Три источника мудрости

три источника мудрости Апостол  Павел использовал прямые и косвенные обличения, чтобы показать Коринфянам, что их борьба между собой была обусловлена непониманием злостности разделения, неведением о смысле креста, погоней за успехом. Сегодня мы коснёмся четвёртой причины разделения − недостатка Божьей мудрости. Мудрость − это способность выбрать наилучший из различных вариантов решения той или иной проблемы. И эта способность даётся ищущим мудрости.

     Трудно найти в Писании более убедительный призыв, чем этот: «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней» (Пр. 4:5-8). К такому призыву стоит прислушаться и ему последовать.

 «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.  Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:6-16).

 Великий Апостол указывает на  три источника Божьей мудрости, из которых верующие могут ее черпать размышлением, применением и молитвой.

  1. Источником Божьей мудрости является Писание

  «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 9 Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

  Павел пишет, что он проповедует мудрость Божию. Проповедь всегда была связана у апостолов с объяснением Священного Писания. И даже когда они получали особое Божье откровение, ранее не встречавшееся в истории, оно непременно гармонировало с буквой и духом Писания. Важнейшее для церкви послание к Римлянам, повествующее о греховности людей, об оправдании верой и судьбе Израиля, подтверждалось Писанием. Послание к Евреям, описывающее превосходство Христа и его первосвященническое служение, просто изобилует цитатами из Писания. Послание к Коринфянам также пронизано Писанием. В 10 главе Павел учил: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;  и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть». Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10: 1-11). Таким образом, Писание носит вневременной характер и может использоваться новозаветными верующими как источник Божьей мудрости.

У Писания есть способность «умудрять простых» (Пс.18:8). Павел писал Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:15-16). В то время ещё не был сформирован канон Нового Завета, и Писанием назывался Ветхий Завет. Апостол призывал верующих в Риме обращаться к нему за вдохновением и мудростью: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4).

О, как мы должны быть благодарны Богу, что Он дал нам этот источник Божьей мудрости! Как чудесно, что есть служители, доносящие до нас чудное слово Божие! Как хорошо, что в христианских общениях мы размышляем о Писании, а не мирских происшествиях!

Павел упоминает о нескольких особенностях Божьей мудрости, явленной в проповеди Писания:

  • Божья  мудрость принадлежит всем спасённым.  

     «Мудрость же мы проповедуем между совершенными».

Это не значит, что в церкви была особая каста святых людей, которым сообщались какие-то сокровенные тайны. «Совершенные» — это все спасённые, которые полностью полагаются на Иисуса Христа. В послании к евреям сказано: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10:14).

Однако в этой группе «совершенных» по благодати выделяются верующие, которые успешно возрастают духовно, потому что любят Писание. Они ‒ главные потребители Божьей мудрости в противоположность младенцам во Христе, неспособным усвоить эти истины. Младенцы пьют молочко из бутылочки, украшенной надписью: «Бог меня любит!». Один священнослужитель говорил: «Наш Бог — это Папочка и Мамочка. Он только любить умеет. Болезни не посылает. Даже насморк не от Него. А тем более рак или шизофрения. Ни за что любит. Любит и принимает нас не за наши дела. Принимает с радостью, каждого. Нам осталось только отважиться поверить в это».  Таким людям невдомек, что это полуправда. В Слове Божьем есть и такие тексты: «Бог наш есть огонь поядающий». «Страшно впасть в руки Бога живого». Так что о Боге следует говорить правильно, в свете Писания! В этом настоящая мудрость!

  • Божья мудрость противоположна мудрости мира  

6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих

 Павел разграничивает мудрость Божию и мудрость человеческую. Мудрость человеческая названа мудростью века сего. Она недолговечна, потому что подстраивается под изменчивые вкусы людей или вкусы господствующих классов.  Она в постоянном поиске и изменении и отрицает объективную истину.

Сами мудрецы смеются над собой: «Издеваться над философией, это значит – поистине философствовать» (Блез Паскаль). «Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, – это философия» (Вольтер).

    Апостол Иаков назвал человеческую мудрость бесовской, ибо она исполняет задачу бесов – держать душу в самообмане и вдали от Бога. Задача Божьей мудрости – просветить людей светом библейской истины и приблизить к Богу.

  • Божья мудрость сокровенна 

 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную,

Лютер писал, что если мудрость человеческая наденет на себя сто очков, она не увидит славы Божьей в Писании. Она будет сокрыта от неё. Однажды, обрадованный успехами учеников, Иисус Христос молился: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лук. 10:21). Христос говорил, что Божья мудрость сокрыта от мудрых и разумных по причине их гордости. Если образованные книжники и фарисеи в гордости презирали невежественный народ, если духовному Павлу грозила опасность превозношения, тем более она сопутствовала мудрым и разумным язычникам.

      Бог решил наполнить церковь простыми людьми и потом разбавить ее смирившимися мудрецами. Он не ошибается в решениях. Обратите внимание на слова Христа: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Человек не может сам от себя познать Бога. Бог сокрыт от него. Лишь тот, кому откроется Христос, может познать Бога. Но кому Христос открывается в своей мудрости и любви? Ответ в нижеследующих стихах:  «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 28-30). Христос открывает мудрость уставшим от борьбы с собой, обременённым своей порочностью, желающим познать Бога. Если вы это осознаете, вы лучший кандидат на обретение Божьей мудрости!

    Когда Даниил со своими друзьями попал в Вавилон, он оказался в окружении человеческой мудрости: его переименовали в честь бога Ваала, учили мирским наукам, предложили запрещённую Божьим законом пищу. Мирская мудрость говорила  юношам: приспособьтесь к Вавилону, ваш Бог оказался слабым и не защитил вас, ваши священники не могут вас контролировать, забудьте, чему учит ваша религия! Даниил с друзьями не согласились поступиться верностью Писанию в угоду мирской мудрости. Писание не запрещало постигать науки, и юноши были первыми в их освоении. Но Писание запрещало забыть Бога, поклоняться идолам и нарушать Его нравственные заповеди. Казалось, юноши поступили неразумно, отказавшись от языческой пищи, и ограничившись водой и овощами. Казалось безумным их решение не поклоняться золотому истукану, олицетворявшему царское величие. Однако в конечном счете мудрость Божия восторжествовала над мирской мудростью. Миллионы людей находят пример и поддержку в подвиге Даниила и его друзей.

  • Божья мудрость ведет к славе 

которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,

Конечной целью Бога является прославление Его искупленных. Они поступили мудро, поверив в Иисуса Христа. Мудрость, если она есть, охватывает все стороны жизни человека. Человек прославится небом:

  • за мудрый выбор служения Христу (Мф.19:28,29);
  • за мудрое распоряжение материальными благами (2Кор. 9:6,7);
  • за мудрое отношение к испытаниям» (Иов1:21).  

Стоит прислушаться к Соломону: «Высоко цени мудрость, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней» (Пр.4:8).

  • Божья мудрость христоцентрична 

 «…которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 9 Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

К сожалению, мирские власти не познали Христа и распяли на кресте Господа славы. Их выводили из себя утверждения Иисуса о равенстве с Богом и о праве прощать грехи. Их заботило, что симпатии людей склоняются на сторону Христа, Который не принадлежал к их кругу и не стремился в него войти. Они переживали, что Иисуса признают царем и римская власть учинит расправу над столицей… «Любая власть есть орудие насилия», – учили коммунисты, – «и она только тогда чего-то стоит, когда умеет защитить себя». Казнив Христа, власть надежно защитила себя. Но страшно сказать от чего: от благоденствия, государственности и вечного спасения!

      Для верующих Христос  и Его подвиг – неисследимое богатство: Но, как написано, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Эти слова относятся к веку благодати, о котором говорил ученикам Христос:  «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». (Мф. 13:16,17).

      Вся наша радость, мудрость и надежда заключены в двух словах: Иисус Христос. Он ответил Своими муками за нас пред Богом и мы спасаемся от ада, приняв Его в наше сердце.

       Мы бы никогда ничего не узнали о Божьей мудрости и ее качествах, если бы не Писание. Беды коринфской церкви проистекали из-за убеждения, что  их умозаключения  так же верны, как Библия. Они не желали ей покориться. Поэтому не пренебрегайте Писанием! Не перегружайте себя информацией и суетой так, чтобы для Писания не было времени и сил. Чем больше вы будете пропитаны Писанием, тем больше будет в вас Божьей мудрости!

    Чарлз Темплтон убеждал своего друга, молодого евангелиста Билли Грэма отказаться от веры в богодухновенность Писания. У Билли не было ответа на все его аргументы. Однажды он сказал ему: «Чак, послушай, я недостаточно умен для того, чтобы дать исчерпывающий ответ на твои вопросы… Но я заметил, что, когда произношу: «Так говорит Библия» или «Так говорит Бог», — то неизменно получаю удовлетворяющие меня результаты». Однажды Грэм совершал прогулку в лесу и раздумывал о том, почему он должен доверять Библии. Была прекрасная лунная ночь. Билли опустился на колени, открыл свою Библию, положил ее на пенек и начал молиться: «Боже! В этой книге есть много вещей, которые я не понимаю. Здесь есть много вопросов, на которые я никак не могу ответить. Здесь есть много кажущихся противоречий. Здесь есть некоторые вещи, которые, как кажется, противоречат современной науке. Я не могу дать ответы на некоторые философские и психологические вопросы, которые поднимает Чак и другие люди… Отец, я хочу принять это как Твое Слово — по вере! Я хочу позволить вере покрыть все мои интеллектуальные вопросы и сомнения, и я буду твердо верить в то, что эта книга является вдохновенным Тобою Словом». Когда Билли поднялся с колен, он впервые за много месяцев ощутил силу Божьего присутствия. Бушевавшая у него внутри духовная битва завершилась. Впоследствии его имя стало известным на всех континентах. А вот про Чака Темплтона никто не вспоминает. Его имя кануло в Лету.

 2. Божественная Мудрость исходит от Духа Святого

А нам Бог открыл это Духом Своим;  ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

Апостол Павел  говорит, что Дух Святой открывает верующим Славу и мудрость Христа: «А нам Бог открыл это Духом Своим». Дух Святой – Личность, и у Него есть удивительная способность проникать в глубины Божьи. Он знает, Кто есть Бог в действительности. Он доносит до престола Божия наши молитвы и сообщает душе  Божью волю. Он для того и был послан на землю Небесным Отцом. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога. Нам дана привилегия знать, что хочет от нас Бог, к какому делу Он нас призывает, что ожидает от нас в будущем. В своей работе над нами Дух Святой напоминает  слова Христа и побуждает им следовать. Так апостол Павел, наставляя пресвитеров в Ефесе, сказал, что в своём служении он руководствовался словами Христа «блаженнее давать, нежели принимать». Эти слова привёл ему на память Святой Дух. Святой Дух руководил Павлом в выборе маршрута для миссионерских экспедиций, давал ему необыкновенную мудрость писать послания, которые не теряют своей актуальности по сей день.

Дух Святой вдохновил 17-летнего Юрия Грачёва словами Евангелия «в темнице был – посетили Меня» посещать христиан, заключённых за веру. В глазах мира он был безумцем, в глазах Бога и церкви – образцом мудрого распорядителя жизнью.

Дух Святой  через слова Писания «кроме вины прелюбодеяния» останавливал Галину Бережко от развода с мужем-пьяницей, который не раз покушался на ее жизнь. Результатом послушания Духу стало обращение мужа и счастливая долгая жизнь в мире и согласии.

      Дух Святой  побудил однажды проповедника нашей церкви Марка Львовича Креймана прервать проповедь и призвать всех молиться за сестру Анну Тихоновну Осину. Дух Святой сообщил ему, что с ней случился смертельный приступ. Молитва спасла жизнь доброй женщине.

Прочтите книгу «Осуждённый по 58 статье», и вы найдёте там множество мудрых решений, источником которых был Святой Дух. Святой Дух готов и сегодня умудрить нас в словах и делах. Будем просить Его об этом и искать Его водительства!

Слова Павла «что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» являются важным подтверждением богодухновенности новозаветного канона.  Есть люди, которые говорят: «Для меня авторитетны только слова Иисуса Христа. Слова апостолов – плод ума человеческого». Павел говорит, что он учит не под воздействием человеческой мудрости, но под влиянием Духа Святого. Это значит, что Павел учил так, как бы на его месте учил Христос. И отвергать слова Павла – значит, отвергать Слова Христа.

     Дорогие братья и сестры! Очень много проблем возникает, когда мы не находимся под руководством Духа Святого. Тогда мы совершаем глупые и греховные поступки и огорчаем Господа. Именно в этой беде находились коринфяне. По большей части они руководствовались убогой земной мудростью, оттого разделяли церковь, грешили аморальностью, судились перед мирскими судьями, забывали, что их тела – храм Духа Святого. Без Духа Святого христианство превращается в нежизнеспособную формальную религию.

 3. Божья мудрость  исходит из правильного духовного опыта

14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

Апостол Павел делит людей на три категории – душевных,  плотских и духовных. Душевные люди – по-гречески «психикос» – это люди, руководствующиеся исключительно плотским умом и плотскими чувствами. Для них «то существительно, что для тела чувствительно». Они не сознают себя грешниками и не принимают Христовой жертвы, потому что не видят в ней никакой необходимости. Они на все имеют собственное мнение,  и слово Божие для них не авторитет. Более того, принять евангелие – для них глупый поступок: он почитает это безумием; и не может разуметь,   потому что о сем надобно судить духовно. Душевные люди покалечены дьяволом: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2Кор. 4:3,4).

…21 июля 2002 года трагически погибла в автокатастрофе в возрасте 17 лет дочь создателя и продюсера группы «Белый Орел» Владимира Жечкина, всегда носившего нательный крестик. Когда он вышел с опознания дочери, то рванул крестик с шеи и швырнул в кусты со словами: «Я не верю больше» – и зарыдал… Стоя у гроба, он все повторял: «Доченька, вставай…»». Фактически библейской веры Владимир не имел. Он не мог духовно судить о случившейся трагедии: Бог не ошибается, любящим Его все содействует ко благу, ибо для того нужно знать слово Божие, иметь отношения с Духом Святым и опыт христианской жизни.

Плотские люди – это верующие люди, которые приняли евангелие, но не покорились во всем Господу практически. В своих поступках они руководствуются больше своим мнением, чем Божьим словом. Их опыт носит по преимуществу религиозный, но не духовный характер. Коринфяне были таковыми.

Духовные люди обладают навыком судить обо всем с точки зрения слова Божьего и духовного опыта: «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может». В послании к Евреям Павел писал: «…твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

Апостол говорил о духовных людях, что они имеют ум Христов, то есть их понимание направляемо Словом и Духом. Опытность приобретается годами хождения с Господом.

…Лори Александер,  замужем с 1980 года,  у неё девять внуков.  Первые 23 года жизни в браке были сложными.  Но когда Лори начала применять Слово Божие в своей жизни, ситуация изменилась.  Теперь она считает себя обязанной делиться своей мудростью с молодыми женщинами. Вот ее призыв к женщинам, почерпнутый  из опыта прожитых лет:

  • «Женщина, избавься от  матриархального духа! Просто отдай это Господу. Это кумир в вашей жизни, разрушающий ваш брак. Начни укреплять своего мужа. Уважай его мнение. Вы будете шокированы тем, насколько лучше станет ваш брак и насколько счастливее будет  ваш муж…   Матриархальный дух или дух Иезавели – это женские уловки  для контроля над мужчинами. Если они не срабатывают, они используют обличение и сарказм, презрение и высокомерие. Этот дух  особенно нацелен на слабых и раненых, непокорных и отвергнутых женщин, чтобы вывести их  из-под власти мужа.
  • …наш  Бог – Бог патриархата. И Его приказ таков: женщинам нужно вести себя тихо в церквях, а мужчинам быть лидерами, проповедниками, пасторами и учителями. А порядок в доме таков, что муж должен быть главой жены, руководителем дома. И мы должны уважать нашего мужа, уважать его руководство, и подчиняться ему.
  • Вам не нужно быть правыми. Если вы всегда настаиваете на том, чтобы быть правой и оставляете за собой последнее слово, у вас никогда не будет хорошего брака. Это абсолютно разрушает брак. Это принижает наших мужей. Это выхолащивает их. Это заставляет их чувствовать себя недостойными… Это похоже на стих, в котором говорится, что мы собственными руками рушим наши дома. Один из лучших способов разрушения дома – держать мужа под контролем, иметь последнее слово и быть правыми. Богу плевать на вашу правоту. Он заботится о том, чтобы вы были покорными и имели кроткий и тихий дух».

      Такие слова могла написать женщина, обретшая опыт хождения с Богом.

О, как нам нужны сегодня люди, обладающие поучительным духовным опытом познания Бога в Его наставлении, водительстве и наказании! Как усердно мы должны молиться, чтобы нам быть в их числе!

       Дорогие братья и сестры! Мы живем в то время, когда дефицит мудрости ощутим как никогда. Некоторые верующие совершают поступки, которые им не должны быть присущи – воздают злом за зло, разрывают семейные узы, не желают терпеть несправедливость, не горят молитвой и посвященностью Слову, пренебрегают общением с церковью. Их светильник веры гаснет, и они попадают в разряд немудрых дев, которые не были готовы встретить жениха и потому лишились права быть на брачном пире.

В  слове Божьем много повелений относительно поиска мудрого сердца.  Иаков наставлял верующих: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. (Иак.3:13-16). Апостол Павел убеждал верующих «желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» (Рим.16:19). «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф.5:15,16).

Молитва о мудрости, наполнении Духом и пребывание в Слове Божьем да не оставляют нас ни на одно мгновение!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ