Тема о смирении в отличии от вопросов систематического богословия с его передаваемыми и непередаваемым атрибутами Бога, с его тайнами Божьего промысла, природой греха и масштабом искупления, не так сложна в понимании. Эндрю Мюррей, которого не раз придется цитировать, дал замечательное определение смирению: «Смирение — это просто чувство полной ничтожности, возникающее у нас, когда мы понимаем, что Бог действительно есть все и которое позволяет Богу быть всем».
Смирение трудно не в понимании, а в исполнении. Поэт Томас Элиот иронизировал: «Смирения добиться труднее всего — ведь желание хорошо думать о себе умирает последним». Именно в этом проблема грешного человека. Он ищет в себе хорошее и, найдя крупицу добра, хвалиться ей, будто оно несметное сокровище.
Так возникли вариации легенды о споре ангела с бесом о душе умирающего.
- Это моя душа, — настаивает бес, кладя на весы тяжелый мешок с грехами.
- Нет, это Божья душа, — не соглашается ангел и достает из под подушки умирающего платок, пропитанный слезами покаяния и кладет на другую чашу весов. И, о чудо, платок перевешивает тяжелый мешок грехов…
Вывод отсюда простой: то был хороший человек, раз смог так искренне оплакать свои прегрешения! Но основной порок этих сентиментальных историй в акценте на не вере, не на благодати или крови Христа, а на человеческих стараниях. Сколько людей надеются своей обветшалой порядочностью впечатлить Бога! И лишь немногие смиряются перед Ним, говоря: «Боже, будь милостив ко мне грешному»! Вот почему не стоит удивляться совету Симеона Афонского: «Если ты встретишь человека, который хочет смиряться— удивись, ибо это очень редкое событие». И в самом деле, разве мы пластилин, чтобы из нас быстро лепить примерных верующих? В каждом скрыт стержень гордыни, способный к мгновенному самовосстановлению после того, как мы его, кажется, окончательно сломали.
Царь Езекия утратил смирение после пережитого исцеления и после принятого решения «Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей» (Ис.38:15). Тихо не получилось — помешала гордость. А сколько раз апостолы Иисуса Христа показывали отсутствие смирения? Даже святому Павлу грозила опасность превозношения чрезвычайными откровениями и Бог смирял его жалом во плоти.
Великий богослов 18 века Джонатан Эдвардс обоснованно утверждал: «гордость — величайший нарушитель душевного мира и сладостного общения со Христом». Он относил ее к наиболее неискоренимому греху и к «наиболее сокрытой, тайной и лукавой из всех похотей». Более того, он рассматривал ее «злейшей гадюкой, живущей в сердце человека».
Рассказывают историю, как «некий змеелов приручил ядовитую змею и никогда с ней не разлучался; носил ее при себе и змея, обвив его шею, всегда там лежала. Он любил поболтать с людьми и сильно на них обижался, видя, что все разбегаются от него кто куда. «Да, меня никто не понимает! — печалился змеелов, обращаясь к своей любимице. — Даже поговорить со мной никто не хочет! Значит, люди не умеют любить и относиться друг к другу по-человечески!» Его разговор со змеей услышал один его знакомый и крикнул, отойдя подальше: «Эй, ты выбрось свою змею и тогда никто не будет от тебя убегать! Именно это и будет «по-человечески», с твоей стороны! Тогда ты увидишь, что люди здесь не при чем…». Люди в церкви и обществе так же будут убегать от украсившего себя змеей гордости. И если гордецов в церкви окажется много, не быть ей на белом свете — она рассыпется как карточный домик.
Смирение в церкви не возникает само по себе, оно культивируется сознательными усилиями. В этом процессе важную роль играет использование трех средств: проповеди, личного примера, молитвы.
I.Проповедь
Для взращивания смирения проповеди должны иметь ясную тематическую направленность.
- Проповедуйте о величии Бога!
Откровение о величии Бога смиряет человека. Это познал на своем опыте пророк Исайя, увидевший славу Божью, от которой он в ужасе закричал: «горе мне, погиб я, ибо я человек с нечистыми устами!». Это познал апостол Иоанн на острове Патмос, когда упал замертво после лицезрения славы Иисуса Христа. Вот почему я не доверяю сообщениям людей об их, якобы, «дружеских» беседах с Иисусом Христом: «Когда я брился, вдруг увидел в зеркале позади меня Иисуса», или: «Внезапно на пассажирском сиденье справа от меня оказался Христос»… Пол Вошер любил повторять: «Если вас переехал грузовик, вы не можете остаться целым и невредимым». Если бы «грузовик» славы Божьей переехал бы тех рассказчиков, им было бы страшно о том вспоминать.
Э. Тозер сказал некогда пророческие слова: «Прежде чем христианская церковь придет в упадок, обязательно начнут распадаться основы ее учения. Церковь просто неправильно ответит на вопрос «каков Бог?», и за этим последует все остальное».
Разве это предсказание уже не исполнилось? Разве деноминации, принявшие Содом и Гоморру, рок-музыку, мирские ценности, разводы вначале не изменили понимание Бога? В их богословии это уже не гневающийся на грехи Бог, а милый дедушка, благословляющий всякую человеческую прихоть.
Продолжаю цитировать Тозера: «Когда мы потеряли ощущение величия Господа, мы лишились и духовного благословения, и ощущения Божественного присутствия. Наше поклонение Богу перестало быть одухотворенным, и мы утратили способность внутренне сосредоточиваться для того, чтобы встретить Бога в молитвенном молчании. Современное христианство просто не способствует появлению таких христиан, которые могли бы оценить и испытать на себе жизнь в Духе». Какие страшные слова! И еще более ужасны последствия такого выбора — осуждение в гиену огненную.
Каков Бог в нашем представлении, такова будет и жизнь. Только библейский Бог производит библейскую жизнь! Из множества истин о великом Боге, которые мы должны возвещать для культивирования смирения, я бы выделили три самые значимые.
а. Мы должны говорить о Божьем величии в творении
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание» (Пс.18:2,3). Псалмопевцы всегда видели в творении отражение вечной силы и божества Господа. Оно их всегда восхищало и смиряло. В псалме восьмом Давид воспевает величие Бога в творении, в человеческой истории, в заботе о нуждах людей. Он не может удержаться от вопроса: «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс.8:2-10). Если мы понимаем, что Бог держит необъятный для нас мир, словно грецкий орех на ладони, если все народы пред ним словно капля, вылитая из ведра, словно пылинка на столе, это смиряет нас и заставляет преклонить пред Ним колени.
Наши познания о Божьем творении неизмеримо расширились по сравнению со знанием жителей древнего мира. Благодаря научным исследованиям мы знаем о гигантских размерах вселенной, звезд и планет, мы знаем о различных уровнях устроения материи — атомном, молекулярном, биологическом. Мы имеем понятие о сложном устройстве живых существ. Раз мы знаем больше, то и наше смирение пред великим Богом должно быть большим, чем у наших предшественников.
И еще одно обстоятельство становиться важным для нас в размышлении о творении: мы абсолютно зависимы от Бога:«Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли.Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!» (Пс.103:27-31). Эндрю Мюррей комментирует: «…тварь не только обязана помнить, откуда она произошла и как начала существование, она должна признать, что всем обязана Богу… Ее главной заботой, высочайшей добродетелью, единственным счастьем — и сейчас, и на протяжении всей вечности — быть пустым сосудом, в котором может обитать Бог и являть Свою силу и благодать. Смирение является корнем любой добродетели».
б. Мы должны проповедовать о Божьих призывах к смирению
Бог многократно призывает человека смириться пред Ним. Вот некоторые Его призывы: «…это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное» (Лев.16:31). Деятельная еврейская натура, умеющая из воздуха делать деньги, должна смирять себя в день субботний, уклонившись от повседневных забот и прислушиваясь к Божьему слову. «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8).
Господь призывает через пророка наполнить смирением все сферы жизни — взаимоотношения с людьми и Богом:«…смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:6). Смирение доверяет Богу устройство своей судьбы и приемлет ее и в том случае, если она оказывается незавидной.
Требование о смирении не есть унижение человека, но настоятельная просьба занять правильную позицию перед Богом. Если человек трепещет пред земным владыкой, насколько же больше он должен трепетать пред Небесным?
В одной поучительной притче рассказывается, как верующие разговаривали о смирении. «Один из знатных граждан города, слыша слова, что «чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным», удивлялся и говорил:
— Как это может быть?
И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова. Один верующий сказал ему:
—Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своём городе?
Тот отвечал:
—Считаю себя великим и первым в городе.
— Если же ты пойдёшь в столицу, то кем будешь считать себя там?
— Последним из тамошних вельмож.
— Если же ты отправишься в царский двор, кем ты будешь там себя считать?
—Там буду считать себя одним из простолюдинов.
—Если же, а в самим царских покоях, приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?
—Почти нищим.
—Вот так и святые,— сказал христианин,— чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землёю и пеплом».
Бог призывает нас жить в объективной реальности, которая заключается в том, что в духовном смысле мы не вельможи, а жалкие грешники. Мне нравиться суждение одного служителя Божия: «Искупление есть не что иное, как восстановление утерянного смирения, т.е. изначального и единственно правильного отношения творения к Богу».
в. Мы должны проповедовать о Божьих наказаниях непокорных
Чарльз Дарвин, родившийся более 205 лет назад утверждал: «…Незамысловатый текст [Евангелия] показывает, по-видимому, что люди неверующие — а в их число надо было бы включить моего отца, моего брата и почти всех моих лучших друзей — понесут вечное наказание. Отвратительное учение!». Мнение этого человека поныне поддерживается миллионами людей. Однако не на них мы должны ориентироваться! Бог не был бы Богом истины и всемогущества, если бы не наказывал грех!
Мы должны провозглашать учение о возмездии нечестивым для того, чтобы спасти по крайней мере некоторых от вечной гибели, но делать это следует со слезами и пеплом на голове, а не с едва прикрытым злорадством. Так, апостол Павел говорил о врагах креста Христова со слезами и оплакивал отлученных от церкви.
Библия повествует о частом проявлении гнева Божия в человеческой истории: изгнание из рая, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Египетские казни, сорокалетнее блуждание строптивого Израиля по пустыне, лишение кротчайшего Моисея права войти в землю обетованную, истребление идолопоклоннических племен в земле обетованной, вавилонское пленение евреев, болезни, голод, несчастья, разрушение возгордившихся государств. Этот скромный перечень Божьих наказаний свидетельствует о Божьей решительной ненависти к греху.
Меня особенно впечатляет случай с Ананией и Сапфирой, которые были наказаны за грех лжи, для многих не столь уж значительный. В мире их бы не привлекли даже к гражданской ответственности, поскольку ложь не нанесла ущерба третьим лицам. Они никого не убили, не обворовали, они не были замешаны в аморальности или мошенничестве. Они были верующими, прославляли Бога, много средств пожертвовали на нужды бедных. Просто они решили немного приукрасить себя с помощью лжи. И поплатились за это мгновенной смертью.
Эта демонстрация невероятной тяжести маленького греха и невероятно великой святости Бога способствовала умножению смирения пред Богом в Иерусалимской церкви. Воистину, «…когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде» (Ис.26:9).
Ссылаясь на опыты Божьих наказаний, апостол Павел убеждал гордых коринфян смириться пред Господними стандартами святости: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:6-11).
Хочу отметить, что наказание никогда не является первостепенной целью Божьих действий. Первостепенной целью Бога является вразумление и спасение грешника. И лишь когда все средства вразумления исчерпаны, следует наказание. Пророк Иеремия отмечал: «Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. Но, когда попирают ногами своими всех узников земли, когда неправедно судят человека пред лицем Всевышнего, когда притесняют человека в деле его: разве не видит Господь?» (Плач.3:33-36).
Вот почему прав был Ефрем Сирин: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение»
- Проповедуйте о смирении Христа!
Для истинного христианина нет никого дороже Христа, поэтому он стремится подражать Ему в словах и делах. Главное дело, к которому призывал Христос — научиться у Него смирению. Эндрю Мюррей отмечал: «Иисус пришел, чтобы возвратить людям смирение и смирением спасти нас. Он смирил Себя на небесах, чтобы стать человеком на земле… Это качество привело Его на землю. Именно смирение придало Его смерти ценность. Смирение Христа — это наше спасение, спасение Христа — это наше смирение»
Христос наглядным образом учил смирению: ставил дитя перед учениками и, указывая на него, говорил: «ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лук. 9:48). На тайной вечери Он перепоясался полотенцем, влил воды в умывальницу и умыл ноги изумленным ученикам, а потом сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан.13:14,15). Но величайшее смирение было проявлено Им в искупительном подвиге, когда Он умер на позорном кресте вместо грешников.
Раньше в церквах часто пели: «О, образ совершенный, любви и чистоты, Спаситель, Царь смиренный, пример мой вечный Ты». Теперь эту песню я слышу редко. А между тем она настоятельно призывает нас подражать Христу. Чем меньше в нас Христа, тем больше гордости и греха.
Самый выразительный текст о смирении Иисуса мы находим во второй главе послания к Филиппийцам: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:5-9).
Слово «фронео», которое переведено у нас, как чувствования, на самом деле к чувствам имеет мало отношения. Во многих других текстах Нового завета оно переводиться как размышлять, думать, мыслить. Когда Павле написал о долге христиан иметь такое же направление мыслей, как у Христа, он имел ввиду смирение. В чем заключалось смирение Христа, как не в отказе от положенных Ему привилегий, как не в уподоблении слуге, как не в превознесении воли Отца, заключавшейся в страшном кресте, перед Своей волей? Чем больше мы будем проповедовать церкви о смирении Христа, тем более оно будет умножаться в ней.
- Проповедуйте об опасности греха!
Нередко недооценка опасности и мерзости греха способствует усилению гордыни. Так апостол Петр недооценивал испорченности своего сердца, когда убеждал Христа: «Если все от Тебя отрекутся, но не я». Недолго пришлось ему ожидать страшного падения. Он узнал, что порочнее его только дьявол. Русский поэт Николай Зиновьев в коротких стихах метко выразил жалкую «значимость» человеческого «я»:
«Я не такой, как все», — твержу
Я то отчётливей, то глуше.
Я и пред Господом скажу:
«Я не такой, как все. Я — хуже»
Мы должны говорить людям правду о грехе, что он печалит Бога, разделяет с Богом, пачкает душу, вместо обещанного удовольствия производит полынную горечь, крадет радость и мир, обесценивает сделанное ранее добро, ожесточает, уродует, порабощает, мучает, убивает, ввергает в бедствия, вызывает Божье наказание. Подумайте о Давиде, который ранее сочинял псалмы, пророчествовал, одерживал славные победы, а допустив грех, обманывает, убивает, святотатствует. Разве похожи эти два Давида друг на друга? От греха одни убытки. Временная выгода от него на земле оборачивается огромными потерями на небесах. Достаточно вспомнить историю про богача, оказавшегося в аду. Кто-то сказал: «Каждый грех отнимает у нас частичку небесной славы».
Среди всех пороков гордыне принадлежит первое место. Она всегда возглавляла армию грехов. Она превратила славного херувима в сатану и она же делает человека на него похожим. Все зло от гордости сердца. Махейни верно отметил: «…гордость очень крепко и опасно укоренена в жизни каждого из нас, причем в значительно большей степени, чем большинство из нас признает, или даже думает об этом».
Поэтому в борьбе за взращивание смирения с этим сорняком нужно нещадно бороться и без обличения здесь не обойтись. Обличал Иисус, обличали апостолы, обличали наши отцы. При этом отношение к обличению должно быть позитивным: «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей» (Пс.140:5). «Если бы вы поняли, какой вред наносит вас каждый импульс гордости, вы бы умоляли каждого встречного вырвать из вас этого змея, пусть даже с рукой или глазом» (Эндрю Мюррей).
- Проповедуйте о пользе смирения!
Мы призваны развенчать миф о проигрышности смирения, ибо многие считают смирение унылой добродетелью. Один известный писатель заявлял: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье».
Мы так же должны учить церковь, что смирение не есть одно из достойных качеств, наряду с другими, мы должны учить, что оно самая главная добродетель, придающая ценность всем остальным. Трудно найти еще какое-нибудь качество характера, которое столь много значит для нас. Смирение обогащает человека:
- общением с Богом
«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15)
- спасением в бедах
«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19).
- благодатью
«Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» (Прит.3:34)
- ответами на молитвы
«Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле» (Пс.9: 38,39)
- мудростью
«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость» (Прит.11:2)
- славой
«Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе»
(Прит.18:13)
- необходимыми материальными благами
«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Прит.22:4)
- возвышением
«Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли» (Пс.146:6)
- утешением
«Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (2Кор.7:6)
- служением
«призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук.1:48)
- родством с Иисусом.
Мы не можем породниться с Ним на основе нравственного совершенства, потому что бесконечно грешны, Он же — бесконечно свят. Мы не можем породниться с Ним на основе знания Писания. Мы просто его не знаем, как должно знать и никого не удивим нашей способности его истолковывать. А что касается Христа, то самые искусные знатоки Писания удивлялись Его слову, которое было с мудростью и властью. Мы не способны породнится с Иисусом по части чудотворений. Мы не творцы чудес, мы их потребители.
Нам заповедано уподобиться Христу только в смирении: «…возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30). Именно в этой сфере мы можем быть более всего близкими к Нему.
- единством с церковью
Секрет этого влияния в самой сути смирения: оно превозносит не свои достоинства, а достоинства других. Так было у Павла: « я… унижал себя, чтобы возвысить вас» (2Кор.11:7).
Смирение озабочено другим и потому умеет внимательно слушать собеседника и без огорчения принимает критику. Оно не идет на конфликт и легко прощает виновных.
Оно не отталкивает от себя невзрачных людей и несет их бремена. Оно радуется, когда «другие получают благословения вместо него».
Итак, не оставляйте в бездействии фактор проповеди в воспитании церкви в смирении. Проповедуйте ясно и убедительно!
II. Личный пример
Воспитатель и советник Нерона, Сенека, попал в точку: «Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров». Этим путем шел апостол Павел. В первом послании к Фессалоникийцам, он напоминал им о своем примере смиренного служения: «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1Фесс.2:5-12).
Увы, как непохожи на апостолов некоторые современные духовные вожди! Они требуют почтения к себе, как к помазанникам Господним. Они требуют признания и денег. Как-то я прочел в блоге одного священника: «…архиерейское сословие относиться с христианской любовью к своим священникам не умеет, не желает и не способно… Наши чувства, наши сломанные судьбы для них никакая не ценность… Они нас боятся. Они нас ненавидят. Они нас презирают. Мы для них — без вины виноватые…
Они любят, когда перед ними заискивают и когда им угождают. Они торжествуют, когда их боятся. Вид задыхающегося от волнения и страха священника, дрожащим, прерывающимся голосом осмеливающегося просить о какой-нибудь сущей мелочи, заставляет деспота торжествовать от осознания своей равноангельной власти и щекотливой мысли о том, что так запросто сейчас можно взять ЭТО и раздавить, как насекомое, а можно отпустить до времени, выслушивая славословия благодарного и облагодетельствованного дурашливого попа и упиваясь своей властью над человеком: властью вязать и разрешать».
Как скорбно видеть такое антихристианство, когда поступки перечеркивают красивые слова о любви и братстве! Мы должны быть благодарны Богу за наше братство, что в нем нет диктатуры «священной вертикали», что принцип независимости поместной церкви и подотчетность ей служителей является основополагающим. У нас есть достаточно служителей, смирению которых мы можем подражать. Сильная проповедь и сильный личный пример действуют неотразимо.
Вспомните, Василия Гурьевича Павлова, прозванного «отцом русского баптизма. Маршрут его миссионерских путешествий пролегал от Кавказа до Дальнего Востока, от Одессы до Америки. Он был постоянно гоним, побывал в сорока царских тюрьмах, пережил две тяжелейшие ссылки, где лишился жены и троих детей. Другой бы на его месте давно бы оставил служение столь «недружелюбному» Богу. Однако этот служитель смирялся перед Божьим промыслом. Он подражал Христу, Которому в нашем мире не было где преклонить голову.
Вспомните Юрия Сергеевича Грачева, много гонимого за Христа. Он занимал в камере место у параши. Ему, не впервые переступавшему порог тюремной камеры, полагалось место получше, он же говорил: «Я лучшего места не ищу, мое лучшее место на небесах». Что заставляло этого человека поступать смиренно? Ответ ясен: пример Христа, претерпевшему вместо предлежащей славы позорный крест.
Вспомните Николая Петровича Храпова, чья книга «Счастье потерянной юности» учит молодое поколение жертвенному служению Христу или Георгия Петровича Винса, стихи и проповеди которого продолжают питать души…
У нас имеется огромное облако свидетелей, преподавших нам пятое евангелие. Евангелие праведной жизни. Они нашли мир с волей Бога, предоставив Ему право распоряжаться их свободой, удобствами, комфортом. Их пример продолжает будить и воспитывать нас.
Стюарт Скотт выделяет важные составляющие примерного поведения служителя, которые воспитывают церковь в смирении. Проверим себя, есть ли они у нас:
- трепет пред Словом Божьим — Ис. 66:2;
- фокусирование на Христе — Фил. 1:21; Евр. 12:1-2; 1 Кор. 2:1-2;
- смиренная молитва — Лк. 18:10-14;
- готовность к исповеданию греха — 1 Ин. 1:9; Матф. 5:22-24;
- правильное понимание своих даров и способностей — Рим. 12:3;
- рассмотрение себя как пастыря, находящегося в подчинении Пастыреначальника — Евр. 13:20; Деян. 20:28;
- проповедь — это привилегия, а не право — Еф. 3:8-10;
- готовность работать с другими — Прит. 11:14;
- делает учеников Христу, а не себе — Матф. 28:19-20; 1 Кор. 11:1;
- трудится для роста и единства своей общины — Еф. 4:1-16;
- ищет продвижения других, а не себя — Фил. 2:3-4;
- подотчётен другим — Иак. 5:16;
- строит близкие отношения с другими — Деян. 20:31-38;
- готов омывать ноги святым — Ин. 13:1-17; Гал. 5:13;
- уважительный, послушный власти — Рим. 12:1-2; 13:1-2;
- покрывает ошибки других — Прит. 11:13;
- не становиться оборонительным, и гневающимся, если неправ — 2 Тим. 2:24-25;
- милостивый к другим, поскольку Бог был милостив к нему — Еф. 4:32.
III. Молитва
Знание учения Библии, вдохновляющий пример служителей являются важными предпосылками для молитвы о смирении. Смирение, как было отмечено вначале, есть согласие с Богом относительно того, какими путями Он ведет. Не всегда это согласие дается легко. И неоценимую помощь в обретении смирения оказывает молитва.
Моисею было трудно исполнять роль няньки непокорного еврейского народа. И ему пришлось молиться Богу: «Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то [лучше] умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Чис.11:14,15).
Пророк Давид иногда совершенно не понимал смысла Божьих действий. И тогда он молился: «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс.130:1-3).
Священник Ездра, отправляясь восстанавливать Иерусалим, стыдился просить защиты у царя в опасном путешествии и потому «провозгласил… пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего» (Ездр.8:21)
Смирял себя в молитве Христос. Когда Его безгрешная природа трепетала перед необходимостью понести на Себе скверну мира, «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение» (Евр.5:7). Центральным событием Гефсиманской молитвы было прошение об исполнении воли Небесного Отца. Самоотречение Спасителя и было проявлением глубокого смирения, достигнутое в молитве.
Все эти примеры показывают неразрывную связь молитвы и смирения. Можно сказать, что смирение этих святых рождалось в молитве. Она его горнило, в котором боль отверженности или скорби переплавляется в тишину смирения. Разве не об этом писал в своем стихотворении «Учись прощать» Борис Пастернак:
Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.
Да благословит нас Бог словом, делом и молитвой возвести на пьедестал церкви прекрасную царицу добродетелей — смирение!
Совершенно не хочется спорить, но…
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. 6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий.
«Для взращивания смирения проповеди должны иметь ясную тематическую направленность». Смело! Эмоционально! и т.д.
В соответствии с Писанием христианская проповедь Слова Божьего должна быть объяснительной, а не тематической. Но, к сожалению, в баптистских церквях снг (да и за его зарубежами) этому принципу не следуют, типа, человек знает сам и лучше, а это гуманизм.
Надо проповедовать живое Слово живого Бога, а не свои соображания о Нем и приминении Его Слова, исходя из ситуации и своих целей относительно слушателей. Но объяснительная проповедь требует много трудов (в том числе молитвенных) и времени, а нужна статистика, эффективность, популярность и т.д. (это в общем, а не лично) Какие там изучения и объяснения? ведь мы сами с усами.
«Проповедуйте о смирении Христа!» А о Его славе? «ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» Деян.20:27. (Воля в оригинале совет)
Ну да ладно, всех Вам благ и Божьих благословений.
Дорогой Егор! Проповедник должен уметь говорить и тематические и текстовые и изъяснительные проповеди. Правда, приоритет принадлежит, на мой взгляд, последним.
Приветствую Вас,
Во время богослужений Бог говоорит Своему народу через уста призванного и поставленного Им проповедника, потому проповдь не может быть тематической. Ведь это величайшая ответственность говорить народу Божьему именем Бога. Конечно, как таковые сами темы не оспариваются, но, — это для исповеданий, лекций, уроков и т.п. В Одессе бы сказали про две большие разницы, но нам хватит и одной.
Разумеется, что должен уметь, просто назначение разное. Богослужение в цекрви — это богослужение в церкви, а занятие в классе — это занятие в классе. Может приоритет стоит превратить в правило? (Снова, я в общем, а не лично), заодно определиться в терминах. Я про то, что нам, т.е. народу Божьему не стоит быть мудрее и сильнее Бога. А то получается, что говорим о смирении, но в тематической проповеди, а это уже оксюморон, типа, горячий снег, белый негр и т.п.
Благословений в труде Божьем и личных
Дорогой Егор! Я не понимаю в чем проблема. Пастырь написал что проповеди должны иметь ясную тематическую направленность. Виктор Семенович не имел в виду то, что нужно проповедовать тематические проповеди. Он намекал на то ЧЕМ на самом деле должны быть пропитаны проповеди. Вы можете проповедовать разъяснительную проповедь и при этом объяснить слово Божье так что человек не почувствует нужды в смирении. Те темы которые нужно проповедовать и которые перечислил пастырь на самом деле смиряют человека, и если вы читаете Библию вы должны это прочувствовать. Также не забывайте что любая разъяснительная проповедь имеет какую-то тему. Например послание к Фил 2:5-11 и тема этого места-смирение Христа . Задача проповедника правильно объяснить эти стихи, если вы будете правильно объяснять стихи то никто не прийдет к виводу что тема етого отрывка- гнев Божый или еще что-то. Тоисть разние места из Библии имеют разную тематическую направленность и проповедуя эти места вы проповедуете изъяснительную проповедь которая имеет тематическую направленность. Вот что я думаю имел в виду Пастирь. Нужно побольше изъяснять те места писания которые приводить к глубокому смирению.
Всех Благ!
Благодарение Богу за проповедь, которую применяю для личного исследования себя в смирении во всех аспектах жизни.