Сущность ученичества

сущность ученичества Переступить черту между грешным миром и Господом можно в обе стороны. Можно придти к Нему и остаться, а можно побыть с Ним  и уйти, даже не попрощавшись. Такое  не раз  бывало в жизни людей даже во времена Христа.

Один богатый,  молодой начальник коленопреклоненно просил Его совета, как обрести вечную жизнь, и, получив его,  повернулся к Иисусу спиной. Он не ожидал, что цена ученичества окажется  столь высокой — навсегда расстаться с огромным богатством.

Множество учеников, выслушав проповедь Спасителя о необходимости вкушать Его плоть и кровь, возмущенные отошли от Него, не спросив даже, что Он имел ввиду.  Они предположили, что Христос помешался умом.

Жители Капернаума, Вифсаиды и Хоразина радовались чудесам и речам Христа,  однако так и не раскаялись в беззакониях.   Они думали, что Христос оказал им много внимания из-за их порядочности.

Здесь уместно вспомнить Августина: «Многие первоначально восходили до небес и полагали гнездо свое среди звезд, а после ниспадали до бездны, и души их оцепенели во зле».  Христос скорбел о роковых решениях людей уйти от Него.  Он всегда остерегал их от этого шага.

Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за        Тобою, куда бы Ты ни пошел.  Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы    небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову. А  другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти      и похоронить отца моего. 60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать  своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.  Еще другой сказал: я   пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними       моими.  Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и   озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божие (Лук. 9:57-62).

             Христос говорил о сути ученичества с книжником и двумя Своими учениками. И книжник и ученики находились в стадии принятия судьбоносных решений «быть или не быть» в числе Его последователей. Свойственная им недальновидность могла причинить непоправимый вред их душам. Спаситель желал чтобы этого не произошло  и  показал книжнику цену ученичества, а двух друзей  не благословил Его оставить. Господь любил их, а разлука для любви всегда горька.

1. Ученичество — трудное дело

Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.  Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

Христос был всегда в пути и по-иному Он жить не хотел. Когда граждане Капернаума  просили Его, чтобы не уходил от них, «Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах галилейских» (Лук.4:42-44). Сердце Господа горело желанием донести евангелие до каждого человека. Для этого Он был в пути и для этого избрал Себе учеников.

На этом пути некий книжник пожелал отправиться с Ним в путь-дорогу.  Книжник был человеком, посвятившим жизнь изучению и толкованию Писания. К такому делу призывались особо одаренные люди. Их приглашали проповедовать в синагогах и в семьи учить детей Слову Божьему. Книжника впечатляла необычайная  популярность Христа — люди оставляли свои неотложные дела и неотступно слушали Его поучения. Они удивлялись мудрости Господа и благодати, исходившей из Его уст.  Книжник понимал, что такого влияния на сердца людей у него не было и он желал поучиться у Христа уму-разуму.

Книжник смотрел на служение через розовые очки, не позволявшие заметить неизбежных трудностей. Одна из них — хроническая усталость.  Иисус ложился позже всех и вставал раньше всех, чтобы подготовить Себя молитвой для предстоящих дел.  Кто пробовал вести усиленную молитвенную жизнь, тот знает, как это не просто — преодолевать физическую или духовную немощь или лень. Как сложно иногда противостоять давлению темных сил, покушающихся на молитвенное настроение.

Так же отсутствие минимального комфорта было немалой проблемой для Христа — Ему негде было преклонить голову. Не было своей кровати, своего кабинета, четкого распорядка дня. Всегда к Нему текли толпы, не оставляя возможности для личной жизни.    Книжник не представлял себе насколько сильны были моральные страдания Христа в атмосфере греха и вражды. Власти  плели против Него заговор, религиозные деятели использовали любую возможность уловить Его в словах. Толпа искала только чудес, а не царства Божьего. Иисус читал мысли людей и видел их порочность. Это бремя человеческой греховности Он нес день и ночь.

Христа томило ожидание страшного креста. Он должен понести на Себе наказание за грехи мира. Однажды Он взмолится: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Иоан.12:27).

Об этой стороне Христовой жизни книжник ничего не знал. И Господь не хотел, что бы он испытал разочарование, столкнувшись с реальностью служения. Он снимает с его глаз очки розового христианства  и предупреждает: «Настоящее христианство очень трудно».

Кажется, это предупреждение Христа о трудности следования за Ним по сей день не услышано  людьми. Многие  лелеют мечту о «розовом христианстве», гоняются за проповедниками, обещающими здоровье, процветание, бесконечную радость не понимая, что «розовое христианство» является злейшим врагом церкви.  Оно сперва обнадеживает  всевозможными благами — духовным преуспеванием, здоровьем, процветанием, а потом горько разочаровывает их отсутствием.

Оно не напоминает людям предсказания Христа: «В мире будете иметь скорбь». Оно молчит об учении апостолов: «Многими скорбями надлежит вам войти в царство Божие». Оно не упоминает о грядущих временах великой скорби.

Подвергшихся обману «розового христианства»  очень много на свете, некоторые из них стали вероотступниками. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк не преувеличивал: «Самое сильное чувство — разочарование. Не обида, не ревность и даже не ненависть… после них остается хоть что-то в душе, после разочарования — пустота».

Христианство трудно дело для нас по тем же причинам: исконные наши враги — плоть, мир, дьявол ведут  битву не на жизнь, а на смерть. И мы не должны позволить им одержать победу. К этим проблемам я бы добавил плотских верующих,  которые забирают не только наше время, но и настроение и силы. От них нам никуда не деться! Вот неполный список «проблемных людей»:

  • Соблазняющиеся
  • осуждающие
  • малодушные
  • согрешающие
  • гордые
  • законники
  • либералы
  • отпадающие

Христианство трудно не только для простых верующих, но даже для служителей церкви. В статье “10 реальных причин, почему пасторы оставляют служение”  Тим Питерс указывает на типичные проблемы служения:

  1. Подавленность из-за постоянной критики.
  2. Чувство разочарования в результатах своего служения.
  3.  Ощущение одиночества как результата нереалистичных ожиданий со стороны церкви.
  4.  Моральные падения – особенно те, которые в глазах общества кажутся особенно серьезными.
  5.  Финансовое напряжение (многие пасторы не получают достаточной материальной поддержки).
  6. Проблема гнева как результат разочарования в себе, в других и в Боге.
  7.  “Сгорание” из-за чрезмерной нагрузки и недостаточного отдыха.
  8.  Проблемы со здоровьем из-за плохого  питания и недостатка физических упражнений.
  9.  Семейные проблемы, так как из-за загруженности в служении пасторам сложно полноценно выполнять обязанности мужа и главы семьи.
  10. Чрезмерная занятость, загруженность, неспособность говорить «нет» (устанавливать какие-то границы), недостаточная организация своего служения, времени и, как следствие, снижение эффективности и усталость». Мы должны реально смотреть на жизнь: бремя служения без помощи Господа не вынести!

 2. Ученичество — неотложное дело!

 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. 60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.

Второй человек, с которым вел Христос разговор, был учеником Христа.  Он уже многое повидал, многое узнал, многое сделал для Царства Божьего. И теперь ему пришло на ум устроить себе каникулы от служения. У него был престарелый отец, которого он хотел досмотреть и похоронить. Это могло занять не один год и он не знал, какое короткое время осталось быть Сыну Божьему с ним.  Совсем немного оставалось до установления  нового завета и смерти за грехи мира. Совсем немного осталось до славного воскресения и дня пятидесятницы.

Многих  благословений лишился бы этот ученик, если бы Христос не остановил его, если бы не дал понять, что христианство — неотложное дело. Его нельзя заменить на самые благородные дела, как дохаживание отца или матери. Это искушение -  сделать христианство второстепенной обязанностью не оставляет нас ни на минуту.  Стоит меньше читать Библию, меньше молиться, меньше  иметь общение с церковью, меньше усмирения плоти и результат не замедлит сказаться. Он хорошо выражен в старой христианской песне:

 Как снеговой покров зимой
Скрывает грудь земли,
Так сети мира суетой
Мне сердце облекли.

Твой образ в сердце затемнен,
В стремленьях силы нет;
В делах моих царит закон,
Угас свободы свет!

Благое иго для меня -
Не поборимый гнет;
Во мне нет радости огня
Сомненье сердце жжет.

Я с миром не ищу борьбы,
И мне приятен сон,
И даже в час моей мольбы
Земным я угнетен.

Я пред Тобой, как лед, застыл!
Дохни же на меня,
Источник вечного огня,
Возжегший огонь светил.

Я черств, как камень, сердцем стал,
Но, как плавильщик,
Ты Из сердца выплави металл
Сердечной чистоты.

Когда-то Димас был сотрудником апостола Павла. В послании Колосянам и Филимону он передает верующим от него привет. Но однажды Димас решил «отдохнуть от христианства» и Павел с горечью написал о нем: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику» (2Тим.4:10).

Церковь в Ефесе и Ладикии так же решили уменьшить огонь своего посвящения Христу и услышали  от Него грозное слово: «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2:5).

Христианство это то, во что следует вкладываться в первую очередь! В нем нельзя пребывать только  по воскресениям.  Его нельзя отложить на некоторое время, как некогда возмечтал один брат, которого изводила неверующая жена. «Дали бы мне всего пять минут побыть православным, я бы научил тебя мужа чтить!». Нам надлежит быть христианами каждый час и минуту!

3.  Ученичество — личное дело

  Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. 62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божие .

 Второй ученик обратился к Своему Учителю просьбой позволить проститься с домашними. Он знал, как высоко Тот ценит семейные узы и как сурово обличал   фарисеев в  уклонении от обязанности почитать отца и мать. Скорее всего, безымянный ученик  рассчитывал на поддержку Христа в своей просьбе проститься с домашними.

Для нас эта просьба показалась бы пустяковой: мы бы только похвалили просителя за любезное отношение к родным. Однако ответ Христа был иным. Он воспрепятствовал ученику отлучиться к родственникам и указал на пробивающуюся в нем позорную черту неблагонадежности. Прощание с домашними было предлогом. Скорее всего, ученик захотел получить от них одобрение на свой выбор быть благовестником. Он не желал быть отвергнутым ими или лишенным наследия.

Неблагонадежность — опасный порок. На его обладателя нельзя положиться,  ему ничего не доверяют. Его опасаются как врага. Господь сравнил такого человека с пахарем, который идя за плугом смотрит назад, сколь много он сделал, а не вперед — сколько еще нужно сделать. Борозда у такого работника будет извилистой. Так и жизнь, определяемая людским мнением, будет кривой. Человек бросит служение, если оно сопряжено со страданием, похоронит брак, если в нем много боли, оставит церковь, если в ней обидели. Он попадет в обольщение, что заслуживает другого отношения и другой судьбы.

Поиск одобрения людей было характерным пороком фарисеев. Они не могли спокойно молиться или поститься, если их не замечали люди. Они постоянно искали славы от них. «…все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Матф.23:5). Этот порок проник в среду коринфской церкви. Павел вопрошал их: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил» (1Кор.4:7)

Тот, кто проявил неверность Богу, не может быть верным людям. Эту азбучную истину знали первосвященники. Они не стали утешать Иуду, сетовавшего  на свое участие в пролитии невинной крови Христа.  Неблагонадежный осведомитель был им не нужен и они сказали ему: «помоги себе сам!».

Ростки неблагонадежности нужно немедленно искоренить. Искореняются же они трудом — «иди и благовествуй!». Труд благовестия выбивает дурь человекозависимости из головы. Благовествуя, человек сталкивается с порочностью людей,  с их самоправедностью, неразумием, противлением,  горем, невежеством. Он обнаруживает собственное бессилие и понимает, что помочь грешникам и благовестникам может только  Христос.

Дай нам Бог не оказаться в зависимости от одобрения людей.  Пусть одна зависимость обладает нами — от Бога: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иис.Нав.24:15).

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

3 Комментариев к тексту “Сущность ученичества”

  1. Леонидас:

    как по вашему отличаеться верблюд от комора в практической жизни христианина Мф 23,23-24

    Леонидас

  2. Рягузов ВС:

    оцеживать комара — значит цепляться к разным мелочам. Так фарисеи более тщательно следили за ритуалами по очищению рук и утвари, чем за чистотой своего сердца. Они проглатывали верблюда, т.е. уничтожали главное — суд, милость и веру.

  3. Владимир:

    Мир вам Виктор.
    «»“10 реальных причин, почему пасторы оставляют служение”»"
    Причина как не печально всего лишь одна — эти и многие действующие пастухи получили свои погоны пастора окончив библейский институт…
    А выучиться быть пастухом невозможно…
    Это дарование!!!
    «»6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; 7 [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, — в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием.»"
    В современном собрании верующих — пастор по совместительству всё во всём…
    И пасторствует не имея на это благодати от Даятеля всего.
    С уважением, Владимир.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ