Уместно ли славить Бога танцами?

Как помочь?

Танцы прославления  Вопрос: Уважаемый Виктор, как вы считаете, уместно ли на богослужении в Церкви славить Бога танцами? И что говорит об этом Библия?

Я считаю танцы несовместимым с христианским богослужением по следующим причинам:
1. Христос не заповедал танцы своим последователем ни словом, ни делом . Ему было не до плясок — он видел тень Голгофского креста,  мир погибал под бременем греха и его нужно было спасать
2. В Павловом наставлении о порядке богослужений в церкви Апостол Павел говорит о пророчестве, молитве, песнопениях, но не упоминает о танцах.  Не упоминает, поскольку их просто не было. Так что введение танцев в современной церкви выходит за рамки Новозаветней практики служения.
3.  Танцы являются выражением душевной радости невозрожденного Израиля, но не духовной радости возрожденных христиан. Отсюда не следует заменять духовное душевным.
4. Во время истинных духовных пробуждений  во всех частях света люди оставляли танцы, ибо Дух Святой подсказывал, что они не вяжутся с учением о благочестии.
Современное христианство становиться душевно-развлекательным по сути и оно легко воспринимает танцы, как заменитель радости от Святого Духа.
К этим соображениям я добавлю статью из Международной христианской газеты:

Публикации Ярослава Диордиенко в МХГ
Танцы и «прославления» в богослужении?
Случай из жизни Давида
Хотел бы привлечь внимание к таким элементам «нового» служения, как танцы и «прославления». Главным местом Священного Писания, которым обосновывается правомочность танцевальных и, вообще, веселых, эйфорийных служений, является 2 Цар. 6:11-22. Обязательно прочтите это место прежде, чем следовать далее за нашими рассуждениями.
Из описанного события следует:
– оно было необычным, чрезвычайным;
– действие проходило на дороге;
– поведение Давида, соответствовавшее неординарности события, вызвано высочайшей степенью радости и восторга о своем Господе;
– поведение Давида выходило за пределы принятых норм и по своей сути выглядело непристойно, унизительно – «…и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя» (Исх. 20:26);
– это был единственный случай в жизни Давида, а в истории храмового служения никогда ничего подобного не было.
Зато ритуальные танцы и самозабвенные ликования были неотъемлемой частью языческих культов. И когда Израиль сделал себе золотого тельца, то «сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исх. 32:6). Они еще не имели закона Божия и делали то, что видели в Египте. На это сказал Господь Моисею: «Поспеши сойти, ибо развратился народ твой…» (Исх. 32:7).
Танцы в Израиле, видимо, как народная традиция, имели место и позже – хороводы, пляски, в основном, девичьи. Но в богослужениях безусловно их не было. Иначе в тех скрупулезных указаниях, которые давал Моисей, обязательно было бы сказано и о танце. Да и по логике, характеру храмового богослужения как можно представить себе танцы, да ещё в исполнении женщин? Тем более невозможно увязать их с духом евангельского служения.
А что говорят словари и справочники?
В некоторой справочной духовной литературе слово «ликование» трактуется как танцы, пляски. На этом основании утверждается, что сестра Моисея Мариам плясала с женщинами после перехода Чермного моря (Исх. 15:20). И, главное, его можно понимать как призыв танцевать в 149 и 150 псалмах. Кстати, здесь это слово употреблено в форме «лики».
Чтобы разобраться в смысловом значении слова «ликование», обратимся к словарям. Вот каково значение этого слова и его корня по Толковому словарю В.Даля:
Лик 1) собрание поющих в церкви, хор, клирос, крылос;
2) хоровод, круговая медленная пляска с песнями.
Лики – радостные крики, возгласы.
Ликовать – торжествовать, праздновать шумно, веселиться гласно, радоваться, оглушать воздух криками радости.
Большой толковый словарь русского языка Российской Академии наук 2000 года:
Лик 1) лицо, изображение лица божества, святого на иконах;
2) собрание, сонм тех, кого, погибая, боготворят.
Ликовать – восторженно радоваться чему-нибудь, торжествовать.
Слово «лики» не приводится.
Итак, лишь словарная форма «лик» имеет смысл хоровода, да и то не в церковном употреблении. А «ликование» означает торжество, восторг, но никак не танцы. «Лики» – это тоже не танцы, не пляски, а радостные крики, возгласы типа «аллилуйя!». Так что частный случай, побочный смысл слова «лик» никак нельзя вводить в систему и делать постоянной всеобщей практикой служения. Трактовать слово «ликование» и его однокоренные формы как танец будет просто натяжкой. Для обозначения этого действа в Писании используются целевые слова: хоровод, пляска. А слово «танец» не употреблено ни разу.
Пример Псалтыри
Такое же положение и с одним-единственным, исключительным «дорожным» случаем Давида. Он не был введен в систему ветхозаветного богослужения. Тем более, совершенно необоснованно вводить по этому примеру «скакания» в систему новозаветных служений. Они противоречат и духу, и форме таковых.
Ну, а уж если все-таки обосновывают это Давидом, то давайте проанализируем его письменное поэтически-музыкальное наследие. Из 150 псалмов книги Псалтырь 90 принадлежат Давиду. И преобладающее их число (около 90 %) – минорные, молитвенные, слезные, содержащие такие мотивы: «в тесноте Ты давал мне простор», «внемли гласу вопля моего», «услышал Господь голос плача», «плачевная песнь», «воззри на страдание мое» и т.д. И только 10 % его псалмов можно истолковать как мажорные, радостные. Да оно и понятно по прожитой им жизни.
Кстати, не только псалмы Давида имеют такую направленность, но и вся книга Псалтырь в целом. Правда, количество псалмов, которые можно было бы отнести к прославлению, несколько выше – порядка 26 %, т.е. одной четверти. Но это всего лишь четвертая часть! Эти соотношения отражают реальную жизнь израильского народа. Далеко не каждый день им было до плясок. Даже если бы они и плясали, то же самое относится к новозаветному народу Божию: не такого содержания жизнь определена ему Сыном Божиим.
Свет или отсвет?
Теперь давайте рассудим о таком служении, как «прославления». Прежде всего, какие доводы могут быть приведены в пользу «прославления» взамен широкого спектра музыкальных служений в наших собраниях: общего пения, мощных хоров, соло, дуэтов, певческих групп самого различного состава, оркестров, поэтического служения? Если это стремление сделать наши «унылые, скучные» собрания более живыми и радостными (как это иногда утверждается), то сравнение не в пользу «прославления». При традиционных видах служения тоже можно было бы воздевать руки, закрывать глаза, раскачиваться, но это противно самому духу наших служений. Очевидно здесь кроется иной мотив.
Для оценки этого вида служения воспользуемся выводами специалиста, бывшего режиссера фестивалей песни, конкурсов исполнителей, развлекательных шоу музыкальной редакции телевидения (Виолетта Таскар. Свет или отсвет? «Диаспора», 2001, № 12, 23 сентября. Сакраменто, США). Вот как она квалифицирует обсуждаемые нами христианский рок и «прославления»: «Самые худшие образцы шоу-бизнеса нашли свою нишу в музыкальной жизни христиан. Самые бездарные и вульгарные низкопробные мотивчики и песенки с однообразно повторяющимися поэтическими строчками… Как оградить их (наших детей. – Авт.) от низкопробных кассет, которые наводнили наши церкви и эфир? От «музыки», состоящей из двух аккордов и беспомощного стихоплетства, претендующего на высокую поэзию, воспевающую Господа?»
Целиком разделяю это мнение, так как, кроме слышанных «залетных» исполнителей в традиционных церквах, слышал «прославления» в продвинутых, как теперь принято говорить, церквах. Кроме того, я как-то взялся проанализировать содержание современного сборника песен нашей молодежи. К своему удивлению, обнаружил наряду с глубокомысленными, богатыми духовным и мировоззренческим смыслом, высоко поэтическими псалмами, современные, действительно низкопробные стихи с убогим примитивным содержанием, неизменными повторами. И число таких песен огорчительно высоко.
Скрытая форма оккультизма
Существует мнение, – и я с ним вполне согласен, – что «прославления» – это скрытая форма оккультизма. Это медитация, направленная на подавление активной деятельности мозга, одно из сатанинских средств лишить человека трезвого мышления, объективной оценки входящей информации. Это очень удобная форма психологического воздействия на массы в нужном направлении. Рок достигает этой цели оглушительной музыкой, жестким ритмом, диссонансом, а «прославления» – «тихой сапой», усыплением, расслаблением психики. Думаю, в этом главный секрет, потому что в чисто эстетическом плане форма «прославлений» во сто крат беднее музыкально-поэтического арсенала, используемого в традиционных служениях.
Надеюсь, все отлично понимают, что мы обсуждаем не формы, не разновидности, не течения в искусстве, а пути и методы спасения от вечной гибели. Это главная цель нашей веры. Именно эта цель определяет суть и форму поведения истинного христианина. Ясно, что такая высокая цель серьезнее и ответственнее всего, что бы человек не придумал. Поэтому пути и средства достижения цели должны быть самые верные, самые точные. Преступно по отношению к самому себе и другим малейшие отклонения от библейских норм, библейских откровений. Именно Библия – и только она – является подлинным авторитетным самодостаточным откровением Божиим в вопросе выбора линии поведения, путей и средств достижения вечности. А они – влиянию времени и эпохи не подвластны, они всегда остаются неизменными. Поэтому речь идет не о противостоянии прогресса и отсталости, молодого задора и старческой косности, молодежи и отживающего поколения.
Богослужение: служение Богу или развлечение?
Напомним, что нынешние пожилые тоже были молодыми, уже были! Собственно поэтому они и понимают, что дело не в молодости. Да и жизнь показывает, что «новые веяния» внедряет не молодежь, а зрелые мужи, пользуясь неопытностью той части молодежи, у которой еще отсутствуют устойчивые убеждения. И самими творческими личностями, которые пришли в христианскую среду, так и не поняв сути христианства и не родившись свыше. Таким образом, молодежи и самим артистам оказывается пагубная услуга; они становятся христианами тупикового направления. Мы убеждены, что эта тупиковая ветвь облегченная, развлекательная. Она не мобилизует христианина на жизненный подвиг, на решимость страдать, жертвовать собой, бороться – с грехом, со всем нечистым в себе, в христианском обществе.

А ведь дух и Ветхого и Нового Заветов именно таков. Главная проблема человека – грех. И жизнь ему дана для того, чтобы, пользуясь жертвой Христа, божественной благодатью избавиться от последствий греха, т.е. вечной гибели. Христос определяет этот путь как узкий (Матф. 7:13-14), как путь уничижения и смирения (Иоан.15:20; Матф. 11:29-30). Апостолы предупреждают последователей Христа, что это путь страданий (1 Петр. 2:21; Деян. 14:22), путь брани с силами тьмы (Ефес. 6:12-18). Нужно совершить жизненный подвиг, чтобы получить часть со Христом (Откр. 2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21). А обсуждаемое направление рождено благополучной, сытой Америкой и принято роскошествующей Европой. Это перенос современной американской бытовой культуры в христианскую среду. Основной принцип этой культуры вроде бы благороден. Это полное удовлетворение жизненных потребностей, как можно меньше тревог, неприятностей, трудностей, напряжения. Постоянный «фан»! Тип культуры, направленный на максимальное удовлетворение желаний человека, обеспечение максимальной «свободы» и независимости, оборачивающийся индивидуализмом, разобщенностью людей, вседозволенностью, полной безответственностью своего поведения перед обществом. Поэтому деяния, квалифицируемые Богом как мерзость, не только приобрели статус легальности, но и стали преобладающими, этакой «нормой». Они постоянно посягают на расширение своих прав и числа приверженцев. И это осознают уже сами американцы. Поэтому перенос такого типа культуры на христианскую почву выглядит кощунственно. Как, например, такая эйфорийная суть служения Богу вяжется с трагедией, которая разыгралась в Сакраменто накануне фестиваля? (Речь идёт о трагедии, разыгравшейся в Сакраменто и потрясшее весь мир: Николай Солтыс – иммигрант из Украины поочерёдно убил семерых ближайших родственников, включая собственную жену и детей – ред.) Семь смертей в один прием! В ночь проведения последнего концерта «Мостов» в Сакраменто снова диавол нашел свою жертву – американца: который, по его свидетельству, хотел превзойти «успех» Солтыса. Но, слава Богу, дело обошлось пятью жертвами. Но тем не менее, двое из них – наши соотечественники – мужчина и девушка.
Ну и как согласовать насаждаемую форму служений с той трагедией, которая разыгралась в Нью-Йорке и Вашингтоне? Нет, не только в этих городах, а во всей Америке, во всем мире. Здесь уместно напомнить о полнейшем несоответствии служения разнузданной эйфории со всей историей русского протестантизма, прошедшего такими трагическими путями. Думаю, это явление просто оскорбительно для него. Оно оскорбительно для русского протестантизма и потому, что абсолютно не согласуется с духом Писания, теологически некорректно. Это мы и старались показать выше.
Истины – евангельские, а средства — сатанинские
Чтобы подвести теологическую базу под «эйфорийную форму» служения, нужно убедить человека, массы в том, что все, мол, хорошо. Вне церкви диавол достигает этого алкоголем, наркотиками, развратом, «современной» музыкой. В церкви же он внедрил «евангелие благополучия, процветания». Его представители убеждают народ, что ему принадлежит духовное и материальное благополучие. Успех и процветание, здоровье и богатство, никакой нужды! Это приятно, желанно, захватывает… И, конечно, человек впадает в беспечность, веселье, экстаз, пляску, хлопанье, свист, хлопанье, «духовные роды», «духовный смех» и т.п.
Но реальная жизнь-то совсем иная! Да, бывают в ней и светлые дни, дает Бог торжествовать, но все же в целом «самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Псал. 89:10). Поэтому нельзя единичное, частное представлять как целое, общее, всеобъемлющее.
Говоря все это, мы не отстаиваем упадочность, пессимизм. Наоборот, понимаем, что нормальное христианство оптимистично, победно, радостно, несмотря на все трудности пути. У христианства есть много прославляющих, величественных гимнов, в том числе из Псалтыри (23, 83, 90, 99, 102 и др.). Это гимны с богатым духовным и мировоззренческим смыслом, высокохудожественным стихом.
Считаем нужным еще раз подчеркнуть, что мы не против «Мостов любви», а против того, во что их превращают. Мы не против наших братьев и сестер, персонально. Наоборот, мы за них. И очень сожалеем о том, что они пошли по «новому» пути. Поскольку речь идет о спасении, мы совершенно серьезно считаем, что «новаторство» уводит их от спасения. Уже одно отрицание существующих принципов служения настораживает. Для того, чтобы внедрять новую суть служения, нужно, по меньшей мере, доказать неэффективность, ошибочность, неверность, – или, что там еще? – прежнего. Надо доказать, что существующий тип служения не ведет ко спасению. А иначе – зачем?
Не могут евангельские истины доноситься до сознания и сердец сатанинскими средствами, так же, как не может быть христианской (святой) лжи, христианского пьянства, христианского блуда. Так же не может быть и христианского рока. Это несовместимые, по своей природе, понятия.
Проводники новой христианской культуры слишком любят апеллировать к боговдохновенному поэту, композитору и исполнителю Давиду. Выше мы постарались проанализировать его творческое наследие. Оно совершенно против апеллянтов. Вдумайтесь, какую музыку и на какие слова исполнял Давид, успокаивая буйствующего Саула? Неужели рок, от которого человек возбуждается, звереет? Не повторяется ли на наших глазах история израильского народа?
«Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! …Поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид…» (Ам. 6:1, 5).
Ложный путь
Невольно возникает вопрос; почему так упорно и однобоко творят наши новые композиторы и исполнители? Почему один лишь рок или скудные «прославления»? Неужели классический тип христианской музыки настолько убог? Или не по силам? Ведь появились профессионалы. Я не смею именовать их артистами – служение Богу не терпит артистизма. Это профессиональные, творческие люди. Они-то обязаны знать подлинный толк в музыке, культуре.
Все дошедшее до сей поры создано, в большинстве, не профессионалами, а простыми христианами, так сказать, по совместительству. И никто их творения не рекламировал, никто не устраивал им презентаций. Но как быстро они вошли в жизнь христиан! Они были немедленно востребованы, даже при полном неведении об авторах стихов и музыки. Почему же рок, «прославления», танцы, пляски и все их сопровождающее нуждаются в навязывании нормальному христианскому обществу? Почему нужно вторгаться в существующую, веками сложившуюся христианскую среду? Ведь вон какое обширное поле погибающих!
Считаю своим высочайшим долгом сказать – это и есть побудительная причина моих выступлений, – что распространяющиеся веяния являются неевангельскими, небиблейскими. «Новый» тип служения еще не обрел своего обобщенного названия. Он причисляет себя то ли к баптизму, то ли к пятидесятничеству, или к тому и другому одновременно, хотя по своему характеру резко отличается от традиционных русских богослужений. Несмотря на утверждения его проводников, «новый» тип служения направлен на обращение наиболее трудных элементов общества, но пока «питается» за счет уже существующих христиан. «Новаторы» не идут евангелизировать в мир, туда, где нет верующих, а ищут места наибольшего сосредоточения народа Божия и переманивают из него, фактически развращая его.
Представляется, что наступила «пора» размежеваться. Но лучше же покаяться! Очень жаль, что такую массу талантов, идущих к Богу, сумел перехватить враг, пустил по ложному пути. И пользуется ими, чтобы совращать даже тех, кто долгие годы следовал за Господом, не говоря уж о неутвержденной молодежи.
Из уст одного из участников «Мостов любви» в Сакраменто прозвучал вопрос удивления. Дескать, если бы сатанисты устраивали концерт, то их поддержали бы все сатанисты города. А вот им, участникам «Мостов любви», такая масса христиан воспротивилась. Ответ совершенно ясен. Если бы предлагалась христианская программа, то, конечно, она была бы всячески поддержана христианами. Стоило бы, наконец, понять, что не христиане – для музыкантов, а музыканты – для христиан.
Ярослав ДИОРДИЕНКО,
Сакраменто, Калифорния,
США

Вам так же может быть интересно:

35 Коммент. к статье “Уместно ли славить Бога танцами?”

Страниц: « 4 3 2 [1]

  1. 10
    Елена говорит:

    Спасибо! Очень назидательно! До того как я стала верующей ходила на восточные танцы. Не для выступления, а для себя, как спортивное увлечение. Недавно стала задумываться, а уместно бы было для меня теперь возобновить это увлечение? Насколько я поняла из вашей статьи, это однозначно неуместно!?

  2. 9
    Людмила говорит:

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста, уместен ли танец мужа и жены (не как акт поклонения Богу)?

  3. 8
    ВС Рягузов говорит:

    Вот еще интересное исследование вопроса о танцах

    Вопрос: “Давид танцевал перед Господом, в Пс. 150:4 говорится о прославлении Бога в танцах. Почему вы против танцев в церкви в наше время?”
    Ответ: Во-первых, есть два вида танцев, о которых упоминается в Библии: мирские танцы и духовные танцы. Мирские танцы ассоциируются с грехом и аморальностью, в них мужчины и женщины танцуют вместе (Исх. 32:19; Иов. 21:7; 11-12; 1-Цар. 30:16; Мф. 14:6). Духовные танцы были конфиденциальны или могли происходить перед Богом между людьми одного пола (Исх. 15:20-21; Суд. 11:34, 21:21; 1-Цар. 18:6; 2-Цар. 6:14).
    Во-вторых, танцы, которые совершали Божьи люди в Ветхом Завете были абсолютно отличны от языческих. Есть несколько еврейский слов, каждое из которых несет в себе обозначение видов танцев, различных по своему смысловому и целевому значению.Еврейское слово в Пс. 150:4 “МАШОУЛ”, которое относится к танцам по кругу (хороводы). Это слово переведено как “ликовать” в отношении израильских танцев в Пс. 29:12; 149:3; Иер. 31:13 и Пл. Иер. 5:15.
    Это еврейское слово никогда не обозначало языческие танцы. В таком случае использовали другое слово – “ШУУОЛ”, которое означает “кружиться, извиваться” (по кругу или по спирали), т.е. (вполне определенно) танцевать, корчась от боли или страха”. Это слово можно обнаружить в 58 стихах Библии, но переведено оно как “танцевать” только вСуд. 21:21 и 23. В других местах оно переведено как “трепетать” (Втор. 2:25), “изранен” (1-Пар. 10:3), “встревожилась” (Эсф. 4:4); “мучит” (Иов.15:20); ”потрясает” (Пс. 29:8); “трепещет” (Пс. 54:5) и т.д. Так что, это слово никогда не использовалось по отношению к израильским танцам.
    Другое еврейское слово, которое тоже используется в значении “танцевать”, это “РАКУАД”. Оно означает “выступать, импульсивно двигаться (дико или от радости), т.е. танцевать, прыгать, веселиться…”. Это слово переведено, как “танцевать” 3 раза: 1-Пар. 15:29 (танец Давида), Иов. 21:12 (танцы детей нечестивых), и в Ис. 13:21 (сатирические танцы). Здесь мы видим исключение из правил, когда различные еврейские слова используются в обозначении как израильских так и языческих танцев.
    Следующее еврейское слово, обозначающее исследуемое нами слово “танцевать” – “ШАГАГ”. Оно включает в себя такие значения: “движение по кругу, т.е. (особенно) маршировать в священной процессии, наблюдать за фестивалем, : праздновать, танцевать (продолжать), (торжественный) пир (праздничный), раскачиваться туда сюда”. Мы встречаем его в 14 стихах, но практически во всех этих стихах оно переводится как “пир” или “праздновать”. Как “танцевать”, это слово переведено всего один раз в 1-Цар. 30:16(танцы Амаликитян).
    И последнее еврейское слово – это “КАРАР”. Оно было переведено как “танцевать” в 2-Цар. 6:14 и 16, где говорится о том, как Давид танцевал перед Господом. больше нигде в Библии мы с этим словом не встречаемся.
    Бог строго сказал Израилю, чтобы они не ходили путями языческими. Они должны быть отделены от тех язычников, которые поклонялись своим идолам. “Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они все это делали, и Я вознегодовал на них, и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов…Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои” (Лев. 20:23-26).
    Если рассмотреть эти слова применительно к нашим дням, то из них мы можем сделать только один вывод: христиане должны быть отделены от мира (Рим. 12:1-2). Мы не должны сообразоваться с путями этого мира, участвуя в их похотливых танцах. Но если вы попадете на христианский рок концерт, то вы увидите те же самые танцы, которые можно увидеть в мире.
    Группа CCM Super Chicks наглядная иллюстрация этому. Девушки танцуют по последнему писку моды. Kirk Franklin and MaryMary два других примера. Они неприлично одеваются и танцуют точно так, как это делает мир. Этому нет оправдания в Библии.
    В-третьих, Пс. 150 содержит в себе не более повеления танцевать, чем Пс. 68 является повелением для христиан проклинать своих врагов. “Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся” (Пс.68:28-29). Очень многое, что делал Израиль, мы не делаем в наши дни, во дни церкви. Это включает в себя обрезание мальчиков, священство и жертвоприношения, поклонение в храме, ограничения в пище, законы о субботе, религиозные праздники и многое другое.
    Мы различаем, что из Ветхого Завета нам следует соблюдать, сравнивая это с Новым Заветом. И нет ни одного случая танцев в Новом Завете. Иисус не танцевал. Апостолы не танцевали. Не было танцев также и в первых церквях. Танцы в Ветхом Завете всегда были связаны с Божьим Царством (Пс. 149:3; 150:4; Иер. 31:4,13).
    Мы будем танцевать, когда вернется Царь (Мф. 9:14,15)!
    Оригинальный текст на английском.
    DANCING
    August 12, 2000 (David W. Cloud, Fundamental Baptist Information Service, P.O. Box 610368, Port Huron, MI 48061, 866-295-4143 , fbns@wayoflife.org) –

  4. 7
    ВС Рягузов говорит:

    Уважаемая Ольга! Наверное, вы сильно любите танцы, если вас больно задела эта статья! Однако серьезно мои аргументы вы не проанализировали. А ведь это абсолютная евангельская и историческая правда, что в практике церкви 19 веков не было танцев! Шестой вселенский собор запрещает танцы в очень категоричной форме: «Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго».
    Стало быть, только ко времени VI Вселенского собора танцы приобрели достаточно распространенный характер, что вынудило руководителей церкви весьма резко выступить против них. Предшествующие соборы тему плясания даже не обсуждали – не было повода. Понятно, что не все решения соборов соответствовали Писанию, однако в данном случае оно отражало веками сложившийся стиль поведения верующих
    Выдающиеся христианские деятели, отмеченные глубоким благочестием отвергали танцы
    Роберт Макчейн, шотландский проповедник начала 19 века: «его восприимчивый ум находил наивысшую радость в утонченных светских развлечениях, юноша наслаждался песнями и танцами. Впоследствии проповедник называл это время днями нечестия». После своего возрождения он записал в своем дневнике: «10 апреля. От танцев воздержался. Тяжело выносить укоры». Он имел ввиду укоры совести.
    Джон Райл, англиканский епископ конца 19 века предупреждал: «Многим кажется, что танцы в поздний час в переполненной комнате под громкую музыку – вполне безобидное занятие. Но христиане никогда не должны забывать, что своим участием в подобных мероприятиях они открывают дорогу дьявольским искушениям»
    Р.А. Торрей, американский проповедник начала 20 века, писал о радости исполнения Святым Духом: «когда человек имеет в себе такой источник радости и удовлетворения, он становиться совершенно независимым от всех тех мнимых радостей, которые ему может дать мир. Его совершенно перестает интересовать карточная игра, танцы, театр и многие другие мирские радости…». (книга «Святой Дух, Его сущность и действия»).
    Он рассказывает о христианке, которая «во время отдыха между двумя танцами спросила молодого человека, с которым танцевала:
    - Вы христианин?
    - Нет, сказал он, — я не христианин; а вы?
    - Да, я христианка.
    - Тогда, что вы здесь делаете?
    Справедливо или несправедливо, но сей мир не доверят тем христианам, которые принимают участие в некоторых видах мирских развлечений».

    Что касается российского братства ЕХБ, то на протяжении всего периода танцы, курение, и даже скромное винопитие считались, безусловно, делами плоти, нетерпимыми в церкви.
    Полковник Пашков, лидер духовного пробуждения в Петербурге, был отличным танцором, однако, познав радость спасения не устроил на свои средства христианскую школу бального танца для якобы полноценного прославления Бога, Он оставил танцы как несомненный грех.
    Ю.С. Грачев, страдалец за Христа и автор книги «В Иродовой бездны», будучи школьником, не соглашался исполнять самые невинные парные танцы.

    Так что я предпочитаю оставаться с этими испытанными в вере мужами и не поддаваться плотскому увеселению. Я присоединяюсь к нашему современнику У. Макдональду, который в книге «Будьте святы – повеление с обетованием» с тревогой пишет: «В прошлом было принято сводить мирское к таким табу, как курение, пьянство, танцы, игра в карты и кино. Сегодня все изменилось. Над этими табу смеются, и нас заверяют, что эти вещи якобы, вовсе не мирские. Если нам следует чего-то избегать, так это ложных установок, мотивов и образа мыслей…Многие христиане возражают против конкретного перечисления грехов, не потому что они хотели бы поднять христианское поведение до соответствующего уровня коренных масштабов Нового Завета, а потому, что хотят снизить свой личный уровень. Вероятно, они допускают, что в противном случае лишатся некоторых развлечений, возможно даже и сладострастных. А потому они из-за ложных побуждений подвергают критике табу прошлого. Их убеждения постоянно меняются на зыбучем песке нравственного равнодушия»

    Так что,Ольга, напрасно вы обвиняете нас в непоследовательности и лжи. Мы не пляшем и никому не советуем путать душевное с духовным! ВС

  5. 6
    Ольга говорит:

    Много эмоций и очень много неправды. И очень много осуждения того, что Бог не осудил ни разу.
    При чем здесь словарь Даля, разве Библия написана на старом русском? Не стыдно так обманывать? Наверное, уже не стыдно, это ведь вполне вписывается в «традиции русского протестантизма».
    «Думаю, это явление просто оскорбительно для него. Оно оскорбительно для русского протестантизма» — А ложь не оскорбительна? Удивительно!
    «Надо доказать, что существующий тип служения не ведет ко спасению». — Зачем такое доказывать? Когда это спасение зависело не от веры в Иисуса, покаяния в грехах и изменения жизни, а от типа служения?
    «Христос не заповедал танцы своим последователям ни словом, ни делом» — тогда признайтесь, что Христос не заповедал игру на музыкальных инструментах своим последователям ни словом, ни делом. Не признаетесь? Потому что русский протестантизм вовсю «грешит» тем, что славит Бога играя на музыкальных инструментах.

  6. 5
    Александр говорит:

    Хотел бы добавить к словам автора и ответить Елене, что упоминаемые в основном как повод к танцам на богослужении слова о танцующем Давиде — почти единственное оправдание и повод для современных танцующих.
    Разве Давид постоянно танцевал, разве у него в богослужениях практиковались обязательные танцы? Один танец Давида стал поводом к обязательному применению на богослужениях.
    Теперь о сути — на современные богослужения люди приходят далеко не всегда в том радостном состоянии, чтобы танцевать и плясать от великой радости о Господе. И именно для этого и применяются танцы, чтобы у человека вызвать искусственно это ощущение радости…
    Иногда бывая на таких служениях с танцами скажу, что нет у людей такой радости как у Давида — это обязательная традиция.

  7. 4
    Елена говорит:

    Искренне удивлена, читая такие вот посты.
    В корне не согласна с изложенным здесь мнением.
    Если посмотреть в Библию, то можно увидеть самый яркий пример танца для Бога — танец Давида! Давид был мужем по сердцу, любимчиком Бога! Нам остается только восхищаться его состоянием сердца! Все псалмы пропитаны этим духовным состоянием Давида, состоянием любви.. любви к Богу! И всем известна история осуждения Давида его женой, чрево которой было заключено в последствии Богом из-за того, что она всего навсего осудила мужа за танец перед Господом.
    Кроме того, когда ребенок поёт или танцует для Отца, это не может не радовать Его! Прославление приятно Господу в любой его форме! Другое дело, с каким сердцем это делать. В остальном же, танец не является чем-то непристойным, и возбраняющимся!
    Напоследок хочу написать следующее: Не надо спрашивать мнение людей! Если у вас хорошие отношения с Богом, Он проговорит вам ответы на любые ваши вопросы Духом Святым.

  8. 3
    Рягузов В.С. говорит:

    Уважаемая Мария! Я думаю, мы должны практиковать наказание детей в том числе и розгой, не впадая при этом в ярость и жестокость. Нужно объяснить ребенку причину наказания, привести его к покаянию пред Богом. После вразумления необходимо проявить к ребенку любовь, чтобы не закрепить в нем чувство отверженности. Без опыта наказания, во взрослом состоянии он будет легкомысленно относиться к предупреждению евангелия о наказании за грех. И дисциплинирование не должно заменить молитвы о детях и наставления их в слове Господнем.
    Да благословит вас Бог! ВС

  9. 2
    Мария говорит:

    Вопрос: Уважаемый Виктор Семёнович, следует ли наказывать детей розгой (ремнём) сегодня, после того, как Христос показал нам путь любви и терпения? Ведь упоминания о розге встречаются лишь в ветхом завете. Или эти принципы неизменны?

  10. 1
    Света говорит:

    Благодарение Богу за помощь в размышлениях о влиянии музыки на христианскую молодежь, о провозглашении Божией правды и непримиримости к либеральному отношению в этом вопросе.

Страниц: « 4 3 2 [1]

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ