Бесподобная праведность

Как помочь?

Бесподобная праведность «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лук.1:5-7).

После вступительных слов о значимости Евангелия Лука знакомит читателей с родителями Иоанна Крестителя, которому предстояло  отважной проповедью подготовить Израиль к встрече с Мессией. Лука подчеркивает главное достоинство Захарии и Елизаветы -  сохранение праведности незапятнанной на протяжении всей жизни. Слово «праведный», употребленное Лукой, включает в себя множество оттенков: правильный, истинный, правдивый, справедливый, честный, чтущий законы, живущий по законам, не погрешающий против законов. О сути этих законов говорит пророк Иезекииль:

«Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается, никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный, поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог» (Иез.18:5-9).

Писание говорит и о других важных качествах праведных людей, которые невозможно не упомянуть:

* Праведник помогает людям:

«Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает» (Пс.36:21).

* Праведные вразумляют людей:

«Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума»

(Прит.10:21).

* Праведные способствуют материальному процветанию общества:

«Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Прит.11:11).

* Праведные правдивы:

«Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит [себя]» (Прит.13:5).

* Праведные способствуют радости людей:

«Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает» (Прит.29:2).

* Праведные способствуют торжеству правосудия:

«Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела» (Прит.29:7).

* Старость праведника благословенна:

«Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи». (Пс.91:13-15)

* Смерть праведных благословенна

« в вечной памяти будет праведник» (Пс.111:6).

Всем этим характеристикам библейской праведности соответствовала жизнь Захарии и Елисаветы. Сохранить праведность – немалый подвиг, и Бог его чрезвычайно ценит. Имена духовных воинов написаны золотыми буквами в Его книге памяти.

* Господь хвалится праведным человеком:

«И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1:8).

* Господь сохраняет благополучие города ради праведников:

«Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие» (Быт.18:26).

* Господь благоволит к праведникам:

«Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его» (Пс.5:13).

* Господь подвергает праведных испытанию:

«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс.10:5).

* Господь слышит молитвы праведников:

«Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его — к воплю их» (Пс.33:16).

* Господь избавляет праведника:

«Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33:20).

* Господь укрепляет праведного:

«…ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь» (Пс.36:17).

* Господь хранит спасение праведному:

«Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно» (Прит.2:7).

* Господь заботится о пропитании праведника:

«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» (Прит.10:3).

* Господь имеет общение с праведными:

«…мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» (Прит.3:32).

Если Бог так высоко ценит праведных и, если они играют огромную роль в жизни людей, как не стремиться к праведности? Как не сохранять ее? Жизнь Захарии и Елисаветы преподнесла три ценных урока по сохранению праведности.

Первый урок: сохраняйте праведность, несмотря на сложные социально-экономические условия!

Захария и Елизавета жили во времена правления «Ирода, царя Иудейского». Библейский словарь Нюстрема дает интересную справку о политическом режиме тех лет:

«Ирод Великий, царь Палестины 40-4 гг до Р.Хр., второй сын идумеянина Антипатра, который Юлием Цезарем был сделан прокуратором Иудеей в 47 году до Р.Хр. Пятнадцатилетним мальчиком он был назначен своим отцом прокуратором Галилеи и в 41 г. вместе с братом Фазаилом он был назначен Антонием четверовласником над Иудеей. В 40-м году он был назначен царем, победил своего противника Маккавея Антигона, взял Иерусалим и истребил род Маккавеев в 37 г. до Р.Хр. После битвы при Акциуме 31 г. до Р.Хр. он принял сторону Октавиана, за что и был пожалован Трахонитской областью и Панеасом. Этот Ирод, который неизвестно по какой причине назван в истории Великим, был диким, безнравственным тираном, лишь прикрывавшимся западным образованием. Перестройкой и украшением храма (ибо идумеи после 130 г. до Р.Хр. приняли иудейство), основанием или расширением городов Ирод стремился снискать расположение народа, но недоброжелательное отношение иудеев к чужеземному игу увеличивалось, особенно, когда он по римскому образцу ввел игры и построил театр и ристалище (беговой круг) в Иерусалиме. Он умертвил Мариамну — одну из своих многочисленных жен — вместе с ее двумя сыновьями — Александром и Аристовулом. За несколько дней до своей смерти он велел убить своего сына Антипатра и, когда уже почувствовал приближение смерти, приказал заключить в темницу многих лучших людей из народа и взял от своей сестры обещание, что они будут умерщвлены в момент его смерти для того, как он выразился, «чтобы он не умер неоплаканным». Обещание это все же не было исполнено. «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном»,- сказал кесарь Август об Ироде. Во время его царствования в Вифлееме родился Иисус. Когда идумейский чужеземец на престоле Иуды услышал от Волхвов о рождении иудейского царя, то испугался и чтобы погубить его, приказал истребить всех младенцев мужеского рода в пределах Вифлеема от двух лет и меньше. Вскоре после этого он умер от мучительной болезни на 70-м году жизни, процарствовав 37 лет ».

Худших политических условий трудно себе представить! Библия свидетельствует о людях, которые становились на дорогу отступничества от Бога, поддавшись влиянию нечестивых царей (3Цар.14:16; 4Цар.13:2; 4Цар. 21:11). Немало людей во времена диктатора Ирода не имели ничего общего с Божьей праведностью – были завистливыми и тщеславными, формально исполняли религиозные обряды, давали и принимали взятки, разводились с женами,  исполняли преступные замыслы царя, теряли веру в Божье правосудие. Быть праведным в такие времена было невыгодно и опасно!

Однако праведность Захарии и Елисаветы определялась не политической ситуацией, а Священным Писанием: «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Это замечание о праведности старцев многозначительно. Для тех, кто смотрит на мир только плотскими очами, земная реальность убивает  устремление к праведности — «с волками быть – по-волчьи выть». Для святых супругов, смотревших на мир очами веры,  праведность была посильным делом. Для них Бог был Богом живым и великим. Они считались с Его державной волей. Они трепетали перед Его абсолютной святостью. Они страшились опечалить Его каким-либо грехом и отвечали на любое искушение: «как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт.39:9).

Такую несгибаемую в сложных политико-экономических  условиях праведность  нужно стяжать всем верующим! К сожалению, многие из них в трудные времена ее теряли. В годы сталинских репрессий немало верующих страшилось показать свое благочестие и отказывались посещать церковь, иметь в доме Библию. Дабы не выглядеть белыми воронами, они участвовали в мирских вечеринках и развлечениях… Но были и отстоявшие свою праведность. О них хорошо известно из книг по истории евангельского движения в России или из написанных ими воспоминаний.

Мир политики – мир сложный и беспощадный. В нем есть тайны, о которых мы узнаем лишь десятилетия спустя. Есть тайны, которые будут раскрыты только у Белого престола Всевышнего Судьи.

Генерал Юрий Дроздов в своих воспоминаниях приводит выдержку из обращения к Конгрессу (1945 г.) руководителя политической разведки США Алена Даллеса, озвучившего чудовищный  план разорения России:

«Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить… Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, — все это мы будем ловко и незаметно культивировать». Эту цитату генерал завершает  комментарием: «Хорошо, если бы все это навсегда ушло в прошлое».

Христиане знают, что как бы не планировали свои шаги злые политики, совершится лишь предопределенное Богом. И как бы не сложилась жизнь, нам необходимо сохранять праведность, которая, кстати, дешево не обходится.

…После смерти мужа в 1961 году, моя мать пошла на завод, чтобы обеспечить оставшихся на ее попечении четверых детей. Предстояло отработать последний год, определявший размер пенсии. Ради хорошей пенсии мама работала в две смены и приходила домой очень усталой. Ей предстояло приготовить на керосинке пищу, постирать испачканную нами одежду, убрать дом. Спала она не более трех-четырех часов  на протяжении всего года. Однажды ее вызвал директор завода и сказал: «Рягузова! Мы окажем тебе необходимую помощь — ты заработаешь хорошую пенсию, но тебе придется отказаться от Бога!» Моя мать ответила: «От Бога я отказаться не могу! Он мне дороже всего на свете!» «Ты об этом пожалеешь», — пообещал директор. По его указу расценки за выполненную работу стали срезать и, как мама ни старалась, заработала всего 52 рубля пенсии — по 10 рублей на каждого члена семьи. Ей пришлось сохранять праведность несмотря на сложные  политические условия. Однако Бог не оставил нас – мы выжили!

Нынешние условия так же не назовешь тепличными для праведности. И в них можно ее потерять. Наш современник Владимир Тепляков рассматривает нашу эпоху через призму трагичного:

При каждой удаче мерещится нож,

нацеленный в спину.

Скулящие – не прекращают скулёж,

попав на вершину.

И царственный лик обратив невпопад

к стоящему рядом,

врасплох застаём незашторенный взгляд,

подёрнутый ядом.

Угрюм фараон: подозрения ткут

слепую обиду…

И снится кошмарное: будто кладут

не в ту пирамиду.

Я знал одного молодого  человека, который ушел в политику,  занял высокий пост в правительстве, однако ценой успеха стала утраченная праведность. Он перестал ходить в церковь. Я знал и другого человека, решившего честно вести бизнес. Он был вынужден продать его, ибо понял, что за карьеру придется расплачиваться  праведностью.  Бог испытывает нас в политико-экономических условиях и сохранившие праведность  получат венцы славы. За «просто так» венцы не дают, ни на земле, ни на небе!

Второй урок: сохраняйте праведность, несмотря на сложную религиозную обстановку!

«был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно».

Захария происходил из Авиевой чреды — одной из двадцати четырех смен, на которые Давид распределил еврейское священство (1-е Пар. 24:10). Елизавета также принадлежала к священническому роду. На тот момент в Израиле насчитывалось более 20 тысяч священников.

Словарь Нюстрема сообщает о многочисленых священнических обязанностях: «…они должны были поддерживать огонь на жертвеннике всесожжения днем и ночью (Лев. 6:12; 2 Пар. 13:11), подливать масло в лампады светильника (Исх. 27:20 и далее; Лев. 24:2), приносить утреннюю и вечернюю жертвы, хлебное приношение и возлияние (Исх. 29:38 и далее). Их обязанностью было также учить израильтян всем уставам Господа (Втор. 33:10; 2-е Пар. 15:3), разрешать спорные вопросы (Иез. 44: 23 и далее), исследовать различные виды проказы (Лев. 13-14). Далее, они должны были в известных случаях трубить в серебряные трубы (Чис. 10: 2 и далее) и на войне ободрять народ (Втор. 20:2 и далее). Одним словом, священник должен был хранить в чистоте учение, «ибо закона ищут от уст его», потому что он «вестник» (евр. «ангел») Господа Саваофа» (Мал. 2:7). Все эти обязанности лишали священника возможности трудиться для своего пропитания, — и потому относительно этого существовали различные постановления. Так как Бог не дал колену Левиину удела в Палестине, как остальным коленам, то израильтяне должны были давать левитам десятину на пропитание. Из этой десятины левиты, в свою очередь, должны были отдавать десятую часть священникам, так что священники получали: 1) 1% со всего дохода от земли (Чис. 18:26 и далее). 2) Выкупные деньги за все первородное от людей и скота (Чис. 18:15 и далее). 3) Выкупные деньги за людей и животных, которые были посвящены Господу или были «закляты» (отлучены) (Лев. 27; Чис. 18:14). 4) Хлебы предложения и мясо жертв всесожжений, мирных и повинности (Лев. 6:26,29; 7:6 и далее; Чис. 18:8 и далее); в частности, грудь потрясания и плечо возношения (Лев. 10:12 и далее). 5) Начатки плодов земли: хлеба, вина, оливкового масла и шерсти овец (Исх. 23:19; Лев. 2:14; 23:10; Втор. 18:4; 26:1 и далее). 6) Кроме того, для священников было назначено 13 городов с их пастбищами (И. Нав. 21:13 и далее). 7) Рассказывается также, что в одном случае, священники даже получали часть от захваченной на войне добычи (Чис. 31: 25 и далее). Несмотря на все эти доходы, служба священника не была выгодной в материальном отношении, судя по замечанию в 1 Цар. 2:36».

Вот почему быть священником в те годы было непрестижно. Пророки часто обличали священиков в отступничестве от Божьих законов:

* священники пьянствовали

«Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» (Ис.28:7).

* Священники не интересовались Богом

«И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают» (Иер.2:7,8).

* Священники поклонялись идолам

«Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, — говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!» (Иер.2:26,27).

* Священники властвовали над народом

«…пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер.5:31).

* Священники лгали

«Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо» (Иер.6:1).

* Священники лицемерили

«ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь» (Иер.23:11).

* Священники убивали

«Как разбойники подстерегают человека, так сборище священников убивают на пути в Сихем и совершают мерзости» (Ос.6:9).

* Священники пренебрегали законом Божьим

«Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них» (Иез.22:26).

* Священники любили деньги

«Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» (Мих.3:11).

Все эти обличения звучали для священников до Вавилонского плена. Может быть, после 70- летнего изгнания, они вразумились? Ответ находим у пророка Малахии:

«Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?» (Мал.1:6)

Ко времени Захарии и Елисаветы духовная обстановка не была лучше. На это указывают следующие факты:

- равнодушие священников к вести о рождении Мессии, которую принесли волхвы (Мф. 2:4,5);

- равнодушие священника к пострадавшему от разбойников человеку (Луки 10:31);

- участие священников в гонениях на Христа и апостольскую церковь  (Деян. 4:1,2);

Таким образом, духовное состояние священства в целом было очень печальным. Однако Захария и Елисавета  следовали не за людьми, а за Богом! Они не поддались развращающему влиянию своих коллег по служению и не запутались в тенетах  религиозного формализма. Они не сказали: «Зачем выделяться из толпы? Все так живут, все же не могут ошибаться!» Их посвящение благочестию было полным и основывалось на Писании: они поступали «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Они не подходили к Писанию избирательно: «это нам подходит, а это нет». Они не измеряли Писание духом времени: «Сейчас этого никто не исполняет!».  Все Писание было для них богодухновенным и подлежащим исполнению!

Захария и Елисавета оставили нам нужный образец борьбы за праведность в условиях упадка благочестия. Ведь мы живем во времена оскудевающего христианства. Это о нашем времени Христос сказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8). При великом обилии духовной литературы, при невероятном доступе к христианским ресурсами не наблюдается значительный духовный рост верующих, так чтобы им можно было хвалиться. Сила Духа Святого заменена силой ударных установок, умиление сердца вытеснилось смехом, поклонение в духе и истине поклонением религиозным вождям. Разводы и блудодеяния стали нередки даже евангельских церквях. Стремление к молитве, общению и освящению поглотило телевидение,  заставляющее вникать в жизнь вымышленных героев и запустить свою собственную.

Как легко согласиться с таким полухристианством и разделить его ценности! Но Господь призывает нас к суровому подвигу быть «не от мира сего»! Сохраняйте святость даже при упадке народного благочестия!

Урок третий. Сохраняйте праведность, несмотря на сложные семейные обстоятельства!

У праведных супругов семейные обстоятельства были тяжелыми: «У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных». Бездетность в те времена считалась Божьим наказанием. «Иудейские раввины говорили, что семь человек отлучаются от Бога, и список этот начинается так: «Иудей, у которого нет жены, или иудей, у которого есть жена, но нет дитяти» (У. Баркли). Прожить жизнь с клеймом «сосуд гнева Божьего» очень непросто! Они терпели поношения от людей и тщетно молили Бога о ниспослании дитя. Бездетность была серьезным испытанием праведности Захарии. Он имел право развестись с Елисаветой или взять вторую жену.  Даже его имя — «Господь помнит»- звучало, словно насмешка! Казалось, Бог  совсем забыл его на совсем! Как тут не возроптать на Него? Многие так и делают, но не Захария! Он  сохранял посвящение Божьей праведности!

Не легче было и Елисавете. Ее имя — «клятва Бога» — не напоминало о клятвенном обещании Бога благословлять праведных. Долгие годы она не получала от Него самого необходимого — ребенка. Казалось, у Елисаветы были все основания крепко обидеться на Бога: «Какой толк Тебе угождать, когда Ты не внемлешь нашим молитвам?» Однако она не восстала на Бога, как многие сделали бы на ее месте. Она показала ту же бескорыстную праведность, что Иов: «…неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов.2:10). Разве думала она, что пример ее благочестия станет предметом размышлений христиан ХХI века?

Семья является местом, где более всего следует проявлять библейскую праведность. Апостол Павел писал: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Быть праведником дома несравненно труднее, чем быть праведником в церкви. Для Авеля быть праведником дома значило простить «непрощаемое» — грехопадение родителей, из-за которого он оказался лишенным рая и бессмертия. Праведность Авеля заключалась в противостоянии греховному влиянию старшего брата Каина, который был от лукавого и отличался злобным и хитрым нравом. Надеждой Авеля была искупительная смерть Христа — ее он созерцал верой, принося кровную жертву. Разве удивительно, что Авель был готов в любой момент предстать пред Богом?

Как много называющих себя христианами поступают иначе! Сталкиваясь с материальными трудностями, с недостатками характера супруги или супруга, с болезнями, они более всего заботится личном счастье, чем о праведности. Вместо молитвенного преодоления трудностей, вместо терпения и смирения пред волей Бога, допустившей трудности, они устраивают скандалы, подают на развод, оставляют детей.

Я слышал о христианке, которая долго терпела пьяницу-мужа и, когда он обратился к Богу, она развелась с ним, так как посчитала свой долг перед  ним исполненным! Сколь много браков было погублено неуемной заботой о личном счастье вместо стремления к праведности! Таким людям пример Захарии и Елисаветы будет служить вечным укором!

Мне понравилось стихотворение Евгения Евтушенко  «Женская молитва», в которой он выразил библейскую идею сохранения  любви в семейных передрягах.

Нас друг для друга создал Бог,

а мы ему неблагодарны.

Мы не жестоки, не коварны,

но слишком ждем, чтоб  Он помог.

 

А Бог чего-то ждет от нас,

но мы Ему не помогаем,

чтобы тебя со мной он спас,

и покаяний избегаем.

Поможем Богу, милый мой,

в нас вновь Ему не обмануться,

и, как в последнее «Домой»,

в любовь — ну хоть ползком вернуться.

Еще любовь — она жива

в тебе, во мне, а не в могиле,

хотя ее похоронили

всех сплетен лживые слова.

Какой поссорил нас навет,

чья это зависть, бессердечность?

Когда мы любим не навек,

мы этим обижаем вечность.

Вся земная жизнь – сплошной экзамен. Экзамен по сохранению праведности. И когда прозвенит звонок, и мы сдадим Учителю исписанные листы с решениями жизненных задач, мы отправимся на заслуженный отдых. И, ожидая этого сигнала, боритесь за чистоту своего сердца!

Вам так же может быть интересно:

Один Коммент. к статье “Бесподобная праведность”

  1. 1
    Света говорит:

    Благодарение Богу за поддержку в духовной борьбе

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ