Уроки чудесного насыщения

Умножение хлебов Чудеса, в изобилии совершаемые Христом,  были визитной карточкой Мессии и предзнаменованием наступления нового века. Многие чудеса – исцеления, изгнание бесов, воскрешение мертвых — Христос совершал неоднократно. Но были и те, которые Господь являл людям как особое, единичное событие. Среди них важное значение имеет чудо  умножения хлебов, которое Он совершил за Свою земную жизнь только дважды — один раз для израильского народа, а другой раз для язычников. Чудес подобного рода не творили апостолы.  И причина не в том, что это слишком трудно. Для Господа нет ничего непосильного, даже сотворить вселенную из ничего. Просто это чудо таит в себе опасность  для грешных людей.

10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. 11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял. 12 День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. 13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? 14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. 15 И сделали так, и рассадили всех. 16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. 17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов (Лук.9:10-17).

 Кто-то, вероятно, призадумался: какая опасность в этом чуде? Кажется, оно приносит только одни удовольствия! Это же не стихийное бедствие или неуправляемая ядерная реакция! К тому же оно способно собрать толпы заинтересованных людей!  Некто сказал: «Если бы во время любимой телевизионной программы  кто-то начнет проповедовать под моим окном евангелие, я закрою окно и продолжу смотреть телевизор. Но если бы кто-нибудь начнет творить чудеса, я  брошу смотреть телевизор и побегу  смотреть на чудо».

Если чудеса способны заставить людей бросить срочные или интересные дела и отдаться во власть чудотворца, то  почему Христос всего лишь дважды умножил хлеб? Физическая пища – бесспорно насущная и самая осознаваемая нужда людей. Если бы Христос через церковь стал чудесно умножать хлеб, молоко и колбасы, храмы в короткий срок перестали бы вмещать посетителей. В мире постоянно терпят голод более 800 миллионов людей. Они немедленно обратились бы в христианство, предложи оно им бесплатные продукты небесного качества…

Но мы не должны забывать о библейском подходе к чудотворению.

Во-первых, чудеса не всегда полезны. Несомненно, чудо с хлебом очень привлекательно! Такого вкусного хлеба народ никогда не пробовал! Христос делал все безупречно, и потому умноженный Им хлеб был великолепен по своим вкусовым качествам. И если чудеса подобного рода  сделать нормой, наступили бы катастрофические последствия. Греховная природа распоясалась бы безмерно, как это произошло с Израилем: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор.32:15).

  Во-вторых, чудеса совершаются, по Божьему изволению. Только Бог решает, когда произойдет чудо. Апостол Павел возвращал здоровье многим людям, но не исцелил своего друга епископа Тимофея и сотрудника Трофима. Неужели Павел не имел достаточно силы? Или у его друзей не хватило веры? Нет, Павел оставался великим  деятелем христианской церкви, но не он управлял событиями. Главным действующим лицом был Бог, который решает: послать или не послать чудо. Павел писал: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною».(1Кор.15:10) «Не я, а Бог!» – вот апостольский символ веры. А если так, то Бог имеет полную власть сотворить или не сотворить чудо в данный момент. Наше дело  быть Ему покорными…

В-третьих, чудеса совершались бескорыстно. Они не приносили прибыли чудотворцам. Христос ни разу не сотворил чуда ради Себя – ковер-самолет не носил Его по воздуху, но своими ногами Он исходил вдоль и поперек землю обетованную.  Скатерть-самобранка с богатыми угощениями никогда не расстилалась перед Ним. Он либо терпел голод, либо ел, что подадут люди добрые. Все чудеса Иисуса были направлены на других. К сожалению, многие современные целители наживаются за счет липовых чудес.

В-четвертых,  чудеса свершались в великом смирении. Часто Христос запрещал людям рассказывать о полученном исцелении. Складывалось впечатление, что Он не хотел никакой рекламы. В отличие от грешных людей Он не страдал тщеславием.  Господь говорил исцеленным: вера твоя спасла тебя. Это звучало так, словно в исцелении больше заслуг принадлежит вере человека, чем Ему. Наш Спаситель  поощрял и укреплял веру людей, а не собственную популярность.

Чудом насыщения огромной толпы Христос преподал людям несколько важных уроков, на которых мы  и остановимся.

 1. Урок ценности Божьего благословения.

Эти пять хлебов и две рыбки, которые одолжил апостолам никому не известный мальчик, сами по себе не утолили бы голод толпы. Однако при Божьем благословении это малое оказалось достаточным для насыщения многих. Мы должны искать Божьего благословения во всем, что делаем, ибо, по свидетельству Библии, «Благословение Божие обогащает и печали с собою не приносит» (Пр.10:22). Наш народ справедливо заметил: «С благословения Божьего поплывешь и на соломинке».

          Подумайте:  хорошее дело — вступать в брак и рождать детей, хорошее дело — радоваться их смеху, играм, вытирать им носы и слезы, хорошее дело — выводить их в суровую жизнь. Однако это хорошее дело нередко обрушивается из-за неизвестно откуда возникшего дефицита взаимопонимания и любви. Оскудевшая супружеская любовь уже не в силах вынести бремя бытовых неурядиц и материальных затруднений. Одни поэт сказал:  «Камешек по речке ловко брошенный, Сколько раз ты весело подпрыгнешь, Прежде чем потонешь»? Очень много семей похожи на этот камешек, после сладких мгновений счастья они погружаются на дно жестокого разочарования: «Сперва любовь, потом брак: сперва пламя, потом дым» (Н. Шамфор). Без Божьего благословения такой исход неизбежен!

            Или возьмите вопрос материального достатка. Благословение Божие нужно, чтобы верно распорядиться им, будь он большим  или малым.  Библия говорит: «Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых» (Пс.36:16). Я рос в многодетной семье и рано лишился отца. Помню, как мы со старшим братом и мамой ездили сажать картошку за рекой  Самарой. Трудно было детским плечам тащить мешки с мелкой картошкой целых два километра. Крупную картошку съедали за зиму, и на посадку оставалась мелочь. Но я хорошо помню, как искренне просила моя мать Божьего благословения на этот хилый посадочный материал, и как Бог благословлял нас собирать осенью хороший урожай.

Мне всегда было интересно наблюдать, как к ней, вдове, приходили занимать деньги те, у кого были мужья. Мы были бедными, но эта бедность резко не ощущалась. Божье благословение помогало разумно использовать имеющиеся средства.

            Дорогие друзья! Просите ли вы у Бога благословение на каждый наступивший день, на деловые встречи, на покупки, на прием пищи или лекарств?

Некоторые считают, что великого Бога беспокоить не следует – мы, мол, и сами справимся! Александр Кушнер ошибался, говоря:

Отнимать у Бога столько времени,

Каждый день во всех церквях, — зачем?

И, придя домой, в вечерней темени,

Не спросив: А вдруг я надоем?

Боже мой, как мне, лентяю, хочется,

Чтоб Ты немного отдохнул,

Посмотрел, как сад во мраке топчется,

На веранду вынес старый стул!

Почитал кого-нибудь, хоть Тютчева,

Как его сейчас читаю я…

Неужели ничего нет лучшего,

Чем молитва бедная моя?

  Не соглашайтесь с подобным выводом!  Библия говорит, что каждым нашим вдохом и выдохом мы обязаны Богу.  Без Его воли не упадет ни один волос с головы. Христос сказал, что без Него мы не сможем сделать ничего! Он свидетель всех наших мыслей и дел и желает быть с нами во всем и всегда. Он не устаёт, помогая нам, и не впадает в раздражение от наших частых просьб.

Псалмопевец Давид говорил Богу: «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе».(Пс.138:2,3) Если Бог ваш Отец и Друг, то не огорчайте Его своей отчужденностью: ищите Божьего благословения в том, что вы думаете, говорите и делаете!

    Важно отметить, что особому благословению подлежит то, что мы отдаем для Господа. Пока эти хлебы и рыбки были у мальчика, они были благословенны для него одного. Когда он посвятил все это Господу, они стали благословенными для всех.

Отдаем ли мы Господу для благословения время, таланты, материальные средства?

Отдаем ли самих себя  Ему на служение?

2. Урок  приоритета духовного над материальным.

  Иисуса Христа слушало пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей. В целом, в тот день на берегу Галилейского моря могло быть свыше пятнадцати тысяч человек. Многие из них пришли издалека. Они оставили свои семьи, работу, домашнее хозяйство. Однако Христос начал общение с народом не с умножения хлеба.  Нет! Он предложил им духовную пищу.  Он проповедовал достаточно долго — до вечера. Вы смогли бы выдержать такое расписание?

К тому же Он не объявил: «А после обучения Я совершу для вас чудо умножения хлебов. Пожалуйста, не откажите себе в удовольствии увидеть его и воспользоваться его плодами для вашего изголодавшегося желудка»! Вначале было духовное, потом материальное!

            Христос много учил на эту тему. В  молитве «Отче наш» на первое место поставлены духовные нужды – «да святится Имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя»,  на второе -  житейские: хлеб,  прощение грехов, защита от дьявола. Господь  призывал в первую очередь искать царства Божьего и правды его, говорил, что душа больше пищи, серьезно спрашивал: какая польза человеку приобрести весь мир, а душе повредить.

            Какими счастливыми  чувствовали себя люди, когда обретали духовные благословения! Псалмопевец Давид признавался: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс.118:103). Пророк Иеремия говорил:  «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер.15:16).

            В 20-е годы прошлого столетия один верующий крестьянин узнал, что в Москве пройдет духовный съезд евангельских христиан. Он мучительно раздумывал, стоит ли ему поехать туда, ведь для оплаты проезда и пребывания ему пришлось бы продать корову. И все же он решил отправиться. На съезде он слушал выдающихся проповедников, встречался с героями веры,  претерпевшими немало страданий за евангелие от царского правительства, впервые в жизни он внимал духовым и струнным оркестрам, исполнявшими христианские гимны. Восторженные впечатления так переполняли его, что долго не мог заснуть. Когда же он поездом возвращался со съезда, то повторял только одно: «Стоило! Стоило»! Попутчики спросили его: «Что ты так часто твердишь  одно и то же слово?» Крестьянин ответил: «Стоило продать корову,  чтобы побывать на таком съезде»!

Несравненно лучше было людям, которые слушали самого Господа Иисуса Христа, перед которым немели от изумления земные ораторы. Я думаю, они могли подтвердить, что стоило оставить домашние заботы, стоило побывать у ног Христа! Итак, помните, что духовное имеет приоритет над материальным, и не меняйте местами эти приоритеты!

3. Урок о необходимости жить Голгофским подвигом Христа.

 Здесь я должен объяснить, почему чудо с насыщением хлеба было особенно опасным для людей.

Некоторое время спустя Иисус вернулся в окрестности Галилейского моря, где было совершено чудо. Там Его уже поджидала беспокойная толпа. Увидев ее, Иисус сказал: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Иоан.6:26). Легко заметить, что «продовольственное чудо» произвело на людей куда большее впечатление, чем  проповедь, поэтому  они усиленно искали его повторения. В их голове крепко засела мысль: «Хлеба, хлеба, хлеба»!

Люди  желали не проповеди евангелия, не узкого пути спасения, не глубокой святости,  и даже не самого Христа, но бесплатного хлеба! Ради того, чтобы всегда иметь такой хлеб, они решили объявить Христа царем. Толпа ожидала, что всенародно избранный царь будет исполнять наказы избирателей и сделает их жизнь сытой и спокойной.

Такое положение дел огорчало Христа. Он видел, как крепко привязанность к материальным благам опутала людей, и душит их духовные устремления. Поэтому  Он сразу же принялся остужать энтузиазм толпы: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог». (Иоанн 6,27)

Что это за нетленная пища, которой все должны желать? Иисус сказал

«Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».(Иоан.6:53-56)

Как возмутили эти слова людей, и особенно некоторых учеников! Это же бред сумасшедшего! Кто Его может слушать?! Есть Его плоть и пить  Его кровь – разве это не безумие? Многие ученики после этого отошли от Христа и больше не ходили за Ним.  Они не смогли понять, что Христос говорил не о физическом вкушении Его  Тела и Крови, а о духовном усвоении Его крестного подвига.

Крест Христа – центральная тема Библии. Уберите крест – сразу же и  Библия, и многострадальная человеческая история потеряют всякий смысл.

Тот, кто живет Голгофским подвигом, видит достаточность искупительного дела Христа и не полагается на свои заслуги. Апостол Павел говорил:  «ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное». (Кол.1:19,20)

Подумаем над этими словами: Богу угоден крест, так как на нем  пролил  кровь примирения Иисус Христос. Кровь Христа  стала платой за  примирение земли с небом, человека с Богом, и всякий, кто поверит и препоручит свою жизнь Спасителю, получит спасение.

 Именно в этом пункте христианство противостоит всем религиями мира. Все религии полагают без всяких доказательств, что вину перед Богом можно загладить добрыми делами. И только христианство уверенно провозглашает, что примириться с  Богом возможно только через личное принятие  верой крестного подвига Иисуса Христа.

Когда младенец голоден, он ведет себя беспокойно, кричит и плачет. Стоит ему вкусить материнского молока, он успокаивается и засыпает. Так и душа человека находится в беспокойстве, пока ее голод по спасению от вечного осуждения не будет утолен.  Но как только она верой примет весть евангелия о прощении грехов через драгоценную кровь Христа,  она успокаивается и чувствует себя  защищенной Божьей благодатью.

 Тот, кто живет Голгофским подвигом, старается умерщвлять свое греховное «Я». Оно самый главный наш враг, стремящийся к славе, безопасности, хорошей самооценке, господству, всевозможным наслаждениям, самоутверждению и недоверию Богу. К великому сожалению, для многих людей, называющих себя христианами, крестный подвиг Христа не составляет основной ценности. Им нужна иная, материальная пища, которая приносила бы им удовольствие.

            Пастор церкви и автор книги «Война слов» рассказывает, как он консультировал женщину, муж которой был очень гневливым и деспотичным человеком.  Из-за  семейного разлада женщина сильно ожесточилась на Бога и потому не молилась, не посещала церковь, не читала Библию. Пастор пытался направить ее разум к Божьей любви, но женщина гневно закричала: «Хватит! Не надо больше уверять меня в том, что Бог меня любит. Мне нужен любящий муж!» Произнося эти слова, она стучала кулаком по ручке кресла. Слова разгневанной женщины указали на тот хлеб, который она страстно желала вкушать: любовь мужа.

            Любовь Божия будет служить нам утешением лишь в той мере, в какой мы полагаемся  на Христа. Мы не получим утешения, если жаждем иного хлеба -  дружбы, положения в обществе, материальной выгоды,  желания отомстить. Но есть всего два вида хлеба: Христос, живой хлеб, — и все остальное. Наше сердце прилепляется либо к Нему, либо к чему-то другому. Какого хлеба мы ищем?

Тот, кто живет Голгофским подвигом, стремится подражать Христу. Это даст ему силы остаться святым в нечеловеческих условиях. А.И. Солженицын в книге «Архипелаг Гулаг» правдиво написал о баптистах: «С баптистами Силин ел из одно котелка, делил хлеб и приварок… трудно было ему обрубить себя по их вере, казалось слишком суженной или обедненной, хотя вера у них – очень твердая, чистая, горячая, помогала им переносить каторгу, не колебнувшись и не разрушившись душой. Все они честны, негневливы, трудолюбивы, отзывчивы, преданы Христу. Именно потому и искореняют их так решительно. В 1948-50 годах только за принадлежность к баптистской общине многие сотни их получали по 25 лет заключения и отправлялись  в Особлаги».

 Пусть уроки чудесного насыщения помогут нам жаждать Христа более всех земных благ!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

2 Комментариев к тексту “Уроки чудесного насыщения”

  1. Сергей:

    Благодарим вас брат Виктор за чудесные проповеди. Мы активно их используем для изучения на домашних группках. Да благословит вас Господь и дальше служить ему словом и делом. Передавайте большой и горячий привет вашей церкви от нашей маленькой общины города Калгари, Канада. (http://www.russianchurchcalgary.com/)

  2. Рягузов ВС:

    спасибо. Сергей! Передай привет всем братьям и сестрам! ВС

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ