Каждый человек хочет быть радостным и довольным. Именно это многие называют счастьем. И, поскольку представления о счастье различны, то каждый счастлив на свой лад. Для одних счастье — когда тебя понимают, для других – хорошая семья, для третьих – если каждый день болит в другом месте, для четвертых — когда все задуманное свершается наилучшим образом. Однако это бытовое счастье так же хрупко, как первый лед в лужице в морозное утро: чуть ступишь на него, и он крошится на мелкие осколки. Вот уже три с половиной десятилетия по радио не звучит некогда популярная песня «Будет людям счастье, счастье на века, у советской власти сила велика». Советская власть пала, так и не исполнив своих обещаний осчастливить народ…
С возрастом человек острее осознает недостижимость счастья. Жизненные передряги, — в первую очередь, конфликты и болезни, — в конце концов сомнут самых оптимистичных. Но самый серьезный удар по счастью наносит смерть наших родственников и друзей. Она напоминает не только о том, что мы живем в смертном мире, но что и сами мы смертны. А раз так, то ощущение зыбкости счастья только нарастает. «Я не могу быть счастливым под условием грозящего мне завтра нуля»,- заявил один из героев Достоевского. И как тут не возопить от горя: нам дано только мечтать о счастье, но не иметь его! Прав В.Г. Короленко: «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»!
Нам не оставалось бы ничего другого, как согласиться с писателем, если бы не Иисус Христос — великий учитель и знаток человеческих душ. Он уделил теме счастья значительное внимание в знаменитой Нагорной проповеди. Его понимание счастья разительно отличается от человеческих представлений. И к Нему стоит внимательно прислушаться. Согласно евангелисту Луке, Христос выразил идею евангельского счастья в четырех максимах. Первая из них «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лук.6:20)
Это изречение Христа мы рассмотрим с двух сторон. Во-первых, познакомимся с характером нищих духом, во-вторых, исследуем, в чем состоит их счастье.
-
Характер нищих духом
Несомненно, нагорная проповедь Христа изложена евангелистами конспективно — Христос сказал народу намного больше. Поэтому нам придется обратиться за толкованием к другим новозаветным текстам, освещающим нищету духа.
- Духовно нищий человек разочарован в своих возможностях достичь Божьих стандартов святости.
Он перестал быть героем в своих глазах, потому что осознал бессилие победить грех. Вот как описано в Библии мироощущение просвещенного законом Божьим грешника: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (К Римлянам 7:18-24).
Грех нанес катастрофическую нравственную порчу человеку. Его разум и чувства осквернены и развращены. Его воля порабощена злу. Человек не только бессилен себя изменить, но и не хочет попросить об этом всемогущего Бога. Трудно найти более сильное свидетельство порочности человеческой природы, чем это: «Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:32). Грозные предупреждения о Божьем суде, грозная перспектива вечного и мучительного пребывания в озере огненном не устрашают людей и не останавливают их в свершении греха. Они находят удовольствие в острых ощущениях, смеясь над своей бедой.
Но даже если ценой невероятных усилий кто-то и победил бы свои злые наклонности, то и это не помогло бы ему войти в царство небесное. Его прошлые грехи остались бы неискупленными. К сожалению, этого многие не понимают. Как-то информагентства поведали о монахе-отшельнике, который поселился в Грузии на неприступном утесе высотой в сорок метров. Пищу ему подают сердобольные люди с помощью лебедки. Прошло двадцать лет, а монах не покидает своего пристанища, продолжая искупать молитвами грехи молодости — пьянство и наркоманию. Многие испытывают уважение к мужеству этого человека, отказавшемуся от всех мирских благ и самого главного из них — общения, и полагают, что такие подвиги с лихвой искупили грех. Однако Библия говорит иное: «…человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их» (Пс.48:8,9). Если грех искупается подвигом, то напрасно умирал Христос!
Духовно нищий человек не полагается на свои силы в достижении Божьих стандартов святости. Он молит: «Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя» (Иер.17:14). Именно таким нищим духом вменяется белоснежная праведность Христа.
▪ Духовно нищий человек не ищет удовлетворения запросов души в этом мире
Такой человек на своем опыте узнал, что мир - величайший обманщик. Он возбуждает живущие в человеке похоти, чтобы с их помощью вредить людям. Апостол Иоанн указывает на главнейшие из них: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Иоан.2:16).
Похоти плоти. Апостол Павел дает их краткий и страшный перечень: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21). Душа нищего духом никогда не найдет удовлетворения в плотских похотях! Ее влечет духовное наслаждение!
Похоть очей. Это греховное любование красивым, это суждение о человеке по тому, как он выглядит, а не по тому какой он есть. На это пагубное пристрастие указал Бог в своем обращении к пророку Самуилу: «…не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Если бы не похоть очей, не было бы прелюбодеяний, разбитых семей, осиротевших детей, одиноких мужчин и женщин, назойливой рекламы, переменчивой моды. Если бы не похоть очей, Голливуд давно бы обанкротился, а поставщики «клубнички» в интернете пошли бы подметать улицы. Но эксплуатация греховных похотей помогает им жить припеваючи. Духовно нищий человек не будет довольствоваться яркими лживыми картинками. Он желает видеть красоту Бога и святой жизни.
Гордость житейская. Она отмечена погоней за похвалой или признанием. Она движет всеми людьми и не дает им познать Бога. Господь спросил иудеев: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Иоан.5:44). Ответ ясен — гордыня мешает довериться Богу. И кто ей чужд? Чем талантливей человек, тем больше одержим он этой страстью.
Лев Толстой в «Исповеди» вспоминал:
«Честолюбие, властолюбие, корыстолюбие, любострастие, гордость, гнев, месть — все это уважалось. Отдаваясь этим страстям, я становился похож на большого, и я чувствовал, что мною довольны. Без ужаса, омерзения и боли сердечной не могу вспомнить об этих годах. Я убивал людей на войне, вызывал на дуэли, чтоб убить, проигрывал карты, проедал труды мужиков, казнил их, блудил, обманывал. Ложь, воровство, любодеяния всех родов, пьянство, насилие, убийство… Не было преступлений, которого бы я не совершал, и за все это меня хвалили, считали и считают мои сверстники сравнительно нравственным человеком…
В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал…
И тысячи нас, отрицая, ругая один другого, все печатали, писали, поучая других. И, не замечая того, что мы ничего не знаем, что на самый простой вопрос жизни: что хорошо, что дурно, мы не знаем, что ответить, мы все, не слушая друг друга, все враз говорили, иногда потакая друг другу и восхваляя друг друга с тем, чтоб и мне потакали и меня похвалили, иногда же раздражаясь и перекрикивая друг друга, точно так, как в сумасшедшем доме.
Тысячи работников дни и ночи из последних сил работали, набирали, печатали миллионы слов, и почта развозила их по всей России, а мы все еще больше и больше учили, учили и учили и никак не успевали всему научить, и все сердились, что нас мало слушают».
Мир, в котором жил великий русский писатель, и мир, в котором мы живем сейчас по сути своей все тот же. Все те же страсти, все та же пустота и то же одурманивание душ. Мир управляется дьяволом, борется с Богом и направляется в вечную погибель. Связать свою жизнь с таким обманщиком и губителем духовно нищий не может. Ведь мир не восполняет глубочайших потребностей души в осмысленности, чистоте, в одухотворенности.
Христианский поэт Лев Болеславский выразил это замечательным образом:
Не жду признанья и удачи,
Успехов временных, мирских.
Все — в тишине, в молитве, плаче,
Пролитых в музыку и стих.
Мне надобно признанье Божье,
Когда, даруя благодать,
Он в дивной щедрости все больше
Мне начинает диктовать!
- Духовно нищий человек испытывает абсолютную зависимость от Бога.
Единственное, что может удовлетворить духовно нищего человека — Бог и Его воля: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» (Пс.41:1-4). Бог придает жизни смысл, который смерть не в силах уничтожить. Он поддерживает в скорбях, врачует раны души, прощает согрешения. Бог определяет судьбу — где человеку жить и чем заниматься.
Как физически нищий всегда нуждается, всегда просит, благодарен за любое благодеяние, так и духовно нищий человек находится в постоянной зависимости от Бога. Он ищет в Нем восполнение своих глубочайших нужд.
Царь Давид неоднократно ссылался на свою духовную нищету, как на причину притязаний на Божью помощь: «Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли» (Пс.69:6).
Счастливы те, кто поняли свою отчаянную нужду в Боге! Помните, как апостол Петр признал свою духовную несостоятельность, молясь у ног Иисуса «Выйди от Меня Господи, ибо я человек грешный»? Петр глубоко осознал, что не может находиться в общении со святым Богом, потому что неизмеримо грешен. А в чем же состоял грех Петра? Он никого не обругал, чужих вещей не присвоил, был верен своей жене, не знал вкуса водки или сигареты, был непреклонно честным, регулярно посещал богослужения в синагоге, не забывал молиться утром и вечером…
Его грех состоял в гордости, он старался доказать ошибочность повеления Христа ловить рыбу днем — в такое время не поймаешь и двух малых рыбешек. Но когда уловом наполнились до краев обе лодки, Петр понял греховность попытки учить Бога! Только за одно мягкое препирательство с Богом можно угодить в адское пекло.
Этот эпизод дает коротко и ясное определение сути греха: не быть заодно с Богом. Христос сказал вполне серьезно: «Кто не со Мною, тот против меня, кто не собирает со Мною, тот расточает». Если вы практически обходитесь без Бога, и не строите свою жизнь по евангелию, вы грешите самонадеянностью, и тогда не обижайтесь, если Он обойдется без вас! Бог гордым противится, но смиренным дает благодать.
Человек, нашедший Бога, действительно счастлив! Он общается с Богом в молитве, познает его нравственный характер из Библии, имеет прощение грехов, уверен в своем спасении.
2. Награда нищим духом
Некоторые толкуют речение Иисуса «блаженны нищие духом» странным образом: счастье заключается в материальной нищете. Если нищета приносит счастье, тогда всех людей следовало бы обобрать до нитки! Но во время раскулачивания крестьян в первые годы советской власти никто, в том числе и верующие, не ликовал из-за потери своего скарба. Лишение материальных благ приносит не счастье, а горе. Иначе праведный Иов, в одночасье лишившийся имущества и детей, не разодрал бы одежд и не посыпал голову пеплом. Материальный достаток — благословение Божие на земле. Счастье нищих духом в обладании царством небесным! Оно их чудная награда!
Что такое небесное царство? Как оно выглядит? Чем заняты его обитатели? Увы, мы не в силах дать исчерпывающие ответы на этот вопрос, потому что это вне пределов нашего опыта. Мы можем лишь в самом общем виде описать его.
Во-первых, это вечное царство. Вечное — значит не испытывающее нужды в реформациях. Ведь его правителем будет любящий и справедливый, мудрый и могущественный Божий Сын Иисус Христос, а подданными — абсолютно святые люди. Совершенный правитель и совершенные подданные — вот уникальный потенциал небесного царства, обеспечивающий его стабильность.
Во-вторых, это царство изобилия благ, необходимых для счастливого проживания. «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!» (Пс.30:20). Мы ничего не знаем о небесных сюрпризах, кроме того, что они превзойдут все наши ожидания.
В-третьих, это будет царство святой любви. Там не будет сереньких людишек невзрачной внешности и средних способностей. Там нет места диктаторам и пронырам, жестоким конфликтам и жарким политическим баталиям. Там не будет позорной эксплуатации человека человеком. Любовь — вот славная и упоительная атмосфера небес! А где любовь — там и сладостное общение с Богом, и поклонение Ему, там и бесконечная радость спасенных друг о друге. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4)
В-четвертых, это царство великих возможностей. Бог непрестанно творит все новое (Откр21:5). Небожителям нет нужды тратить силы и время на пустые или вредные вещи. Они будут с радостным интересом исследовать новые дела Бога. Мудрость Христа станет их мудростью, и сила Его станет их силой.
В-пятых, небесное царство неописуемо красиво. Даже мудрейший апостол Павел, побывавший в раю, не смог о нем сколько-нибудь поведать! «Неизреченно!» — единственное слово, которое он произнес, вернувшись на землю. В послании к Евреям 11:10 сказано, что сам Бог является архитектором и строителем райской столицы. Если земля, созданная Им за шесть дней на скорую руку необыкновенно прекрасна, то что сказать о небесных обителях, которые украшаются Им вот уже 2000 лет? Разве это малая награда для нищих духом?
Все познается в сравнении. Сравните теперь то немногое, что узнали о царстве небесном с тем, что писал о царстве земном премудрый Соломон, и вы увидите, насколько правильно быть нищим духом:
- земные царства — царства бессмысленной суеты
«И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его — в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце моем: «и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» И сказал я в сердце моем, что и это — суета; 16 потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа! И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это — суета!» (1:13-19).
- земные царства — царства тяжких трудов и беспокойства
«Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета!» (2:22,23).
- земные царства — царства угнетения
«И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.
Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!» (4:1-4)
- земные царства — царства несправедливости
«Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета» (Еккл.8:14).
- Земные царства — царства могил
«Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они [отходят] к умершим» (Еккл.9:3).
- Земные царства — царства неосуществленных желаний
«И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них» (Еккл.9:11,12).
И вовсе не далеко от библейского представления о земных царствах отстоит его описание нашим современником Львом Болеславским:
Пока не чувства, а расчет,
Покуда хитрость вверх берет
Над мудростью, а жадность встала
Над щедростью, зло над добром,
А жлобство
правит с топором
Над благородством не устало;
Покуда ходит средь людей
Дикарь, фанатик и злодей,
Пока стреляют в спины детям,
Покаместь торжествует бес
И в души слабые пролез
И тешится, насытясь,этим;
Покаместь клерков — что ворон
И государственных воров,
Барыг и челядей спесивой,
Жиреющих на нищете
Всех, по душевной простоте,
Их лжи поверивших красивой;
Пока, при выспресенности всей,
На первом месте у властей
Не человек, а государтво,
Пока при всей своей любви,
Готовы жертвовать людьми,
Ни их, ни Бога не стыдятся;
Покамест в столь лукавый век
Нет Бога в душах даже тех,
Кто говорит о Нем, покамест
Слепая догма и обряд
Любви важнее во сто крат
И все живем мы, не покаясь;
Покуда не отер Христос
О нас пролитых горьких слез,
О нас, не ведающих даже,
Что гибем мы, утратив связь
С Ним, Кто на крест пошел за нас,
Чтобы спасти от силы вражьей,-
Меня не оставляет стыд
За Землю, где мой дом стоит,
Мне стыдно за мою планету
Перед планетами миров,
Где, может быть, одна любовь
И ни вражды, ни бесов нету.
Мне чудится: глядят на нас
Оттуда миллионы глаз,
В нас братьев встретить уповают:
Мерцает звездочка Земли,
Такая светлая вдали
И темноту свою скрывает…
Дорогой друг! Неужели есть смысл держаться за земное, пренебрегая небесным? Почему не стать нищим духом, чтобы взамен получить несметные богатства? Ведь нам все равно рано или поздно придется расстаться с земным царством - промежуточной станцией на пути в вечность. И только нищие духом будут в ней счастливы, а о прочих стоит горько сожалеть.
Осознайте свою нужду в Боге и ищите общения с Ним. Настройте вашу душу на волну Божьего слова и слушайте его с детской верой. Лучше быть нищим на земле и богатым в вечности, чем богатым на земле и нищим в вечности. Помните, вход в царство Божие начинается не с момента смерти, а с момента покаяния, когда оно духовно приходит в сердце человека и проявляет себя в господстве Христа над душой. Именно это имел ввиду апостол Павел: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и [достоин] одобрения от людей» (Рим.14:17,18).
Вообще-то нет замечаний только первая ссылка на Библию не совпадает а так всё в норме
Самое интересное — да, не совпадает! Во всех английских переводах — старых и новых — этот отрывок (Лк.6.20) звучит: BLESSED ARE THE POOR. Блаженны нищие. Просто нищие.
Зачем синодальные переводчики намеренно исказили текст, написав здесь нищие духом — непонятно. И я не знаю, кто первым придумал замалчивать, что среди спасенных действительно и реально будут преобладать нищие материально люди в мире сем. Царство Бога — это не царство нищих духом людей, но обеспеченных материально. Похоже, это Царство уготованно тем, кто жил действительно по-христиански и поэтому не умел приспосабливаться в этом падшем и хитром мире сем.
Вам не кажется, что именно это имел ввиду Христос в Лк.6.20?
Развитие всяких теорий о нищете духа всегда было выгодно тем «христианам», кто неохотно хотел раздать своё имение нищим и следовать за Христом (сходу не укажу, но Вы сами прекрасно знаете эту цитату).
Много нищих войдет в Царство Бога — это правда. Взамен «нищих духом» тысяч белых воротничков-теоретиков.
Самое интересное — да, не совпадает! Во всех английских переводах — старых и новых — этот отрывок (Лк.6.20) звучит: BLESSED ARE THE POOR. Блаженны нищие. Просто нищие.
Зачем синодальные переводчики намеренно исказили текст, написав здесь нищие духом — непонятно. И я не знаю, кто первым придумал замалчивать, что среди спасенных действительно и реально будут преобладать нищие материально люди в мире сем. Царство Бога — это не царство нищих духом людей, но обеспеченных материально. Похоже, это Царство уготованно тем, кто жил действительно по-христиански и поэтому не умел приспосабливаться в этом падшем и хитром мире сем.
Вам не кажется, что именно это имел ввиду Христос в Лк.6.20?
Развитие всяких теорий о нищете духа всегда было выгодно тем «христианам», кто неохотно хотел раздать своё имение нищим и следовать за Христом (сходу не укажу, но Вы сами прекрасно знаете эту цитату).
Много нищих войдет в Царство Бога — это правда. Взамен «нищих духом» тысяч белых воротничков-теоретиков .