Христос и дети

Христос и Дети Если собрать воедино высказывания человеческой мудрости о детях, поражает их противоречивость. С одной стороны: «Дети — цветы жизни»; «У кого детей много; тот не забыт Богом»; «Много бывает, а лишних не бывает». С другой стороны: «Без детей горе, а с детьми вдвое»; «У кого детки, у того и бедки». Библия, исполненная величайшей божественной мудрости, не обходит стороной эту болезненную тему. Она заповедует рассматривать детей как Божий дар и обязывает родителей добросовестно воспитывать их по  закону Господню. Иудеи любили говорить: «Скорее мой ребенок забудет свое имя, нежели Тору».  Благодаря такому отношению мир получил таких прекрасных людей, как Моисей, Самуил, Давид, Соломон, Ездра, Исайя, Иеремия, Даниил, Иоанн Креститель.  За плохое воспитание детей Бог осудил первосвященника Илию на смерть.

Также Библия говорит, что дети приносят родителям тяжелые моральные проблемы.  Уже на первых страницах она сообщает о  старшем сыне Адама Каине – убийце своего младшего брата Авеля, о старшем сыне Авраама Измаиле, который изводил насмешками младшего -  Исаака.

Библия  не скрывает, что у порядочных людей были непорядочные дети.  В семье патриарха Иакова, имевшего глубокие отношения с Богом, десять детей восстали против одного, самого младшего.  Дети пророка Самуила  прослыли мздоимцами, у царя и пророка Давида красавец-сын Авессалом стал убийцей брата, а затем поднял руку и на отца.

Библия сообщает и о трагической стороне детских судеб: дети умирали от болезней и голода, иногда расплачивались за грехи родителей. Первенцы египтян были умерщвлены Ангелом-губителем за противостояние фараона Богу,  дети  Корея Дафана и Авирона,  провалились под землю вместе с родителями-мятежниками, сыновья Рицпы и Мелхолы были повешены за грехи покойного Саула.

Во время воинских операций в древности захватчики не оставляли в живых беременных и младенцев из-за опасения кровной мести со стороны выживших. Царь Ирод повелел уничтожить младенцев в Вифлееме из-за страха, что среди них подрастает претендент на его престол. Но, пожалуй, самое ужасное, когда родители по собственной воле приносили своих детей в жертву богам Ваалу и Астарте.

Евангелисты Лука, Матфей и Марк описывают один и тот же случай, определивший раз и навсегда отношение Христа к детям. Лука с его неизменным вниманием к деталям, упоминает в этой истории не просто детей, а младенцев. И не напрасно!  Если беспомощные младенцы нашли место в сердце Христа, то его найдут все остальные!

Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лук.18:15-17)

Проблема детей не возникла благодаря кабинетным исследованиям богословов. Ее преподнесла сама жизнь, а, вернее, ученики Христа. Три стиха высвечивают три проявления отношения к детям. Какое из них практикуем мы? И как правильно нужно относиться к детям?

I. Отношение озабоченности

Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним;

Это отношение проявляют родители. Многим из нас оно знакомо. Дети для нас — самые дорогие существа. Мы желаем для них всех благ и готовы ущемить себя, лишь бы им было лучше, чем нам.  Нам не испортит аппетита новость по радио о  пропаже чужого ребенка, но мы забудем про сон и еду, если пропадет наш.  Нас не заденут неудачи в учебе соседских детей, но «двойка» в дневнике родного чада принесет нам горе. Мы только пожали плечами в ответ на новость о разводе президента, зато развод наших детей причиняет нам нестерпимую боль.  Мы можем искренне посочувствовать другой семье, потерявшей ребенка, но смерть собственного ребенка придавит нас на долгие годы.

На нас лежит забота о пропитании детей, их воспитании, образовании,  здоровье.

«Малые дети не дают спать, от больших сам не уснешь». Эти заботы будут сопровождать нас до конца жизни. Один проповедник  рассказывал о своем семидесятилетнем отце, который пришел однажды навестить свою 90-летнюю маму.  На прощанье она сунула старцу в руку припасенную конфетку: «Покушай, сынок». Для нее он так и остался маленьким.

Но самые лучшие родители понимают, что их детям требуется нечто большее, чем они им в состоянии дать.  В мире столько опасностей и соблазнов, которые могут свести на нет их благородные усилия. Матери и отцы, о которых пишут евангелисты, по-настоящему заботились о будущем своих детей! Зная, что во Христе мощно проявляются чудодейственные благодать и сила, они желали, чтобы Он помолился об их детках и запечатлел на их сердцах Божье благословение.  Их нельзя  осудить за стремление получить помощь, хотя бы потому что Христос их не осудил за это! Не упрекнул в маловерии или поиске легких путей ко благу детей.

И ныне мы, родители, не чужды подобных желаний. Нам тоже нужна помощь со стороны. Нам нужна церковь, чтобы дети вместе с нами и себе подобными учились поклоняться Богу,  заводили дружбу со сверстниками. Нам нужны «Детские Библии», христианские мультфильмы, воскресная школа, детские праздники, чтобы посредством их заронить в юные сердца как можно больше зерен истины, чтобы удержать их от путей мира, пока их сознание не окрепло. Нам нужны различные виды церковных служений, участие в которых поможет детям удержаться на церковной орбите во время бури подросткового возраста.

Во времена гонений, когда любые собрания детей Божьих пресекались и запрещались, было потеряно много детей. У них не развилось чувство необходимости в общении. И когда наступила свобода, они уже не могли понять, зачем нужна церковь.

Слово Божие призывает нас использовать всевозможные   средства для внедрения в сердца детей Божьего слова: « и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.6:5-9).

Кстати сказать, проблема безопасности наших детей встала сейчас настолько остро, что беспокойство родителей времен Христа кажется просто смешным. Они даже не могли предположить в те годы, что:

  • детей могут украсть, если они будут  играть на улице без присмотра;
  • дети могут попасть под машину, подвергнуться удару электрическим током, стать жертвой теракта;
  • детей могут вовлечь в наркоманию, игроманию, заразить порнографией, обольстить искусством, модой, деньгам и пр;
  • в западных странах школа отторгает детей от христианских ценностей уроками толерантности или сексуального просвещения;
  • детям объясняют, что они могут пожаловаться на родителей, если они их наказывают, унижают, эксплуатируют, и плохо кормят. После таких жалоб детей забирают из семьи;
  • дети учатся вместе неверующими одноклассниками, которые «просвещают» их как интересен грех.

Один американец, живший в России и неплохо знавший русский язык, отдал своих детей в элитную школу. Но вскоре его сыновья начали «разнообразить» свою речь незнакомыми словами. Отец заглянул в специальный словарь, пришел в ужас и тут же забрал детей из школы.

У нас намного больше поводов для беспокойства о судьбе наших детей, чем у родителей времен Христа! В канун Дня защиты детей агентство Балтинфо сообщило, «что  Институтом социологии РАН подготовлен доклад на тему об агрессивных и фанатичных подростках.  Выводы не слишком-то радостные. За последние годы подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, в том числе «тяжелые», проявлять агрессивность, совершать преступления. Социологи на основании своих исследований заключили: в России так и не удалось создать эффективную систему борьбы с подростковой преступностью.

Доля «законопослушных» подростков с 2006 по 2010 г. снизилась почти вдвое: с 32 до 15% от общего числа опрошенных. И наоборот: несовершеннолетние, которые периодически нарушают «нормы общежития» — дерутся, пьют, курят, воруют, хулиганят — это уже не 58%, как раньше, а целых 69%. И если 8 лет назад к числу «трудных» можно было причислить лишь каждого десятого подростка в России, то сейчас это уже каждый шестой (16%).

В ходе исследований выяснилось, что среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43% старшеклассников и каждый десятый человек с «неоконченным средним». Каждый пятый старшеклассник (20%) и вдвое меньше их младших товарищей совершали мелкие кражи из магазинов. Очень тревожная цифра: 14% старших школьников и 2% 7-9-классников поставили галочку в строке «избиение с группой человека».

  У большинства молодых людей все эстетические интересы — это просмотр остросюжетных и эротических кинофильмов и видео, компьютерные игры и блуждание по Интернету и, конечно, «ничегонеделание» как основной вид досуга.

Каждый пятый подросток входит в ту или иную неформальную группу. Судя по данным опросов, самые многочисленные — это спортивные (30%) и музыкальные (26) фанаты, а также любители японского аниме (24%).

Социологи проанализировали причины, по которым старшеклассники ввязываются в драки, совершают акты вандализма, издеваются над сверстниками. В основном это личные мотивы, защита собственного «Я» — ответил на оскорбление, вступился за друга, «наших били» и пр. Лишь у 39% есть близкий человек, с которым можно посоветоваться». В свете этих проблем становится понятной ирония Джона Уилмота: «До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории».

Жить под бременем этой озабоченности не просто. Оно может надломить и лишить оптимизма. Счастлив тот, кто это бремя несет не один, а с Господом Богом!

II. Отношение отвержения

ученики же, видя то, возбраняли им.

Как видно, ученики выстроили некое подобие заградительного отряда из числа добровольцев, чтобы обезопасить Иисуса Христа от напора толпы. Родители с детьми желали преодолеть это препятствие. В качестве ответной меры ученики возбраняли родителям это делать.

В переводе с греческого «возбраняли» – довольно сильное  слово. Оно означает «порицать, упрекать, запрещать». Это достаточно агрессивная и некрасивая реакция. Если младенцы ничего не понимали, то дети постарше  не могли не догадаться, что эти бородатые дяди настроены по отношению к ним отнюдь не приветливо.  Понятно, что мамаши реагировали на запрет мольбами и слезами. Они доказывали, как им необходимо именно сейчас принести деток и Иисусу. Ведь Иисус не оставался на долго на одном месте!  Но апостолы были непреклонными: «Раз вам сказано — нельзя, то значит, нельзя!»

Если бы мы обратились к ним за разъяснением, то услышали бы:

  • посмотрите, как ведут себя эти мамаши! У них же нет смирения, нет подчинения мужскому руководству! Сказали им, чтобы шли домой, а они не слушают!
  • мы  царство Божие расширяем и ради этого отставили дома и невест, а эти только разведением детей занимаются. Как им не стыдно!
  •  интересы  детей не столь важны, как интересы взрослых.  Смотрите, сколько больных и одержимых ожидают исцеления, а вы отнимаете драгоценное время  Господа и продлеваете страдания несчастных!
  • приношение детей к Учителю — чистое излишество. Об этих детях молились в синагоге, сами родители должны о них молиться и не искать легких путей к их благу.  Вы хотите, чтобы потом они гордились перед другими детьми: меня Иисус благословил, а тебя нет?!
  • Наконец, мы — апостолы, и находимся тут не для галочки. Мы имеем право быть посредниками между людьми и Христом, имеем право устанавливать порядок!

Конечно, против такой аргументации трудно что-либо возразить! Ученики букву Писания не нарушали.  Однако был ли ими соблюден его дух? Отнюдь! Ведь суть закона выражена  двуединой заповедью: люби Господа и ближнего твоего, как самого себя. А здесь любовью и не пахло — суровый тон, гневные взгляды, недовольные лица апостолов.

Несомненно, ученики нанесли рану родительским сердцам. Ведь отвергать их детей — значит отвергать их самих. Ученики  словно забыли ранее слышанное предупреждение Христа: «Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;  лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17:1,2).Кроме того, ученики нанесли рану и детским сердцам. Дети — памятливые существа. Они ни за что не подойдут к человеку, который однажды их обругал. Вместо того чтобы приобретать детей для царства Божьего, ученики их теряли.

Если просвещенные апостолы допустили ошибку в отношении детей, что тогда говорить о  нас и о мире, в котором мы живем?…

Миллионы людей с ужасным постоянством отвергают детей. Они не дают им родиться. Или отдают их в детские дома, откуда 40% обитателей отправляется затем в тюрьмы. Или в погоне за успехом лишают их необходимой порции любви и заботы.

Принимать ребенка на основе его достижений – значит, тоже отвергать его. Если он во всем преуспевает, мы его безудержно хвалим, если же он не соответствует нашим ожиданиям — обрушиваем на его бедную голову едкую критику.  Неправильно будет и постоянно сравнивать его с другими, более талантливыми сверстниками.

Реакция отверженного — обида, злость, заискивание, отвержение себя, родителей, их ценностей, их веры. Валентина Леонтьева в советские годы вела передачу «Спокойной ночи малыши» и была звездой для миллионов людей, но не для своего сына Мити. Ей было некогда заниматься его воспитанием и в результате между матерью и сыном возникло отчуждение на всю жизнь. Он не навещал ее и не приехал даже на ее похороны. Что посеешь, то и пожнешь. Сеешь отвержение, отвержение и пожнешь!

К детям должно проявляться иное отношение, о котором пойдет речь далее.

III. Отношение принятия

Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

Отношение Христа к детям является для нас примером. Евангелист Марк сообщает, что Христос вознегодовал на апостолов. Эта довольно редкая эмоциональная реакция Господа. Он негодовал на фарисеев и книжников, не желавших исцеления сухорукого, негодовал на торговцев и менял в храме, превративших дом Божий в вертеп разбойников. И вот гнев на любимых апостолов. Как Он был недоволен их самоуправством! Почему они у Него не спросили, что делать с детьми и родителями?

Господь повелел поднять шлагбаум перед детьми. Он повелел принять наследников царства Божьего! Мы верим, что дети спасаются благодатью Христа, и только Он знает, когда наступает период их ответственности перед Божьим законом.

Это повеление принимать детей актуально и для нас. Оно складывается из  нескольких практических элементов.

  1. Проложите  детям  дорожку ко ХРИСТУ!

Иисус сказал о несмышленых младенцах: «не препятствуйте детям приходить ко Мне». Дети могут прийти к Господу через родителей. Мой отец писал перед смертью матери: «Проложи детям тропинку к престолу благодати». Если мы этого не сделаем в детстве, то, повзрослев, они не нее никогда не встанут.

  • Молитесь о детях

Когда епископ Амвросий увидел плачущую мать Августина Монику, он сказал ей: «Дитя таких молитв погибнуть не сможет!»  Его предсказание сбылось: Августин стал не только спасенным, но и самым крупным богословом Западной церкви.

  • Молитесь с детьми!

Молитесь просто и кратко, молитесь словами, которые поймет  маленький ребенок. Дети должны научиться молитве от вас.

  • Рассказывайте детям библейские истории, делайте это по возможности интересно, меняя интонации.
  • Используйте христианские фильмы, книги, теле- и радиопередачи для наставления детей в вере
  • Читайте детям рассказы  о жизни миссионеров, чтобы они обрели стремление к духовному подвигу
  • Приводите детей на занятия в воскресную школу, пусть они найдут здесь себе друзей. Это поможет им устоять в вере.
  • Приобщайте детей к какому-либо посильному труду в церкви.Некоторые родители дают детям мелкие монеты, чтобы они пожертвовали их на нужду церкви во время сбора добровольных пожертвований.
  • Развивайте у детей смирение. Не говорите: «спой песню, расскажи стихотворение и все тебя будут хвалить…»Объясняйте, что все нужно делать для Бога, а не для своего удовольствия.
  • Старайтесь приобщить детей к музыке.Слово Божие попадает в сердце и через песни. Музыка поможет вашим детям выражать свои переживания. Без музыки не обходился псалмопевец Давид. Елисея Дух Божий коснулся, когда позвали гуслиста.  Католики говорили о Лютере, что он больше привлек людей песнями, чем проповедями.


1. Избегайте двойных стандартов!  

Больше всего отвращает детей от Бога фальшь родителей. Христианский журнал «Спектрум» рассказывал о пути к вере американского летчика  ЧазаЦельнера. Он с самого детства был пресыщен христианством. Родители постоянно водили его в католический храм в Бостоне, где  его учили: «не кури, не пей алкоголь, избегай наркотиков». Однако дома он видел иное: отец не упускал случая выпить крепких напитков. В детском сознании уложилось, что религия накрепко связана с лицемерием. Покинув дом, Чаз покинул и церковь.

Когда он стал летчиком и женился, возникла необходимость вновь посетить забытую церковь ради крещения ребенка. Но священник, узнав, что жена нашего героя состоит во втором браке, отказался совершать церемонию. Однако после долгих переговоров стороны сошлись на том, что за пожертвованные на храм 2300 долларов священник аннулировал первый брак Сузанны и благословил второй. Эта сделка укрепила Чаза в убеждении о церковном лицемерии.

Если бы его жена не стала баптисткой, а он случайно не наткнулся в Ганноверской гостинице на «гедеоновский» Новый Завет, он бы так и был вдали от Христа и вечной жизни.

2. Любите детей безусловной любовью!

Финский евангелист Калеви Лехтинен долгое время не мог поладить с сыном-подростком, который начал употреблять наркотики. Дело доходило до крика и драк. Но потом он вместе с женой принял решение любить сына таким, каков он есть. Калеви возил его с вечеринок, говорил с ним по дороге о жизни и музыке… Когда сын покаялся, его спросили, что повлияло на его решение стать христианином? Ответ был: «Любовь моего отца!»

3. Не унижайте авторитета церкви в глазах детей!

Церковь  - тот колодец, из которого  им придется пить. Не забрасывайте его грязью! Не говорите при детях плохо о других верующих и о пастырях. Ваши рассказы отвратят их от Бога. Лучше говорите о хорошем, ведь его немало в церкви!

4. Не навязывайте детям христианство с помощью  угроз адскими муками.  

Некоторые ретивые верующие злоупотребляют этим. Вера должна питаться не страхом, а любовью Христа. Сперджен верно писал: «Самая же великая истина заключается в проповеди о кресте. Это истина о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Мой брат, придерживайся этой истины. Это именно тот колокол, в который ты должен звонить. Так звони же в него, мой брат! Звони, говорю я тебе! Не переставай звонить! Издавай эту ноту из серебряной ли трубы, или из бараньего рога — труби ее, и стены Иерихона непременно падут».

5. Представляйте образ Бога в библейской перспективе!

У моей тети были серьезные проблемы с принятием Бога. В детстве она постоянно слышала от матери: «Бог тебя накажет!»  Бога-тирана она никак не могла принять. Но библейский Бог не такой! Послушайте, как Он говорит о Себе Моисею:

«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]  и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим» (Исх.34:6-9).

Дети должны знать, что милость Бога всегда превозносится над справедливостью. Он любит прощать и суров только к отвергающим евангелие. Здесь абсолютно прав  Ефрем Сирин: «Не называй Бога справедливым. Если бы Бог был справедлив, ты бы уже горел в аду».

6. Дисциплинируйте детей!

Отсутствие разумных требований дисциплины будет служить для детей серьезным препятствием для прихода к Христу. Они не смогут понять, что преступление неизбежно влечет наказание;  что исповедание греха предшествует прощению и восстановлению отношений. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит.29:15).

Итак, мы рассмотрели три типа отношения к детям — озабоченность, отвержение, принятие. Какое практикуете вы?  Принимаете ли вы детей так, как их принял Христос — с радостью, заключая в объятия, молясь и благословляя, или руководствуетесь мирскими стандартами? Помоги нам Бог  подражать Христу!

 

 

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ