Горе богатым!

Как помочь?

Горе вам богатые Как это ни печально, но нагорная проповедь Иисуса Христа, начавшаяся с радостного утверждения блаженств, содержит и горестные провозглашения. Чем была вызвана столь неожиданная смена тональности? Ответ может быть только один: искренней заботой о противниках.  Толпа, слушавшая Господа, была неоднородной. В ней присутствовали недруги, высмеивавшие каждое Его высказывание. Им было не по душе  признать счастьем  нищету духа,  жажду праведности, плач о своих и чужих грехах,  отверженность.  Они многого достигли в жизни — получили образование, обзавелись имуществом, заняли престижное положение в обществе, считали себя  духовными вождями темного люда. Перечеркнуть эти достижения — означало бы признать свое полное банкротство и попытаться начать жизнь с нуля.  На это не было ни сил, ни желания… Однако такая позиция была губительной для их душ. Только суровое предостерегающее слово могло освободить их от самообмана.  И не только их, но всех, кто ныне бездумно  принимает за счастье преходящие вещи — богатство, пресыщенность, веселие, тщетную популярность.

 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. (От Луки 6:24-2)

         С чувством глубокой скорби Христос провозгласил четырехкратное горе. Обычно  этим словом описывают безвозвратную утрату самых дорогих людей. Господь показывает, что Его недоброжелатели навлекают на себе горе, подобное смерти.

         Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение!

         Во все века желание быть богатым, сытым, радостным, почитаемым людьми считалось нормальным для человека.Почему же Христос объявляет «горе» тем, кто обрел все эти вожделенные блага? Неужели Он так хочет  превратить всех в нищих и голодных? Разве не Бог является подателем богатства и славы?  Не в Божьем ли слове сказано: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Екклесиаст 5:18)?

         Нет, Христос, хотя и был беден, не выступал против материального достатка. Он пользовался услугами богатых людей. Состоятельные женщины служили Ему своим имением. Он совершил вечерю в богатом доме, устланном коврами, Он позволил Марии вылить Ему на голову драгоценное миро стоимостью в 300 динариев. Его бальзамировали и хоронили богатые люди. Ополчаться против богатства, — значило бы выступать против Себя и Своих  друзей, а в более отдаленной перспективе — против Бога.

         Христос осуждал неправильное отношение к  богатству. И здесь важен не объем материальных благ, которым мы располагаем, а наше отношение к ним.

1.    Христос провозглашал горе тем, для кого богатство стало утешением.

          Богатые утешают себя: «Я значимый»! «Я независимый»!  «Я уверен в завтрашнем дне»! «Я могу себе все позволить»! На самом деле, утешение сердцу человек должен находить только в Боге. Давид был пастухом, а затем  славным царем, однако  его высокое положение и состоятельность никогда не служили ему источником утешения. «Только в Боге успокаивается душа моя» — писал он в знаменитом 61 псалме.  Бог лучше всех земных сокровищ!

         Богатство Иова никогда не служило ему утешением: «Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты — надежда моя? Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много? (Иов 31:24,25)

         Библия  именует Бога утешителем и призывает утешаться только Им. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:5). Если бояться Господа — обязанность человека, то утешаться Им — сверхъестественная привилегия. Мы сознаем, сколь много совершаем грехов в мыслях, чувствах, словах и делах. Нам бывает очень тяжело от нашего несовершенства. Бывает, что сатана атакует нашу совесть, напоминая нам о содеянных грехах, и нам  может казаться, что спасение едва ли возможно. Нас может заботить собственное будущее или будущее наших детей. Мы тревожимся о своем здоровье или о мире на земле. Вот тогда и нужно найти утешение в Божьем характере: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исход 34:5-8).

         Поразмыслите о  Божьем характере, и вы обнаружите, что каждая его черта служит нашему благу.  При воспоминании о таком Боге  сердце смягчается и наполняется миром.

         Грех некоторых слушателей Христа заключался в том,  что богатство заняло место Бога. Они жаждали не столько углубления личных отношений с Ним, сколько умножения материальных благ. Они прославляли себя, но не Бога, надеялись на связи и деньги, а не на Него одного. Такая надежда дорого обойдется человеку:«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой» (Иер. 17:5,6)

         Богатство должно усилить нашу благодарность Богу и послужить нуждающимся, как это было у праведного Иова: «Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота?» (Иов 31:17). «Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, — не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих?» (Иов 31:19,20). «Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему» (Иов 31:32).

         Пример праведного Иова служит обличением всем, кто, имея огромное богатство, тешит им свое самолюбие и не заботится о тех, кто перебивается с куска на кусок. Нельзя забывать, что «…мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1Тим.6:7). Из этого правила есть только одно исключение — мы вынесем из этого мира память о наших делах. По ним и будет судить людей праведный Бог.

 2.    Христос провозглашал горе тем, кто из-за привязанности к  богатству не захотели стать Божьим служителями.

Христос не проповедовал ради того, чтобы занять людей интересными религиозными вопросами. Он желал, чтобы они стали Его последователями. Спасение и ученичество — две стороны одной медали. Сегодня многие священнослужители, не понимая этой связи, превратили христианство либо в магию — спасение дается за участие в обрядах, либо в оправдание греха — раз ты спасен, ни о чем не беспокойся! Христианство это, прежде всего, ученичество, которому человек добровольно посвящает себя. Но ученичество в любой сфере, а в духовной особенно, связано с жертвой. Ради успеха в нем следует жертвовать, по крайней мере, временем, деньгами,  своими желаниями, если они не совпадают с желанием Учителя.

         Враги Христа не могли не заметить, что Его ученикам пришлось  пожертвовать  домом, работой, покоем. Так, мытарь Матфей оставил доходную  должность, а Петр разлучился с женой, Иаков и Иоанн забросили рыбацкое дело. Симон Зилот — политическую карьеру. Недоброжелатели  видели их обветренные и исхудалые лица, усталые глаза -  ведь им не всегда удавалось поесть и отдохнуть, их постоянно окружали толпы, искавшие разрешения различных проблем.

         Но, главное, ученики не имели ничего отложенного на черный день. На них не было никакой обновы — все та же одежда и те же сандалии на запыленных ногах. Какую осязаемую материальную выгоду можно было бы извлечь из ученичества, если Иисус запретил апостолам что-нибудь брать от людей за оказанные услуги: «даром получили, даром давайте»?

А тут еще власть имущие были настроены враждебно к галилейскому проповеднику, и в недрах синедриона зрел план Его уничтожения. Никто не мог гарантировать, что служение Его продлится хотя бы еще неделю.

 Стать учениками Христа в подобной ситуации было рискованным и невыгодным делом. Так можно все потерять! Копеечка в кармане считалась  дороже обещанных небесных благ. Вот почему многие богатые люди не хотели последовать за Христом. Таковых немало и сегодня. Они отнюдь не спешат стать учениками Христа из-за привязанности к комфорту, не понимая, что все равно придет час им расстаться со всеми земными благами и предстать на Божий суд. Их положение точно описано словами великого поэта: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».

         Достаточно большая группа людей не желает ученичества, довольствуясь религией. Они не понимают, что религия, пусть даже она христианская, не только никого не спасает, но и закабаляет в невежестве и самообмане.

         Джон Буньян красочно описывает свое увлечение религией, в которое он впал перед своим настоящим обращением к Богу: «…не зная ничего лучшего, я энергично занялся религией того времени, а именно: стал ходить два раза в неделю в церковь, делая это так же с огромным усердием, где я вместе с остальными набожно пел и говорил, при этом не оставляя свою нечестивую жизнь; к тому же, я был настолько переполнен духом религиозных предрассудков, что с великим рвением обожал все (стоящих  на возвышенном месте священника и церковного служителя, ризы, служение и все остальное), что имело отношение к церкви, считая все, что в ней находилось, святым; особенно я считал священника и церковнослужителя самым счастливыми… стоило мне только увидеть священника (пусть он был хоть самым грязным и буйным за свою жизнь), как мой дух преклонялся пред ним, благоговел перед ним и тянулся к нему; более того, я думал о любви (считая их служителями Божьими), которая у меня была к ним, которую я мог положить к их ногам и которую  они могли растоптать; так сильно опьянило и очаровало меня их имя, их одеяние, их дело…».Словами «опьянило и очаровывало» Буньян точно описал наркотическое воздействие религии, посредством чего она держала в бездействии  совесть: «Но все это время я не ощущал опасности и порочности греха; меня не посещали мысли о том, что грех осудит меня, последователем какой бы религии я не был, если я не буду найден во Христе». Наши современники — политики, деятели науки, культуры и спорта по большей части идут тем же путем, не думая о его страшных последствиях. Только спустя время, Буньян понял, что  спасает не религия, а ученичество! Горе тому, кто отказывается от этой чести!

3. Христос провозглашал горе тем,  кто из-за привязанности к богатству  отказались от вечной жизни

         Христос с болью отметил: «вы уже получили свое утешение». Христос сказал правду! Когда есть пища, кров над головой, любимая жена и дети, есть огромные возможности для развлечений, человек чувствует себя счастливым. Сами по себе эти вещи могут быть и необходимыми. Проблема возникает там и тогда, где и когда он  позволяет этим вещам доминировать и заглушить семя Евангелия: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (От Матфея 13:22). Какое ужасное горе сделать сердце могилой Истины! Как многие богатые совершают это! Поэтому  «…трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мар. 10:24)

         Богатство обладает силой, парализующей духовные устремления. И нужна Божья благодать, чтобы не оказаться ею захваченным. Эту проблему хорошо понимал мудрый Агур, молившийся: «суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притчи30:8,9).

         Нам нужен тот же взгляд на богатство, что был у Моисея: «и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр. 11:26). Если  духовные блага человек оценивает  выше материальных, он будет способен на подвиг ради Бога.  Богатство не стоит того, чтобы на него менять вечность! «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17-19).

…Бесланскую трагедию будут помнить, пока стоит мир. Рыдавшие о своих малютках мужчины и женщины знали, что прощаются с ними навсегда. Но в этой непоправимой трагедии было удивительное утешение — дети вошли в святое небо, и если бы Господь предложил им вернуться на землю, ни у одного из них такого желания не возникло бы. Ведь небо в миллионы раз роднее земного дома, а любовь Небесного Отца в миллионы раз превосходит неумелую любовь земных родителей.  Они водворились в прекрасных обителях Того, Кто их создал,  Кому они дороже всего на свете. В отличие от бесланских детей, в абсолютно  безутешном горе окажутся люди,  отказавшиеся стать учениками Христа из-за мимолетных земных выгод. Они обрекают себя на вечное и мучительное изгнание от лица Божьего. Господь называет таких людей безумцами. Более точное определение подобрать невозможно! Что скажет  о вас Господь, дорогой читатель? От вас зависит — назовет Он вас счастливым или несчастным.  Если вы приняли Господа как вашего Спасителя — вы счастливы. Если отвергли Его — вы самый грешный и несчастный на свете человек. Не совершите этой ошибки!

Вам так же может быть интересно:

Один Коммент. к статье “Горе богатым!”

  1. 1
    Анатолий говорит:

    Следовательно, ни один священнослужитель в рай не попадет? )))

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ