«Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та́к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что́ же мне награда? За то́, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.» (1 Кор. 9:4-18)
1. Отказ от прав помогает не сгореть в огне критики
Критики апостола Павла настойчиво искали точку опоры для ниспровержения его репутации бескорыстного служителя. Они распространяли ложь о его нечестности в использовании финансов. Павел лишает их такой опоры рассказом об отказе от важного права получать материальную поддержку. Он сообщил только о четырёх аннулированных правах, но на самом деле их было больше.
- Во-первых, Павел отказался от права получать от церкви средства на пропитание
Или мы не имеем власти есть и пить?
Пропитание — это самое малое, что должна бы предоставить церковь служителю. Конечно, речь шла не о пребывании в лучших ресторанах империи, но о пропитании, которое могли позволить себе самые простые люди. У Павла было право потребовать от церквей сносно кормить его и сотрудников. Однако он поступился этим правом — в речи к пресвитерам Ефеса он говорил: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:33-35).
- Во-вторых, Павел отказался от права на супружество
Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
В начале своего служения все апостолы, за исключением Петра, были неженатыми, но потом они связали себя узами брака. И как иначе, если брак — прекрасное Божье установление, дарованное еще до грехопадения? И как иначе, если в иудейской культуре молодой человек к 18-20 годам должен исполнить Божью заповедь о наполнении земли потомками?
Безбрачие было немалой жертвой Павла. Когда отец русского баптизма В.Г. Павлов, находясь в Оренбургской ссылке, потерял жену, служители Союза баптистов позаботились найти для него богобоязненную сестру и благословили её стать спутницей брата. Они понимали, важность поддержки жены для страдальца. Павел так же высоко чтил брак, но отказался от него, ибо, будучи непрестанно в путешествиях и гонениях за крест Христов, не желал стать причиной страдания семьи.
- В-третьих, Павел отказался от права не работать
Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
Апостол обосновывает право не работать и получать поддержку от церкви, основываясь на житейском опыте: Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? Воин получает вознаграждение от императора, виноградарь и пастух от своих занятий. Почему же тогда служитель должен быть исключением? Он имеет право получать содержание от церкви, в которую вкладывался и страдал. Однако апостолы отказали себе в этом законном праве!
Павел идёт дальше и приводит библейское основание права получать поддержку: По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
Павел был прав: заповедь « не заграждай рта» была написана не для волов. Они читать не умеют. Она написана для упреждения людской жадности, лишающей животных пищевого вознаграждения. И если бессловесный скот достоин вознаграждения за труд, тем более достойны его служители. Однако и в этом праве Павел отказал себе.
Апостол подчеркивает, что вознаграждение за духовный труд обусловлено его неизмеримым превосходством над иными видами труда, ибо служит вечному благу души: Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Коринфяне были обязаны Павлу спасением бесценных душ, и разве могут какие-то земные блага с этим сравниться? Конечно, нет! Если бы кто-то, рискуя жизнью, спас утопающего от неминуемой смерти, то не решился бы спасённый максимально отблагодарить его за подвиг? Так и служители, свершающие труд назидания, утешения, укрепления душ, достойны вознаграждения. О если бы верующие осознали ценность спасения своих душ от адских мук, они не были столь скупы на поддержку служителей слова! Зачастую они мечтают о таком служителе, которому нечего платить не нужно.
Примечательно, что Павел отказался от поддержки, которая была необременительна для коринфян. Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим. Пришлые проповедники, не основывавшие церковь в Коринфе, тем не менее не уходили из неё без материальной поддержки. Им всегда находилось, что дать, ибо жители богатого портового города всегда были при деньгах.
Более того, этот отказ апостолов от поддержки был жертвенным: мы не пользовались сею властью, но все переносим. «Все переносим» значит переносим молча, без жалоб. Это значило добавить к существующим страданиям новые. В 1 Фес. 2:9 апостол писал: «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие». Если слово труд означает в греческом утомительный труд, то изнурение означало боль проблемы, связанные с тяжелой работой. Труд уносил их здоровье.
- В- четвертых, Павел отказался от права воспользоваться повелением Христа получать поддержку
Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым.
Павел приберег самый сильный аргумент напоследок. Он знал о прямом повелении Христа служителям получать вознаграждение. Он мог бы приказать пресвитерскому совету церкви: исполняйте повеление Иисуса Христа о поддержке меня и Варнавы! Он имел право на это! Однако им он не воспользовался! Чем объяснял Павел причину отказа от законных прав на материальную поддержку? И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою. Павел подчеркивает, что он не стремится побудить верующих его поддерживать. Цель обрести похвалу от Господа была для него более значимой, чем материальная поддержка. Но похвала Господа дастся безвозмездным труженикам: Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
Павел видел в благовестии поручение, данное Господом. Он понимал, что не исполнять Божье поручение — великое зло: Бог за это взыщет! Иона попробовал не исполнить Божье поручение и попал в страшную бурю. Он явил морякам печальный пример отступника и был брошен в море. Безымянный пророк из 13 главы 2 Книги Царств ослушался повеления нигде не вкушать пищи и за это незначительное ослушание был убит львом. Служить Богу это непререкаемый долг. Формально правильное исполнение воли Господа спасёт от наказания, но не принесёт награды. Награда даётся за добровольность. И Павел очень желал иметь такую награду: Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что́ же мне награда? За то́, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
Итак, Павел говорит: Божья награда принадлежит добровольцам. Поэтому он отказался от церковной поддержки. Это было сознательное и мудрое решение, которое значительно уменьшило огонь критики со стороны завистников. Они не могли упрекнуть его, что он работал мало, а получал много, что располнел на церковных харчах.
Увы, нередко верующие безмерно придирчивы к служителям! Одна небольшая церковь взяла служителя на поддержку. И однажды кто-то из верующих увидел его в городе, кушающим мороженное. Вскоре это открытие стало достоянием всех: «Мы ему деньги платим, а он тратит их на мороженное!». Критика сделала свое дело — брат оставил служение и ушёл на мирскую работу. С такими придирами лучше не иметь дел! Павел понизил планку ожиданий от людей и сохранил себя от внутреннего недовольства, ибо если мне никто ничего не должен, откуда возникнет разочарование?
О, какую болезненную для нас проблему затронул Павел — отказ от законных прав! Мы с пелёнок усваиваем, что имеем право на пищу, сухую постель и внимание. Стоит мамочке запоздать с осуществлением этих прав, мы тут же напоминали ей о них плачем или криком! А заложенное в детстве остается на всю жизнь. Именно поэтому нам свойственно «качать» права на уважение и успех, на покой и личное пространство, на хорошие жилищные условия и создание семьи, на возмездие и главенство, на своё тело и удовольствия. Борьба за права идёт на всех уровнях социума: между странами, в коллективах, в семьях.
С каким коварством и обманом
Всю жизнь друг с другом спор ведем,
И каждый хочет быть тираном,
Никто не хочет быть рабом.
Нам трудно отказаться от прав, потому что быть бесправным тяжело и унизительно. Это себя не уважать. Клайв Льюис написал работу «Право на счастье», в которой замечает, что право на счастье «звучит для меня не более осмысленно, чем право на высокий рост или хорошую погоду». Далее, Льюис продолжает: «Если мы хоть где-то возведем в абсолют «право на счастье», рано или поздно принцип этот заполонит все. Мы движемся к обществу, в котором признают законным всякое человеческое желание». Льюис смотрел на десятки лет вперёд. Мы живем в мире, признающим законными такие желания, которые Библия определяет как мерзость. Мы забываем, что все вышеупомянутые права не права, а привилегии. А привилегии всем не раздаются. У нас одно только право: право называться и быть Божьими детьми. Этим правом нужно обладать и дорожить. Если дарует Господь нам какие-то привилегии, мы примем их с благодарностью, не даст — не огорчимся. Он знает, что для нас лучше. Библия призывает нас подражать Христу, в отношении прав. Ради нашего права на спасение Он отказался от своих прав. Вот что пишет Павел в послании к Евреям: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.» (Евр. 12:1-3).
Апостол говорит, что у Христа было право на небесную радость, право на сладостное общение с Отцом, право восседать на престоле славы и принимать поклонение ангелов, право давать им указания. Все было Им и для Него создано. Все Им стоит. Однако когда вопрос встал о нашем праве на спасение, Христос отказался от неоспоримых небесных прав и принял образ раба. Он отказался от законных земных прав: от права родиться в богатой аристократической семье, от права заниматься только интеллектуальным трудом, иметь одаренных учеников, быть принятым властями, жить в достойных условиях.
Он избрал жизнь, полную лишений: не имел, где приклонить голову, не искал славы Себе, был гоним властями, не защитил свою физическую неприкосновенность, предав Себя истязателям, отказался от права на жизнь и от права не брать на себя грехи мира. Казалось, в страстную пятницу Христос довёл принцип отказа от своих прав до крайней точки и похоронил свою значимость и служение. Однако отказ от прав позволил Богу необыкновенным образом действовать через Него.
Некто сказал: «Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем». Для апостола Павла такой совет был бы неприемлем. Он понимал, как не живи, тебя всегда найдут в чем обвинить и в чем поправить.
Небезызвестная Маргарет Тэтчер, премьер-министр Англии в 80-х годах прошлого века, заметила: «Если те, кто меня критикует, увидели бы, как я шагаю по волнам Темзы, они сказали бы: это только потому, что она не умеет плавать». Людям не угодишь! Чтобы не сгореть в огне критики Павел отказался от права материальной поддержки и всю силу души вкладывал в спасение погибающих.