Сециализированная Церковь?

Как помочь?

Специализированная Церковь Здравствуйте многоуважаемый  брат Виктор. У меня  очень важный (для меня)  вопрос, касающийся Церкви Христовой. У нас в городе создалась новая Церковь, то есть  часть молодёжи из центральной Церкви стали собираться отдельно, а вскоре появился спонсор из Кореи, который помог купить землю и построить здание. И как я считал, что это благословение Божье. Но недавно я побывал на собрании в этой Церкви (нас пригласили) и очень смутился, так как в служении Церкви было столько нововведений, что просто удивляло, как легко братья меняют свои взгляды. Раньше они ходили в довольно консервативную общину, сейчас под оглушительный и нестройный вой музыки (барабан, гитара и синтезатор играли сами по себе, каждый хотел выделить свой инструмент, в результате получилась наглядная басня Крылова) пели односложные гимны прославления, призывали к аплодисментам проповеднику и группе прославления, при этом когда начинался грохот музыки (а по другому и не скажешь через десть минут такого прославления у меня заболела голова) зачем-то тушили свет ( в кромешной тьме не хватало только цветомузыки и танцев).  Когда я задал вопрос о таком характере богослужения верующим, мне ответили что это молодёжная Церковь и поэтому здесь всё по молодёжному (руководящие братья такого же мнения). Так вот вопрос:  может ли быть Церковь специализированная (молодёжная, для бабушек, для детей, для семейных) или она должна быть универсальной по своему характеру, где любой человек, не важно старый, молодой или ещё какой будет себя чувствовать уместным (честно говоря я себя там почувствовал чужим, на фоне проповедей об успехе, и карьере, грохота барабанов и воя гитар) ? И есть ли в нашем братстве ЕХБ какой либо порядок богослужения потому что скоро уже не будет понятно каких мы принципов придерживаемся и придерживаемся ли их вообще, что людям рассказывать когда они спрашиваю о нашей конфессии, кто мы если наши общины довольно легко швыряет от  консерватизма в харизматию сохранили ли мы какие либо формы или их не стало вовсе  раз так легко можно поменять все свои взгляды. Буду с нетерпением ждать вашего ответа.

Дорогой брат! Ты задел болезненную  тему о непривычной для ЕХБ форме проведения богослужений. Как-то я побывал на одном молодежном общении, где лидеры в кепке, с козырьком набекрень, сначала призывали молодежь попрыгать на одной ноге и похлопать друг другу в ладоши, а потом посмотреть и пообсуждать мирской фильм. Когда главный  герой предложил одной даме заняться любовью прямо на улице, а затем увел невесту у жениха прямо со свадебного пира, я  возмутился и демонстративно вышел из зала. Мне было противно, что христианские лидеры заимствуют порочные фильмы для назидания христиан.  Устроители молодежного шоу последовали за мной и принялись объяснять, что если бы я дождался конца фильма, я увидел бы какой все-таки хороший человек этот герой: в конце фильма он спасет от фашистов еврейских детей. Я упорствовал: «Какие выводы сделает молодежь из этого фильма? Можно быть блудником и святым одновременно?  Зачем миру учить нас добру? Или нам примера Христа недостаточно?». С той поры я в тревоге за современные методы работы с подрастающим поколением.  Я не собираюсь огульно отрицать все методы, ибо есть среди них очень полезные. Я против таких методов, которые навеяны миром, а не научающей Божьей благодатью.

В братстве ЕХБ нет централизованной власти, которая давала бы церквам указания о регламенте  служений. Церкви автономны и сами решают, что им проповедовать и как петь.  В таком устройстве есть свои преимущества, но есть и недостаток: пастырь может легко превратиться в римского папу и принять неверное направление в служении. Поэтому наилучший вариант управления церковью  –  совет старейшин.

Причин для уклонения от библейского типа служения немало,  я прокомментирую некоторые из них.

1. Маркетинговый подход к построению церкви.

Маркетинговый подход предполагает изучение спроса, предложения, предпочтений покупателей, а так же способов заморочить им голову, чтобы они купили как можно больше товаров. Для этого товары располагаются  так, чтобы на них непременно обратили внимание. Особенно дети. Ведь дети сумеют вытребовать у родителей понравившуюся вещь! За этими подходами маячит не столько интерес потребителей, сколько интерес продавцов к извлечению прибыли.

Желание видеть численный рост церкви толкает некоторых пастырей на использование маркетинговых стратегий для привлечения людей.  Этим стратегиям церковного роста нет числа и всех их роднит убеждение, что если мы сделаем это, неизбежно произойдет то и то.  Однако  духовный мир  не функционирует по маркетинговым схемам. Там действуют духовные законы, один из которых – что посеешь, то и пожнешь. Сея мирские методы, мы пожинаем мирскую церковь.  Церковь при императоре Константине купилась на захватывающую перспективу с помощью государства обратить к вере народы. Внешне это получилось, но от духа апостольской церкви ничего не осталось. Официальная церковь превратилась в комбинат религиозных услуг.

Нашей основной целью должно быть не привлечение людей в церковь, а их спасение. Спасение же зависит не от  стиля музыки, не от приглушенного света, не от таланта проповедника, а  от воздействия  Духа Святого на человеческое сердце: «Восхотев родил нас словом истины»… У апостольской церкви не было ни барабанов, ни синтезаторов, ни пояса Богородицы, зато была сила Святого Духа, и никто на служениях не скучал!  Дух Святой открывал тайны человеческих сердец, и устрашенный грешник падал ниц, исповедуя «истинно с вами пребывает Бог!» (1 Кор.14 глава).

Нередко церкви, начавшие духом, по примеру галат, оканчивают плотью.  Когда нет Духа Святого, приходиться искать альтернативные источники энергии: ритуалы,  богатое украшение зданий и священнослужителей, костры для инакомыслящих, священные реликвии, стиль служения, воздействующий на плоть — заводная, оглушительная  музыка, аплодисменты проповедникам и певцам, слово, обращенное больше к эмоциям, нежели к разуму, блатной жаргон.  Несомненно, такая стратегия кого-то привлечет, но никого не возродит.

Святой Дух не благоволит к мирским методам и отказывает в Своем сотрудничестве с плотью. Он создает церковь, в которой обретают спасение и служение люди всех возрастов и званий. По Божьему замыслу поместные церкви апостольских времен зачастую состояли из домашних церквей, где были представлены два и более поколения. Если кто-то специализируется на привлечении молодежи, это хорошо, но библейская церковь это не только молодежь. Стародежь то же!

2. Принижение роли Слова Божьего.

Достойная проповедь Слова Божьего должна быть главным элементом богослужения. От Божьего слова происходит возрождение и духовное возрастание людей (2 Тим. 3:16).  Слово объединяет всех истинных христиан. К сожалению, нередко   главный элемент служения заменяется  долгими и несложными песнопениями и агитацией побольше жертвовать на дело Божие.  Вместо объяснения того, что хотел Бог сказать в Своем Слове, слышится, что хочет сказать человек.    Библия же используется ради религиозного приличия.

Ныне модно говорить и многозначности текста. При этом понимается отсутствие  у библейского текста одного, объективного значения. Для Васи текст значит одно, для Пети другое, для Зины третье. В этом случае,  смысл тексту придает человек, но не автор Библии — Святой Дух.  Чтобы аккуратно передать замысел Бога, нужно прилежно поработать над текстом, нужно настроиться на волну Святого Духа — изъяснителя Писания и получить от Него откровение, как применить текст к нуждам людей.

Достойная проповедь должна готовиться достаточно долго (об этом говорили апостолы «мы пребудем в слове») и этому  следует учиться у опытных наставников. Однако элементарная лень и непонимание исключительной важности Слова Божьего препятствует служителям повышать свой проповеднический уровень. А отсюда  слабая проповедь, слабое ее воздействие на людей. А если кафедра не прибавляет эмоций, тогда приходиться использовать шумовые эффекты и двигательную активность.

3. Подмена духовного  душевным

Религиозность может быть духовной, произведенной Богом при возрождении человека, может быть душевной, произведенной религиозным воспитанием или сатаной.  То же самое можно сказать о чувствах человека. Когда-то мы пели: «радость наша совершенна, от Христа, не от людей».  Мы понимали, что отличие радости духовной от душевной не в ее предметах – раньше радовались обману, а теперь истине, раньше радовались материальному богатству, а теперь только духовным сокровищам.  Мы говорили, что истинная радость  качественно отличается от  мирской радости. Она происходит от возрожденного сердца, является составляющей частью плода Святого Духа. Она очень глубока, сладостна, и очень нежная. Она возжигается от Слова Божьего и молитвы.

Душевная радость вызывается плотскими методами – участливым отношением,  удачным приобретением, повышением по службе или в жаловании,  приятной вечеринкой, громкой музыкой, танцами, вкусной пищей, вином, наркотиками, романтикой, спортивными упражнениями и т.д.   Ее механизм раскрыт физиологами. Я нашел в интернете следующее пояснение: «Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и служит важной частью «системы поощрения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия, влияет на процессы мотивации и обучения. Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время позитивного, по субъективному представлению человека, опыта — к примеру, секса, приёма вкусной пищи, приятных телесных ощущений, а также стимуляторов, ассоциированных с ними.

Дофамин играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. Активация дофаминергической передачи необходима при процессах переключения внимания человека с одного этапа когнитивной деятельности на другой. Таким образом, недостаточность дофаминергической передачи приводит к повышенной инертности больного, которая клинически проявляется замедленностью когнитивных процессов.

Если пациент продолжает перестимулировать свою «систему поощрения», постепенно мозг адаптируется к искусственно повышаемому уровню дофамина, производя меньше гормона и снижая количество рецепторов в «системе поощрения», что побуждает наркомана увеличивать дозу для получения прежнего эффекта. Дальнейшее развитие химической толерантности может постепенно привести к очень тяжёлым изменениям в нейронах и других структурах мозга, а в долговременной перспективе потенциально нанести серьёзный ущерб здоровью мозга».

Плотское служение влияет не на духовную, а не душевную сферу человека. Духовный человек убегает душевной радости, ибо вкусил духовную, душевный  впечатляется барабанами, музыкой, криками, бурными овациями. Все это  может вызвать у некоторых (особенно молодых) людей выброс дофамина в кровь, и они испытают прилив удовольствия, однако мозг, приспосабливаясь к новым допингам, будет производить меньше гормона со всеми вытекающими последствиями – угнетением центральной нервной системы, ломкой и пр. Это особенно заметно в харизматических   церквях. Они помешаны на громкой музыке, эмоциональном возбуждении, иных языках, непререкаемом пасторском авторитете, проповеди богатства, исцелений, власти верующих. Поначалу это действует впечатляюще, однако быстро приедается, тускнеет, вызывает разочарование. Отсюда    огромная текучесть «кадров» в харизматических церквах, нередкие впадения верующих в  блуд,  лживость, странные практики, уход в мир.  Иногда, оказываясь в грохочущих собраниях, я спрашиваю себя: что будет с вдохновением этих верующих, если ненароком отключат свет? Или мир войдет во вторую волну финансового кризиса, и не будет доставать вещей первой необходимости?

Святой Дух производит иные чувства, чем дух заблуждения, стимулирующий повышенное производство дофамина.  Радость Духа не притупляется – она, перефразируя апостола Иакова, «чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:15-17). Она будет сопровождать человека, даже если пропадет электричество, здоровье, деньги и сама свобода. Такими были христиане апостольского века: «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» (2Кор.8:2).

4. Влияние спонсоров.

Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Я был в Южной Корее и видел служения с громкой музыкой, танцами, с внезапно гаснущим светом и неистовыми молениями. Возможно, корейские спонсоры и предложили нашим братьям практиковать такой стиль служения в обмен на помощь? Как бы то ни было, нам не следует быть попугаями. Что русскому хорошо, то немцу — смерть.

Я не понимаю, зачем нам терять  русское лицо? Во всем мире подчеркивается самобытность нации и в религии и культуре. Почему бы  нам не сохранять добрые наши традиции? У меня складывается впечатление, что под влиянием иных культур мы без основания стремимся с ними побыстрее  расстаться. На богослужениях мы молимся стоя или на коленях, чем выражаем  наше почтение Богу. Зачем перенимать западный обычай молиться в церкви сидя? Провожая апостола Павла на корабль, верующие на берегу преклоняли колени для молитвы, нам же лень это делать дома, словно Писание не сообщает, что чаще всего апостолы практиковали коленопреклоненную молитву…

Мы не преподаем хлебопреломления некрещенным детям, запад это делает. Почему нам выбрасывать наше наследие, когда оно более соответствует Слову Божьему, предупреждающему о тяжелых последствиях участия в вечере без рассуждения.

Мы блюдем сухой закон, запад к винопитию относится свободно – лишь бы за забор держались.  Следует ли нам его отменить, чтобы приобрести больше мужчин? Но Бог одобрил и вознаградил сухую традицию   сынов Рехава: «…за то, что вы послушались завещания Ионадава, отца вашего, и храните все заповеди его и во всем поступаете, как он завещал вам, — за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни» (Иер.35:18,19).

Мы практикуем церковную дисциплину, запад практически от нее отказался. Стоит ли нам идти ему вослед?

Я не хочу сказать, что за бугром все плохо. Нет! Там немало богобоязненных христиан. Я просто о том, что бы  осмотрительно  применять чужие методы. Пока я убедился, что западные методы работы в России почему-то не срабатывают или срабатывают плохо. У нас одна надежда на проверенный временем библейский метод работы: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42).  Пусть будет больше Божьего и меньше человеческого в наших служениях!

Вам так же может быть интересно:

4 Коммент. к статье “Сециализированная Церковь?”

  1. 4
    Рягузов В.С, говорит:

    Дорогой Георгий! Спасибо за комментарий! Вы правы, все течет и все изменяется и каждое поколение вносит свою лепту в поклонение Господу. Однако этот вклад должен соответствовать библейским критериям: «только все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:40). Понятие благопристойности раскрывается Павлом в следующих словах: «… Как днем, будем вести себя благочинно (т.е. благопристойно — ВС), не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим.13:13). Следовательно, благопристойность отрицает душевную экзальтированность и плотскую чувственность. Однако под воздействием оглушительной музыки она и проявляется! В какой-то харизматической книжке я прочитал предупреждение, что при поклонении могут возникнуть чувства любви к противоположному полу и нужно бодрствовать, чтобы им не поддаться. При духовном поклонении таких чувств в принципе возникнуть не может, ибо Дух Святой блокирует плоть. Там где действует дух человека или дух преисподней плоть не сдержать.

    Далее, апостол советует: » … что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию» (1Кор.14:26). Поклонение должно быть назидательным, т.е. провозглашающим библейское учение о Боге. Я слышал немало «поклонений», в которых было повторение на разные лады одного и того же убогого по смыслу утверждения и никакого назидания. Я слышал «поклонение» в котором из-за шума не разобрать слов. Это есть нарушение принципа назидания. Шум — самый легкий путь создания приподнятого настроения и когда он смолкает, уходит и настроение. Божья истина имеет пролонгированное воздействие, однако выразить ее достойно требует усердия в пребывании в слове и молитв.

    …Про «Песнь возрождения» могу сказать, что далеко не все песни в нем хороши и достойны исполнения, но жемчужины там есть! Их то и нужно показывать! Вообще, на мой взгляд, отечественными авторами стало меньше писаться песен. Больше переводных исполняется, однако сплошная зависимость от импорта дело плохое. Да пошлет Господь нам и поэтов и композиторов! Храни вас Бог! ВС

  2. 3
    жора говорит:

    Конечно же, нельзя забывать: церковь Дом Божий. И Слово Божие нельзя не умалять, не заменять. Кто с этим спорит?
    Но сами методы хвалы Господу могут быть совершенно разные. И каждое поколение имеет право по своему выражать эту хвалу.
    У нас в церквях ЕХБ для некоторых братьев сборник «песнь возрождения» стали таким же каноном, как и Библия. Разве это правильно?
    Рик Уоррен очень хорошо разобрался в вопросе музыкального служения.
    Кто интересуется, прочтите: Рик Уоррен «Целеустремленная церковь» глава 15 «как выбрать музыку».

  3. 2
    Наталья говорит:

    Я думаю,что в Церкви должно быть все благопристойно и чинно.ведь Господь в тихом веянье ветра.Пусть Господь сохранит нас веяния мира.

  4. 1
    Света говорит:

    Благодарение Богу за духовные ориентиры в этом безумном мире.Пусть Господь благословит нас отличать добро от зла, даст стойкость и мужество противостоять силам зла посредством духовного бодрствования,сострадать заблуждающимся и молиться за их прозрение.

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ