Крестный путь Христа — самообладание

Как помочь?

самообладание Как известно, на Голгофе Христос семь раз, превозмогая себя, открывал уста, чтобы произнести очень важные слова. В первый раз – чтоб вознести мольбу о прощении врагов, во второй — дать обещание покаявшемуся разбойнику, что ныне же тот будет в раю. В третий разХристос произнес несколько слов, полных заботы и любви, к Своей Матери и поручил ее судьбу апостолу Иоанну. В четвертый раз из Его груди вырвался вопль: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?», в пятый – «Жажду!», и наконец – победное «Свершилось!» и «В руки Твои предаю дух мой». Апостол Иоанн в своем описании Голгофских страданий  приводит лишь три из семи возгласов Христа. Мы рассмотрим короткое «Жажду!» Конечно, речь пойдет не о жажде жизни или признания, утешения или отмщения. Речь шла о сильнейшей физической жажде.

«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. [Воины], напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (От Иоанна 19:28-30).

Самообладание — высокочтимое качество в нашем мире. Людей, имеющих  его, ценят, а  теряющих его жалеют или подвергают насмешкам. Джон Мильтон, автор поэмы «Потерянный и возвращенный рай», верно заметил: «Кто царствует внутри самого себя, и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь». Однако важно понимать, что мирское самообладание не то же самое, что христианское. Мирское  зиждется на силе воли, христианское — на ином основании. Мы можем выделить три черты истинного самообладания.

1.Истинное самообладание  ставит волю Бога на первое место

После того Иисус, зная, что уже все совершилось, Иисус знал, что подвиг спасения совершился. Его великая жертва принята Небесным Отцом, и Он может теперь прохладить запекшиеся уста.  Несомненно, жажда мучила Христа давно. Она была вызвана сильной кровопотерей, испарением воды через кожу в условиях жаркого восточного климата.  Его страдания не сопоставимы со страданиями кого-либо до  или после Него.  Только Он назван в Писании мужем скорбей, т.е. человеком, которому знакома каждая скорбь.

Когда-то пророк Иеремия считал себя самым страдающим человеком. Он писал: «Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его» (Пл.1:1)  Однако в свете страданий Христа страдания пророка были ничтожны. Ведь самым ужасным было для Него терпеть лютый гнев Божий за наши грехи в течение трех часов мрака на Голгофе. Евангелист Марк повествует, что Христос «возопил… громким голосом: Элои! Элои! ламмасавахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мар.15:33,34).

Глубину этих страданий не дано постичь человеку.  Даже в ужасном аду не страдают так сильно, как страдал наш Спаситель. В аду каждый мучается за свой грех, Иисус же страдал за грехи всего мира. Медпортал описывает безотрадное состояние человека, обуреваемого жаждой:

«Обеднение тела водой ведёт рано или поздно к ощущению жара и сухости в глотке, распространяющемуся на весь рот и губы. Рот, язык, губы делаются сухими. Слизистая оболочка их черствеет, грубеет, может даже трескаться; слюна делается густой, клейкой, движения языка затрудняются и он липнет к нёбу. По мере продолжения жажды, к указанным явлениям присоединяются неприятное чувство стягивания глотки и жара в сфере полости рта и губ, а впоследствии к этим местным явлениям присоединяются учащённые пульс и дыхание, общее лихорадочное возбуждённое состояние с беспокойством и бредом и сухой горячей кожей. …картина страданий при крайних степенях жажды, по-видимому, мучительнее той, какая наблюдается при крайних степенях одного только голода».

 Вот в каком положении оказался Христос!   Однако пока Он не свершил подвига спасения, Он не послужил Себе. Главным для Него было не удовлетворение Своей естественной потребности, а исполнение воли Небесного Отца.

Обратите внимание на поведение людей, о нуждах которых пекся Христос: они оказались неблагодарными: за добро воздавали хулой и насмешками. Они были гнусными предателями: отреклись от Своего Мессии.  Они были убийцами — подвергли смертной казни лучшего из людей. Они были похожи на дьявола. Терпели ли бы мы ущемление наших потребностей ради таких людей? Никогда! Только Христос мог отказать Себе в милости и даровать ее злодеям! Поистине, Он удивительно добрый Спаситель! И эту заботу о наших нуждах Он и поныне сохраняет в Своем сердце.

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи»(Евр.4:15,16).

Если во время тяжких страданий Христу было дело до нас, тем более ныне, когда Его не  тяготит  терновый венок, когда не  ноют  вывихнутые суставы, когда не раскалывается от боли голова, когда сердце не сокрушено от клеветы и насмешек, когда Он превознесен  и прославлен, когда Он имеет власть над всем и над вся, Ему никак не забыть об искупленных.

Он «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25). Осознай это, дорогой смущающийся друг! Не на Себе сконцентрирован Спаситель, а на тебе, чтобы ходатайствовать и спасать тебя! Верь этому и спаси твою душу этой верой!

Когда мы сталкиваемся с трудными людьми, у нас пропадает желание заботиться о них. Мы желаем отомстить им,а если это невозможно, — то отделиться от них морально и физически.  Мы способны заботиться только о беззлобных или приятных нам людях.  А между тем, мы призваны подражать Христу. Способны ли мы воздерживаться от удовлетворения наших законных потребностей ради блага ближних? Разве для нас написано: « Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Рим.15:1-3)? А так же: «…ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:3-5).

Мне рассказывали, как проповедник 50-70 годов Ю.С. Грачев получил телеграмму от пастора одной церкви с просьбой срочно посетить его дом, ибо его дочь претерпевала духовный кризис. Юрий Сергеевич работал в то время врачом скорой помощи и только что вернулся с тяжелого суточного дежурства. Увидев телеграмму, он сказал: «Молитесь за меня, у меня нет сил. Однако я должен лететь — спасение души дороже всего!». Результатом его посещения стало духовное восстановление девушки.  По сей день, сорок лет спустя, она с благодарностью  вспоминает его жертвенный труд, который был бы невозможен без самообладания.

2. Истинное самообладание  направляется Писанием

После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. 

Не всякое самообладание заслуживает похвалу от Бога. Русский революционер Тер-Петросян демонстрировал необыкновенное самообладание.  Он симулировал нечувствительность к боли. Когда ему загоняли иголки под ногти, ни один мускул не дрогнул на его лице, то же самое произошло, когда каленое железо прислонили к его бедру. Запахло жареным мясом, но опять же ни один мускул не дрогнул на лице.

Только расширившиеся зрачки выдавали, что он чувствовал боль. Стоит ли нам, христианам, восхищаться самообладанием этого человека? Не думаю! Ведь он использовал эту способность ради утверждения атеистических идей. Он не брезговал убийствами, чтобы пополнить партийную кассу. Иисус сказал: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Матф.15:13). Всякое мысль и дело, всякое чувство и вера, которые  не проистекают из Божьей благодати, не угодны Богу.

Похвально то самообладание, которое направляется Писанием. Именно оно определяло жизнь Христа. Уже в 12 лет  Он удивлял своими вопросами о Писании знаменитых раввинов (Лук.2:46). Он начал Свое общественное служение с проповеди Писания (Лук.4:16,17), Он знал его лучше всех, так что  люди изумлялись Его знанию (Иоан. 7:15). Он направлял людей искать ответы на жизненные вопросы в Писании (Мф. 19:4-6; Мр.12:10; Лук. 10:26; Иоан. 5:39; 8:17) Все решения Христа были продиктованы Писанием (Мф. 9:13; 21:13; 26:54). В самые трудные часы Своей жизни на кресте Он молился словами Писания.

Вот почему Христос не мог игнорировать библейское наставление: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города» (Прит.16:32). Как ни искушали Христа Его враги, Он не позволил Себе кричать и раздражаться на них. Когда фарисей Симон не оказал Иисусу должного гостеприимства, Спаситель  не хлопнул дверью в обиде, но, как ни в чем не бывало, занял место за столом. Когда предатель Иуда поцеловал Его в Гефсимании якобы в знак дружбы, наш Спаситель не ударил его по щеке в знак презрения. Он сохранял выдержку во всех случаях.В Его жизни исполнились слова Писания: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис.42:1-3).

Христос произнес слово «жажду», чтобы сбылось Писание. Слова Писания о жажде Христа содержатся в 68 Псалме. В нем Давид пророчески описывает все стороны Голгофской драмы. Мы прокомментируем некоторые из них.

«Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида. Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего]»(Пс. 68:1-4).

Христос страдал от напряженной борьбы с могущественной силой человеческого греха. Он погрузился в эту глубокую пучину, которая обладает ужасной засасывающей силой. Она быстрым течением уносит беспомощную душу в адскую пропасть. Многие признаются, что не могут противостоять давлению сексуальных желаний, алкогольной и наркотической зависимости, пристрастию к азартным играм, воровству, лжи, гневливости, унынию!

  • Христос страдал от несправедливой вражды.

«Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. Ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое»(Пс. 68:5,8).

Враги отняли у страдальца все, что только можно – Его свободу, здоровье, репутацию, жизнь и даже одежду. Все это причиняло страдание Христу.

  • Христос страдал от отверженности самыми близкими людьми.

«Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня» (Пс. 68:9-10).

Быть отвергнутым своими — очень тяжелое испытание, и Христос выдержал его!

  • Христос страдал от сплетен и пересудов.

«…и плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне; и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею; о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино» (Пс. 68:11-12). Кому не знакомо это страдание? Чем выше человек в нравственном отношении, тем острее он  переносит клевету в свой адрес.

  • Христос страдал от задержки помощи от Отца Небесного.

Скорбныеслова молитвы показывают, что помощь Неба была еще далека: «…я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего; извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня; не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня» (Пс. 68:14-19).

  • Христос страдал от нравственного унижения, ибо Его выставили на всеобщий позор.

«Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою. Поношение сокрушило сердце мое,и я изнемог»(Пс. 68:20-21). На Востоке быть выставленным на людское обозрение без одежды — великий позор. Но именно это сделали римские воины со Спасителем. Это доставляло Христу огромные страдания.

  • Христос страдал от неразделенной скорби.

«ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу»(Пс. 68:21). Разделенная скорбь становится вполовину легче. Однако никто из толпы не сострадал Христу за исключением ничтожной горстки убитых горем женщин. Жестокосердие людей угнетало Христа.

Христос страдал от адской жажды. Его рот, по замечанию Сперджена, превратился в огненную печь.«И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом»(Пс. 68:22).

  • Христос страдал от того, что Его враги навлекли на себя тяжкое проклятие.

«Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею; да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда; излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их; жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, ибо, кого Ты поразил, они [еще] преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс. 68:23-29).Праведный гнев Господа нанепокорных связан у Него с глубокой скорбью. Ему не доставляет удовольствия проклинать людей и наказывать их смертью: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез.33:11).

  • Христос страдал от того, что Он временно лишен возможности славить Господа.

«А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня. Я буду славить имя Бога [моего] в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами. Увидят [это] страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога, ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих. Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них; ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его, и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем» (Пс. 68:30-37).

Хвала Богу, по сути дела, — это восхищение красотой Его характера и мудростью Его дел. Этим Христос жил постоянно. Однако во время тяжких страданий Он не мог славить Бога как прежде. Неимоверная скорбь заполнила все его существо. Однако Он знал, что Его уста скоро наполнятся новой хвалой Небесному Отцу.

Христос выдержал эти скорби только потому, что был направляем и поддерживаем Писанием. И как далеки были в тот момент апостолы  от Его примера! Когда воины схватили Иисуса, Петр воскликнул: «не ударить ли нам мечом?»  В плотском рвении отсек рабу первосвященника правое ухо. Он услышал от Господа: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Матф.26:52-54). Нет, не Писание управляло поступком Петра. Такая потеря самообладания — грех.

Иногда я слышу от верующих: «Я просто была в истерике!» «Я поругался с ней!» Я всегда спрашиваю: а чем же мы тогда  отличаемся от мира? Где же влияние Слова Божьего на нас? Кому, как не нам, оно заповедует: «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко» (Фил.4:5)?! Или: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:31,32)

 3.Истинное самообладание не требовательно 

говорит: жажду.

Нервы сдают, когда человек испытывает жажду.  Когда Агарь и ее сын умирали от жажды в пустыне, они подняли вопль.  Когда не было воды для израильтян в пустыне, они роптали на Моисея  и Бога. Когда богач оказался в аду, он  с воплем просил о капле воды. Христос же был безупречен: все тело Его просило воды и только воды, однако Его нервы не сдали. Он проявил абсолютную выдержку. Он не приказал облакам пролить на Него поток дождя, не торопил ангелов поднести к Его устам чашу холодной воды. Он не торопит воинов проворнее помочь в Его нужде. Он всего один раз попросил воды  и то ради того, чтобы иметь силы громко произнести последние и главные слова «Совершилось!» и «Отче, в руки твои предаю дух мой».

Воин оказался внимательным к просьбе Христа и поднес к его устам губку с уксусом.Дешевый кислый винный напиток,  смешанный с водой  утолял жажду лучше, чем вода, поэтому пользовался большой популярностью среди солдат и бедняков. Это было единственное доброе дело после множества злых, свершенных против Иисуса! Когда Богу угодно исполнить наши желания,  Он может использовать для этого даже злодея!

Есть ли у нас подобное самообладание? Верим ли мы в силу просьб или в силу крика?Дьякон нашей церкви Владимир Петрович Ганин рассказывал мне, что до уверования он проводил планерки с сотрудниками так, что его голос был  слышен  на другой стороне улицы. Он думал, что не обругаешь — не поймут.  Но познав Господа, он перешел на иной, спокойный стиль общения и был удивлен, что люди его понимали намного лучше! Каков стиль нашего общения: господский — требования, ругань, ¾или христианский — просьбы? Чтобы общатьсякак подобает христианам, нам требуется  самообладание.

Размышляя о самообладании Христа, мы вынуждены с горечью признать, как трудно дается подчас нам это качество. Мы должны просить Господа научить нас  ставить на первое место не наши желания, а желания Господа и ближних, мы должны молиться о глубоком влиянии Слова Божьего на нас. Только Он может помочь нас сформировать самообладание, которое украсит наш характер.

Себе самому повторяй непритворно:
Больные обиды в душе истреби,
Чтоб зла и безумья не ожили зёрна.
Смирись и терпи.
Смирись и терпи.

Не думай о мести, сгорая во гневе,
Спокойно иди, не теряя тропы.
Всё видит Всевышний и ангелы в небе.
Молись и терпи.
Молись и терпи.

Не бойся страданий – они открывают
Высокое небо и новую жизнь
И душу от грязи земной отрывают.
За небо держись.
За небо держись.

Ты вспомни мученья распятого Бога,
И вопль на Голгофе, и крики толпы.
А было Ему тяжелее намного.
Молчи и терпи.
Молчи и терпи.

Себя не теряй перед злобой любою,
Пусть будешь не понят, оболган людьми,
Но всё покрывай беспредельной любовью.
Терпи и люби.
Терпи и люби.

Люби безоглядно, не бойся измены
И Богу доверься, как дереву – лист,
И ревность слепая исчезнет, как пена.
Люби и молись.
Люби и молись.

Ты видишь ли души родные сквозь лица?
Молитвы пошли в осиянную высь.
Но ты за врагов не забудь помолиться.
Терпи и молись.
Терпи и молись.

Не сетуй на жизнь, не завидуй другому.
За беды, болезни судьбу не кори.
Есть Промысел высший. Молись Всеблагому
И благодари.
И благодари.

Кто выстрадал веру – тот любит небесно.
Кто любит – спасён. Свою душу лепи, –
И вспыхнет в ней Господа образ чудесный.
Живи и люби.
Живи и люби.

  Л.И. Болеславский

Вам так же может быть интересно:

2 Коммент. к статье “Крестный путь Христа — самообладание”

  1. 2
    ВС Рягузов говорит:

    Благослови вас Бог, дорогая Надежда!

  2. 1
    Надежда говорит:

    Спасибо за эту статью. Читала и плакала перед Богом, чтобы помог мне иметь христианское самообладание. И что нет никакого страдания в мире, которое может пересилить возможности нашего Искупителя. Даже когда Ему было плохо Он продолжал думать о нас и любить. Тем более сейчас, во всей своей славе, Он никогда не забудет про нас.

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ