О покрытии головы

Покрытие Головы Поясните пожалуйста,как женщина должна относиться к покрывалу на голове 1 Кор.11гл. И как должна выглядеть женщина-христианка?
Спасибо за вопрос о должном отношении женщин к покрывалу. Этот вопрос ясно изложен апостолом Павлом, и если непредубежденно  читать написанное им,  то другого вывода не сделаешь:  во время богослужения женщина должна иметь на голове покрывало, как знак ее покорности Божьему установлению  быть помощницей мужу. Однако гордость мешает буквально понимать текст 11 главы 1 Коринфянам   и начинаются поиски иных объяснений. Так и для Евы было неприемлемым буквальное понимание слов Бога «не вкушайте и не дотрагивайтесь, смертью умрете».  Она истолковала так, что вчера было нельзя, а сегодня можно…   Я  не нашел ничего лучше, как сослаться на Международную христианскую газету, которая этот вопрос обсуждала. И чтобы вам долго не искать этой статьи, я привожу ее ниже. Что касается одежды женщин, то основной принцип в одеянии не столько цвет или фасон, сколько прославляет ли одежда Бога, свидетельствует ли она о скромности и целомудрии?
Если она удовлетворяет этим критериям, ее можно одевать. Надеюсь, вы поступаете именно так!

О покрытии головы

Небольшая юмористическая заметка «Торжество протестантизма» неожиданно насобирала более сотни комментариев и породила очередные вопросы ко мне, как хозяину блога. А еще было такое вот замечание: «Ну, вас-то, Андреас, я приятно для себя считал скорее консервативным, нежели либеральным». В качестве теста на приверженность консерватизЬму мне был предложен и вопрос – мое отношение к косынкам.
«Традиционная церковь», «законники», «фарисейство», «правильное христианство»… Все эти термины нередко встречаются теперь в христианской среде и в большинстве своем произносятся эдаким попустительски-снисходительным тоном:   пережитки, дескать, прошлого, за букву закона ухватившиеся, дух же Евангелия отвергнувшие».
Кроме того «фарисеям» приписывается нетерпимость и отсутствие всякой толерантности, неудержимой тяги к разделениям и принципиальное нежелание достигать единства. А еще чуть ли не маниакальное стремление навязать «либерально настроенным» свои правила жизни, стили одежды, ну и, конечно, свое понимание Библии.
Да простят меня либералы, но к ним я абсолютно равнодушен. Ни стремления им что-то «навязать», ни тем более, переубедить их в чем-то во мне не наблюдается. Дышу в их сторону ровно. Считаю, хозяин – барин, или как говорили немцы, „Jedem das Seine“ («Каждому – своё!»). Кстати, по вопросам пресловутого единства церкви, а также сложностях во взаимопонимании людей в рамках поместной церкви я тоже уже успел высказаться и даже предложил свой вариант «разделения» церквей, в случае, если ужиться вместе кому-то не удается.

Что до сути вопроса…
Да, у нас в церкви женщины покрываются. И ни у кого с этим проблем не ощущается. Во всяком случае, мне, как пресвитеру, о них не известно. Считаю, что вопрос имеет не только внешнюю, но и духовную сторону, о которой замечательно написал глубокоуважаемый мною д-р С.В.Санников. К написанному сим мудрейшим мужем я ничего добавлять не хочу. (Много ссылок сегодня – а что делать? Читающий да разумеет.)

Конечно же, известно мне и о другой точке зрения, которая заключается в том, что наставление Апостола Павла относится исключительно к церкви Коринфа. Если рассуждать в таком ключе далее, то и другие вопросы (как-то: дары Духа Святого, порядок проведения Вечери Господней и прочая…) нужно оставить им же, коринфянам, то есть. При этом, однако, становится непонятным, для чего эти Послания вообще нам нужны? Ну, ежели они к коринфянам!

В нашей церкви Библия понимается буквально – так, как написано. Без учета открытых ныне (и все еще открываемых) «контекстов». Если на протяжении веков люди принимали текст о покрытии головы в свой адрес (отсюда и термин «Опростоволоситься», имеющий откровенно отрицательную смысловую окраску), то с каких дел я вдруг должен пересматривать этот вопрос на том только основании, что кому-то захотелось переадресовать его коринфянам?

Плохо или хорошо относиться к библейскому тексту с почтением – не знаю. Уверен однако в том, что в ближайшее время мы не посмеем замахнуться на богодухновенность Писаний или же начнем выискивать «истинный смысл» того или иного выражения, что «на самом деле имел в виду тот или другой Апостол»…

Следующим шагом для любителей контекстов может стать присоединение к требованию признать БИБЛИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ КНИГОЙ. А что? Все сегодня поддается анализу и перепроверке. Чем Библия лучше?

Только вот если усомниться в Слове Божьем, то не останется вообще ничего, на что можно было бы опереться. Никакого более эталона, последней инстанции, незыблемой основы для своих убеждений. Ни-че-го! Каждый будет предлагать свои собственные контексты. Чем это закончится, по-моему, совершенно очевидно. Тем более, что в истории это уже было. Помните: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу...» (Ис. 53:6).

Можно называть это «законничеством», можно общепринятыми правилами поместной церкви. Как угодно. Но, кроме косынок, у нас в церкви, есть еще одно незыблемое правило. В данном случае, для проповедников. Никаких расстегнутых до пупа рубашек на кафедре (только галстук или закрывающая волосатую ХруТТь одежда) и длинный рукав. Нравится – не нравится, а хочешь проповедовать, изволь исполнять.

Такое же строгое отношение и к содержанию (подготовке) проповедей. Предваряю возможные реплики о том, что «неученые консерваторы» метут из-за кафедры «пургу». Есть разумный баланс во всем. Учености никогда не помешает личный опыт и сердечность. И наоборот.

Ну вот, теперь, вроде бы, всё. Спасибо, что дочитали до конца.

Искренне Ваш,
Андреас Патц

Покрытие головы

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11:3-16).
В наше время тема «покрытие головы» практически не рассматривается с богословских позиций. В большинстве церквей это установление принято как традиция, которую не обсуждают. Некоторые, так называемые «прогрессивные христиане» (особенно из молодежи) втихомолку посмеиваются над подобными «отсталыми взглядами», другие терпеливо соблюдают это правило не потому, что считают его верным, а только для того, чтобы «не соблазнять немощных».
Братья-служители чаще всего напоминают об этом установлении не объясняя его необходимости и догматической сущности, причем некоторые любители внешнего благочестия измеряют им святость сестер.
Следует сказать, что интуитивное нежелание сестер покрывать голову, в определенной степени связано с непониманием: почему и зачем они должны это делать?
Апостол Павел настолько ясно и недвусмысленно пишет, что верующая жена должна покрывать голову во время контакта с духовным миром, а мужу не следует это делать, что надо либо не хотеть видеть очевидного, либо иметь очень хорошую экзегетическую подготовку, чтобы путем сложных доказательств прийти к выводу, что Павел имел в виду нечто совершенно противоположное тому, что он написал. То есть читая: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову» (1Кор.11.4-5), надо предполагать, что Павел как будто имеет в виду, что к мужчинам это действительно относится, «ну а женщины и так имеет длинные волосы, подобные покрывалу и поэтому не стоит всерьез принимать мои слова». Но Павел, конечно, имел в виду именно то, что писал, а не то, что ему приписывают современные толкователи.
Почему же возникает искреннее непонимание и разномыслие по тому поводу? В иудаизме или мусульманстве такое непонимание невозможно в принципе, так как только христианство провозглашает равенство женщин и мужчин перед Богом и духовным миром. В нехристианских религиях женщина не может претендовать на такое же положение в Небесах как мужчина. Описывая же христианские отношения, Апостол Павел пишет, что во Христе «нет ни мужеского пола, ни женского» (Гал.3.28) и отсюда напрашивается вывод как будто логичный вывод: следовательно, никаких внешних знаков отличия между мужчинами и женщинами быть не должно.
Равенство мужчин и женщин перед Богом подтверждается также практикой, описанной в Новом Завете. Евангелисты рассказывают, что Христа во время земной жизни окружали и мужчины и женщины и Он никогда не отгонял женщин, как это делали иные иудейские раввины. Это относилось не только к иудеям, но и в отношении Иисуса к язычникам не было никакой дискриминации. Его Божественная милость была одинакова дарована и женщине-сирофиникиянке и мужчине – римскому сотнику. Можно сказать, что Мария Магдалина имела даже больше преимуществ перед воскресшим Иисусом, чем Апостол Петр. Она первая удостоилась увидеть Воскресшего. Марфа и Мария были любимы Христом не меньше, чем их брат Лазарь, женщины всегда окружали Иисуса и в большинстве случаев были Ему более верны, чем мужчины.
Однако равенство во Христе не означает равенство во плоти. Во Христе действительно нет половых и национальных признаков, но находимся ли мы во Христе всем своим трехсоставным естеством? Если взглянуть на собрание святых, то даже невооруженным глазом видно отличие мужчин и женщин, пожилых и молодых, африканцев и европейцев. Во Христе всех этих различий нет, но, находясь на земле, люди все еще имеют половозрастные, национальные и иные отличия. Очевидно, не стоит идеализировать положение верующих и считать, что они во Христе и духом и душей и телом. До момента перехода в вечность плоть будет иметь определенные признаки и именно на эти признаки обращает внимание коринфян Апостол Павел, когда говорил о покрытии головы. Он не призывает жен покрывать голову духовного человека, который во Христе, а он ясно говорит о человеческой плоти, которая еще не во Христе.
Идея равенства, как с точки зрения Нового Завета, так и с точки зрения опыта последних ста лет, с трудом может претендовать на продуктивность. Собственно Христос никогда не только не провозглашал идею равенства и не призывал к ней, но и не считал эту идею правильной. Бог есть Бог устройства (1Кор.14.33), Который стоит над всем и у Него в подчинении все элементы как духовного, так и материального мира, которые упорядочены между собой в стройную систему, в которой есть уровни и соподчинение. Если отдельные элементы этой системы не хотят быть на своем месте, а начинают претендовать на роль других элементов, то возникает дисгармония, дисбаланс и возмущение, которое приводит к расстройству всей системы.
Новый Завет нигде не говорит о равенстве начальствующих и подчиненных, родителей и детей, мужа и жены, хотя перед Богом все имеют равные права. Христос принес на землю не идею равенства, а идею единства, которая предполагает согласованность, отсутствие недовольства, единомыслие, но при этом сохраняется личная индивидуальность, субординация (т.е. взаимное подчинение) и наличие определенной иерархической системы. Апостол Павел наглядно иллюстрирует это положение на примере человеческого тела, каждый член которого находится в определенном подчинении у других членов, но при этом имеет равные права, хотя и неравные возможности. Успех действия тела в целом зависит не от функционального равенства (или уравниловки) всех членов, но от их единства и согласованного взаимодействия (1Кор.12.14-26). Таким образом, равноправие в каком-либо одном отношении не только не исключает, но даже предполагает иерархическое неравенство. Не все тело – глаз или ухо, пишет Павел (1Кор.12.17).
Ложное понимание равенства привело к ложно понимаемой свободе, которая выразилась в бестактном поведении во время Вечери Господней (1Кор.11.20 и 33-34), в неверном представлениям о церковной иерархии и в унижении авторитета Апостола Павла, в бесчинстве во время проведения богослужений (1 Кор.14.23) и в других аспектах. Подобная неразбериха царила и в семейных отношениях. Поэтому Апостол Павел посвящает первую половину 11 главы своего послания к этой церкви вопросам соподчинения.
В контексте этого рассуждения становится ясно; почему Апостол Павел ни разу не упомянул здесь слова «брат» и «сестра», а говорит только: «муж» и «жена». Понятия «брат» и «сестра» указывают на отношения равенства в духовных сферах, в то время как термины «муж» и «жена» говорят о соподчиненности в семейных аспектах. В данном рассуждении Апостола Павла интересует не проблемы единства и равноправия, так как эти вопросы он рассматривал в других посланиях (например, в послании к галатийским церквам), а вопросы правильного иерархического соотношения.
На чем же основывает Павел подчинение жен своим мужьям?
Прежде всего, необходимость и законность подчинения Павел выводит из соотношения между Богом и Иисусом Христом – Его Помазанником: «всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1Кор.11.3). То есть, истину о том, что «жене глава муж» Павел основывает на том, что во всем есть определенный порядок, который касается даже взаимоотношений Христа и Отца. Вопросы соподчинения Бога-Отца и Иисуса Христа необыкновенно сложны для прямолинейного человеческого восприятия. Так, в Священном Писании есть ряд мест показывающих равенство, то есть, тождественность и единосущность Небесного Отца и Его Сына – Иисуса Христа. «Я и Отец – одно» (Ин.10.30), «Видевший Меня – видел Отца» (Ин.14.9) и другие. С другой стороны Иисус находясь во плоти и выступая в качестве Христа-Помазанника Божия (то есть Мессии-Посланника), неизменно подчеркивает Своим поведением и Словом подчиненное отношение к Богу-Отцу и покорность Его воли. «Отец Мой больше Меня» (Ин.10.29; Ин.14.28). «Он, будучи образом Божиим … уничижил Себя … смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2.6-8).
Издревле Церковь видела в 1Кор.11.3 отношение Бога только к воплотившемуся, а не предвечному Сыну Божьему. Это подтверждается, также тем, что Апостол Павел употребил здесь термин «Христос», а не «Сын Божий». Понимание же некоторых богословов, что Сын Божий и до воплощения был подчинен Отцу (так называемый «субординационализм») всегда признавалось еретическим.
Анализируя каждый шаг жизни Иисуса Христа можно указать, что в Его поведении равенство с Отцом никогда не вступало в противоречие с Его подчинением Отцу. Он, будучи равен Отцу по сущности, никогда не уклонялся от подчиненности. В поведении же людей, как по отношению к Богу, так и по отношению друг к другу, равенство и соподчиненность уживаются между собой очень плохо. Иногда отношения равенства подавляются отношениями подчиненности. Например, в исторических церквах отношения подчинения рядовых верующих «духовным отцам» подавили равноправные братские отношения друг к другу. С другой стороны – в некоторых свободных протестантских церквах равноправные братские отношения возобладали настолько, что препятствуют церковной дисциплине и подчинению младших – старшим, рядовых верующих – пасторам и так далее. Равенство, которое превращается в «панибратство» подавляет подчиненность, которая должна быть в церквах. У Христа была идеальная гармония внутреннего равенства с Отцом и подчинения Ему.
Второй предпосылкой, на которой Павел пытается восстановить гармонию отношений подчиненности и равенства является приоритет творения. Павел переходит в своих рассуждениях из чисто духовной среды в историческую. Он выводит необходимость покрытия головы женами из истории творения: «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа, ибо не муж от жены, но жена для мужа» (1Кор.11.7-9).
Для Апостола Павла было совершенно очевидно, что первоначально Богом был создан не абстрактный человек, а именно мужчина, хотя некоторые современные издания Библии пытаются интерпретировать создание человека как создание «человеческого существа», не указывая на его пол. Понятия, которые применил Павел: «муж есть образ и слава Божий», указывают на параллель в иерархических отношениях. Бог как Творец мира, имея власть над всем творением, передал часть своей власти мужчине, которого Он сотворил. Именно Адаму Бог подчинил весь растительный и животный мир (1Быт.1.26). Жена же была создана как помощник, соответственный и подобный мужу. Она была взята от мужа и создана для мужа. Таково бесспорное утверждение Библии (Быт.2.20-23). Жена содействует и помогает мужу и только вдвоем они составляют единую плоть, предусмотренную Богом и в этом смысле жена становится «славой мужа». Именно из приоритета творения Павел выводит утверждение, что: «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа» (I Кор. 11,7). Следовательно, покрытие головы – это знак, указывающий на подчиненное положение жены, по отношению к мужу.
Муж и жена могут быть братом и сестрой в Господе и в духовном отношении они совершенно равны. Но благодать, делающая всех равными пред Богом, не устраняет соподчинения, относящегося к плоти. Поэтому и сказано, что только во Христе нет ни мужского пола, ни женского (Гал.3.28), а по плоти есть соподчинение полов. Муж остается главой жены до тех пор, пока они находятся во плоти, следовательно и знак этого подчинения должен сохраняться, пока жена находится во плоти.
Следовательно, замужняя сестра, имея покрытую голову, как знак подчинения мужу, как бы говорят всему окружающему миру: «Я подчиняюсь положению, установленному Богом. Я не решаюсь через полученную благодать уничтожить Божий принцип подчинения». Таким образом, верующим сестрам дана привилегия и обязанность разъяснять и демонстрировать установление Богом отношения соподчинения в семье для окружающего мира, который ревнует об эмансипации и уничтожении Божьего порядка.
Покрытие головы, как знак повиновения определенной власти, является свидетельством не только для видимого мира, но и, как утверждает Апостол Павел – «знаком для Ангелов» (1Кор.11.10), то есть свидетельством для невидимого духовного мира.
О чем свидетельствует Ангелам этот знак? Конечно не о замужестве носящей этот знак. Писание явно указывает, что это знак, свидетельствующий о власти мужа над ней, а не о самом факте замужества (1Кор. 11.10). То есть, сестра, покрывающая свою голову, свидетельствует Ангелам о своем добровольном подчинении мужу. Она как бы говорит этим знаком: «я покрыла голову, так как не стремлюсь быть главою. Я принимаю мужа, как своего главу даже если он и не заслуживает этого, но я подчиняюсь прежде всего Божьей иерархии и установлению Божию, а не заслугам мужа и своим рассуждениям».
Зачем Ангелам это свидетельство, и для каких Ангелов оно дано? Писание говорит, что некогда в небесной иерархии произошла катастрофа: одни из Ангелов, наиболее близких к Богу, отказался подчиняться. Гордость привела его к мысли стать равным Богу. Другими словами отношения равенства возобладали в нем по сравнению с отношениями подчинения. Произошло нарушение равновесия между равенством и господством. Попытка утвердить равенство привела его к низложению и глубочайшему падению. В результате этой катастрофы множество других Ангелов также возмутились против подчинения Богу. Все они были низвергнуты в преисполню и превратились в «духов злобы поднебесной».
Сегодня сатана и павшие ангелы, наблюдая за жизнью людей, видят, что Бог получил не только от Своего Единородного Сына, но и от слабых и беспомощных в духовном мире людей то повиновение, которое Он не получил от них, и это постыжает их. Сатана оказывается постыженным не только от Иисуса Христа, во всем покорившемуся Отцу, но и от людей, добровольно покорившихся установлениям Божьим. Одним из проявлений этого подчинения выступает повиновение жены мужу, знаком которого является покрытие головы. Таким образом, покрытие головы срамит сатану и непокорившихся Богу ангелов, как знак, говорящий, что жена подчиняется мужу, в то время как они не смогли усвоить науку подчинения. Это же свидетельство, в глазах Ангелов света, видящих его, приносит радость в духовном мире от Божьей победы над неповиновением.
Из этих рассуждений становится ясно, почему сатана постоянно и так яростно восстает против покрытия головы женами. Очевидно, этот знак глубоко задевает его, так как сестры в церкви делают то, что он не сумел сделать. Таково значение слов: «знак власти над ней для Ангелов» (1Кор.11.10).
Апостол Павел, говоря о покрытии головы, призывает коринфян рассудить об этом вопросе не только с чисто духовных и исторических позиций, но и с очевидных проявлений самой природы. Это третий класс аргументов, которые он приводит в подтверждение того, что жена должна покрывать голову. «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? – задает он риторически вопрос, – не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1Кор.11.13-15).
Чему же учит нас природа в отношении волос? Если мужчина не будет стричь волосы, они не будут расти у него с той же скоростью, и не достигнут той же длины, как у женщины. Это является давно установленным, опытно и научно подтвержденным фактом, хотя и он имеет исключения. Встречаются женщины с замедленной скоростью роста волос и весьма ограниченной их длиной, и наоборот известны мужчины, у которых волосы растут необыкновенно быстро и достигают большой длины. Однако общим и статически достоверным фактом является заявление Апостола Павла о том, что сама природа подсказывает женщинам скоростью роста, пышность и длиной волос, которые являются как бы естественным покрытием, на необходимость покрытия головы. Мужчинам же наоборот, не предназначив длинные волосы сама природа как бы говорит, что их головы должны быть открытыми. Пышные, простирающиеся иногда до пят, волосы женщины указывают, что она должна закрываться от посторонних взоров, в то же время внушая мужчинам носить короткие волосы, природа тем самым говорит, что мужчина должен являться с открытой головой как венец творения.
Естественно, что длинные волосы женщин, данные им самой природой вместо покрывала не перечеркивают необходимость дополнительного покрытия головы. Это ясно хотя бы из того, что Павел, будучи человеком здравомыслящим, не мог на одной странице своего послания противоречить сам себе. Если бы он считал, что волосы женщин являются покрывалом для них, то зачем тогда вообще на протяжении 12 стихов говорить о необходимости покрытия головы? Предполагая, что якобы независимо от воли и желания женщин, они уже носят покрывало на своей голове в виде волос, говорит: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову» (1Кор.11.5) – просто бессмысленно! То есть Павел вполне определенно хотел показать, что сама природа подсказывает женщинам необходимость покрытия, как существам более слабым и требующим защиту.
Из всех рассуждений Павла ясно, что покрытие головы – это не принудительное явление природы, а добровольный акт. Сестры в церкви потому и постыжают ангелов, что они добровольно, будучи равные мужчинам в отношении благодати, подчиняются им, находясь во плоти и тем самым свидетельствуют о своей покорности Божьим установлениям. Из этого следует, что никакого принудительного церковного правила в отношении покрытия головы для сестер быть не должно. Если жена покоряется мужу и Божьему порядку, то она добровольно, самостоятельно и не зная об этих рассуждениях, будет покрывать голову, так как так написано в Писании и она чувствует, хотя и не может этого объяснить, что подобный знак делает ее ниже по сравнению с мужем. Таким образом, принудительное покрытие головы (то ли властью церкви, то ли традицией или воспитанием) не отражает истинной покорности и имеет невысокую цену, так как в Церкви люди должны научиться добровольному подчинению воли Божьей. Один служитель как-то сказал, что он не разрешает жене покрывать голову, так как она дома не повинуется ему. «Зачем лицемерить! Пусть об этом знает и церковь и духовный мир» – говорил он и очевидно он был прав.
Использовав философско-богословские аргументы (взаимоотношений мужа и жены как образ взаимоотношений Бога и Христа), аргументы истории (не муж создан для жены, а жена для мужа) и аргументы естественно-природной сферы (сама природа учит нас) Павел в заключении обращается к аргументам церковной традиции и установившихся обычаев. Он говорит: «если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божий» (1Кор.11.16).
Апостол знал, что греки любят спорить даже о вещах очевидных и не создающих разномыслия, поэтому он заявляет спорщикам, все еще не убежденным разумными аргументами, что, во-первых, у христиан нет обычаев спорить, а во-вторых, в церквах Божиих нет другого обычая и порядка. Есть только тот, который он предлагает коринфянам, то есть бесспорный обычай молиться женам с покрытой, а мужьям с непокрытой головой.
Действительно, все исторические документы показывают, что в раннехристианской церкви, особенно в Греции, все женщины покрывали голову, а мужчины носили непокрытые и коротко подстриженные волосы. Наиболее ясно об этом говорят древнейшие памятники – изображения в римских катакомбах и в других местах собраний христиан первого века.
Саркастической усмешкой Павла звучат его слова обращенные к женщинам, которые не признают традиций и общественных норм: «пусть стрижется!» то есть, если жена не согласна с общепринятым взглядом, что волосы – это честь для нее; если она не стесняет себя никакими правилами приличия, если ей все равно – то пусть острижет или обреет свою голову! Как известно, у евреев остриженная голова женщины служила знаком горя и позора (Ис.3.16-17), хотя у греков, возможно, такого понятия не было.
В двадцать первом веке часто можно услышать предположение, что установление Апостола Павла о том, что женщинам надо покрывать голову, было только местным и временным обычаем. Некоторые богословы думают, что это относилось только к коринфской распущенности женщин и было обусловлено обычаем того времени считать женщин более низким существом по сравнению с мужчиной. Как бы рассуждал Ал. Павел, если бы он жил в наше время эмансипации и сексуальной революции где-нибудь в Западной Германии, в Техасе, в Украине или в России?
Чтобы ответить на этот вопрос следует еще раз взглянуть на аргументацию Павла. Основана ли она на фактах местного и временного характера? То есть, аргументирует ли он свою точку зрения обычаями той местности, где находится или на специфических условиях того времени? Считает ли он, что покрывать голову надо потому, что Коринф, это распущенный город или женщины в Греции – это почти рабыни?
Безусловно, нет. Апостол основывается на явлениях непреходящих и неземных. Действительно, взаимоотношения между Богом и Христом (1Кор.11.3), на которые ссылается Павел остаются неизменными, история сотворения человека, мужчины, а потом женщины (1Кор.11.8-9) также является незыблемым фактом, физическое устройство жены и мужа (то есть уроки природы) и сегодня говорят о том же. И даже обычаи и нормы сегодня те же самые, что и в первохристианские времена. Никому из мужчин-христиан, особенно на Востоке, не приходит в голову настаивать на том, чтобы молиться с порытой головой! А ведь в очах Божьих такое поведение равноценно поведению женщин, требующих права молиться с открытой головой (1Кор.11.4-5).
Суммируя все эти аргументы необходимо сделать выбор: либо все доводы Апостола являются несостоятельными или надо признать их как имеющие значение во все времена и во всех народах. Другого вывода быть не может. Поскольку никаких фактов говорящих в пользу того, что это установление носило местный и временный характер привести невозможно, то следует полагать, что и в наши дни Апостол Павел сказал бы женщинам-христианкам: «Всякая жена молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову» (1Кор.11.5). Таким образом: покрытие головы, как знак, указывающий на подчинение Божьему порядку, представляя собой малый и незначительный факт, свидетельствует о важных духовных явлениях. Не перечеркивая равное положение мужа и жены перед Богом, покрытие головы является свидетельством повиновения, ведущим к славе или позору в духовном мире.
Писание нигде не учит, что покрытие или непокрытие головы может стать препятствием в молитве, однако оно ясно указывает, что жены, молящиеся с непокрытой головой, постыжают свою голову, и этот стыд будет проявляться тогда, когда Церковь в вечности узрит славу и бесчестие каждого человека.
Итак, Апостол Павел предостерегает от бесчестия, но оставляет каждому полную свободу выбора…
д-р Сергей В. САННИКОВ

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

55 Комментариев к тексту “О покрытии головы”

  1. Света:

    Благодарение Богу за мудрое освящение спорного вопроса ,а также терпимость наших братьев в Церкви, хотя сами в костюмах.

  2. Олег:

    Уважаемый Виктор Семенович! На одной из конференций во время «вопросов-ответов» Вы сказали, что сейчас вопрос покрытия головы сестрами решается в вашей церкви на церковном совете. Принято ли решение? Если да, то какое? Если положительное, то вероятно 11 глава 1-го Коринфянам истолкована примерно так, как в этой статье? Если отрицательное, нельзя ли выложить где-нибудь статью с объяснением того же «коринфского» текста? Оговорюсь, что я уже читал подобные статьи, например, Алексея Коломийцева. Но, все же хочется знать основание решения в Вашей церкви, если оно было отрицательным. С уважением, Олег.

  3. Алексей:

    Думаю Виктор Семенович не будет разменивать сложившийся годами порядок в церквах на непредсказуемость реакции в этом вопросе. С другой стороны, несправедливым есть относить к либералам тех, кто не верит, что косынка (а тем более полосочка) и есть покрывало на сестринских головах.
    Далее, о каком контакте с духовным миром идет речь? С уважением, Алексей.

  4. Рягузов В.С.:

    Дорогой Алексей! К поднимаемых вам вопросам я вернусь, после того, как наш совет их всесторонне рассмотрит. Спасибо вам за внимание! ВС

  5. Вячеслав:

    Здравствуйте! Нас учили, что агапэ категорично отличается от филио. Стронг считает их синонимами. Прокомментируйте, пожалуйста, употребление этих слов в следующих местах Писания: 2Цар13 1,4,15(агапэ); Мф23 6(флио) и Лк11 43(агапэ); Ин13 23(агапэ) иИн20 2(филмо). Благодарю за ответ.

  6. Алексей Вахидов.:

    Дерзну отметить,что начало очень истинное:косынка для молитвы или пророчества.И разъяснения дальнейшие считаю истинными.Насчёт Ангела немного не согласен. В послании семи церквам(Откровение) адресат назван Ангелом.Думаю,что поэтому именно на богослужениях для Ангелов(пресвитеров или др.ответственных братьев)жена должна иметь знак,что она подвластна своему мужу.Большое спасибо.

  7. ВС Рягузов:

    Спасибо, Алексей! мне приятно, что вы стремитесь быть предаными истине!

  8. надя:

    сирах 25:15-29 бывает злой муж т.е. наоборот тогда приходиться «рулить» жене иначе сам погибает и жене житья нет

  9. надя:

    еще ефесянам 5:21-33

  10. IEFAI:

    СЛАВА БОГУ ЗА ПРАВИЛЬНУЮ И ОСНОВАННУЮ НА СЛОВЕ БОЖИЕМ СТАТЬЮ! ЦЕРКОВЬ БОЖИЯ — СТОИТ НА СЛОВЕ БОЖИЕМ! — ВСЁ ЧТО ПЫТАЕТСЯ ИЗМЕНИТЬ ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЙ БОЖИИХ — НЕ ОТ БОГА! — ЛЮДИ ГОВОРЯТ ЧТО ВРЕМЯ ИЗМЕНИЛОСЬ — ЗНАЧИТ И ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА МЕНЯТЬСЯ — Я ОТВЕЧАЮ — БОГ ВЕЧНЫЙ! АМИНЬ! — ЗНАЧИТ И ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ НА КОТОРЫХ СТОИТ ЦЕРКОВЬ — ТАК ЖЕ ВЕЧНЫ И НЕИЗМЕННЫ!!! АМИНЬ! СЛАВА БОГУ ЗА АВТОРА СТАТЬИ! БЛАГОСЛОВИ ВАС ГОСПОДЬ!

  11. ВС Рягузов:

    Дорогой брат Алексей Вахидов! Вполне согласен, что ангелы не только служебные духи, но и пастыри церкви.

  12. альбина:

    благодарю бога за дар вечной жизни !!! во христе иисусе!

  13. Andrey:

    Истина содержится только в Слове Божьем. И если вникать в него без предубеждения, то всегда можно увидеть мнение Самого Бога: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?…волосы даны ей вместо покрывала»(1Кор.11:13-15). Повтор: «…ВОЛОСЫ даны ей вместо покрывала».

  14. ВС Рягузов:

    Дорогой Андрей! Слово Божие ясно, однако наши толкования не всегда ясны. По видимому ты, убрав все лишнее, понял: никаких покрывал женщине носить не нужно, если она не лысая. А вот что думает У. Макдональд, западный комментатор: «… при молитве и пророчестве голова женщины о должна быть покрыта, тогда как мужчине должно оставаться с непокрытой головой. Женщины, которым трудно понять, что делать и когда, должны наблюдать, что делают мужчины, и поступать наоборот.
    ст. 11,15 Многие понимают этот стих неверно. Некоторые предполагают, что поскольку женщине волосы даны вместо покрывала, ей необязательно покрывать голову чем-то еще. Но такое учение нарушает смысл данного отрывка Писания. Он останется безнадежно запутанным, если не признать, что в этой главе говорится о двух покрывалах. Это можно показать, возвратившись к стиху 6. Там мы читаем: «Ибо, если жена не хочет авпокрываться, то пусть и стрижется». Согласно вышеупомянутому толкованию, это означает: «Если женщина не имеет волос, то пусть уж тогда она и стрижется». Но это просто смешно. Если она без волос, то как же она может стричься?!»
    27 В действительности стих 15 говорит, что существует конкретная аналогия между духовным и естественным. Бог дал женщине естественное
    покрывало чести, какого не дал мужчине. В этом есть и духовное значение. Здесь говорится, что женщина, обращаясь в молитве к Богу, должна иметь на голове покрывало. Что верно для области естественного, должно быть верно и для области духовного.

  15. Вика:

    Такого глубокого и развернутого анализа данного вопроса — ранее не встречала! Спасибо большое и Хвала Господу!

  16. rezeda:

    случайно оказалась на вашем сайте,хочу прокомментировать.Вам не довелось никогда жить в среде настоящего законничества ??? мусульманства??Я выросла в среде где,все так похоже на споры в баптистских церквях,у нас тоже женщине в брюках нельзя,одевать косынку или платок ни о какой прическе и не может идти речи,мужчины у нас баи,подчинение во всем причем тарелку с едой подносить надо скорее как только глава семейства ступит за порог дома и все должно быть готово,мужчине нельзя ничего посоветовать.все это было в моей жизни пока О!!ГОсподь !!Пока Его крест не загорелся в моей жизнии !!Дорогие мои господь придумал настоящее покрывало для всех женщин всего мира ,на свете кроме русских есть и другие народы им тоже надо косынки с рождения носить что-ли .а как быть тем женщинам где жарко .где африка!! а когда в ванной комнате помолиться захочется надо наверное в платке мыться?? пишу вам и плачу ,любая женщина на востоке удивится,они как носили паранджу в мусульманстве так и в христианстве тоже должны носить .потому что вто время когда писался новый завет женщины носили настоящие покрывала(современная паранджа у мусульманок) и именно такое покрывало и упоминается в данном контексте ап.павлом.и замотаться нужно повсем првилам .Церковь в коринфе была очень необычной и город был очень развращенным на служение приходили храмовые проститутки, они брили свои головы как делают сечас женщины гетеросексуалки (вам историю надо хорошо знать) некоторые из этих женщин обращались в христиансво .поймите люди были настолько осквернены что не понимали что плохо .а что хорошо .вот и эти женщины были на собраниях, люди узнавали в них храмовых блудниц. поэтому ап. Павел и наставлял их что растить волосы прилично.но это не значит что всем обязательно надо их отращиавть и не стричь и причесок не носить ,у женщины порядок в сердце приводит к порядку как во внешности так и в поведении и к правильному поведению перед мужем и обществом (вот об этом никто не сказал)Я понимаю что баптисты так привыкли,были гоненияи слово божьего то не было нигде и служителей верных пересажали ,поэтому и ведения не было сейчас все по другому столько книг,проповедей, Хороших толкований,и почему в таких простых вопросах столько споров.Я по этому вопросу много перечитала и переслушала и пришла к выводу:Бог дал нам естественное покрывало, чтобы мы отличались от мужчин,не были феминистками,на руках молитвы приносили все к престолу Бога так как Он любит женщин и слышит их.Братья любят когда их хорошо кормят,мой муж гурман еще тот,специи там ну все такое ,кулинария вобщем и еще самое главное хорошо подать сервировать красиво стол. Бог дол нам свое Слово и приготовил его ,так будьте любезны стать только официантами ,а не поварами чтобы не произошло расстройства в желудке,Бог обязал вас правильно преподнести, не остудить по дороге и не приукрасить это Слово, и ничего своего к этому блюду не добавлять.Библия_это Слово Живого Бога,и учитывать надо все и исторический период времени написания Нового завета,и русский язык ,и текст ,и все послание в целом тоже надо видеть.Не многие делайтесь Учителями у Иакова написано.да поможет вам Господь принять.

  17. admin:

    Дорогая сестра! Спасибо вам за экскурс в историю Коринфа, за рассказ о вашем нелегком пребывании в исламском окружении. Оно наложило сильный отпечаток на ваше отношение к сему вопросу. Сочувствую вам! Что касается обычая носить покрывало в древнем мире, то оно было продиктовано прозаическими причинами: стремлением защитить голову от перегрева жарким солнцем и спасти себя от похотливых мужчин. Однако апостол Павел, ПОВЕЛЕВАЯ женщинам иметь во время богослужения ( а не купания!) покрывало, ссылается не на упомянутые мной или вами причины, а на Бога, на ангелов, на порядок о главенстве мужчины. Если эти аргументы кому-то из сестер покажутся неубедительными («жена не хочет покрываться») апостол требует от нее обрить голову, дабы она окончательно уподобилась проституткам. Ибо для проституток характерно пренебрегать Божьей волей и когда она отвергается христианками, они ничем не лучше их. Апостол запрещает споры о покрывалах — « А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор.11:16). Отсюда вывод: либо не покрывайте голову во время богослужений, но тогда станьте отталкивающе лысой, либо покрывайте и тогда сохраните для себя и для мужа красоту вашей прически. Удивительно! Для жены президента России не унизительно покрыть голову в храме, для некоторых евангельских женщин легкий платок или полоска на голове является стопудовой тяжестью, от которой болит голова и плечи! Значит причина не в самом покрывале, а в несмиренном духе. Воистину, в каждой женщине Ева, а в каждом мужчине Адам и все они озадачены одним вопросом — а подлинно ли сказал Бог? ВС

  18. Елена:

    Хотелось бы поблагодарить братьев, за такое доходчивое разъяснение. Полностью их в этом поддерживаю. Думаю что, если бы в церквях об этом говорили служители — можно было бы избежать многих проблем, и на вызывающий вопрос rezeda, хотелось бы сказать, как минимум — это не прилично в подобном тоне обсуждать что-то с братьями!!! Слава Господу, что есть такие братья, которые нас с любовью ещё УВЕЩЕВАЮТ !!!

  19. Елена:

    Слава Богу, эта статья ТАК нужна! Слово Божье должно быть авторитетом, во всех вопросах, во всех странах. «Господи, благослови меня и моих сестер, любящих Тебя, быть послушными Тебе во всем!» Время лукавое и злое. «Больше всего хранимого храни сердце твое…» Еще раз говорю: статья очень нужная, полезная!

  20. Света:

    Пребывание женщины в смирении перед Богом заставит ее носить косынку, чтобы не быть преткновением для других. Наши сестры с благодарностью приняли эту статью: это окончательное решение в спорном вопросе.

  21. Сергей:

    Христос воскрес! Благодарю за прекрасную статью и толкование данного места из Писания, ибо многие толкования есть на эту тему. Я даже решил печатать эту статью и сделать брошюру, которую буду ставить в церквоную библиотеку и порекомендую прочитать всем: как сестрам , так и братьям. Думаю автор не имеет ничего против, ибо это пойдет только на пользу верующим.
    Но есть еще такой вопрос: в разговоре с одной НЕ ЗАМУЖНЕЙ сестрой, она заявила что это место из Писания на нее не распространяется, ибо посколько она БЕЗ МУЖА, ее голова-Христос, а значит она может ходить с непокрытой головой. Как бы вы ответили этой сестре?
    И еще хочу спросить: а правильно ли переведен текст 1 Кор. 11:15, а именно слова:»так как волосы даны ей вместо покрывала». Сомневатся в праведности перевода я стал после того, как прочитал это место на итальянском языке, где вместо слова «покрывала», написано «украшение». В итальянском варианте перевода, более ясно звучит данный стих и автоматически отпадает всякое двоякое толкование. Хотя, именно в итальянских церквях практически все женщины без головного убора и в брюках.

  22. Жанна:

    Пожалуйста, разъясните мне тогда: «Не сама ли природа учит нас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него, …» 1-е Коринфянам, гл. 11 стих 14
    Как понять то, что священнослужители «носят» длинные волосы?

  23. admin:

    РПЦ много заимствовала из литургики евреев,(храмовое служение, иерархию, каждение, одеяния, преследование инакомыслящих и пр.) потому ее священнослужители носят длинные волосы, подражая израильским священникам. В Новом Завете подтверждения подобной практики нет. Новый завет провозглашает священство ВСЕХ верующих и апостольское правило о коротких волосах относятся ко всем верующим мужчинам. Идея проста: женщина должны оставаться женщиной, мужчина — мужчиной. На мой взгляд, современная культура вытравливает из женщины женское и из мужчины мужское. Это заметно в прическах, одежде, в спорте, в кино… Одним словом — последнее время! ВС

  24. Жанна:

    Спасибо за Ваш ответ. Жаль, конечно, что так… Просто получается, что за одно ратуют и много споров, а мужчины, образ Господа Иисуса, нарушают установленное в Евангелии. Воистину последние времена приближаются…

  25. Анна:

    Интересная статья, но я немного запуталась. Виктор Семёнович, не могли бы вы пояснить «при молитве и пророчестве голова женщины о должна быть покрыта» это относится только к замужним женщинам или незамужние тоже должны покрывать голову во время молитвы или во время пребывания в Доме Божием?

  26. ВС Рягузов:

    я думаю, речь идет только о замужних женщинах.Когда они выступают в собрании, они внешним образом подчеркивают, что подчинены власти мужа.

  27. Светлана:

    Благодарю за статью,очень понятно все объяснили на основании Слова Божьего.Но все равно кто-то останиться при своем мнении.Можно много говорить и за ужасных мужей ….. и их порядки, а вот тут теперь раслабиться можно……
    Мне пришло на память место из Библии,когда Мария сидела у ног Иисуса внимала Его словам.Я не знаю было ли на ней покрывало.Но представляю она без покрывала и говорит ей Иисус :одень так положено.Что бы она сделала? Привела бы свои аргумента за и против?
    Или бы сказала: Ты знаешь,Ты все знаешь,Господи,что я люблю Тебя.
    Послушание вытекает из ЛЮБВИ!!
    А подлинно ли?! Это уже что б было по моему?
    И если я покрою голову,а Господь так не говорил,ведь не согрешу я покрытием головы?!А если говорил???
    Спасибо еще раз за статью.Сейчас разошлю ее всем моим сестричкам и кто хочет послушания,тот послушаеться.

  28. Анжелика:

    Выше было сказано,если церковь пытается изменить Божий порядок,то это церковь не от Бога(что думает по этому высказыванию сам Рягузов)? Как тогда понять дружбу церквей «Слово благодати»-пастор Алексей Коломийцев и церковь «Преображение»-пастор Виктор Рягузов?! Ведь по этому вопросу у них большие разногласия!!! Но при этом Каломийцев продолжает посещать вашу церковь с семинарами?!Что может сказать по этому поводу сам Виктор Рягузов и почему его жена на всех фотографиях без косынки? Да,просмотрели вчера блог о церкви и там тоже ни разу не увидели жену Рягузова в косынке?! Если все-таки покрывало нужно,то его одевают только в церкви или в повседневной жизни его тоже снимать нельзя? А маленькая косыночка или еще того хуже повязка на голове считается за покрытие головы? Ведь покрывало- это длинное полотно,спадающее чуть ли не до пола…

  29. admin:

    Спасибо, Анжелика за обеспокоенность благочестием моей жены и отношениями с пастором Коломийцевым! Объясняю: моя жена на богослужении покрывает голову, в других случаях нет. А понимание вопроса о покрытии головы Алексеем Коломийцевым мне известно и наше расхождение не мешает мне общаться с ним, как не мешают нам общаться с Небом непокрытые головы его обитателей.

    Умирающего благовестника и наставника Ю.С. Грачева молокане спросили: «Будет ли нам грех, что мы не принимаем крещения?» На что брат ответил: «Если вам открыто, что крещение принять нужно, и вы не принимаете, то грех делаете». Так и с косынками. Для меня это не тот вопрос, за который нужно умирать или разделяться. Бог нам всем судья. Я принимаю как данность, что среди самых богобоязненных верующих существует разное понимание вопроса косынок, но вижу при этом единодушие в том, чтобы исполнялся принцип, который они отражают: мужчины должны руководить церковью и семьей, а женщины должны подчиняться мужскому руководству. Если выбирать между непокорной и строптивой женщиной в косынке и кроткой и послушной без косынки, то я выберу последнее. С этим и Павел согласен. Я позволю себе перефразировать его, заменив, для ясности, обрезанье на покрывало: « «Покрывать голову полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то покрывание твое стало непокрыванием. 26 Итак, если непокрытая соблюдает постановления закона, то ее непокрытие не вменится ли ей в покрытие?

    27 И непокрытая по природе, исполняющая закон, не осудит ли тебя, преступницу закона при Писании и покрывале? 28 Ибо не та христианка, кто таковая по наружности, и не покрывало, которое наружно, на плоти; 29 но та христианка, кто внутренне такова, и то покрывало , которое в сердце, по духу, а не по букве: ей и похвала не от людей, но от Бога» (Рим.2:25-29). Так что не смущайтесь, Анжелика тем, кто как выглядит, а устрояйте из себя дом духовный. Я надеюсь, что вам косынка идет не только внешне, но и внутренне и вы будете вознаграждены Богом, что носили ее не ради людей, а ради Него! А поскольку покрывало знак, то лишь бы он был, а какая должна быть его ширина, длина в Писании не оговорено и потому здесь — простор для женской фантазии. ВС

  30. александр:

    больно смотреть что, те (женщины) кто так ратуют за косынки и одежду… бют пастора при скандальном расколе. правильно ап. Павел написал и ВС заметил что, христианка не та, кто такова по наружности, но которая в сердце такова. И косынка не является признаком смирения. если последнего нет в сердце то хоть десять косынок пусть наденет смирения не прибавится.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ