Уместно ли славить Бога танцами?

Танцы прославления  Вопрос: Уважаемый Виктор, как вы считаете, уместно ли на богослужении в Церкви славить Бога танцами? И что говорит об этом Библия?

Я считаю танцы несовместимым с христианским богослужением по следующим причинам:
1. Христос не заповедал танцы своим последователем ни словом, ни делом . Ему было не до плясок — он видел тень Голгофского креста,  мир погибал под бременем греха и его нужно было спасать
2. В Павловом наставлении о порядке богослужений в церкви Апостол Павел говорит о пророчестве, молитве, песнопениях, но не упоминает о танцах.  Не упоминает, поскольку их просто не было. Так что введение танцев в современной церкви выходит за рамки Новозаветней практики служения.
3.  Танцы являются выражением душевной радости невозрожденного Израиля, но не духовной радости возрожденных христиан. Отсюда не следует заменять духовное душевным.
4. Во время истинных духовных пробуждений  во всех частях света люди оставляли танцы, ибо Дух Святой подсказывал, что они не вяжутся с учением о благочестии.
Современное христианство становиться душевно-развлекательным по сути и оно легко воспринимает танцы, как заменитель радости от Святого Духа.
К этим соображениям я добавлю статью из Международной христианской газеты:

Публикации Ярослава Диордиенко в МХГ
Танцы и «прославления» в богослужении?
Случай из жизни Давида
Хотел бы привлечь внимание к таким элементам «нового» служения, как танцы и «прославления». Главным местом Священного Писания, которым обосновывается правомочность танцевальных и, вообще, веселых, эйфорийных служений, является 2 Цар. 6:11-22. Обязательно прочтите это место прежде, чем следовать далее за нашими рассуждениями.
Из описанного события следует:
– оно было необычным, чрезвычайным;
– действие проходило на дороге;
– поведение Давида, соответствовавшее неординарности события, вызвано высочайшей степенью радости и восторга о своем Господе;
– поведение Давида выходило за пределы принятых норм и по своей сути выглядело непристойно, унизительно – «…и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя» (Исх. 20:26);
– это был единственный случай в жизни Давида, а в истории храмового служения никогда ничего подобного не было.
Зато ритуальные танцы и самозабвенные ликования были неотъемлемой частью языческих культов. И когда Израиль сделал себе золотого тельца, то «сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исх. 32:6). Они еще не имели закона Божия и делали то, что видели в Египте. На это сказал Господь Моисею: «Поспеши сойти, ибо развратился народ твой…» (Исх. 32:7).
Танцы в Израиле, видимо, как народная традиция, имели место и позже – хороводы, пляски, в основном, девичьи. Но в богослужениях безусловно их не было. Иначе в тех скрупулезных указаниях, которые давал Моисей, обязательно было бы сказано и о танце. Да и по логике, характеру храмового богослужения как можно представить себе танцы, да ещё в исполнении женщин? Тем более невозможно увязать их с духом евангельского служения.
А что говорят словари и справочники?
В некоторой справочной духовной литературе слово «ликование» трактуется как танцы, пляски. На этом основании утверждается, что сестра Моисея Мариам плясала с женщинами после перехода Чермного моря (Исх. 15:20). И, главное, его можно понимать как призыв танцевать в 149 и 150 псалмах. Кстати, здесь это слово употреблено в форме «лики».
Чтобы разобраться в смысловом значении слова «ликование», обратимся к словарям. Вот каково значение этого слова и его корня по Толковому словарю В.Даля:
Лик 1) собрание поющих в церкви, хор, клирос, крылос;
2) хоровод, круговая медленная пляска с песнями.
Лики – радостные крики, возгласы.
Ликовать – торжествовать, праздновать шумно, веселиться гласно, радоваться, оглушать воздух криками радости.
Большой толковый словарь русского языка Российской Академии наук 2000 года:
Лик 1) лицо, изображение лица божества, святого на иконах;
2) собрание, сонм тех, кого, погибая, боготворят.
Ликовать – восторженно радоваться чему-нибудь, торжествовать.
Слово «лики» не приводится.
Итак, лишь словарная форма «лик» имеет смысл хоровода, да и то не в церковном употреблении. А «ликование» означает торжество, восторг, но никак не танцы. «Лики» – это тоже не танцы, не пляски, а радостные крики, возгласы типа «аллилуйя!». Так что частный случай, побочный смысл слова «лик» никак нельзя вводить в систему и делать постоянной всеобщей практикой служения. Трактовать слово «ликование» и его однокоренные формы как танец будет просто натяжкой. Для обозначения этого действа в Писании используются целевые слова: хоровод, пляска. А слово «танец» не употреблено ни разу.
Пример Псалтыри
Такое же положение и с одним-единственным, исключительным «дорожным» случаем Давида. Он не был введен в систему ветхозаветного богослужения. Тем более, совершенно необоснованно вводить по этому примеру «скакания» в систему новозаветных служений. Они противоречат и духу, и форме таковых.
Ну, а уж если все-таки обосновывают это Давидом, то давайте проанализируем его письменное поэтически-музыкальное наследие. Из 150 псалмов книги Псалтырь 90 принадлежат Давиду. И преобладающее их число (около 90 %) – минорные, молитвенные, слезные, содержащие такие мотивы: «в тесноте Ты давал мне простор», «внемли гласу вопля моего», «услышал Господь голос плача», «плачевная песнь», «воззри на страдание мое» и т.д. И только 10 % его псалмов можно истолковать как мажорные, радостные. Да оно и понятно по прожитой им жизни.
Кстати, не только псалмы Давида имеют такую направленность, но и вся книга Псалтырь в целом. Правда, количество псалмов, которые можно было бы отнести к прославлению, несколько выше – порядка 26 %, т.е. одной четверти. Но это всего лишь четвертая часть! Эти соотношения отражают реальную жизнь израильского народа. Далеко не каждый день им было до плясок. Даже если бы они и плясали, то же самое относится к новозаветному народу Божию: не такого содержания жизнь определена ему Сыном Божиим.
Свет или отсвет?
Теперь давайте рассудим о таком служении, как «прославления». Прежде всего, какие доводы могут быть приведены в пользу «прославления» взамен широкого спектра музыкальных служений в наших собраниях: общего пения, мощных хоров, соло, дуэтов, певческих групп самого различного состава, оркестров, поэтического служения? Если это стремление сделать наши «унылые, скучные» собрания более живыми и радостными (как это иногда утверждается), то сравнение не в пользу «прославления». При традиционных видах служения тоже можно было бы воздевать руки, закрывать глаза, раскачиваться, но это противно самому духу наших служений. Очевидно здесь кроется иной мотив.
Для оценки этого вида служения воспользуемся выводами специалиста, бывшего режиссера фестивалей песни, конкурсов исполнителей, развлекательных шоу музыкальной редакции телевидения (Виолетта Таскар. Свет или отсвет? «Диаспора», 2001, № 12, 23 сентября. Сакраменто, США). Вот как она квалифицирует обсуждаемые нами христианский рок и «прославления»: «Самые худшие образцы шоу-бизнеса нашли свою нишу в музыкальной жизни христиан. Самые бездарные и вульгарные низкопробные мотивчики и песенки с однообразно повторяющимися поэтическими строчками… Как оградить их (наших детей. – Авт.) от низкопробных кассет, которые наводнили наши церкви и эфир? От «музыки», состоящей из двух аккордов и беспомощного стихоплетства, претендующего на высокую поэзию, воспевающую Господа?»
Целиком разделяю это мнение, так как, кроме слышанных «залетных» исполнителей в традиционных церквах, слышал «прославления» в продвинутых, как теперь принято говорить, церквах. Кроме того, я как-то взялся проанализировать содержание современного сборника песен нашей молодежи. К своему удивлению, обнаружил наряду с глубокомысленными, богатыми духовным и мировоззренческим смыслом, высоко поэтическими псалмами, современные, действительно низкопробные стихи с убогим примитивным содержанием, неизменными повторами. И число таких песен огорчительно высоко.
Скрытая форма оккультизма
Существует мнение, – и я с ним вполне согласен, – что «прославления» – это скрытая форма оккультизма. Это медитация, направленная на подавление активной деятельности мозга, одно из сатанинских средств лишить человека трезвого мышления, объективной оценки входящей информации. Это очень удобная форма психологического воздействия на массы в нужном направлении. Рок достигает этой цели оглушительной музыкой, жестким ритмом, диссонансом, а «прославления» – «тихой сапой», усыплением, расслаблением психики. Думаю, в этом главный секрет, потому что в чисто эстетическом плане форма «прославлений» во сто крат беднее музыкально-поэтического арсенала, используемого в традиционных служениях.
Надеюсь, все отлично понимают, что мы обсуждаем не формы, не разновидности, не течения в искусстве, а пути и методы спасения от вечной гибели. Это главная цель нашей веры. Именно эта цель определяет суть и форму поведения истинного христианина. Ясно, что такая высокая цель серьезнее и ответственнее всего, что бы человек не придумал. Поэтому пути и средства достижения цели должны быть самые верные, самые точные. Преступно по отношению к самому себе и другим малейшие отклонения от библейских норм, библейских откровений. Именно Библия – и только она – является подлинным авторитетным самодостаточным откровением Божиим в вопросе выбора линии поведения, путей и средств достижения вечности. А они – влиянию времени и эпохи не подвластны, они всегда остаются неизменными. Поэтому речь идет не о противостоянии прогресса и отсталости, молодого задора и старческой косности, молодежи и отживающего поколения.
Богослужение: служение Богу или развлечение?
Напомним, что нынешние пожилые тоже были молодыми, уже были! Собственно поэтому они и понимают, что дело не в молодости. Да и жизнь показывает, что «новые веяния» внедряет не молодежь, а зрелые мужи, пользуясь неопытностью той части молодежи, у которой еще отсутствуют устойчивые убеждения. И самими творческими личностями, которые пришли в христианскую среду, так и не поняв сути христианства и не родившись свыше. Таким образом, молодежи и самим артистам оказывается пагубная услуга; они становятся христианами тупикового направления. Мы убеждены, что эта тупиковая ветвь облегченная, развлекательная. Она не мобилизует христианина на жизненный подвиг, на решимость страдать, жертвовать собой, бороться – с грехом, со всем нечистым в себе, в христианском обществе.

А ведь дух и Ветхого и Нового Заветов именно таков. Главная проблема человека – грех. И жизнь ему дана для того, чтобы, пользуясь жертвой Христа, божественной благодатью избавиться от последствий греха, т.е. вечной гибели. Христос определяет этот путь как узкий (Матф. 7:13-14), как путь уничижения и смирения (Иоан.15:20; Матф. 11:29-30). Апостолы предупреждают последователей Христа, что это путь страданий (1 Петр. 2:21; Деян. 14:22), путь брани с силами тьмы (Ефес. 6:12-18). Нужно совершить жизненный подвиг, чтобы получить часть со Христом (Откр. 2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21). А обсуждаемое направление рождено благополучной, сытой Америкой и принято роскошествующей Европой. Это перенос современной американской бытовой культуры в христианскую среду. Основной принцип этой культуры вроде бы благороден. Это полное удовлетворение жизненных потребностей, как можно меньше тревог, неприятностей, трудностей, напряжения. Постоянный «фан»! Тип культуры, направленный на максимальное удовлетворение желаний человека, обеспечение максимальной «свободы» и независимости, оборачивающийся индивидуализмом, разобщенностью людей, вседозволенностью, полной безответственностью своего поведения перед обществом. Поэтому деяния, квалифицируемые Богом как мерзость, не только приобрели статус легальности, но и стали преобладающими, этакой «нормой». Они постоянно посягают на расширение своих прав и числа приверженцев. И это осознают уже сами американцы. Поэтому перенос такого типа культуры на христианскую почву выглядит кощунственно. Как, например, такая эйфорийная суть служения Богу вяжется с трагедией, которая разыгралась в Сакраменто накануне фестиваля? (Речь идёт о трагедии, разыгравшейся в Сакраменто и потрясшее весь мир: Николай Солтыс – иммигрант из Украины поочерёдно убил семерых ближайших родственников, включая собственную жену и детей – ред.) Семь смертей в один прием! В ночь проведения последнего концерта «Мостов» в Сакраменто снова диавол нашел свою жертву – американца: который, по его свидетельству, хотел превзойти «успех» Солтыса. Но, слава Богу, дело обошлось пятью жертвами. Но тем не менее, двое из них – наши соотечественники – мужчина и девушка.
Ну и как согласовать насаждаемую форму служений с той трагедией, которая разыгралась в Нью-Йорке и Вашингтоне? Нет, не только в этих городах, а во всей Америке, во всем мире. Здесь уместно напомнить о полнейшем несоответствии служения разнузданной эйфории со всей историей русского протестантизма, прошедшего такими трагическими путями. Думаю, это явление просто оскорбительно для него. Оно оскорбительно для русского протестантизма и потому, что абсолютно не согласуется с духом Писания, теологически некорректно. Это мы и старались показать выше.
Истины – евангельские, а средства — сатанинские
Чтобы подвести теологическую базу под «эйфорийную форму» служения, нужно убедить человека, массы в том, что все, мол, хорошо. Вне церкви диавол достигает этого алкоголем, наркотиками, развратом, «современной» музыкой. В церкви же он внедрил «евангелие благополучия, процветания». Его представители убеждают народ, что ему принадлежит духовное и материальное благополучие. Успех и процветание, здоровье и богатство, никакой нужды! Это приятно, желанно, захватывает… И, конечно, человек впадает в беспечность, веселье, экстаз, пляску, хлопанье, свист, хлопанье, «духовные роды», «духовный смех» и т.п.
Но реальная жизнь-то совсем иная! Да, бывают в ней и светлые дни, дает Бог торжествовать, но все же в целом «самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Псал. 89:10). Поэтому нельзя единичное, частное представлять как целое, общее, всеобъемлющее.
Говоря все это, мы не отстаиваем упадочность, пессимизм. Наоборот, понимаем, что нормальное христианство оптимистично, победно, радостно, несмотря на все трудности пути. У христианства есть много прославляющих, величественных гимнов, в том числе из Псалтыри (23, 83, 90, 99, 102 и др.). Это гимны с богатым духовным и мировоззренческим смыслом, высокохудожественным стихом.
Считаем нужным еще раз подчеркнуть, что мы не против «Мостов любви», а против того, во что их превращают. Мы не против наших братьев и сестер, персонально. Наоборот, мы за них. И очень сожалеем о том, что они пошли по «новому» пути. Поскольку речь идет о спасении, мы совершенно серьезно считаем, что «новаторство» уводит их от спасения. Уже одно отрицание существующих принципов служения настораживает. Для того, чтобы внедрять новую суть служения, нужно, по меньшей мере, доказать неэффективность, ошибочность, неверность, – или, что там еще? – прежнего. Надо доказать, что существующий тип служения не ведет ко спасению. А иначе – зачем?
Не могут евангельские истины доноситься до сознания и сердец сатанинскими средствами, так же, как не может быть христианской (святой) лжи, христианского пьянства, христианского блуда. Так же не может быть и христианского рока. Это несовместимые, по своей природе, понятия.
Проводники новой христианской культуры слишком любят апеллировать к боговдохновенному поэту, композитору и исполнителю Давиду. Выше мы постарались проанализировать его творческое наследие. Оно совершенно против апеллянтов. Вдумайтесь, какую музыку и на какие слова исполнял Давид, успокаивая буйствующего Саула? Неужели рок, от которого человек возбуждается, звереет? Не повторяется ли на наших глазах история израильского народа?
«Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! …Поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид…» (Ам. 6:1, 5).
Ложный путь
Невольно возникает вопрос; почему так упорно и однобоко творят наши новые композиторы и исполнители? Почему один лишь рок или скудные «прославления»? Неужели классический тип христианской музыки настолько убог? Или не по силам? Ведь появились профессионалы. Я не смею именовать их артистами – служение Богу не терпит артистизма. Это профессиональные, творческие люди. Они-то обязаны знать подлинный толк в музыке, культуре.
Все дошедшее до сей поры создано, в большинстве, не профессионалами, а простыми христианами, так сказать, по совместительству. И никто их творения не рекламировал, никто не устраивал им презентаций. Но как быстро они вошли в жизнь христиан! Они были немедленно востребованы, даже при полном неведении об авторах стихов и музыки. Почему же рок, «прославления», танцы, пляски и все их сопровождающее нуждаются в навязывании нормальному христианскому обществу? Почему нужно вторгаться в существующую, веками сложившуюся христианскую среду? Ведь вон какое обширное поле погибающих!
Считаю своим высочайшим долгом сказать – это и есть побудительная причина моих выступлений, – что распространяющиеся веяния являются неевангельскими, небиблейскими. «Новый» тип служения еще не обрел своего обобщенного названия. Он причисляет себя то ли к баптизму, то ли к пятидесятничеству, или к тому и другому одновременно, хотя по своему характеру резко отличается от традиционных русских богослужений. Несмотря на утверждения его проводников, «новый» тип служения направлен на обращение наиболее трудных элементов общества, но пока «питается» за счет уже существующих христиан. «Новаторы» не идут евангелизировать в мир, туда, где нет верующих, а ищут места наибольшего сосредоточения народа Божия и переманивают из него, фактически развращая его.
Представляется, что наступила «пора» размежеваться. Но лучше же покаяться! Очень жаль, что такую массу талантов, идущих к Богу, сумел перехватить враг, пустил по ложному пути. И пользуется ими, чтобы совращать даже тех, кто долгие годы следовал за Господом, не говоря уж о неутвержденной молодежи.
Из уст одного из участников «Мостов любви» в Сакраменто прозвучал вопрос удивления. Дескать, если бы сатанисты устраивали концерт, то их поддержали бы все сатанисты города. А вот им, участникам «Мостов любви», такая масса христиан воспротивилась. Ответ совершенно ясен. Если бы предлагалась христианская программа, то, конечно, она была бы всячески поддержана христианами. Стоило бы, наконец, понять, что не христиане – для музыкантов, а музыканты – для христиан.
Ярослав ДИОРДИЕНКО,
Сакраменто, Калифорния,
США

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

36 Комментариев к тексту “Уместно ли славить Бога танцами?”

  1. Татьяна:

    Владимир,Мелхола осудила Давида за танцы в разуме своем(тоесть в мыслях), он был одет,а во время этого шествия и танцев ему стало жарко и он разделся:Когда Давид возвратился,чтобы благословить дом свой,то Мелхола дочь Саула,вышла к нему на встречу и сказала:как отличился сегодня царь Израиля,ОБНАЖИВШИСЬ сегодня пред глазами рабынь-рабов своих,как ОБНАЖАЕТСЯ какой-нибудь пустой человек.Она его назвала пустым пред всеми,а это переводится как дурной и за это Бог её поразил.А Давид от радости не понял и ответил ей ,что будет танцевать.2-Царства6глава20стих.Можно всю главу прочитать.Она его пред всеми унизила,чтоДавид обнажился и назвала помазаника Божьего пустым,тоесть глупым.Не за танцы,нужно не только смотреть Библию,но и видеть.Иисус сказал,смотреть на Него,а не на Давида и идти за Иисусом и смиряться и нести Его крест.Давид такой человек как и мы,просто он был помазаным-избранным Божим и любил Бога по-настоящему и танцевал не в храме,а на улице.А сейчас такое дошло,что акробатикой в спортивных костюмах в церкве на сцене славят Бога.Где тут благоговение и смерение будет,ты не сможешь прыгая смириться и благоговеть,по-этому Сила Божья ушла с таких церквей.И чем заканчивают пастыря таких церквей,инвалидной коляской.У них нет Господней вечери,омывания ног,но за то тело прыгает.А когда выходят с церкви кислое лицо.Если в тебе Сила и радость Божия,то тело оно немошно,ты не сможешь подпрыгнуть,но душа она в такой радости.Это не передать,это нужно вкусить, как благ Господь.Написано:»Служите Господу без развлечений……Пусть Бог нам даст мудрости не осуждать за косынки или юбки,или брюки или ещё за что,это не спасает,а послушание спасает и исполнения воли Божьей в любви Божьей.Благословений всем!

  2. Светла:

    Господь с лицемерием Поразмышляйте, все поймете В Евангелии много против речей В одном тексте Ваши домашние — враги ваши, в другом — любите ближних ваших Он в роди бы болезни забрал на Голгофу, но посмотрите почти все болеют, и столько деток умирает от рака Он , называя Себя любовью смотрел спокойно на деток с тел которых фашисты живьем срывали кожу И это Отец земных детей? А по Его обещанию , которое Он не выполнил Защищу их Отец от зла и ничего им не навредит Где Его истина? ОН болезни взял яко бы на Себя , но все болеют, делают операции и умирают В чем Его не притворство? Он Себе славы захотел И получил Но помог ли Он детям Он не докажет ни когда Его любовь?

  3. Pastor Petr:

    Чушь! Все обоснованно, логично, но бред. Обоснованный логичный бред.

  4. Геннадий:

    Хочу научиться танцевать. Хочу научиться единоборствам. При этом — заменить философии, ориентированные на поклонение идолам и использование глубин сатанинских (последняя особенно в ЮВА распространена была), на философию, ориентированную на богопоклонение (считая, что Бог — один, и нет иного) и использование возможностей Духа Святого. Дунул — и улетели за много метров. Взмахнул рукой — и стены рухнули. Глянул очами — и начали гореть. Сказал — и горы пошагали.

  5. Геннадий:

    Посмотрел сейчас на фотоиллюстрацию к теме и подумал, что не годится это для богослужения. Это годится для театра или флеш-моба, где люди показывают себя. Но когда все стоят на коленях и ищут соединиться в молитве с Богом, излить Ему состояние своего сердца, то это неуместно. Это всего лишь зрелище, такое же, как выступление в хоре или соло (не хуже и не лучше), как изысканный наряд (что само по себе привлекает внимание) и выкрутасы проповедника (будь то в жестах или умении через каждые несколько минут приводить публику в смех или в покраснение). Если все стоят на ногах, то можно и разминку сделать, это не грех. Скакать со всей силы — пожалуйста. Взяться за руки и водить хороводы — тоже можно. Поставить сценический номер — в платьях ли, в спортивных костюмах — не возбраняется. Но — с Богом соединяются через сердце. Когда самолюбование и почтение себя выше других удаляешь прочь; когда перестаёшь корить других, а плачешь сам; когда ты хочешь к Богу и Его слова и Его воли, а не как съесть бутерброд или поиграть в интернете. Замечу, что Дух Святой — самая важная причина для наших действий должен быть; постановка без Него — ноль.

  6. Svetlana:

    Вы пишите: «Христос не заповедал танцы своим последователем ни словом, ни делом . Ему было не до плясок — он видел тень Голгофского креста, мир погибал под бременем греха и его нужно было спасать»

    Однако Ему не помешало на свадьбе превратить воду в вино ! И причём в хорошее вино, так что даже пьяные могли его оценить. Разве Он не знал, что пьяные будут плясать ? Для чего Он это сделал ? Разве Он не мог сотворить другого чуда, чтобы спасти обременённых грехом людей от веселья а не усугубить их состояние ?

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ