Счастье слез

Как помочь?

Блаженны плачущие Ни в прошлом, ни в настоящем на земле невозможно найти человека, который не пролил за свою жизнь ни слезинки. Мы с плачем приходим в мир и с плачем оставляем его. А между первой и последней слезой, по подсчетам ученых, проливается еще 65 литров слез. Кто-то плачет от радости, кто-то смеется до слез, кто-то «рыдает» над луком, а иной льет «крокодильи» слезы. Но это лишь капли в океане слез горя. Мудрого Соломона это повергало в отчаянье: «И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем» (Екклесиаст 4:1-4). Воистину, наша планета больше пропитана слезами, чем дождями!

         Христос не обошел молчанием эту волнующую тему. В Своей Нагорной проповеди Он провозгласил:  «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь». (Лук. 6:21). Слово «плачущие» употреблялось в Библии для описания горького плача Рахили об убитых детях, плача вдовы об умершем единственном сыне, плаче Марии об умершем брате Лазаре, и плаче Петра о своем отречении от Господа. Таким образом, это слово выражает сильнейшее безутешное горе и потрясение. Как же могут называться счастливыми люди, плачущие  такими слезами? Скорее всего, блаженны заливающиеся от  смеха острословы и  пышущие оптимизмом их поклонники! Плачущие всегда несчастны. Они неудачники и слабаки…

Чтобы признать безусловную правоту слов Христа, необходимо рассмотреть их в свете всего Писания. А оно, по крайней мере, в четырех  случаях благословляет слезы.

   

1.Блаженны  плачущие о своей греховности!

         Первые слезы на земле были пролиты в Едемском саду, когда согрешивший Адам услышал: «Проклята земля за тебя, прах ты и в прах возвратишься».  Это были слезы горечи об утраченных близких взаимоотношениях с Богом, о безвозвратно потерянном рае, и приобретенной навеки греховности. С тех пор у человечества глаза «на мокром месте». Ведь если бы не грех, то не было бы болезней, неудач, бедности, вражды и самой смерти.

         Ко всем этим бедам прибавляется неспособность человека увидеть в грехе самую главную проблему. Он плачет не столько о грехе, сколько об утраченных из-за греха благах.

         В рассказе А.П. Чехова «Беззаконие» коллежский асессор Мигуев обнаружил на крыльце своего дома младенца, завернутого в тряпье. Он сразу понял,  чьих рук это дело: служанка, с которой у него была связь, исполнила свою угрозу его опозорить. Сначала он  вознамерился  подкинуть младенца богатым соседям, но потом, из-за жалости к своей кровинушке, сделал по-иному:  «Плaчa, зaмирaя от стрaхa и стыдa, полный нaдежд и неопределенного восторгa, он вошел в свою дaчу, нaпрaвился к жене и стaл перед ней нa колени…

- Аннa Филипповнa! — скaзaл он, всхлипывaя и клaдя млaденцa нa пол. Не вели кaзнить, вели слово вымолвить… Грешен! Это мое дитя… Ты Агнюшку помнишь, тaк вот… нечистый попутaл…

И не помня себя от стыдa и стрaхa, не дожидaясь ответa, он вскочил и, кaк высеченный, побежaл нa чистый воздух…

«Буду здесь нa дворе, покa онa не позовет меня, -думaл он. — Дaм ей прийти в чувство и одумaться…»

Но случилось непредвиденное: дворник Ермолaй поведал Мигуеву, что прачка Аксинья пошла поговорить с ним и оставила на крыльце ребеночка, а его кто-то забрал.

«- Пошел вон, мерзaвец! — крикнул нa него Мигуев, зaтопaл ногaми и пошел нaзaд в комнaты. Аннa Филипповнa, удивленнaя и рaзгневaннaя, сиделa нa прежнем месте и не спускaлa зaплaкaнных глaз с млaденцa…  Ну, ну… — зaбормотaл бледный Мигуев, кривя рот улыбкой. — Я пошутил… Это не мой, a… a прaчки Аксиньи. Я… я пошутил… Снеси его дворнику».

         Вот цена человеческого покаяния! Оно эгоистично и поверхностно. А между тем, неисповеданный и не прощенный Богом грех приводит к самым страшным последствиям. Возмездие за него — вечное мучение в озере огненном. Самое великое несчастье в мире — быть грешником. И здесь стоило бы согласиться с Иоанном Златоустом: «Не плачь об умершем, но плачь о живущих во грехах». Стоило бы внять призыву пророка Иоиля «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии (Иоиль 2:12,13). Стоит поступить по совету апостола Иакова: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль» (Иак. 4 :9).

         Слезы о грехах рождаются от воздействия на сердце Слова Господня. В его свете мы видим себя такими, каковы мы на самом деле. Царь Осия  от юности был богобоязненным человеком. Он царствовал спокойно до тех пор, пока Хелкия первосвященник не дал почитать ему книгу закона.  «Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои» (4-я Царств 22:1). Библия показала царю, насколько Израиль виновен пред Богом и какого великого наказания заслуживает.

         Во дни священника Ездры люди также испытывали на себе обличительное воздействие  Слова Божьего: «…весь народ плакал, слушая слова закона» (Неемия 8:9).

         Слезы — единственно правильная реакция на свершенный грех. Но как редко ее встретишь сегодня! Пол Вошер рассказывал, как на христианской молодежной конференции 2002 года в США, куда он был приглашен проповедовать, разогретые громкой и живой  музыкой молодые люди на руках передавали по залу друг другу девушек, веселились и смеялись. Потом слушали минут двадцать анекдоты от пастора, и около трех тысяч из них охотно откликнулась на призыв «посвятить жизнь Христу». После окончания этого представления один молодой человек спросил Вошера: «Считаете ли вы это настоящим христианством?» «Нет, не считаю, — ответил Пол — это подделка под христианство». Он всю ночь взывал к Богу о даровании ему слова для молодежи и наутро произнес обличительную проповедь, после которой многие церкви закрыли перед ним свои двери. Он говорил: «Молодежь практикует поклонение Богу и безнравственность на одном дыхании и верят, что они спасены. Большая часть нашего христианства взято из песенников, а не из Библии». После проповеди один разъяренный молодежный пастор кричал ему в лицо: «Что ты наделал?! Я три часа не мог успокоить  плачущую молодежь! Я убеждал их, что они спасены… Ты подорвал в них веру!».

         Увы! Плач о грехах ныне не в почете. В почете шутки и смех, в то время как есть все основания для плача: все чаще среди верующих происходят разводы, молитве придается ритуальное значение, библейские доктрины считаются не обязательными, подражание миру в одежде и речи не являются предосудительными. Христианский фильм «Изменяющий время» наглядно показывает пропасть, в которую попало современная церковь.

         Кажется, у нас не должен стихать плач покаяния о великом отступничестве, но в ответ — тишина. А надо бы поступить по совету   епископа Карфагенского Киприана: «…Сколь много мы согрешили, столь тяжко должны и плакать. Глубокую рану надобно врачевать прилежно и долго. Покаяние не должно быть менее преступления. …Надобно молиться усерднее и просить; надобно проводить день в рыдании, ночи — в бдении и слезах, все время наполнить плачевным сетованием, повергшись, приникнуть к земле, валяться в пепле, во вретище и в грязи, после утраченной одежды Христовой не желать уже никакого убранства, после пищи диавольской возлюбить пост, прилежать к добрым делам, которыми очищаются грехи, подавать часто милостыню, которой души освобождаются от смерти».

         Так рассматривали покаяние в древности. И люди становились счастливыми, ибо после таких слез и такого покаяния они обретали прощение и  примирение с Богом. Бремя греха снималось с души, и там водворялась радость спасения.  Нет выше блаженства!

Я в мире с Богом! — Двери рая

Он мне отверз, как брату брат;

О, как безмерно я богат,

Его прощеньем обладая!

Не давит сердце мне тоскою,

И верю я, что для меня

Есть место там в чертогах дня,

В стране блаженной за рекою.

Я в мире с Богом! Он со мною

Везде, на всех путях моих,

В тревогах, горестях земных,

В борьбе с неправдой и нуждою.

Как в счастье, так и в тяжкой доле

Всегда твердят мои уста:

«Пусть воля Господа Христа

 Моею вечно будет волей!»

Моя душа нашла покой,

Его мне дал Спаситель мой.

Я в мире с Ним! Я в мире с Ним!

2. Блаженны плачущие о грешниках.

          Нас окружают грешные люди. Они действуют нам на нервы, раздражая своим критиканством, безалаберностью, богохульством. Самой распространенной и неверной  реакцией на их поведение  является осуждение. Причем мы осуждаем не только сами скверные дела,  но  и их вершителей. Нам доставляет удовольствие посудачить о людских слабостях, и мы забываем Христово предупреждение: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Матф.7:1,2). Осуждать грешника стремится наша гордыня. Она внушает нам мысль, что мы лучше всех и имеем полное право судить ближних. К состраданию гордыня не способна. Она не возопиет со слезами о спасении грешника, а будет только злорадно мечтать о его наказании.

          Плач о грешниках характеризует только смиренные и  проницательные сердца, которые понимают, что грешники больше вредят себе, чем кому бы то ни было. Подумайте о рассказанной Христом истории про себялюбивого богача и нищего Лазаря: не грешному ли богачу  стало в конечном случае хуже? О, как нам  недостает людей, которые бы проливали слезы о грешниках! Не потому ли так мало спасающихся?

 А между тем о грешниках плакали пророки: «Из глаз моих текут потоки вод от того, что не хранят закона Твоего… Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» (Псалтирь 118: 136,158). «Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах; потому что стадо Господне отведено будет в плен» (Иеремия 13:17).

         О грешниках плакал Христос: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего»  (От Луки 19:41-44).

         О грешниках плакали святые апостолы: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова» (К Фил. 3:18).  

         Божьи вестники знали, во-первых, что люди созданы по образу и подобию Божьему, и им было до слез горько, что так нелепо и бесславно погибает дело рук Творца. Во-вторых, они знали закон духовной жатвы: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Пс.125:5,6). Вот почему не высыхал у них блаженный источник святых слез. Даже когда община исключала недостойного члена, она оплакивала его, словно умершего, и эта сострадательная любовь обращала грешника на путь правый. О да наполнит Господь наше сердце состраданием к погибающим, а глаза слезами о них, чтобы нам получить ни с чем не сравнимое утешение: видеть их спасенными!

         Моника, мать будущего епископа Гипонского Августина Блаженного видя, как ее сын предал себя мирским страстям, страстно молилась  об его обращении в веру Христову. Августин вспоминал: «Она плакала надо мной более, чем когда-либо матери плакали над могилами детей». Своей скорбью Моника поделилась прибывшему в ее город епископу и тот, тронутый ее страданием, сказал:  «Иди, иди, невозможно, чтобы сын стольких слез погиб!» Какой блаженной стала эта мать, приобретшая своими слезами не только сына, но великого учителя церкви! Это воистину великая награда за слезы!

3. Блаженны плачущие с плачущими.

         Бывает, когда к человеку нагрянет беда, вместо участливого сострадания   его пичкают абсолютно ненужными объяснениями. Филипп Янси описывает отношение верующих к женщине, заболевшей раком. «Дьякон церкви сказал ей, чтобы она проверила свою жизнь, чтобы узнать за какой грех Бог ее наказывает. Другая сестра пришла петь ей песни утешения, еще одна заверила больную, что нужно иметь веру для исцеления, а следующая убеждала непрестанно прославлять Бога за жуткие боли. Самое лучшее было бы просто проявить сочувствие и  поплакать вместе».

 Слезы в данном случае  свидетельствовали бы больной, что у нее есть друзья и она не одинока. Есть те, кто о ней молится, и кто готов помочь.  Именно поэтому Апостол Павел призывал верующих: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15). Удивительно свидетельство праведного Иова, после  речей которого изумленные его мудростью люди испытывали легкий шок и не смели вымолвить ни одного слова:  «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» (Иов 30:25). Этот мудрец мог бы наговорить страдальцам кучу правильных слов, однако он просто плакал с ними.  Горе, разделенное на двоих — половина горя, и на пике скорби человеку сочувствие важнее самого красноречивого объяснения смысла страданий.  Если Сын Божий Иисус в предчувствии гефсиманского борения просил учеников разделить Его скорбь и поддержать в молитве, тем более в этом нуждаются слабые и грешные люди. Кто умеет плакать с плачущими, сам  будет утешен, если ему самому придется в свое время войти в пламя скорби и ощутить его обжигающую силу.

4. Блаженны плачущие о Божьем благословении!

Ни одна молитва не обходится без просьбы о благословении. Благословение — это Божья помощь во всем, что говорит и делает  верующий человек. Когда Бог помогает, успех не заставит себя ждать. «…и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты в городе и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его;  и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя.  И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов [и] служить им»

(Втор.28:2-14).

Патриарх  Иаков, в отличие от своего брата Иакова, ценил благословение Божие превыше всего, хотя и не всегда добивался его правильным способом. Но когда он готовился к встрече с ожесточенным братом, он осознал, что благословение Божие важнее благополучия семьи или даже самой жизни. Пророк Осия писал: «Он боролся с Ангелом — и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами» (Осия 12:4).

 О чем слезно умолял Иаков Бога в борьбе, длившейся всю ночь? «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня!» (Быт.32:26). Бог благословил его не только доброй встречей с братом, но и духовным возрождением его сыновей и, самое главное, его потомки дали миру Библию и Спасителя Христа. Воистину,  «Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит»

(Прит.10:22).

         Со слезами взывала о Божьем благословении бездетная Анна: «И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его. (1-я Царств 1:10,11). Бог внял ее слезам и даровал ей сына, ставшего пророком Самуилом.

         Великое Божье благословение часто обретается слезами и борьбой.  Этого не избежал и Христос: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение» (Евр.5:7).

          Но вот только есть ли у нас такая же жажда, какая была у Иакова,  Анны, Иисуса Христа? И есть ли такая же горячая молитва, как у них? О, как мы не любим прилагать усилия, нам и в духовной сфере хочется жизни тихой и безмятежной. Однако без слез нам не вкусить благословений.

          Однажды дочь генерала армии спасения Уильяма Бута написала отцу письмо, в котором жаловалась на непреодолимые трудности. В ответ отец послал телеграмму: «Попробуй слезы!». Возможно, старый воин Христа считал слезы важным фактором молитвы, на который обращает внимание Бог. Не напрасно о нем говорит Богу псалмопевец Давид: «Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим ((Псю38:13) «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей? (Псалтирь 55:9). Бог обращает особое внимание на слезы человека, в которых изливается боль и надежда человека и обещает их осушить. Правда в счет не идут слезы  ропота, как было у Израильтян в пустыне (Числ. 11:4) или слезы шантажа, как у продажной жены Самсона (Судьи 14:16) или слезы идолопоклонства, как у израильских женщин времен Иезекеииля  (Иез. 8:14). Имеются в виду слезы чистого и богобоязненного сердца, жаждущего, чтобы в этом мире было явлено грешникам спасение, а страждущим в скорбях дарована Божья помощь.

Кто бы дал мне слезы сокрушенья,

Плакал бы я день и ночь.

Где найти для сердца утешенье,

Все сомненья б улетели прочь.
Льются слезы у царя Давида,

Разве мало серебра?

 Но я плачу, потому что вижу

Дух Святой уходит от меня.

Кто бы дал мне слезы, как Мария

Плакала у ног Христа,

И слезами их она омыла,

Для души отраду там нашла.
Кто бы дал мне слезы раскаянья,

Что лились из глаз Петра!.

Тяжкую вину его омыли,

Грех и горе отречения.
Посмотри на слезы Иисуса,

Что лились из глаз тогда

За спасенье Иерусалима

И за грех ожесточения.
Боже, дай мне слезы таковые,

Чтобы был услышан я,

Чтобы я не плакал за дверями,

Где слеза уж больше не нужна.

Вам так же может быть интересно:

Один Коммент. к статье “Счастье слез”

  1. 1
    Алексей говорит:

    Спасибо. Я плакал когда читал, потому что правда написано.

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ