Люди — разрушители

Как помочь?

Люди - разрушители Предупреждающие знаки на дорогах и железнодорожных путях, на производстве и  режимных объектах давно стали обязательной частью  жизни. Их разрабатывали не для того, чтобы нагнать страху на беспечных людей, но чтобы  уберечь их от опасности.  На путях духовной жизни также расставлены  предупреждающие знаки, призванные оградить идущих по ним от ужасных бед. Мы должны быть благодарны Богу за людей, проявивших такую заботу о нашем благе. Кому не понравится, например, практичные поучения Сираха?

«Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя; а если дашь, то считай себя потерявшим.

 Не судись с судьею, потому что его будут судить по его почету.

С отважным не пускайся в путь, чтобы он не был тебе в тягость; ибо он будет поступать по своему произволу, и ты можешь погибнуть от его безрассудства.

Не заводи ссоры со вспыльчивым и не проходи с ним чрез пустыню; потому что кровь — как ничто в глазах его, и где нет помощи, он поразит тебя.

Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле.

Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя» (Сир.8:15-22).

Как видно из наставлений Сираха, область взаимоотношений с людьми таит в себе множество трудностей. Мы не имеем права быть наивными: не все будут нам добрыми друзьями, не все принесут пользу, не со всеми нам по пути. Нам будут встречаться люди-разрушители, которых следует опасаться. Опасаться не в том смысле, чтобы завидев их, переходить на другую сторону улицы, или отказываться  разговаривать — Христос так не поступал! Это означает не допускать таковых в сердце, не считать их для себя духовными авторитетами, просеивать на решете истины их слова и поступки.  Именно это имел ввиду Христос в Своем разговоре с народом о книжниках.  

Христос неоднократно предупреждал людей о лжеучителях. Он знал потребность людей в мудрых советах, знал их склонность принимать за золото все, что блестит и, переживая о благе их душ, Он настоятельно повторял одно и тоже: берегитесь оказаться жертвами обмана!

39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. 40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им: 41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? 45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: 46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, 47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение» (Лук.20:39-47).

Удивить книжника толкованием закона было практически невозможно.  И если уж он восхитился лаконичным и верным ответом Христа саддукеям, неверовавшим в загробную жизнь, это дорого стоило! Но Христос отнюдь не почувствовал Себя польщенным благодарностью книжника. Он не искал признания от людей и к тому же, как Сын Божий, знал, что книжники лишь поверхностно признавали ценность Писания, ибо уча людей, они важнейшего в нем не понимали и не принимали. Выслушав их дифирамбы и задав вопрос, Он тут же выставляет на обозрение слушателей предупреждающий знак:  остерегайтесь книжников!

На первый взгляд это кажется неучтивым — человек только что  похвалил Христа, а в ответ услышал: ты опасен и тебя следует остерегаться…  Это могло бы показаться невежливым и несправедливым, если бы Христос не дал никаких объяснений Своему предупреждению. Но Он объяснил Свое предостережение, и Его слова с тех пор сохраняют свою серьезность и актуальность для всех времен и народов.

1. Люди-разрушители отвергают безусловный авторитет Писания

  41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Книжники были самыми  образованными людьми своего времени. Они досконально знали Священное Писание, тщательно регламентировавшее жизнь Израиля и могли дать дельные советы по многим вопросам. Они невероятно высоко ценили знание. В их среде возникли поговорки:

«Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу».

«Знания в молодости — мудрость в старости».

«Знания много места не занимают».

Потому книжников с охотой  приглашали преподавать закон Божий детям. Они были гордостью нации — к их мнению прислушивались, их советам следовали.

Несмотря на эти достоинства, они  отвергли самую важную доктрину Писания -учение о двойственной природе Мессии. Сравнимый по абсурдности поступок – изучить лишь четверть алфавита, а остальное отвергнуть. Или, к примеру, прервать лечение опасной болезни, едва начав его.  В первом случае это было бы полное отвержение грамотности, во втором — полное отвержение исцеления.

Иисус Христос задал книжнику самый важный на свете вопрос, от которого зависит,  будет ли он вести богоугодную жизнь, а также  будет ли он за гробом радоваться или скрежетать от горя зубами.

Ни один книжник не сомневался в учении  Писания,  что  Христос(это греческое слово в переводе означает«мессия») будет потомком Давидов.  Когда встревоженный появлением волхвов Царь Ирод спросил книжников, где должно родиться мессии, они без запинки ответили: «в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Матф.2:5,6).

Они знали пророчества о потомке Давида, который преобразит Израиль. Вот самые характерные тексты: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!»» (Иер.23:5,6).

«И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это. И заключу с ними завет мира и удалю с земли лютых зверей, так что безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения. И полевое дерево будет давать плод свой, и земля будет давать произведения свои; и будут они безопасны на земле своей, и узнают, что Я Господь, когда сокрушу связи ярма их и освобожу их из руки поработителей их. Они не будут уже добычею для народов, и полевые звери не будут пожирать их; они будут жить безопасно, и никто не будет устрашать [их]» (Иез.34:24-28).

Книжники знали, что Иосиф и Мария — отец и мать Иисуса — происходили из рода Давидова. Их метрические данные хранились в храме. Они знали об Его великих чудесах и непревзойденных поучениях. Однако они  не признавали Его обещанным Богом мессией. Для этого были свои причины.

Во-первых, Христос не пощадил  их самолюбия. Вместо того, чтобы принять их в число Своих последователей, Он принял простых и неграмотных рыбаков. Он критиковал  законничество книжников и называл их лицемерами.  В Его учении чувствовалась жизнь, а все, что могли предложить книжники – сухие догмы, горсть песка умирающему от жажды.

Во-вторых, Христос говорил о себе, что Он Сын и Посланник Бога,  имеющий  право прощать грехи и судить.  Для книжников это попахивало богохульством — как может человек претендовать на равенство с Богом?  Христос знал об этих проблемах книжников и решил еще  раз постучаться в их сердца. Он задал им вопрос о смысле  109 псалма:

 41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Псалмопевец Давид не мог ошибиться, называя своего потомка  Господом,потому что говорил от Духа Святого и как бы слышал диалог Иеговы и мессии.  Значит,  мессия, оставаясь потомком Давида, был больше, чем  человек.  Кем же он был? Ангелом? Но следующие слова псалма не позволяют сделать такой вывод. Мессия занимает место, которое ни ангелы, ни тем более человек не имели права занять — одесную Иеговы.  Престол славы — это царское место, и на нем положено сидеть только царю.  Если мессия восседает рядом с  Иеговой, то  Его природа превосходит ангельскую.

Кто же тогда мессия? Ответ на этот вопрос может быть таков — мессия имеет двойственную природу: по плоти Он происходит от Давида, а по духовной сущности Он  равен Богу. Книжники  принимали первое, но отрицали второе. Именно по этому вопросу они не соглашались с Писанием и не верили ему.  Евангелист Матфей говорит, что они отказались отвечать на вопрос Христа:  «никто не мог отвечать Ему ни слова» (Матф.22:46). Они крепко держались своего неверия Писанию, даже когда  были опровергнуты все их аргументы.

Было ли это тяжелым преступлением? Несомненно! Поскольку они не верили откровению Писания о божественной природе мессии, они не могли спастись. Христос ясно сказал:  «…если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Иоан.8:24). Неверие Писанию толкало их свершить преступление против мессии. Они замыслили, как сообщают неоднократно евангелисты, убить Его.

Свое неверие в мессианство Христа они насаждали народу.  Евангелист Иоанн писал:  «Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Иоан.9:22). Отлучение от синагоги означало гражданскую смерть. С отлученным нельзя было иметь какие-либо дела. Он становился изгоем. И для многих это было серьезным препятствием к тому, чтобы стать последователями Христа.

Вот почему Иисус предупредил народ остерегаться книжников. Они враги евангелия и, следовательно, враги людей. Им нельзя открывать душу и доверяться в вопросах спасения.  Они сами идут в ад и ведут туда  за собой  послушные толпы.

Слово Христа остается актуальным и для нашего времени. Люди не хотят жить верой только в Писание и полагаются в вопросах спасения на мнения научных или религиозных авторитетов, которые якобы все продумали до мелочей. «Наука доказала… Пастор сказал… Батюшка посоветовал…». Верьте не людям, а Писанию! Изучайте его, и тогда вас невозможно будет сбить с толку.

 2. Люди-разрушители жаждут людского признания

  46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,  

Говорят: «Как себя поставишь, такая тебе и слава».   Книжники всегда стремились поставить себя высоко. Если простые люди носили одежды, удобные для физической работы, то они носили длинные одежды, похожие на одежды священников, чтобы подчеркнуть свою преданность интеллектуальному труду, за который положено уважать.

Раввины претендовали даже на то, чтобы их почитали превыше родителей.  «Уважение к учителю должно быть выше уважения к отцу, потому что и отец и сын должны почитать учителя».

«Если отец и учитель потеряли что-нибудь, то должно возместить потерю сначала учителю, а потом отцу, ибо отец только родил человека, а учитель, который учит его мудрости и ведет его в мир грядущий…

Если отец и учитель несут какую-то ношу, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если отец и учитель находятся в тюрьме, то сын должен сначала выручить учителя, а потом отца»

Книжники одевались так, чтобы издали всем было видно, кто идет  навстречу и чтобы по этой одежде их встречали с уважением. Они понимали, что одежда оказывает воздействие на человеческое восприятие. Судейские одежды  внушают уважение к судьям, воинские к воинам, священнические к священникам. Этого уважения они жаждали больше всего! Есть предание о том, как два равви вернулись с прогулки, возмущаясь тем, что несколько человек приветствовали их словами: «Мир с вами», но не добавили: «Господа!»

Наша одежда должна свидетельствовать о смирении. Ведь смирение — визитная карточка христиан.  Вот почему Писание повелевает: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3,4).  Церковь не место для демонстрации красоты тела или богатства нарядов, но место, где мы раскрываем пред Богом душу. Когда человек раскрывает пред Ним душу, он прикрывает тело.

Ниневитяне, услышав грозную проповедь пророка Ионы, поняли, что им грозит погибель и оделись в знак покаяния во вретище. Царь Ахав, приговоренный Богом к наказанию, ходил в разодранной одежде. Смирение в душе производило и смирение в одежде, и, наоборот, владычество похотей и страстей в душе производит нескромность в одежде.

Также Христос отметил, что книжникам нравилось быть замеченными   в народных собраниях,  в синагогах, на пиршествах. Везде они выбирали первые места и ожидали в свой адрес похвальных отзывов. Тому, кто наполнен Богом, похвала людей не нужна, ибо у него есть гораздо большее и лучшее признание. Но живущий без Бога  будет питаться отбросами кратковременной человеческой славы. Погоня за человеческим признанием свидетельствовала о внутренней опустошенности книжников точно так же, как поиск человеком пищи в мусорном контейнере, говорит о его  голоде и нищете. В глазах неба он представляет собой жалкое зрелище.

Зависимость от человеческого мнения делает жизнь человека крайне несчастной и бесплодной. Так Царь Саул в конце своей жизни  вместо того, чтобы смириться,  стал просить пророка почтить его перед народом…   Увы, этот порок зависимости от человеческого мнения может царствовать в душах некоторых верующих, когда они,  боясь насмешек людей, не говорят  о себе, что  они христиане или остро переживают, что их не хвалят и не замечают. Стремление в похвале убивает способность верить Писанию:  «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Иоан.5:44).

С тщеславием нужно бороться, как это делала ФрэнсисРидлиХейвергол, автор известного в христианском мире гимна «Боже, жизнь возьми: она вся Тебе посвящена». Френсис приняла Христа в молодом возрасте, но долгие годы боролась за то, чтобы жить победной христианской жизнью. «Я надеялась, что в моем путешествии наконец настанет ровный период, когда я смогу какое-то время идти в свете, не преодолевая беспрерывной цепи гор и болот, утомительных взлетов и падений, борьбы и страданий. Но снова и снова на своем пути я, казалось, сталкивалась с одними и теми же проблемами, вызванными последствиями греховных поступков. Думаю, что самой главной причиной ощущения отчужденности было то, что я полностью и абсолютно не капитулировала перед Богом. Пока я не сдалась окончательно, я не знала мира. Я абсолютно уверена, что все дело было в этом». Она жила в борении все свои молодые годы. Лондонская публика, восхищенная ее певческим талантом, тянула ее в одну сторону, а Святой Дух — в другую. Однажды, когда ей было тридцать шесть лет, она прочитала брошюрку, названную «Все для Иисуса». В ней было особо подчеркнуто то, насколько важно сделать Христа истинным Владыкой каждого уголка и клеточки своей жизни. Тогда Фрэнсис заново и полностью посвятила себя Богу.

«Это произошло 2 декабря 1873 года, когда я впервые осознала благословенность истинного посвящения. Я увидела это так ясно, как при вспышке яркого электрического света. Прежде чем человек получит полное благословение, он должен полностью капитулировать перед Богом. Бог принимает человека в полное благословение после абсолютной капитуляции».

Вскоре после этого Фрэнсис несколько дней провела в компании десяти человек, некоторые из них были неверующими, а другие — христианами, полностью себя Богу не посвятившими. «Господь, — молилась она, — дай мне всех людей в этом доме».

До ее отъезда все десять человек покаялись и приняли Христа Господом. В последнюю ночь своего пребывания там Фрэнсис, слишком взволнованная, чтобы уснуть, написала «Гимн посвящения», и эта песня стала главной темой ее жизни. Она очень серьезно относилась к этим словам и 2 декабря каждого года искренне молилась над ними, видя очевидные изменения в своей жизни.

Вот слова этой песни:

Боже, жизнь возьми: она

Вся Тебе посвящена.

Дни возьми, пусть каждый час

Слышишь Ты хваленья глас!

Возьми руки, их к Тебе

Простираю я в мольбе;

Возьми ноги, должно им

По стезям ходить Твоим.

 Возьми голос, чтоб он мог

 Петь Тебе, мой Царь, мой Бог!

Дай устам достойным быть

О Тебе благовестить.

 Возьми волю, должно ей

Волей только быть Твоей.

Ум направь, чтоб Твой закон

 В силах был исполнить он.

Золото и серебро,

Все возьми мое добро;

Возьми сердце,

Сам устрой

В нем престол Ты царский Свой.

 Всю возьми любовь мою,

С ней у ног Твоих стою,

 О, возьми всего меня!

 Навсегда, навек Твой я.

 3.      Люди-разрушители наживаются за счет других!

 47 которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Баркли пишет: «По закону равви должен был учить бесплатно. Предполагалось, что каждый равви имел какое-либо ремесло, чтобы прокормить себя делом рук своих, а обучал бы бесплатно». Но на практике все было по-другому. Книжники были сребролюбивыми людьми. Когда Иисус провозгласил «не можете служить Богу и мамонне», т. е. богатству, они смеялись над Ним.

Раввины знали, что  недвижимость была лучшим вложением средств,  и ради материальной наживы они входили в доверие богатым вдовам и склоняли их завещать или подарить им имущество, якобы ради грядущего небесного блаженства. Они учили: «Всякий, кто кладет часть своего дохода в кошелек мудреца, достоин занять место в небесной академии». «Всякий, дающий кров ученику мудрости, подобен человеку, ежедневно приносящему жертву». «Пусть твой дом будет прибежищем мудрых».

Именно для извлечения прибыли они демонстрировали впечатлительным женщинам  «глубокую» набожность, долго молясь напоказ. Христос со скорбью сказал, что эти дельцы от религии примут ужасное осуждение.

Грех наживы за счет других не ушел в прошлое. Мне пришлось беседовать с женщиной, которая консультировала  фирмы, находящиеся на грани банкротства. По ее наблюдениям одна из причин таких явлений — непомерная жажда личного обогащения. Руководители фирмы покупали дорогие машины и недвижимость, тратили деньги на заморские курорты и все это за счет урезания или задержки выплаты зарплаты работникам.

Такие же явления случаются в мире религии. Сан Мён Мун основал церковь Детей Божьих в  1950-годах в Сеуле.  За счет промывки мозгов прихожанам рассказами о том, что ему явился Христос и просил установить царство Божие на земле, Мун создал глобальную бизнес-империю, в которую входили издательский бизнес, оружейные заводы, университеты и сеть по распространению продуктов питания.

Церковь  работала на обогащение Муна, который отсидел в 1982 году одиннадцать месяцев в тюрьме за уклонение от уплаты налогов. У Муна была роскошная собственность в США, где он основал газету WashingtonTimes. Он также управлял многочисленными предприятиями по всему миру и в Южной Корее.

В нищих африканских странах появились пасторы-миллионеры, у которых на уме власть над людьми и все новые приобретения. В России влиятельные служители стали учить, что роскошная жизнь  вполне соответствует их назначению олицетворять на земле славу и богатство Христа-царя. «Разве будет Христос прославлен, если у пастора будет квартира-хрущевка?» — спрашивал Алексей Ледяев. Налицо проблема обольщения Церкви материализмом. Церковь должна  поддерживать разумные расходы служителей, но не их роскошь. Она должна остерегаться  людей, полагающих, что благочестие служит для прибытка. Павел писал:«А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1Тим.6:9-11).

Когда-то псалмопевец сетовал: «Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе [это будет]» (Пс.73:9). Нужда в духовных наставниках и провидцах огромна. Однако тут  нас и поджидает опасность принять учителями людей-разрушителей. Они рекламируют себя в книгах, фильмах, общественных СМИ, интернете.  У меня сердце обливается кровью при знакомстве с их пагубными для душ советами. Мне жаль доверчивых и всеядных верующих, которые примут яд за здоровую пищу. Люди-разрушители — последователи тех, о ком писал апостол Павел к Тимофею: «и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2Тим.2:17,18). Пусть слово Христа «Остерегайтесь!» постоянно звучит в наших сердцах, чтобы нам не стать жертвами их манипуляций!

Вам так же может быть интересно:

2 Коммент. к статье “Люди — разрушители”

  1. 2
    Дмитрий говорит:

    Слава Богу за актуальное слово. Это относится к верующим или к неверующим тоже? Ведь во многих верующих, не говоря о неверующих, два последних пункта, а может и все три, живут где-то глубоко внутри и порой дают о себе знать в виде эго и желания что-нибудь поиметь от других…

  2. 1
    Федор говорит:

    От души благодарю! Весьма актуально, полезно, назидательно и важно. Слава Господу нашему Иисусу Христу! Божьих побед и благословений.

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ