Опасности ритуализма

Как помочь?

Ритуализм Историю человеческого общества невозможно представить без ритуалов.  Ритуалы определяют отношение людей ко всем значимым  событиям (рождение ребенка, памятные даты, окончание учебных заведений, служба в армии,  свадьба, государственные праздники, выход на пенсию и  особенно похороны) и помогают избрать уместную в данном случае линию поведения. Ритуалы полезны до тех пор, пока не превращаются в слепое подчинение установленному порядку независимо от того, способствует ли это благу людей или нет. Назовем это явление «ритуализмом». Так чиновники всех рангов ради утверждения своей значимости обставляют свою деятельность  множеством правил, служащих для чего угодно, только не для пользы людей. Увы, тем же самым заняты многие  религиозные учреждения и христианские в том числе.  Ритуализм отталкивает от веры и духовной жизни своей ледяной безжизненностью. Он деформирует и без того убогую личность.  Две истории, рассказанные Лукой, подтверждают этот вывод.

В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботыИисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с нимКак он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с нимИ сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухаяКнижники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против НегоНо Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступилТогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчалиИ, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом (Лук.6:1-11)

 Начало конфронтации между Христом и духовными лидерами Израиля было положено Иоанном Крестителем, проповедовавшим скорое явление Мессии. Пророк не пользовался признанием религиозных вождей из-за того, что сравнил их со змеями, задал им неприятный вопрос: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» и отказал в крещении. В третьей главе евангелия от Луки сказано, что простолюдины, мытари и воины в трепете вопрошали Иоанна: «Что нам делать?», и только  обиженные фарисеи не задавали вопросов. Деятельность Иоанна не укладывалась в придуманные ими религиозные «рамки» и вызывала у них возмущение. Но не успели они облегченно вздохнуть и порадоваться тому, что по злобе жены Ирода Иоанн был заточен в темницу, как на смену ему вышел сын плотника из Назарета Иисус Христос. Положение только ухудшилось,  поскольку Иисус не только проповедовал в духе Иоанна, но и творил множество чудес. Перед Его популярностью среди народа померкла слава представителей религиозной верхушки Израиля, что вызвало с их стороны еще большее противостояние Мессии. Лука описывает  покушение на Него  в Назарете (4:28,29), недовольство фарисеев Его заявлением  о  праве прощать грехи (5:21), их ропот на Его участие в трапезе с мытарями (5:5:30), критику Христа за  слабую набожность апостолов (5:33). Любой конфликт приходит когда-нибудь к развязке.  Непримиримое отношение к Иисусу впоследствии привело к  Его осуждению  на мученическую смерть.

Одной из причин  противостояния была неукоснительная преданность фарисеев ритуализму.  Чем же так опасен этот грех?

 1. Ритуализм разрушает отношения

  В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

Фарисеи подозрительно относились к Иисусу Христу из-за Его смелых заявлений о Своем мессианстве и власти прощать грехи и потому не сводили глаз ни с Него, ни с Его учеников. Не раз евангелисты отмечали «И наблюдали за Ним».

Шпионы следовали за Господом повсюду — в городах, селах, пустынях и полях. В упомянутый евангелистом субботний день на пшеничном поле они злорадно констатировали факт нарушения учениками установленного ритуала.  «В этот день — поясняет У. Баркли — запрещалось жать, молотить, веять и готовить пищу; и, собственно говоря, ученики нарушили все эти четыре запрета. Срывая колосья они, якобы жали зерно, растирая их руками и сдувая с ладоней шелуху, они нарушили запрет молотить и веять, а раз они ели это зерно, они готовили пищу в субботу».

Фарисеи  всерьез решили подвести «дело о растирании зерен» под статью «Смертный грех»! Им в голову не приходило, что суббота  день покоя, когда люди посвящают себя благочестивым делам — молитвам, слушанию проповеди Писания, отдыху от рутинных дел,  была отдана мелочной и злобной «мышиной возне».  Бесспорно, руки и ноги фарисеев не нарушали субботнего ритуала, зато язык их не знал ни минуты покоя, а ум лихорадочно искал новых обвинений против Христа.  Уильям Шекспир не ошибался: «Подозрение всегда живет в душе преступной: каждый куст кажется вору сыщиком». Пройдет немного времени, и религиозная элита Израиля окончательно разрушит отношения с Иисусом, заподозрив  Его в организации государственного переворота.

Ритуализм очень легко производит подозрение. Исключений здесь не бывает. Вспомните историю с военачальником сирийской армии Нееманом, которому пророк Елисей посоветовал для очищения от проказы окунуться семь раз в Иордане.  «И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу;  разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе» (4Цар.5:11,12). Маршал Сирии оказался рабом ритуализма, вынудившим его  заподозрить пророка в насмешке над его несчастьем.  Хорошо, что слуги уговорили его последовать совету пророка, иначе бы он так и окончил свою жизнь прокаженным!

Но не будем судить древних. Ритуализм благополучно пережил мировые потрясения двух тысячелетий и здравствует поныне!

О, сколько людей навсегда отвернулись от веры из-за любителей делать из мухи слона! Вы их найдете в любой  конфессии! Как-то ко мне обратилась плачущая женщина: «Виктор Семенович! Мне одна сестра сказала, что всю жизнь меня сатана будет водить за нос, потому что во время крещения мой нос не окунулся». Вот он ритуализм в действии!

Как-то я смотрел в интернете видеосюжет, темой которого был чин отречения от ереси в Сан-Петербургской Духовной Академии. Епископ зачитывал пункты отречения, а отрекавшийся подтверждал, что не хочет иметь ничего общего с этими верованиями. Наряду с отвержением явно еретических высказываний звучало и отречение  от предсказанного пророками и Книгой Откровения тысячелетнего царства Христа на земле, от спасения  только по вере и от крещения верующих взрослых.  На мой взгляд, это было отречением от евангелия! Увы, подозрительный ритуализм нередко выплескивает с водой и ребенка!

Даже в греховном мире подозрительность  считается разрушительным качеством.  Газета «Новые известия» от 17 июля 2013 года писала: «Если бы в России доверие находилось на том же уровне, что и в Швеции, то ВВП на душу населения в 2000 году оказался бы на 69% выше».

В духовном мире  подозрительность еще более пагубна. Она разрушает взаимоотношения с Богом. Подозрительный человек не способен понимать Бога и общаться с Ним, поскольку теряет способность к доверию.  Напротив, Бог, полностью сознающий ничтожество и непостоянство людей, все же доверяет им: «…Я ожидал, что он принесет добрые грозды» (Ис.5:4). Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут»…  Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его» (Ис.63:8-10).

Бог доверяет людям пользоваться природными ресурсами, исследовать мир, стремиться к научно-техническим достижениям и  успехам в искусстве, производить потомство, создавать государства, хотя знает, что люди Его подведут, отвергнут Его заповеди  в распнут Его Сына. Но Его любовь не может поступить иначе. Он поступает с нами словно с друзьями, а друзей, как известно, не подозревают. Подозревают преступников и врагов.

Подозрительность разрушает взаимоотношения людей в семьях и церквах. Вместо того чтобы судить по фактам, она судит по предположениям и нередко ошибается. Ей не свойственно чтить принцип Фортескью: «лучше отпустить виновного, чем наказать невиновного».

 2. Ритуализм ведет к пренебрежению Писанием

3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? 5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

          Фарисеи смотрели на действия учеников не с точки зрения Писания, а с точки зрения человеческой интерпретации заповеди о субботнем покое.  Однако между Писанием и человеческими вымыслами лежит  непреодолимая пропасть. Господь  укорял  фарисеев: «…вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Мар.7:8,9). Очень сильное обвинение: «вы отменяете заповедь Божию!» Это то же самое, что отменить Бога — грех наихудший и глупейший из всех! Придет время, и Судья вселенной произнесет свой справедливый приговор: «Отойдите проклятые в огонь вечный, Я никогда не знал вас».  В ответ на эти грозные слова ни у одного грешника не повернется язык дерзко заявить: «Бога нет, Христа не надо, мы на кочке проживем!». Там будет плач и скрежет зубов…

Несмотря на злобное отношение врагов, Христос в великой любви к ним вразумляет их Писанием. Он напомнил  знакомую каждому еврею историю о неимоверно  проголодавшемся Давиде и его воинах, вкусивших священных хлебов, предназначенных только для священников. Бог не осудил их за нарушение ритуала. Поддержать жизнь людей намного важнее, чем соблюсти  запреты. Не человек создан для обрядов и предписаний, а обряды и предписания даны  человеку, чтобы удержать его на плаву в бушующем житейском море.

Писание стоит на стороне Бога и покорного Ему человека. Только оно является источником непогрешимой истины и чтобы найти правильное решение проблемы, необходимо задаться одним вопросом: что говорит Писание? Христос так поступал во всех случаях. Вот почему Он не был захвачен искушением ритуализма. К сожалению, далеко не все христиане извлекли из этого факта урок. Для многих ритуал важнее Писания и душ людских. Он самоценен и довлеет над всем, сея формализм и взращивая формалистов.

Вот скорбные наблюдения Александра Борисова в его книге «Побелевшие нивы»: «Нередко бывает так, что интеллигентный молодой человек, придя к вере, очень скоро становится крайним ортодоксом и консерватором. Иконописи, песнопениям, аскетической литературе, акафистам и канонам уделяется куда больше внимания, чем Священному Писанию — центру и источнику христианской жизни, поскольку оно говорит о личности Христа. Происходит как бы «застревание» в плотных слоях обширного христианского предания, окутывающих самый центр христианства — личность Иисуса Христа. Впечатление такое, что человек приходит не столько ко Христу, сколько к христианской культуре, столь богатой и разнообразной по сравнению с тем, что он знал до сих пор. Сама БИБЛИЯ в таком случае оказывается лишь фоном, а основное внимание направляется на святых Отцов, Добротолюбие, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, иконы, пение. Учителем становится не Писание, а Предание. Писание в этом случае объявляется слишком возвышенным и духовным — «до него еще надо дорасти», причем не иначе как через упомянутых авторов. На деле же Библия оказывается забытой на отведенном ей почетном пьедестале, а духовная жизнь строится на Феофане Затворнике и Игнатии Брянчанинове. При этом человек сам их, может быть, почти и не читал, но ссылки на них, само звучание их имен уже содержат в себе нечто безусловно авторитетное и надежное. Один молодой человек из вполне интеллигентной научной семьи на вопрос священника, что его привлекло в Церкви, радостно и решительно воскликнул: «Консерватизм!»

Другой служитель евангельского направления  Конрад Мбеве с горечью признавал: «Сегодня в большинстве так называемых евангельских церквей Замбии нет занятий по изучению Библии, а на церковных богослужениях тщетно ожидать духовного назидания. Тот, кто пришел за библейским наставлением, вряд ли усидит до конца собрания. Зато сколько людей заполняет здания церквей, слыша ложные обещания исцелиться от СПИДа, получить повышение по службе, заработать больше денег и т.д.? Сколько людей заполняет деньгами кошельки так называемых «служителей Божьих», настоящее имя которым – мошенники от религии? Сколько из этих обманутых людей думает, что поклонение – это танцы под громкую музыку, под стать маэстро, исполняющим румбу в Конго? Сколько проповедников думает, что проповедь – это ласкающие слух клише, которые нужно с надрывом кричать в микрофон, желательно с американским или нигерийским акцентом? Вот во что превратилась сегодняшняя церковь… Практически никто не ищет праведности. В церкви процветает разврат. Церковная дисциплина практически не применяется. Люди, далекие от церкви, зная об испорченности, царящей в ее стенах, от брезгливости зажимают ноздри. Церковь достигла неплохих результатов в количественном росте, но соль потеряла силу. И все это знают».

Невыразимо больно читать эти признания, свидетельствующие  о пагубности ритуализма, принижающего роль Слова Божьего. А между тем, никто не может прийти к Богу и возродиться без Писания! Никто не может без него насытить душу и выиграть духовную битву. Тем более, без его чудесных обетований невозможно перейти в блаженную вечность! Обращение к Писанию убивает ритуализм, отвержение  его оживляет.

3. Ритуализм ведет к жестокосердию

          Движение фарисеев (отделенных) возникло в середине второго века до Рождества Христова при первосвященнике Ионафане. Они считали себя призванными изучать Писания и претворять его заветы в жизнь. Иудейский историк  Иосиф Флавий дает высокую оценку движению фарисеев:  «Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те не утверждали — фарисеи не противоречат им. Думая, что все совершается по ранее намеченным планам, они все же не отрицают свободы выбора со стороны человека. По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнилось то, что Он хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и пороком. Они также верят, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни — добродетельно или порочно; последние будут содержаться в вечной темнице, первые же получат силу пробудиться и жить снова. Такое учение привлекло к ним широкие массы, и во всем, что относилось к богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали поступать по их указаниям; и города давали хороший отзыв о их добродетельных поступках и словах».

Фарисеи провозгласили себя людьми Писания, и через них  Бог произвел в свое время серьезное духовное обновление Израиля: возникли синагоги, в которых люди слушали чтение и объяснение Слова Божьего, пели псалмы и молились Богу. Однако к временам Иисуса Христа это движение изменило себе, превратившись в лицемерное сообщество самолюбивых и жестоких людей, с характером, показанным святым Лукой в стихах 6 по 11.

6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. 7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. 8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. 9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. 10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. 11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.

           Среди участников собрания в синагоге оказался инвалид с иссохшей правой рукой.  Он был обречен на бедное существование — много ли наработаешь одной рукой при полном отсутствии средств механизации?

Фарисеи знали, чего ожидать: Христос никогда не проходил мимо страдальцев, чтобы не оказать им помощь.  На этой сердобольности Спасителя они и рассчитывали сыграть.

Оказывать  помощь в субботу можно было только ради спасения жизни. А поскольку  заболевание мужчины не было смертельно опасным и могло подождать следующего дня, то Иисус, по мнению фарисеев, непременно окажется виновным  в нарушении священной субботы.

Но неужели исцеление словом, без трудоемких  физиотерапевтических процедур могло считаться работой?  Неужели краткое слово к больному когда-нибудь объявляли нарушением субботы?  Критики Иисуса предпочли бы отнять у инвалида всякую надежду на исцеление, чтобы  хоть как-то принизить авторитет Христа и уменьшить Его влияние. Какое ужасное жестокосердие! Оно еще более возросло, когда Иисус задал фарисеям «неудобный» вопрос: «что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?» Он собирался предпринять двойное исцеление — тела и души.  И вместо того, чтобы  одобрить желание Христа, фарисеи промолчали. И вовсе не в знак согласия.

Лука замечает, что после свершения чуда они пришли в бешенство. Гнев затмил им разум, и они сделались одержимыми только одним желанием — погубить Иисуса Христа. За этим диким преступным сумасшествием стоял ритуализм.

Ритуализм не думает о людях, он  озабочен своими мелочными правилами.  Снова приведу цитату священника Александра Борисова:  «Агрессивность церковных бабушек той же самой природы, что и у священников, страстных любителей устава. Для тех и других, богослужение — действо, мистерия, нарушение порядка которой пагубно для ее, так сказать, эффективности, как объективной, сакральной, так и субъективной, психологической. Поэтому любое отклонение от привычного ритуала, любая самомалейшая помеха из-за нерадивого или вновь пришедшего «непосвященного» совершенно недопустимы и вызывают бурный протест. Меня всегда, например, поражала та грубость, с которой «знающие» богомолки расталкивают менее расторопных прихожан, чтобы дать дорогу батюшке, идущему, скажем, с каждением. Неужели лишняя секунда дороже человеческого достоинства? Нет ли здесь постоянного принесения человека в жертву сакральному порядку, не становится ли человек средством вместо цели?»

 Увы, священник абсолютно прав, — ритуализм ненавидит и Бога и человека.  Отчего люди склонны  раздувать незначительные проблемы до вселенских масштабов? Я думаю, им хочется быть значимыми в глазах других.  Но поскольку они не могут произвести впечатление на людей истинной духовностью (что весьма непросто!), они прибегают к более доступному способу возвеличить свою персону — ритуализму.

Уличать всех налево и направо в отступлении от правил всегда легче, чем творить добро и смирять себя. Христос  обращал особое внимание людей  не на религиозные церемонии, а на благоговение перед Богом и Его словом. Они призывал научиться у Него кротости и смирению. Именно это может уберечь нас от пагубных плодов ритуализма.

 

Мнят: лишь они угодны Богу.

И свысока взирают строго,

Следят, как я молюсь, пощусь,

И догматы блюду их свято,

И в ариях моей кантаты

Не пал ли я до светских чувств?

 

До них мне мало дела ныне,

До правил их, до их гордыни,

Я просто в радостной любви,

Мой Боже, говорю с Тобою

Органом, скрипкою, гобоем -

Вне догм, придуманных людьми.

 Лев Болеславский

Вам так же может быть интересно:

4 Коммент. к статье “Опасности ритуализма”

  1. 4
    Рягузов ВС говорит:

    Спасибо, Артур! Опасность ритуализма будет грозить нам всю жизнь. Дай нам Бог ее избежать!

  2. 3
    Артур Атоян говорит:

    Большое Вам спасибо (спаси Вас Бог), Виктор Семёнович!
    Как-то общался с одним добрым прихожанином, сказавшим, что важнее знать не Библию (Писание) а Закон Божий (скорее, свод, или устав).
    И так законничество, книжничество и описанный ритуализм, вместо Христа, подлинно Церкви Христовой (где сами человеки-христиане — тело её) ведут к церквям-стенам: поместным религиозным учреждениям, где многое «не так, как надо» — и к форме, а не содержанию.
    Нередко жалею, что мы не во времена раннего христианства (особенно, после победы над ересями).
    Но, с Божьей помощью, сдюжим и одолеем и искушения и искажения. Ведь, главное, мы создания по образу и подобию Божьему.

  3. 2
    ВС Рягузов говорит:

    Благодарю тебя, Николай!

  4. 1
    Николай говорит:

    огромное спасибо за ваш труд на ниве божей.с удовольствием и интересом прочитал проповедь»опасность ретуализма».теперь советую всем своим друзьям прочитать.будьте благословены,господь вам в помощь.

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ