Ним, потому что определяет неизменность Его характера. Если в нашем мире меняют свои очертания континенты, меняется климат, меняются времена года, меняются политические и экономические системы, меняется жизнь каждого живого организма от расцвета к увяданию, то Бог пребывает в неизменной вечности. Библия провозглашает: «…в начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс.101:26-28) .

Иметь дело с вечным Богом — значит пребывать в стабильных и предсказуемых отношениях с Ним. И эта Божья стабильность, выраженная в Его обещаниях, придает силу нашей молитве.

Посмотрите на Божьи обещания — они так же свежи, так же актуальны, так же неизменны, как и тысячи лет назад!

«Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер.31:3).

«Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:10).

Имея в виду надежность Божьих обещаний, Иаков, переживавший за сохранность своей семьи от злобного Исава, молился:

«И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!10 Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми. Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества» (Быт.32:9-12).

Подобно Иакову, каждый из нас может основывать свои прошения на Божьих обещаниях, помня, что Бог неизменно их выполняет!

Молитесь, осознавая превознесенность Бога!

Выражение «…сущий на небесах» говорит об этом славном качестве. Слово небо употребляется в Библии в двойном значении: как физическое небо с его атмосферой и облаками и как место, где вечный Бог более, чем где — либо являет Свое славное присутствие (2Пар.30:27). На небесах живут Ангелы (Мр.12,25), на небесах Христос совершает Свое ходатайственное служение за спасенных (Евр. 9:24), на небесах будут вечно жить верующие во Христа (Фил.3:20).

Мы не должны думать, что небеса полностью вмещают в себя Божью сущность. Мудрый Соломон сказал, что небеса небес не вмещают Бога (2 Пар. 2, 2-6). Он пронизывает Своим присутствием и небо, и землю, и преисподнюю. Я хотел бы привести девять характеристик превознесенности Бога и показать, как они влияют на молитву.

• Бог превознесен Своей трансцендентностью

Разница между Богом и творением такая же, как между художником и Его картиной, между гончаром и глиняным сосудом, между часовщиком и часами. Бог спрашивал древний Израиль: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» (Ис.46:5). На эти троекратные риторические вопросы ответа нет. Бог абсолютно иной: Он не познаваем в своей сущности и непостижим в своих делах. Наше знание о Нем отрывочное и поверхностное! «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1Кор.8:2).

Вот почему мы не вправе ни изображать Бога, ни тем более молиться Его изображениям. Изображения Бога безмерно уничижают Его непревзойденную славу. Они сравнивают несравнимое и ставят на один уровень Творца и творение. Молясь на изображение Бога, человек на самом деле молится идолу.

Знание превознесенности Бога помогает преодолеть страх перед темными силами. Сатана и бесы были созданы Богом и поэтому абсолютно подвластны Ему: без Божьего повеления они не двинут ни хвостом, ни копытом. Это дает нам объективное основание придавать решительное значение Господу, а не сатане или человеческому произволу. И потому будем постоянно прибегать к Его защите, твердо веря в способность Бога обуздать силы зла: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь» (Рим.16:20).

« Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян.4:23-31).

• Бог превознесен Своей святостью

Святость — основное свойство Бога. Святость Бога есть огонь поядающий, перед которым не устоит ни один грешник. Святость Бога вселяет ужас в праведных, так что они не могут не вопиять о милости. «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:1-5).

Чем более мы преисполнены сознанием святости Бога, тем сокрушеннее будут наши молитвы, ибо ослепительный свет Божьей святости выявляет самые затаенные пороки сердца, заставляет совесть жечь его укорами. Разве будет в этом случае молитва легковесной и лишенной чувства?

• Бог превознесен Своей непостижимостью

Наше познание Бога более чем примитивно. Это обусловлено непостижимостью планов и дел Божьих: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. (Рим.11:33-36)

Без преувеличения можно сказать, что в отношении познания Бога мы подобны людям, которые видят изумительно красивую коробку с надписью «Торт вишневый», но раскрыть и попробовать ее не могут. Они знают, что торт очень вкусный, но только теоретически. Лишь в вечности мы познаем Господа практически! «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12).

Непостижимость Божия должна смирять наше неуемное желание узнать все и сразу о наших сложных обстоятельствах. Нам вовсе не обязательно знать причины Божьих действий, а доверять их благому конечному результату.

В псалме 130 Давид говорит о собственной проблеме непонимания путей Божьих. Он сравнивает себя с младенцем, который не ведает, почему любимая мама отняла его от груди, не дает ему слушать биение своего сердца и сладко засыпать на ее руках? Отстраненность матери совершенно непонятна ребенку, и он пытается плачем привлечь ее внимание. Он хочет вновь ощутить ее заботу и ласку, устранить нежданно возникший стресс.

Давид не понимал действий Бога, однако, правильно повел себя в столь сложной ситуации. Во-первых, он не пытался объяснять то, что Бог не объясняет:

«Песнь восхождения. Давида. Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое».

Страдать, не зная причин своего страдания, ужасно тяжело. Хочется поскорее найти ответ на вопросы: кто виноват и что делать? Но если Бог молчит, а мы начинаем придумывать за Него ответы, мы непременно попадем в положение друзей Иова. Они попытались объяснить причину страданий своего друга и наговорили ему много обидного и неверного. Они исказили характер Бога. Было бы лучше посочувствовать другу и уйти в безмолвии домой!

Во-вторых, Давид не позволил эмоциям взять над ним верх. Он твердо контролировал их: «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди». Эмоции слепы, мы не имеем права доверяться им, а не Божьему откровению. И средствами подчинения и умиротворения эмоций могут стать молитва, повторение Божьих обетований, духовные песнопения, общение с верующими и даже прогулка в парке.

В-третьих, Давид доверил Богу определить время и способ решения проблемы: «Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек». Уповать – это значит опираться на Бога — непоколебимую скалу веков. Так поступил Авраам, когда опирался в ожидании рождения сына не на свои или Саррины способности, а на возможности Бога. «…Не поколебался в обетовании Божьем неверием, но пребыл тверд, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим.4:20-21). Воистину, непостижимость Бога не менее других Его славных свойства побуждает нас молиться Ему!

• Бог превознесен могуществом

Когда мы говорим о могуществе Бога, мы подразумеваем в первую очередь Его могущество, явленное в создании мира. Как человек без труда держит в руке теннисный мячик, так Бог держит в Своей ладони Вселенную, гигантские размеры которой не поддаются никакому осмыслению.

Хотя это проявление могущества весьма грандиозно, все же не оно привлекает меня в первую очередь. Меня привлекает способность Господа обращать зло в добро. Иосиф говорил своим братьям: «…вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт.50:20).

Это обстоятельство всегда побуждало людей молиться! Евангелист сообщает: «Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него» (Лук. 5:12,13). Что, если не могущество Христа побудило прокаженного к преклоненной молитве и обратило зло болезни в добро исцеления? Оно и нас мотивирует открывать пред Ним наши желания!

• Бог превознесен богатством!

Он самодостаточный Бог! В Его прямой речи к Своему народу это представлено самым выразительным образом:

« …не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» (Пс.49:9-13). Нет квадратного миллиметра во Вселенной, о котором Господь не сказал бы: «Это Мое!». Какое счастье сознавать, что мы принадлежим несметно богатому Богу, давшему нам право обращаться к Нему за духовной или материальной помощью. Какое счастье знать, что Он дает все просто и без упреков!

Апостол Павел, как никто другой сознававший богатство Бога, дерзал обращаться к Нему с такой ходатайственной молитве за святых: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:14-19).

• Бог превознесен верностью

Верность в выполнении данных обещаний — славнейшее качество Бога. На него опираемся мы, когда чего-либо просим у Бога. «Напоминая» Богу о данных Им обещаниях и ожидая их исполнения, мы радуем Его сердце и придаем нашей молитве уверенный характер.

Пророк Даниил писал: «…в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. И молился я Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих» (Дан.9:2-5). Даниил был вдохновлен на эту молитву обещаниями Бога через семьдесят лет освободить Израиль от вавилонского пленения. Семьдесят лет было на исходе, когда престарелый пророк возносил эту потрясающую покаянную молитву за свой народ.

• Бог превознесен мудростью

И это качество Создателя самым прямым образом усиливает молитву. Во-первых, оно усиливает нашу хвалу Богу. Апостол Павел, размышляя о мудрости Бога, не мог удержаться от бурного восхваления Его грандиозных планов: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим.11:33-36). Во-вторых, мудрость Божия придает нам дерзновения в просьбах наделить нас даром мудрости в принятии решений: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак.1:5).

• Бог превознесен милосердием

Именно за это качество Господа ухватилась женщина-язычница, когда просила Его о помощи. «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матф.15:22-28).

Кажется, все обстоятельства обратились против женщины: ее отчужденность от Израиля, молчание Христа, затем сравнение с собакой и недвусмысленный отказ в помощи… Однако все преодолела она своей молитвой, ибо верила в великое милосердие Христово: Он не откажет даже тем, кто не имеет право на Его милость.

• Бог превознесен справедливостью

Это качество Бога дало силу молитве Авраама, когда он ходатайствовал за спасение своего родственника: «…Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке — я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за [недостатком] пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. [Авраам] продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю [того] и ради сорока. И сказал [Авраам]: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. [Авраам] сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. [Авраам] сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» (Быт.18:22-33).

Итак, мы рассмотрели превознесенность Бога, понимание которой должно сопровождать нашу молитву. Только тогда молитва будет сильной, содержательной и целеустремленной, если, читая Писание мы будем постоянно обращать внимание на его откровение о Божьем характере. Чем лучше мы знаем характер Бога, тем лучше будет наша молитва!

(Продолжение следует…)

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ