Отвержение —тяжелое жизненное испытание, через которое приходится пройти в малой или большой мере всем людям. Суть его в том, что основные потребности человека в любви и принятии не удовлетворяются. Это может проявиться через недостаток внимания, излишнюю опеку, супружескую измену, развод, долгую болезнь, язвительную критику, принародное унижение, обман, неуступчивость, потерю работы, физическое насилие и т.д. Отвергнутый человек испытывает сильное самосожаление, обиду и гнев. Он полон желания отплатить вдвойне, а если это невозможно, то найти забвение в алкоголе, наркотике или любимом деле. Отвергнутый склонен отвергать Бога, Который якобы не услышал и вовремя не помог. Крайняя форма отвержения себя — добровольный уход из жизни. Примеров этим печальным явлениям более чем достаточно, стоит только просмотреть ежедневные хроники происшествий. В свете сказанного видится странным провозглашенное Христом блаженство отверженности. Но это только на первый взгляд.
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их (Лук.6:22,23).
Христос никогда не скрывал от Своих последователей неизбежности масштабного отвержения — их возненавидит немаленькая группа недоброжелателей, а все люди. Отвержение будет чувствительным: глагол возненавидят можно передать, как «испытают отвращение», а отлучат подразумевает гражданскую казнь, т. е. запрет на любые контакты. Христиане станут настолько противными миру, что его будет тошнить от них и он без всякого сожаления постарается от них избавиться. Здесь все средства будут хороши, а особенно клевета. Благодаря ей неверующие будут поносить христиан и пронесут их имя, как бесчестное. Во всех религиях мало кто живет своим умом, гораздо легче жить слухами и сплетнями. Вот почему при всенародной поддержке греховный мир растопчет авторитет верующих, заставит испытать моральное или физическое насилие, лишит права на свободу и безопасность. Этим путем следуют сегодня в различных частях мира 100 миллионов христиан…
Число отверженных Христа ради будет только увеличиваться. Помимо привычных гонителей — радикальных исламистов и немногих уцелевших коммунистических режимов, новой угрозой для церкви выступает все более набирающая силу в западных странах «гомодиктатура». На верных евангелию, называющих гомосексуализм грехом, налагают штрафы, принуждают проходить курсы толерантности, сажают в тюрьму. Туча гонений застилает страны, над которыми некогда сияло солнце религиозной свободы.
В гонениях христианам грозит опасность считать себя несчастными и уныло влачить крест скорбей. Христос желает, чтобы они оценивали себя по-иному — как самых счастливых на свете. В чем же заключается счастье отверженных?
1. Счастье отверженных заключается в сопричастности Христу
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
Мир времен Иисуса Христа не был атеистическим. Ему не досаждала навязчивая реклама магии, пива и секса. Религиозность народа была высокой - явка на богослужения в синагоги неизменно составляла 99%. В стране не было детских домов и вытрезвителей. Никто понятия не имел о наркомании и игромании. И, тем не менее, этот религиозный мир не был хорош. Он был крайне враждебен Христу. Он нападал на Спасителя даже в родном доме, подталкивая искать человеческой славы: «Приближался праздник Иудейский — поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо в тайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы». (От Иоанна 7:2-7)
В стремлении к славе и власти скрывается ужасная трагедия мира. Ведь если счастье души в достижении этих благ, человек чаще всего будет ощущать себя отверженным, ибо далеко не всем удается ухватить часть вожделенного пирога. Отсюда проистекает извечная зависть и вражда среди людей, преисполнившая мир до краев.
Христос никогда не разделял тщеславных ценностей мира, поэтому Он решительно противостал давлению народа посадить Его на царский трон, и народ этого Ему не простил. В страстную пятницу глас народа приговорил Его к смерти.
Господу было больно видеть порабощенность людей грехами. В любви Своей Он обличал пороки мира, призывая людей искать Божьего царства. Евангелист Матфей дает перечень грехов, в которых Христос обвинял соотечественников:
- напрасный гнев на брата;
- унижение человеческого достоинства;
- вожделенные взгляды на женщин;
- разводы;
- нарушение обещаний;
- похвальба своей милостыней, молитвой и постом;
- манипулирующая молитва;
- служение мамоне;
- попытка исправить другого, а не себя;
- пустая религиозность;
- отсутствие сострадания к грешникам;
- нераскаянность;
- ожесточение сердца;
- злобность и лукавство;
- неверие;
- замена Слова Божьего преданиями старцев;
- духовная слепота;
- непрощение других;
- осквернение храма торговлей;
- злые замыслы о расправе над Иисусом;
- попытки уловить Христа в слове;
- незнание Писания и силы Божьей;
- лицемерное рвение обратить кого –либо в свою веру;
- неисполнение тех обязанностей, которые они взваливают на народ;
- внешняя праведность, и внутренняя развращенность;
- мелочность;
- духовное безумие;
- нежелание войти в Царствие Божие;
- воспрепятствование людям найти спасение;
- гонения и убийства праведников.
По меркам нашего времени многие грехи заслуживают не осуждения, а снисхождения. Их считают проявлением слабости человека, но не греховности. Однако у Христа было иное мнение о тяжести греха — назвавший человека дураком достоин ада… И поскольку своими обличениями Христос серьезно понижал значимость мира в его глазах, то в страстную пятницу мир предал Его неописуемым мучениям.
Верующие призваны разделить судьбу Христа. И когда они это делают, становятся блаженными втройне.
Во-первых, гонения подтверждают, что верующие не принадлежат миру: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (От Иоанна 15:18,19). «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» (От Иоанна 17:14). Мир не прощает тех, кто не разделяет его ценностей. Апостол Петр писал: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Пет.4:3,4). Христиане отвергают мирские похоти, и за это мир отвергает их, но это отвержение является для них радостью большей, спасение от самой страшной опасности или болезни.
Во-вторых, гонения подтверждают, что христианские ценности несравненно лучшие мирских.Благодаря Христу верующие обрели статус детей Божьих, стали наследниками небесных благ, получили дары Святого Духа для служения и, главное, они имеют «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Мирские почести и наслаждения не идут ни в какое сравнение с этими благами! Вот почему отверженный людьми человек блажен. Когда религиозные вожди Израиля избили апостолов, те «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Апостолы стали еще ближе ко Христу, чем были до сих пор! Будем молиться о том, что если Господь сподобит нас оказаться гонимыми за Евангелие, то мы приняли бы это с той же радостью апостолов.
В-третьих, гонения свидетельствуют об обретении верующими особой благодати. Это недвусмысленно утверждал апостол Павел: «…и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил.1:28,29). Благодаря страданиям, святые становятся еще дороже Господу, ибо разделили с Ним горькую чашу отвержения миром. Здесь верно правило: чем больше страданий, тем больше благодати, чем больше благодати, тем больше святости и единения со Христом.
Однако следует заметить, что верующие испытают блаженство, когда переносят отвержение Христа ради, а не из-за своей глупости или своеволия, как это приключилось в начале прошлого века с благовестником П.П. Тараном. В книге «Свет Евангелия в Казахстане» рассказывается: «Зимой дороги заметало снегом, местами до двух метров высотой, что делало проезд невозможным. В таких случаях селяне выезжали на заснеженные места и расчищали проезд. И вот однажды в таком проезде встретились повозки благовестника П.П. Тарана и местного священника православной церкви.
Брат Таран, надеясь на свою внешнюю солидность, говорит при этом встречному:
- Давай сворачивай.
А встречный ему отвечает:
- Ты сворачивай, я везу священнослужителя.
- И я священнослужитель.
На это священник говорит:
- На мне благодать.
- И на мне благодать.
- На мне вдвойне.
На что брат Таран отвечает:
- На мне одна благодать, видимо, надо свернуть.
Этот случай дорого обошелся брату Тарану. По возвращению из поездки он был вызван в станичное управление и по наговору священника был избит. На следующий день он пришел к старцу Фоме Ивановичу Дерябину и, повествуя о случившемся, сказал, что его избили за Христа.
-Не за Христа тебя избили, а за твое упорство. Все равно тебе пришлось свернуть».
Счастливы те, кто пострадает за Христа, а не за свои амбиции!
2. Счастье отверженных заключается в обретении награды
Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.
Гонения за Христа — это не комариный укус в щеку, а укус древнего змея, от которого болит душа и льются слезы. Это ущемление и без того малых прав и свобод, разлука с семьей, пытки и каторжный труд. Прочтите жизнеописание Ю.С. Грачева «В Иродовой бездне» или «Прощение освобождает» И.А.Тоги и вы увидите, как болезненно может жалить сатана.
Бог высоко оценивает подвиг самопожертвования и ожидает, что нас вдохновит Его оценка. Слова возрадуйтесь и возвеселитесь можно было бы перевести, как «прыгайте, ликуйте». Столь великой радостью о награде следует исполниться в тот день, т. е. сразу при наступлении гонений. Наша плоть решительно не желает страданий, и потому не способна на такую радость. Она производится Духом Святым в ответ на веру в истинность Божьих обещаний. Не радоваться — значит не верить в реальность своего блаженства и мудрость повеления Христа.
На земле за ратные или трудовые подвиги даются различные награды — грамоты, призы, медали и ордена, ценные подарки. Какова будет небесная награда мы в точности не знаем (Писание прообразно говорит о венцах, драгоценных камнях, колоннах почета), но одно ясно — награда гонимым будет самой великой. Кто много служил и терпел, тот и получит большую награду: «…каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Еф.6:8). «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству» (2Фесс.1:4-10).
Мне думается с ожиданием награды у современных верующих есть проблема. Она им кажется столь далекой, а скорби столь близкими и болезненными, что заглушают всякую радость. Да и в нашей натуре сокрыто желание избегать всяческих треволнений. Мы воспринимаем трудности не как приглашение к подвигу и награде, а как нарушителей благополучия. Нам нужно перестроить восприятие земной реальности с плотской на духовную. Ведь если на небесах существует такое чувство, как сожаление, то мы будем жалеть, что смотрели на страдания как на убыток и не видели в них залог вечной награды. Пусть поможет нам Господь жить не столько настоящим, сколько будущим. А оно невероятно прекрасно! Господь сказал: «…вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лук.22:28,29).
Джон Буньян вспоминал о своем отношении к решению судьи не отпускать его под залог, но оставить в тюрьме: «…я не пришел в уныние, но скорее обрадовался и явно увидел, что Господь слышал меня, ибо прежде чем я попал в тюрьму, я просил Бога о том, чтобы Он освободил меня, если я принесу больше пользы на свободе, чем в тюрьме; но если нет, да будет Его воля; ибо у меня была надежда на то, что мое заключение может послужить к пробуждению святых в стране, а посему я не знал хорошо, что мне избрать. Поэтому я все предал Богу. И, поистине, в ответ я снова встретил моего Бога в тюрьме, утешающего меня и подтверждающего, что это было Его волей и планом».
Буньян провел в тюрьме 13 лет. Там он написал несколько замечательных книг, а во время второго недолгого заключения самую знаменитую из них — «Путешествие Пилигрима». Прошло более 330 лет, а эта книга продолжает укреплять миллионы христиан во всех странах мира.
Это было величайшей наградой от Господа Буньяну уже при жизни. А в вечности миллионы спасенных поблагодарят его за то, что он в послушании Господу претерпел тюремные тяготы.
3. Счастье отверженных заключается в сопричастности самым великим людям в истории.
Так поступали с пророками отцы их.
Самыми великими людьми в человеческой истории были не политики, не блистательные деятели науки и искусства, не знаменитые спортсмены. Великими всегда были святые. Но именно они решительно отвергались миром: «…те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:38). Это несправедливое отношение свидетельствует о крайней нравственной испорченности рода человеческого, принимающего добро за зло и зло за добро. Однако праведники не печалились из-за непризнанности миром. Главное- быть признанными Всемогущим Богом.
Приобщиться к этому сонму великих и благородных людей– огромная польза! Их опыт хождения пред Богом сопровождавшийся как победами, так и поражениями, их проникновение в тайны духовной жизни, их взаимоотношения с людьми весьма поучительны. Когда нам недостает духовного энтузиазма, мы вспоминаем Даниила, не желавшего угасить ревности по Богу вкушением запретной пищи, когда нас берет отчаянье от впадения в прегрешение, вспоминаем покаянный псалом Давида— если его Бог помиловал, разве откажется помиловать нас? Когда нас отвергают, вспоминаем оптимистичное заявление апостола Павла: «…любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Если бы Писание не содержало жизнеописаний святых, Библия была бы лишена плоти и крови и только страшила нас своими повелениями и запретами. Но биографии пророков оживляет ее, как окна оживляют здания, а цветы зеленый луг.
Принадлежать к сонму святых— великая честь. Праведники— люди славного небесного царства. Они потрясающе интересные и высокоинтеллектуальные люди. Они — любящие друзья, с радостью ожидающие нашего возвращения домой после утомительного земного странствования. Мы дороги им и они горят желанием принять нас в свои обители. С ним и мы уже никогда не расстанемся! Если учесть, что среди небожителей есть наши отцы, матери, сестры и братья, друзья по вере,то как не радоваться о предстоящей встречи с ними?
Напротив, как ужасно положение тех, кто останется в вечном «вчера». Придет время, когда мир страгическим опозданием поймет, какую великую и невосполнимую потерю он себе причинил, отвергнув святых. Христос предупреждал: «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лук. 13:28,29). Неописуемое отчаянье этих людей будет и в том, что они оставили себя без будущего и без друзей. Их удел — вечное одиночество в вечной тьме преисподней.