28 января 1986 года семь американских астронавтов отправились в полет на космическом челноке «Челенджер». Публика радостно провожала их в путь на свершение важных задач — запустить спутник связи ценой в 100 миллионов долларов, провести биологические эксперименты, замерить спектр кометы Галлея. Однако полет продлился всего 73 секунды. На высоте 14 километров космический корабль взорвался. Многие аплодировали взрыву, думая, это отстрелила отработавшая ступень, но вскоре радость сменилась неописуемым горем… Непосредственной причиной катастрофы стала разгерметизация уплотнительных колец. Но больше всего в трагедии было повинно руководство полетов, которое не приняло во внимание просьбу инженеров отложить запуск.
Накануне старта температура воздуха во Флориде опустилась до немыслимой величины — минус 27 градусов и инженеры опасались, что уплотнительные кольца из-за холода потеряют эластичность, и плотность в пазах вокруг ракет будет нарушена. Они оказались правы.
Выводы были сделаны — виновные понесли наказание, а семьям погибших выплатили компенсацию, которые не могли, конечно, утолить печаль от разлуки.
В духовной жизни так же случаются катастрофы, и наш долг анализировать их, чтобы остеречь себя и других. Мудрые учатся на чужих ошибках, умные — на своих, и только глупцы ошибок не замечают.
«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лук.18:18-27).
Это богатый начальник вызывает самую искреннюю симпатию. Он был молод, интеллектуален, занимал видное положение в обществе, глубоко и искренне верил в Бога. Однако он допустил три большие ошибки, приведшие его на гибельный путь отвержения Спасителя Христа.
Неверное богословие
Очень многое в религиозных взглядах молодого начальника было правильным: он верил в единого Бога, Творца неба и земли, признавал авторитет Божьего слова с его чудесами и знамениями, старался исполнять заповеди закона о любви к ближним. Он непоколебимо верил в загробную жизнь, несмотря на то, что его современники — образованные саддукеи — ее отвергали. Это значило, что юноша думал своей головой и не принимал на веру популярные мнения ученых книжников. Однако в его богословии были все же серьезные изъяны.
Во-первых, Христос был для него не Сыном Божьим, а только благим учителем. «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?».
Юноша назвал Иисуса учителем, а не Господом. Учитель неплохое звание, но оно не отражает сути Христовой сущности как Бога во плоти. Назвать Христа только учителем равносильно назвать маршала сержантом или профессора абитуриентом. Это оскорбительное нарушение субординации. Слова самых авторитетных учителей можно подвергать сомнению — они люди и могут ошибаться. Однако если Христос — Бог, то Его слов оспаривать нельзя, Ему следует безусловно повиноваться и ради Него следует положить, если требуется, и саму жизнь…
Вера в Божественность Иисуса Христа чрезвычайно важна для спасения. Иисус очень конкретно говорил о необходимости относиться к Нему как к Богу: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:19-23).
Назвав Иисуса учителем, юноша смотрел на Него через искажающую реальность призму. Эту ошибку в богословии молодого человека Христос тактично исправляет.
Баркли пишет: «Во всей иудейской литературе не встречается такое обращение к равви «Учитель благий». Раввины всегда говорили: «Благ только закон». Христос же отнес слово благой к Богу: «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог». Это значило: «Либо признай Меня Богом, либо не называй благим!». К признанию Иисуса Богом молодой человек был еще не готов и потому последующие слова Христа были для него не авторитетны.
Библейское исповедание божественности Иисуса является результатом сверхъестественной работы в душе Небесного Отца: «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 5 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Матф.16:13-17). Эта величественная работа Бога в душе молодого человека еще только начиналась и он ее в себе угасил.
Второй богословский изъян верующего богача заключался в убеждении, что вечная жизнь достигается добрыми делами. Он спрашивает Господа: «…что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?».
Молодой человек сознавал, что наиважнейший пункт богословия — учение о спасении. Если спасение недостижимо, то все знания о Боге, законе, ангелах, тайнах мироздания, добре и зле — бесполезны. Он же пребывал в неведении о том, где ему быть после смерти. Это очень великое дело еще на земле получить уверенность, что вечность проведешь с Богом!
Однако достижение вечной жизни ему виделось в делах закона. Он еще ничего не знал о Божьей благодати, явленной во Христе. Он не знал, что жизнь вечная дается не за добрые дела, а по вере в искупительный подвиг Иисуса Христа, что она следствие посвящение себя Христу: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:14-18).
Спасение по делам, которое исповедовал начальник, держало его душу в состоянии болезненной неуверенности. Он не находил покоя в собственных свершениях и искал уверенности в дополнительных подвигах, о которых мог бы подсказать Христос.
И поныне в основе учении всех религий и искаженного христианства о спасении лежат человеческие заслуги. Спросите мусульманина, как достичь спасения и вы услышите: верь в Аллаха и пророка Магомета, твори пять ежедневных намазов, помогай бедным, соблюдай пост в месяц Рамодан, сверши паломничество в Мекку. Спросите его: а буду ли я при этом спасен? Ответом будет: старайся, а там Аллах усмотрит…
Спросите индуса о спасении, и самое лучшее, что он предложит вам — омыться в священных водах Ганга и ожидать следующего цикла перевоплощения. Но сама вечная жизнь для него понятие довольно туманное. Спросите буддиста, как он понимает вопрос спасения и он ответит, что все проблемы человека кроются в стремлении удовлетворить желания. Умертвите желания и ваши проблемы исчезнут. И, вообще, светлое будущее всех людей — нирвана, небытие, погружение в неведомый абсолют…
Некоторые христиане считают спасение процессом с неопределенным результатом. Он заключается в вере во Христа плюс добрые дела, плюс принятие таинств, обращение к святым, особенно к Матери Божьей, исповедь перед священником, ходатайства церкви. Если все это будет строго соблюдаться, то возможно человек и спасется. Но гарантии никто не даст: окончательно все будет известно только после смерти.
Отличие библейского учения о спасении от всех человеческих учений заключается в учении об оправдании по вере: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5:8-10).
Как важно богословие, которое мы исповедуем! Если оно верно, то приведет нас в рай, если неверно, то в ад. Исповедуйте библейское богословие — верить «всему написанному в законе и пророках» (Деян.24:14), все иные «богословия», уведут вас от истины.
Привязанность к богатству
Существует расхожее мнение, что если слишком много нагрешишь, то не попадешь в Божье царство. Никита Хрущев надеялся, что непременно окажется раю, поскольку добрых дел у него было больше, чем плохих. Подобных мнений придерживаются миллионы людей.
Однако рассматриваемая нами история показывает, что даже одна греховная привязанность перечеркивает все добродетели и мешает человеку достичь Божьего царства. А добродетели у юного богача были! Он был образцом духовности! Христос спросил его: «знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей»
Я верю, что этот человек сказал правду. Его праведность заслуживает восхищения. Обычно молодых, талантливых и состоятельных людей обуревает грех блуда. Жизнь знаменитостей состоит из часто сменяющихся бурных романов. Этот молодой человек от юности держал свои чувства под контролем, не допуская осквернения ни помыслами, ни делами.
Он был бизнесменом, а нередко бизнес бывает криминальным. Конкурента устраняют любым способом. Молодой человек ценил человеческую жизнь и ни разу не преступил заповедь «не убий»
«Трудами праведными не нажить палат каменных», — говорит народ. «Не обманешь — не проживешь». Молодой человек был честен во всех делах,крепко держась заповеди «не лжесвидетельствуй».
Он так чтил отца и мать, не дав им повода пролить о нем скорбную слезу и испустить скорбный вздох. Каким-то образом свойственный всем бунт против родительского авторитета его обошел стороной.
Помимо этих моральных достоинств, молодой человек был способным управленцем. В патриархальные времена молодому было непросто стать начальником, а он стал. Старики заметили в нем талант и дали ему зеленый свет на движение вверх по карьерной лестнице. Так же примечательно его религиозное рвение. Он понимал, что вопрос всех вопросов —обладание вечной жизнью и он жаждал найти ответ на него. Он признавал значимость Иисуса Христа и спрашивал, упав на колени, совета о том, как достичь неба. Евангелист Марк пишет, что Иисус полюбил этого парня. Не каждый день такие люди встречались Ему на пути! Больные — встречались, одержимые — встречались, грешные — встречались. Но такой порядочный юноша, озабоченный вечной жизнью, попался Ему впервые!
Молодежь 21 века сочла бы его святым. Ведь наш век — век всевозможных привязанностей, которые липкими нитями опутали людей и держат их вдали от вечной жизни. Вот некоторые из них: наркотики, алкоголь, интернет, аморальность, оккультизм, эгоизм, карьеризм… Однако Иисус показал, что даже единственная привязанность сердца к чему-либо препятствует войти в царство Божье. «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
Этот молодой человек был похож на орла, привязанного за ногу к земле и делающего широкие взмахи мощными крыльями. Все старания царя птиц напрасны, пока он привязан к земле. В Священном Писании мы находим много примеров губительности одной привязанности. Вспомните жену Лота: привязанность к Содому стала для нее роковой. Вспомните Ахана: привязанность к золотым слиткам и дорогой одежде погубили его навеки. Вспомните, Амнона: сексуальная привязанность обернулась для него западней. Вспомните Иуду Искариота: привязанность к деньгам подтолкнула его к предательству Спасителя и Друга. Вспомните Ананию и Сапфиру: привязанность ко лжи свела их в могилу.
Если одна греховная привязанность удаляет от Бога, что же сказать о многих? За привязанностью скрываются могущественные бесы, ловко использующие слабости человека. Николай Зиновьев выразил это таким образом:
Жизнь в объятьях заката.
Став не ближе к Христу,
Я смотрю виновато,
Что лишь тенью расту.
Сердце бьется так глухо.
Вот пришла полоса:
Нет ни зрения, ни слуха
Лишь чутьё как у пса.
Деловито и сухо
Шепчет на ухо бес:
«У соседа, по слухам,
Сохранился обрез.»
Бес сживает со свету,
Хочет душу взять в ад:
«Ты сходил бы к соседу,
Чем так мучаться, брат…»
Боритесь с греховными привязанностями! Не извиняйте их! Есть только одна благословенная привязанность — привязанность ко Христу, которой вы должны дорожить и утешаться «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8).
Оставление Христа
У молодого бизнесмена не было ни сил, ни желания последовать совету Христа. Он честным трудом или по наследству приобрел богатство и теперь безвозвратно должен отдать его нищим, которые его проедят, пропьют, а он уже никогда не войдет в свой сад, в свой дом, не приедет в свой офис. Он станет жить скитальцем на земле, притчей во языцех. Да, Христос предложил тяжелейшее условие! Только нищему пожар не страшен, а вот у кого что-то есть, тот будет переживать, лишаясь всего в одночасье! «Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат».
Разве кто-нибудь из нас согласился бы моментально избавится от имущества? Разве кто стал без раздумий писать заявление об увольнении с работы? Мы бы на месте Христа не так поступили. Мы бы не решилсь пугать человека радикализмом. Мы бы поработали с ним неделю, а то и больше, пока бы он не созрел до столь героического шага… Однако можем ли мы считать повеление Христа ошибочным? Нет! Он был сердцеведцем и знал, что только радикальное посвящение Богу спасет этого парня от привязанности к богатству, которая душило его своих объятьях.
Христос был прав: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Евангелист Марк делает существенное уточнение: «Как трудно надеющимся на богатство войти в царство Божие». Видимо, тот молодой человек считал свое богатство знаком Божьего благоволения и думал, что с помощью вкладов на храм он обеспечит себе достойное существование за гробом. И он потому спрашивал Иисуса, куда бы ему еще вложиться, чтобы иметь вечную жизнь. Сколько таких богачей мы встречаем ныне! Вместо построения личных отношений с Богом, они строят храмы, вместо посвящения своего сердца Христу посвящают его религиозным церемониям. И думают, что все это воспримется положительно Богом.
Христос показал, что царство Божие открывается тем, кто осознает себя недостойным и погибшим. Тот парень должен был бы упасть на колени пред Иисусом и молить Его: «Освободи меня от привязанности, спаси меня от меня самого!» Однако вместо этого он ушел от Христа с печалью… Это было его самой большой ошибкой!
Дорогие друзья! Не повторяйте этой ошибки! Иногда вам кажется, что ваше христианство потерпело неудачу, ваша вера сломана, чистота растоптана, вы не можете быть настоящим верующим… Вы разбиты и обескуражены. Вы спрашиваете, как ученики: «кто же может спастись?» Вы думаете, а не махнуть ли на все рукой и не предаться ли греховным страстям? Не допускайте этой ошибки! Слушайте слово Иисуса: «…невозможное человекам возможно Богу». Бог может вам помочь! Идите ко Христу, такими какие вы есть: с греховными привязанностями, с бессилием их преодолеть, с отчаяньем и страхом перед гибелью и молите Христа вас спасти! Это единственный и правильный выход в вашем положении!
Лучшими своим стараньем
В мире этом вам не быть;
Хочет Он, чтоб вы нуждались
И пришли к Нему просить;
И Он даст вам Духа, чтобы вас водить
Угнетенные, придите!
Если медлит кто и ждет
Лучшим быть, то никогда он
К Богу жизни не придет.
Ведь Он грешных,
А не праведных зовет.
Вечная жизнь стоит того, чтобы ее искали с верой и постоянством, как ищут драгоценных жемчужин! Бог никогда не оставит искателей вечной жизни без вознаграждения,если они руководствуются правильным богословием, не привязаны к богатству и не оставляем Христа!
Трагические ошибки искателей вечной жизни
Спасибо за хороший пример проповеди!
Благословений вам!