Как уже говорилось ранее, на возникновение проблем в коринфской церкви влиял природный характер верующих, склонявший их к спорам и самовосхвалению. Неудивительно, что они стали по любому поводу судиться друг с другом. У греков существовало несколько судебных инстанций для разбора жалоб: низшая из трёх судей, затем инстанция из сорока судей, после неё следовала инстанция из 201 судьи, далее из 401, и, наконец, вершиной правовой системы был суд из тысячи и более присяжных. Коринфяне ходили на суды с таким же удовольствием, с каким наши современники посещают футбольные матчи. Но апостол Павел был не в восторге от их пристрастий. Он возмущался и решительно обличал эти греховные деяния.
Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? 4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. 5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными. 7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. 9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. 11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.5:1-11).
Павел упрекает коринфян за то, что они не обращаются за помощью к церкви и приводит четыре довод в защиту того, что именно церковь может и должна решать подобные вопросы.
1.Церковь должна разрешать тяжбы верующих, ибо ей назначено судить людей и ангелов.
Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? 4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
Для греков было нормально сражаться за свои права в судах. Но иудеи привыкли к тому, что все их судебные споры разрешали старейшины синагоги. Воспитанный в этой традиции, Павел не представлял себе, как могут верующие судиться у язычников: как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
Сметь - значит находить в себе силы и смелость идти в суд, оплачивать услуги адвокатов, обвинять в проступках брата во Христе. Хорошо быть смелым в усмирении себя и в добродетели, но быть смелым в грехе — невыразимо ужасно!
К сожалению, как бы не старались верующие жить в мире и согласии, недоразумения между ними будут возникать постоянно и даже на ровном месте. У всех различный взгляд на мир, на финансы, церковную дисциплину, пресвитеров и проповедников. У всех разный уровень развития и разные темпераменты и разный духовный рост. Отсюда множество противоречивых точек зрения по одному и тому же вопросу. Возьмите, к примеру, разгоревшуюся в недавнем прошлом дискуссию относительно прививок от коронавируса. Для кого — это разумная профилактика, для кого-то заговор мирового закулисья и метка дьявола. И вот дети Божьи спорят друг с другом, сидят часами в интернете и черпают оттуда аргументы.
Апостол Павел учил, что церковь призвана Богом быть арбитром в тяжбах своих членов, ибо она уже имеет статус судьи!
Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
На вселенском суде церковь примет участие в разбирательстве дел человеческих, начиная от Адама и Евы и кончая деяниями последнего человека на земле. Пока история человечества знакома нам в общих чертах. Мы не знаем роли каждого существа в ней, не знаем его мыслей и чувств, его побед и поражений, степени вины пред Богом. Однако в день, когда все люди, когда-либо жившие на свете, предстанут перед Богом и святой церковью, тайное в высоких кабинетах и личной жизни станет явным.
Библия говорит, что никто не затеряется в огромной толпе малых и великих. Каждый будет судим с высочайшей справедливостью.
Суду будут подлежать слова людей:
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. (Мф.12:36,37)
Суду будут подлежать дела людей:
«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими…И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Отк.20:12,15). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Отк.21:8).
К участию в великом суде у Белого престола церковь готовится уже сейчас.
Во-первых, она ведет жизнь освящения. Ибо право на суд имеют, как пишет Павел, святые: святые будут судить мир. Христос призывал тех, кто собирается судить ближнего за соринку в глазе, сперва вынуть из своего глаза бревно. Этим мы должны заниматься каждый день. Библия не напрасно повелевает: святой да освящается ещё!
Нам полезно почаще напоминать себе: если я, будущий небесный судья, буду обманывать, красть, блудить, клеветать, ненавидеть, какое буду иметь право судить людей за это? В кодексе судейской этики России сказано: «Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи». Если земные судьи обязаны печься о своём авторитете, тем более это должны делать мы — будущие небесные судьи!
Христос, кстати, уже называл имена некоторых будущих судей и подчеркивал их безупречную репутацию: «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Лук.11:31). Если кто-то из подсудимых решит оправдать своё пренебрежение церковью и Писанием огромной занятостью, обвинителем выступит Царица Савская. Она расскажет, что несмотря на свою занятость, на опасность государственного переворота в ее отсутствие, она отложила все дела и страхи и отправилась за сотни километров слушать мудрость Соломона. Она осудит тех, кто не захотел на автобусе доехать до дома молитвы и послушать Евангелие Иисуса Христа. Чем они оправдаются? Мы всегда найдём время на то, что ценим. Люди будут осуждены за то, что не ценили Христа, Библию и церковь.
Если кто-то решиться извинить свою нераскаянность плохой проповедью пастора, обвинителями выступят ниневитяне: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Лук. 11:32). Ниневитяне скажут: «Мы покаялись от проповедника, который нас не любил и не проповедовал нам евангелия, а вы не каялись от тех, кто проповедовал вам Евангелие с любовью».
Дорогие братья и сестры! Как мы готовим себя и церковь к роли вселенских судей? Испытания и искушения, успешно перенесённые нами, сослужат нам немалую пользу — дадут моральное право судить не только мир, но и ангелов! Церковь на земле готовит себя к участию в небесном суде. Разбор дел требует от неё знания Священного Писания, ибо только оно является критерием истины. Исследуем ли мы его прилежно или оно пылится на полке? Так же церковные судьи должны руководствоваться любовью и непредвзятостью. Библия говорит: «…выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие» ( Втор. 1:16,17). Таким образом, не бойтесь доверять свои дела церкви в лице ее пастырей и учителей и поступайте так, как они вам скажут.
2. Церковь должна разрешать тяжбы верующих, ибо ей дарованы Богом мудрые люди
К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
Павел не считал, что Бог лишил церковь в Коринфе дара мудрости и в ней нет ни одного разумного человека. Он стыдит коринфян-сутяг, что они обходили их стороной, как израильский царь Ахав пренебрегал возможностью получить совет от пророка Михея, потому что тот не говорил ему льстивых речей.
Мудрые люди есть в каждой церкви и, как правило, они не крикливые, не обидчивые, не острые на язык. Они — смиренные люди.
Апостол Иаков отмечал обладателей Божьей мудрости следующими признаками: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3:17-18).
В нашей церкви особенно мудрой женщиной некогда была Анна Ивановна Грачева, и к ней не стеснялись обращаться за советом и молитвой служители. Они знали, что в ней обитает Божья мудрость и она даст верный совет. Для меня мудрыми наставниками были братья Клименко, Логвиненко, Тоги, с которыми я часто советовался. Я с благодарностью чту братьев нашего церковного совета, которые отважно помогают мне в пасторском служении. Нужно быть внимательным к мнению таких людей! Нужно молиться, чтобы Господь умножил их в церкви, чтобы правильно отвечать на вызовы времени.
Не так давно среди мессианских евреев в Израиле распространилось учение, что мировым христианским центром поклонения и духовной власти является город Иерусалим, а видные служители мессианских общин являются апостолами, более сильными и помазанными, чем Петр и Павел. Христиане всего мира должны подчиняться им, как старшим братьям и приносить к их ногам материальные пожертвования. Новые апостолы имеют право устанавливать правила для церквей и регулировать их разногласия. Их решения носят богодухновенный характер и обязательны для исполнения всеми верующими. Восстановление апостольской власти в Иерусалиме обусловит скорейшее возвращение Христа во славе.
Это учение вызвало много споров и разделений. И, слава Богу, нашлись мудрые братья, которые проанализировали эти странные воззрения и предупредили верующих не принимать их даже в малейшей степени. Так что если кто-то из нас оказался с кем-либо в тяжбе и у вас не получается самостоятельно из неё выйти, вы можете обратиться к мудрым верующим за советом.
3. Церковь должна разрешать тяжбы верующих, чтобы сохранить их от унижения
И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
Участие в тяжбах перед мирскими судьями является унизительным для христиан. А обижать или отнимать что-либо у брата втройне позорно. Когда люди мира узнают, что христиане враждуют друг с другом, они ни за что не проявят интереса к их вере. Более того, по внушению сатаны они используют слабости верующих, чтобы оклеветать Христа и церковь. Но самое ужасное: верующие, делая нечестивых своими союзниками в тяжбах, помогут им уйти в вечность нераскаянными и кровь их Господь взыщет с виновных.
Павел говорит: лучше терпеть лишения, лучше остаться обиженным, чем уронить знамя любви Христовой в глазах неверующих.
В октябре 2017 года во время похорон короля Таиланда его 35-летний адъютант потерял сознание из-за 42-градусной жары и упал на землю, уронив королевское знамя. За это преступление он был арестован, разжалован и лишён аристократического титула. Никто ничего не знает о его дальнейшей судьбе.
Дорогие друзья, верующие являются знаменосцами любви Христа. И когда мы теряем это знамя в спорах и судилищах, неужели это сойдёт нам с рук? Не судитесь перед неверующими! Не распространяйте компрометирующие слухи и сведения о верующих среди мирских людей! Обратитесь к служителям церкви за помощью в разрешении тяжбы и поступите по их совету.
Много лет назад один брат попал в сложную ситуацию: он взялся организовать ремонт квартиры верующего человека. Он нанял специалистов, снабжал их материалами и когда хозяин пришёл принимать работу, обнаружилось много серьезных дефектов, на устранение которых требовались значительные средства. У подрядчика их уже не было.
Были разные мнения, как решить тяжбу: кто-то предлагал владельцу жилья простить брату некачественную работу и за свой счёт устранить дефекты, ведь он ездит на джипе и деньги у него водятся. Другие предлагали подрядчику взять деньги в банке, завершить ремонт и потом расплатиться с банком. Но материальное положение брата и так было трудным, а это окончательно загнало бы его в кабалу.
Дело дошло до совета церкви. Члены совета предложили иное решение: они собрали между собой необходимую сумму и отдали ее хозяину для устранения дефектов, а брату-подрядчику позволили возвращать ее без процентов в течение длительного времени. Такое решение спасло братьев от унижения оказаться в кабале и неустройстве. Вопрос разрешился по-братски и по справедливости.
4. Церковь должна разрешать тяжбы верующих, чтобы они достигли царства Божьего
Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. 11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
Цель верующего человека — царство Божие. Это царство предназначено для святых, а не грешных. Павел удивляется, что коринфяне, зная это, допускали грех сутяжничества и отождествляли себя с неправедными людьми, идущими в ад.
Он называет конкретные грехи, которые характеризуют неспасённых и которые не должны присутствовать в жизни детей Божьих: внебрачное сожительство, идолослужение, супружеская неверность, трансвестизм, мужеложество, воровство, жадность, пьянство, ругань, разбой на большой дороге. Он говорит: «Вы были в этой ужасной компании, зачем снова отождествляетесь с ней? Зачем ступаете на путь, который не ведет к царству Божьему?»
Нужно отметить, что состав церкви в Коринфе был неоднородный: в ней были сильные духом благочестия люди, было много плотских верующих (духовных младенцев), которые подхватили эпидемию плотского поведения, были также невозрожденные люди, о которых Павел впоследствии скажет: «некоторые из вас не знают Бога». К последним двум группам Павел направил предупреждение, что неправедные царства Божьего не наследуют.
Истинная церковь будет направлять людей на путь спасения, как делал Апостол: 11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
Омылись - в покаянии была удалена грязь греховных практик. Верующий не может находиться в них.
Освятились — взяты в собственность Божию, стали Его сосудами, через которые Он действует.
Оправдались - верующим вменена праведность Христа и получено усыновление и право быть членами Божьей семьи и служить Богу.
Все эти благословения были дарованы Богом людям в церкви. Если человек закрывается от влияния церкви, разрывает с ней связь, он не может спастись.
Принадлежите ли вы к церкви? Поддерживаете ли общение с ней? Трудитесь ли для ее блага? Обращаетесь ли к ней за помощью? Это ваше неотъемлемое право, которым благословил вас Бог!