В старом советском фильме «Республика ШКИД» звучит отчаянно-грустная песенка беспризорника: «Ах, зачем я на свет появился, ах, зачем меня мать родила?». Этот важный вопрос задавали себе и другим не только уличные мальчишки, но и вполне почтенные и состоявшиеся люди. Незадолго до смерти 93-летний создатель стрелкового оружия генерал Михаил Калашников писал Патриарху Кириллу: «Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть, и я, Михайло Калашников, девяноста три года от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага? Чем больше я живу, тем чаще этот вопрос сверлит мой мозг»… Боль души причиняла несоизмеримо больше страданий знаменитому оружейнику, нежели все телесные немощи, пришедшие с возрастом. Душа мучилась сомнениями, добрым ли целям она служила в преходящем мире.
К сожалению, многие живут, как им нравится, а не как следовало бы. Они предпочитают не связывать себя никакими моральными устоями. По своему произволу определяют: врать или не врать, красть или не красть, любить или изменять, верить или не верить. Люди сами избирают, чему посвятить единственную жизнь – науке или искусству, семье или монастырской жизни, политике или спорту, торговле или строительству.
Жизнь человечества, неподотчетная воле Божьей, напоминает оркестр, где каждый музыкант, не слушаясь дирижера, играет собственную мелодию. И пусть от такой какофонии болит голова, зато «я самостоятелен и играю лучше всех».
Не так было у Иисуса Христа. Он твердо знал, для чего живет на этом свете. Его цели не были придуманы Им Самим или кем-нибудь еще, а исходили от Бога. В этом самое серьезное отличие Его жизни от жизней людей.
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лук.12:49-53).
Пусть исповедь Христа о целях жизни послужит нам путеводной звездой, чтобы под конец земного странствования мы честно сказали Богу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоан.17:4). Христос отметил три основных цели Своего прихода на землю.
1. Христос пришел низвести огонь Духа
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся».
Если бегло просмотреть различные объяснения этого загадочного текста, то обнаруживается значительный разброс мнений. Говорят об огне
- суда над Израилем,
- проповеди Креста Голгофского,
- сжигающим пороки сердца,
- ревностной добродетельности,
- любви
Мне ближе понятие об огне Святого Духа. И я согласен с Симеоном Новым Богословом: «Какой это другой огнь, кроме единосущного по Божеству Духа, с Коим вместе входит в нас и созерцается и Сын со Отцом?». Все добродетели, упомянутые выше, являются производными от Духа Святого. Недаром Он явился апостолам в день Пятидесятницы в образе огненных языков, и Петр произнес огненную проповедь, обратившую ко Христу три тысяч душ. Недаром апостол Павел призывал христиан в Риме: «духом пламенейте; Господу служите» (Рим.12:11). Так он увязал воедино пламень Духа и служение. Апостол предупреждал верующих в Ефесе: «Духа не угашайте» (1 Фес.5:19), что недвусмысленно указывало на нежный характер огня Духа. Он не похож на ревущее пламя из лопнувшего газопровода. Его можно легко угасить гневом, криком, безразличием.
Понятно, что огонь Духа необходим не только в области благовестия, Он необходим для исполнения данного Богом предназначения. Кому-то Бог назначает быть богатым Никодимом, кому-то нищим Лазарем, кому-то дает дары исцеления, кому-то, как Тавифе, нитку с иголкой, кому-то быть гонимым, кому-то почитаемым. Во всех ситуациях нужен огонь Духа.
Лучшей иллюстрацией тому служит пророк Иеремия, которому огонь Духа давал силы возвещать истину непокорному Израилю. Жизнь Иеремии определилась Божьим призванием: «Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог». Бог не позволил ему связать себя семейными узами, испытать радость отцовства. Не дал обрести популярность именитого проповедника. Напротив, он вошел в историю плачущим пророком. На его месте многие отказались бы от своего призвания. Да и сам он не скрывал, что пережил подобные искушения: « «…я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его».
Как известно, от мысли до дела рукой подать. В подобных условиях можно сказать Богу: «Не могу больше оставаться твоим слугой! Прощай!». Однако Иеремия не свернул на легкий путь. Вот что удержало его от этого шага: «но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог…». Этот таинственный огонь был огнем Духа, который влек пророка к подвигу страданий. Пророк продолжает: «Но со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется. Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое» (Иер.20:7-12).
Дух Божий дал Иеремии силу перебороть боль отвержения и продолжать труд пророка в ухудшающихся обстоятельствах. Мы еще в большей степени нуждаемся в Его помощи. Нам невыносимо тяжело жить в мире, отвергающем Бога и Его моральные стандарты, переживать клевету и насмешки, преодолевать нападки плоти и дьявола.
Михаил Калашников, жизнь которого протекала в кругу далеко не самых худших людей, все же не мог не заметить: «Все вокруг меняется, нет смены лишь человеку и его мышлению: он такой же завистливый, злой, бессердечный, неугомонный, как и прежде! …Да, увеличивается количество храмов и монастырей на нашей земле, а зло все равно не убывает! Зло приобретает другие, более изощренные формы. Под флагом милосердия и в личине добра порой предстает зло, вкрадываясь подобно ночному воришке в наш дом, в наши семьи и растлевая их духовные и нравственные основы. Добро и зло живут, соседствуют, борются и, что самое страшное, смиряются друг с другом в душах людей – вот к чему я пришел на закате своей земной жизни».
Христос знал, что без огня Духа мы застынем в холодном, как ледышка, мире. Без огня Духа не сможем благовествовать и сохранить святость сердца. Не сможем радоваться и содействовать спасению людей. Без огня Духа наши молитвы будут вялыми, а служение — бесполезным. Если обладание огнем Духа Святого в ветхозаветное время было уделом немногих, то со времен Христа каждый может обладать им. Христос желает видеть нас зажженными Его Духом. Этот огонь Он принес вот уже 2000 лет назад. Бережем ли мы Его? Даем ли возможность гореть в нас или угашаем?
Профессор английского языка из Баптистского Университета Оклахомы и главный редактор журнала «Христос и Поп-культура» Алан Нобл отмечает огромную опасность двух близнецов сатаны — секуляризма и технологического отвлечения. «Люди и так насквозь пропитаны лицемерием и непоследовательностью, однако вездесущий поток информации и постоянное общение в соцсетях благодаря новым технологиям лишь усиливают эти людские качества». Многие христиане впустили мутные воды «информационного потопа» в свои сердца и угасили огонь Духа! У них нет времени на общение с Богом, на церковь, на Писание…
Один пастырь признавался, что после воскресного служение он «…ел поздний обед, смотрел по телевизору много футбольных матчей или, как зомби, просто расслаблялся на диване». Не могу этого понять! Неужели служение Богу может породить такое напряжение, опустошение и усталость, исцелить от которых могут только мирские развлечения? Ведь когда через служителя действует Бог, это вызывает у него чувство радости и умиления. Оно снимает усталость, побуждает молиться о людях, которым служил. Скорее всего «служение» героя этой истории носило душевный, а не духовный характер. Ему нужно осознать, что он трудился сам, без благодати. Это должно побудить его к покаянию, но не к мирскому способу отвлечения и разрядки.
Стоит помнить, что Дух Святой пришел на нашу землю не просто так. Христос должен был умолить Отца послать Его (Иоан.14:16). Постоянно пребывать с несовершенными, спотыкающимися на пути детьми Божьими – тяжелый труд! Его можно вынести только ради любви к Иисусу! Будем же возгревать в себе дар Божий, не обесценим дело Христа!
Господь, огонь с небес священный,
Твой огонь, Твой огонь нам пошли!
К Тебе возносим зов смиренный:
Твой огонь, Твой огонь нам пошли!
О, снизойди к мольбам души,
Исполнить Духом поспеши,
Что обещал, то соверши:
Твой огонь, Твой огонь нам пошли!
2. Христос пришел свершить искупительный подвиг
Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
Христос говорил о крещении страданиями, которые Он ожидал в великом томлении души. Кто-то полагает, что знание счастливого конца облегчает бремя скорби, превращая его в некое блаженство. Ничего подобного! Хотя Иисус знал во всех подробностях, через какие страдания предстояло пройти, это не позволяло Его человеческой природе чувствовать себя спокойной. Ведь одно дело знать о боли, другое дело пережить ее. Разве не знают пациенты, что удаление больного зуба даст покой? Но почему-то с тоской в душе до последнего откладывают визит к «доброму доктору».
Христос был необыкновенно мужественным человеком. Смятение и томление в Его душе было следствием ожидания предстоящих величайших, невообразимых страданий. Чем тоньше душевная организация человека, тем острее воспринимает она несправедливость, ложь, издевательства, отчужденность от Бога. Христа больше всего томило грядущее излияние на Него гнева Бога, ведь Он решил занять место грешника. Он мог сказать словами Моисея: «…я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас [и хотел] погубить вас» (Втор.9:19).
Христос мужественно переносил унижения, насмешки, лживые обвинения, бичевание, распятие. Из уст Его не вырвалось ни одного стона или оскорбительного слова мучителям. Но когда Отец Небесный оставил Его и обрушил весь праведный гнев на Его голову, Он не мог сдержаться и возопил громким голосом: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф.27:46).
Пока мы находимся в смертном теле, нам ни за что не понять крещения Спасителя адскими муками. В их преддверии в Гефсиманском саду Он вопиял, ужасался, тосковал и покрылся кровавым потом. Что же тогда происходило в Его сердце во время их принятия?!
Смерть Христа должна была стать искупительной смертью. Только такой трудной смертью Он мог покрыть грех людской. Еще до своих крестных мук Господь говорил ученикам: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45).
В искупительной смерти Христа содержаться два важных элемента – замещения и выкупа. В иудаизме приносились кровные жертвы птиц или животных. Они умирали вместо людей. Но эти жертвы не были достаточными, чтобы раз и навсегда покрыть в том числе и будущие грехи человека, поэтому кровь животных продолжала и продолжала проливаться. Только единожды свершившаяся смерть Христа бесповоротно заместила виновных: «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр.10:10-14).
Второй аспект искупления — выкуп, — был хорошо знаком людям той эпохи. В Римской империи было 60 миллионов рабов, которые постоянно продавались из рук в руки. Купленный раб расставался с прежней обстановкой, товарищами, хозяином и помещался в новую среду, чтобы служить новому владельцу. Раб не принадлежал себе, не мог по своему усмотрению завести семью или составить распорядок дня. Все за него решал хозяин.
Когда апостолы говорили верующим во Христа, что они «куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии»
(1Кор.6:20), те хорошо понимали их: «Мы не принадлежим уже миру греха и погибели, а принадлежим миру праведности. Мы искуплены, и у нас новый Господин – Иисус Христос».
Искупление должно стать основой нашей борьбы за праведность. Эта важная библейская истина зачастую упускается как ищущими спасения, так и нашедшими его. Им кажется, что они по-настоящему будут искуплены, когда покажут на деле праведную жизнь. Но Писание говорит обратное: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5:10). Примирились то же самое, что были искуплены. Все, что нам остается сделать – принять факт Божьего искупление и строить жизнь на нем.
Вот как истина об искуплении должна работать в нас: Голгофский крест говорит, что наши тела и души искуплены. Они — храм Духа Святого, а не наша собственность. И когда нас искушают плотские похоти, в ответ на это мы напоминаем себе, что потеряли право распоряжаться собой по нашему усмотрению: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:18-20). Если прежний хозяин – сатана — при восстании плотских страстей на душу советовал им уступать, то новый хозяин — Христос — велит им противостоять.
Искупление помогает справиться с трудностями. Проходя темной долиной испытаний, мы знаем: Бог, наш чудный Искупитель, имеет право сделать с нами все, что хочет – дать какие-то блага или забрать их, послать болезнь или исцелить от болезни, продлить жизнь или сократить ее. Апостол Павел пишет: «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.14:7-9). Божьи действия иногда могут казаться нам беспощадными, как праведному Иову, но в конечном итоге они приведут нас к неизреченной славе.
Во время работы над проповедью я получил сообщение в рассылке. От него встал ком в горле, и хотелось плакать. «В Украине в Харьковской области, проживает христианская семья — Колесниковы Рома и Оля и четверо детишек. Семью постигло испытание: у Оли обнаружили рак последней степени. Она сейчас в очень плохом состоянии, ходить не может, боли очень сильные — морфий не помогает. Метастазы проникли в кости и начали их разрушать. У Оли сейчас много переломов. К ней совсем нельзя прикасаться, так как от любого прикосновения ей очень больно… Но к ней прикасаются. Ее 2-х летняя дочь обнимает ее и плачет: «Мамочка, не умирай!». Для Оли больней не физические страдания, а слезы деток. Так как Оля сама сироткой была с 7 лет, она знает, как это быть без мамы. Оля часто унывает. Ей всего 35 лет. Муж работать в данное время не может. Он ухаживает за женой, готовит еду и нянчит двухлетнего ребенка. Она измучилась и хочет к Иисусу, а детишки просят чуда у Иисуса, чтобы мама выздоровела и жила. У детей много вопросов к Богу — почему Он их маму не исцеляет…»
Я задумался об этой молодой женщине, о ее муже и детях, проходящих через свою Голгофу. Какую пользу извлекают они из этой жизненной драмы? Не одни ли потери? Ропот на Бога делу не поможет. Коварная и разрушительная болезнь сделает свое ужасное дело. Но самое главное в этой истории — смиренное признание Божьего права поступить со своими детьми так, как Он желает. И окончательным оправданием Божьего права будет вечная слава спасенных. «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:17,18).
Именно на это рассчитывает смертельно больная и искупленная Господом Ольга. Эта перспектива должна снять все недоуменные вопросы о смысле земных страданий. В очах Господа они драгоценны: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс.115:6). Она дорога потому, что святые доверяют благости Бога в самых жутких скорбях: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр.12:11). Господь оценивает это доверие превыше всего! Слава Господу Иисусу Христу за то, что Он не уклонился от поставленной Небесным Отцом цели искупить нас ценой мученической смерти!
3. Христос пришел разделить людей
Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей
Эти слова милосердного Спасителя вызывают недоумение у многих. Им казалось, что участливый в нуждах людей Христос пришел воссоединить семьи и укрепить взаимоотношения родственников и соседей. И вдруг Он заявил, что принес в мир конфликты. Неужели человечество когда-нибудь испытывало недостаток в них?! Неужели Господу неизвестно, что дружная семья и крепкое родство — основа человеческого общества? Что за странная цель прихода Христа на землю?
Разделение, которое действительно принес Христос, было разделением истиной: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан.3:19). Тут либо без истины всем погибнуть в аду, либо кому-то благодаря ей спастись. Бог избрал последний вариант.
Впервые разделение истиной дало о себе знать в Назаретской синагоге. Стоило Христу сказать доброе слово о вдове-язычнице, к которой был послан Илия или об исцелившемся сирийском маршале Неемане, соотечественники взорвались от злости. По их мнению, язычники были топливом для ада, и ставить их в пример евреям негоже. Слушатели вскочили со своих мест и повлекли Христа к обрыву, чтобы сбросить в пропасть. Так истина разделила Христа и соотечественников.
Когда в субботний день в синагоге Христос исцелил сухорукого человека и сказал, что в субботу нужно делать добро, снова грянуло разделение. По мнению ортодоксов, помочь человеку было непростительным нарушением субботней заповеди. Но истина говорила: это не так! вы спасаете в субботу упавшую в яму овцу! Но разве человек менее ценен, чем животное?
Свидетельство Христа о Себе Самом так же приводило к напряжениям во взаимоотношениях. «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан.5:18).
По сей день эта истина о сущности Христа разделяет религиозный мир. Стоит иудею или мусульманину уверовать в божество Христа, как в лучшем случае его выгонят из дома, а в худшем убьют.
Успех Христа в проповеди и благотворительности вызывал зависть у правящей элиты. «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Иоан.11:47-50).
Апостол Павел проповедовал истину о спасении благодатью через веру, а не через дела закона. О, сколько раздора произвела эта истина среди иудеев! За это Павла нещадно гнали, не раз покушались убить. На него клеветали и оскорбляли.
Увы, истина разделяет людей – это необходимо признать! Христиане обязаны провозглашать истину и защищать ее. Но защищать не силой оружия, а силой убеждений. Нередко силой страданий. Верующий, как дитя мира, не имеет права быть инициатором вражды или ненависти. По примеру Христа он должен быть готов пострадать за истину, но не гнать и не убивать ради истины.
К сожалению, церковь очень скоро забыла о своем миролюбивом призвании и принялась убивать ради «истины», как своих, так и чужих. Еще в 398 году Александрийский патриарх Феофил организовал убийство десяти тысяч монахов, якобы за уклонение в учение Оригена. Затем он постарался изгнать Иоанна Златоуста в ссылку, где тот и умер. Даже пламенный борец за истину Савонарола повелевал серьезно штрафовать игроков в карты, отрезать языки богохульникам, живьем сжигать содомитов. Он настраивал преданных ему мальчиков врываться в дома и отбирать игральные кости, карты, флейты, мирские книги, чтобы всенародно сжечь их на «костре тщеславия». Удалось ли ему силой исправить нравы? Ничуть! То же самое повторят через сто лет женевские реформаторы, и с тем же успехом. Нельзя заставлять людей быть христианами! Они сами должны возжелать стать последователями Иисуса. Высшим эгоизмом церкви было «во имя истины» очищать огнем и мечом мирское общество, чтобы ей одной было хорошо. Церковь забыла учение Господа, что должна светить во тьме, освящаться, когда мир сквернится.
Христос сказал, что Он принес разделение. И его последователям следовало бы научиться жить в ситуации разделения, любя тех, кто не принимает истину и за нее гонит Апостол Павел писал: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:3-5). Апостол получил от Бога способность так убедительно представлять истину, что она пленяла ум человека в послушание Христу. И человек был готов отдать жизнь за истину, но не отнять ее у несогласных.
Итак, жизнь Христа имела важное значение: Он достиг в ней исполнения Божьих целей. Так должно быть и у нас, Его последователей. Божьи цели о нас выражены в Писании. Иисус учил: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Иоан.15:8). Бог желает, чтобы мы делали «добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10) и жили по заповедям Иисуса Христа. Не кажется ли вам, что в этих областях христиане не слишком усердны? Будем просить Господа, чтобы Он указал нам, на какие конкретно цели должны мы потратить нашу жизнь. И:менно так поступил автор старинного гимна:
Жизнь посвящаю Тебе,
И отдаюсь я в мольбе.
Ты управляй ею Сам,
И направляй к небесам.
Жизнь эта — не моя,
Так будет пусть Твоя,
Её Ты Сам мне дал,
Чтоб я Тебя прославлял.
Мир искушеньями полн,
Хочет увлечь меня он,
Чтобы ему я служил
И по-греховному жил.
Но я Тебя молю:
Силу пошли Свою
И мне защиту дай,
В битве с грехом укрепляй.
Честно желаю я жить,
Ближних хочу всех любить,
Зло и обиды прощать
И о Тебе возвещать.
О мой Господь и Бог,
Если б я в жизни смог
Твою любовь познать
И всем о ней рассказать!
Скоро Ты в славе придешь
И Свою Церковь возьмешь.
Так приготовь и меня,
Чтобы достоин был я
Вечно с Тобой пребыть,
Злобу людей забыть
И в небе увидать
То, что Ты хочешь нам дать.