Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал. (Лук.22: 61-62)
Критиковать — самое простое дело, однако право на критику имеет тот, кого не в чем упрекнуть. Я не уверен, что поступил бы лучше, окажись на месте прославленных Библией патриархов. В молодости мне было проще говорить об ошибках и проступках великих людей: все виделось в черно-белом свете. Ясно было, почему ошибался праведник, и где ему нужно было подстелить соломку, чтобы не упасть. Сегодня я с неохотой берусь за разбор грехов праведников, потому что узнал, что жизнь довольно непростая вещь и ошибок не избежишь даже при самом отчаянном старании. К тому же все, что говорится на земле, слышно на небе, и я не хотел бы оказаться выскочкой перед небожителями. Они знают все о моих ошибках, которых накопилось за жизнь немало, и по праву могут сказать: «Вынь сначала бревно из своего глаза, а потом займись извлечением сучков из глаз праведников».
Я не был той промозглой ночью в Гефсимании, не пережил того ужасного адского торнадо, который обрушился на Петра и его собратьев. Вот почему я не хочу много говорить об ошибках учеников. Если и приходится вспоминать их, то в качестве предостережения от собственного неразумия. Нам также стоит принять во внимание, что евангелисты говорят об этом неприятном событии, не смакуя, очень тактично, скромно и немного. Этой скромности нужно нам научиться, а не кормиться чужими грехами. Самое важное в этом тексте — не отречение Петра, а реакция Господа на него. Она весьма поучительна для нас, христиан 21 века.
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал. (Лук.22:54-62)
Все мы много согрешаем, все мы печалимся о нашем несовершенстве, все желаем встать после падения, а не лежать в греховной грязи. Нет смысла объяснять, насколько тяжелым грехом, ужасным потрясением было отречение Петра для него самого. Иуда не справился с ужасными и отчаянными мучениями души, не успокоился от потрясения, вызванного предательством. После «покаяния» перед священниками он наложил на себя руки. Петру же помог справиться с разрушительным отчаяньем взгляд Иисуса Христа. О чем говорил этот многозначительный взгляд?
1. Взгляд Христа выражал Его абсолютное всеведенье: «Я вижу все, что ты сейчас делаешь!»
Во время отречения Петра Иисус стоял вдали и был обращен к апостолу спиной. Его подвергали допросам, над Ним смеялась первосвященническая стража. В такой обстановке не услышишь, о чем говорят люди в другом конце двора. Однако Иисус услышал негромкие слова отречения Петра и обратил внимание на них! Будучи связанным, оплеванным и избитым, Христос оставался всеведущим Богом. Его внимание постоянно обращено к нам и ничто не ускользает от Его контроля. Он слышит мысли людей, а не только их слова!
Бог сказал царю Ассирийскому: «Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; [знаю] и дерзость твою против Меня» (4Цар.19:27).
Бог говорил Израилю: «…так говорит Господь: что говорите вы, дом Израилев, и что на ум вам приходит, это Я знаю» (Иез.11:5)
Эта мысль о видящем нас Боге должна отрезвлять и хранить нас от впадения в искушение. Пастор Константин Люк в одной своей проповеди привел такую историю: «Однажды из тюрьмы была освобождена женщина, с которой еще в тюремных стенах очень строго беседовал тюремный пастор по поводу ее грехов. Еще за день до ее освобождения он сказал ей «Всегда помните о словах Божьих: Ты Бог видящий меня! И как только соблазн начнет одолевать Вас, скажите себе это слово и оно сохранит Вас от греха, потому что на глазах у Господа Вы не сможете сознательно и преднамеренно согрешить». Теперь же стены тюрьмы остались позади, и первым делом она направилась в детдом, чтобы там забрать свою дочь, которую поместили туда на время заключения матери.
Но куда ей было идти с ребенком? Ни дома, ни денег, ни друзей, ни хлеба — ко всему прочему еще ужасная пурга и холодный ветер — ребенок жаловался и плакал при этом многочасовом блуждании. «Мама, я хочу кушать, дай мне хотя бы кусочек хлеба!» И когда мать не смогла дать ничего, потому что у нее самой не было ни крошки, девочка попросила: «Тогда отдай меня обратно в детский дом!»
О, как же тяжело было на сердце бедной матери! Вдруг ей навстречу ударил теплый приятный запах свежеиспеченного хлеба: они стояли напротив пекарни, двери которой распахнулись, чтобы впустить вовнутрь пару клиентов. Как молния в голове матери блеснула мысль: «А что если заскочить с ними? Только незаметно протянуть руки к корзине, полной булочек — никто этого даже не заметит — и твой ребенок сыт.» Она не смогла противостоять этому соблазну, и, прежде, чем смогла одуматься, очутилась в магазинчике, посреди людей. Но когда она протянула руку к корзине, то в ее сердце вдруг громко и ясно прозвучало: «Ты Бог видящий меня». Она, закрыв лицо руками, бросилась вон из пекарни.
«Бог смотрит на меня, Он видит меня, как же я могу сделать такое?»- всхлипывая, подумала она. Снаружи, в снежной круговерти, стояла ее маленькая плачущая девочка; но возле нее стояли, приветливо наклонившись к ней, господин с дамой и сострадательно спрашивали о причине ее слез. Бедная мать, находясь еще под впечатлением от пережитого соблазна и сохранения от него, свободно и без прикрас поведала о своей жизни и о том, как только что слово «Ты Бог видящий меня» сохранило ее от тяжелого греха. Супруги с глубокой серьезностью выслушали ее рассказ. Тогда дама сказала: «Тот же Бог, видящий тебя, видит и нас; мы знаем и любим Его, и теперь мы хотим с радостью сделать и то, чего Он хочет от нас: возьми твоего ребенка, пойдем с нами; мы будем ухаживать за тобою, пока ты окрепнешь и выздоровеешь, а потом мы доверим тебе все наше домашнее хозяйство и ты с твоей дочерью сможешь навсегда остаться у нас».
Так бедной женщине была оказана помощь; она никогда не забыла это чудное слово истины: «Ты Бог видящий меня!»
Да, Господь своим взглядом показал, что Он продолжает оставаться Господом, видящим все проступки человека!
2.Взгляд Христа выражал немой укор: «зачем ты оказался столь самонадеянным!»
Мы не имеем права думать, что наш грех особенно не беспокоит Господа, Он не драматизирует ситуацию и только тем и занимается, что с легкостью прощает нас. Истина о том, что Бог любит прощать нас, должна помочь нам обратиться к Нему в случае вольного или невольного согрешения, а истина о том, что Он ненавидит грех, должна помочь нам удерживаться от падений. Если вы ищете прощения, размышляйте о любви Христа к вашей душе и дерзайте просить у Него о прощении. Если вы прощены, размышляйте о гневе Христа против греха чтобы грех ненавидеть и избегать! Библия говорит, что Иисус ненавидит беззаконие (Евр.1:9), скорбит о грешниках (МарЗ:5). Негодует на них (Евр.3:10). Наказывает их.
Для Христа беззаконие есть порождение дьявола. И Господь никогда не соглашался ни на какой компромисс с ним.
Вспомните изгнание торговцев из храма, гнев на учеников, препятствовавших детям прийти ко Христу, вспомните галилейские города, которые Христос укорял за нераскаянность, суровое обличение книжников и фарисеев в 23 главе Матфея. Он принес Себя в жертву, чтобы очистить нас от всякого беззакония.
Христос своим пронзительным взглядом укорял Петра за самонадеянность: «если все отрекутся, но не я!», за неверие предупреждениям Иисуса о двух его злейших врагах — сатане и греховном «Я». Итак, укоризна, которую Петр разглядел во взгляде Иисуса Христа, пронзила его сердце, и он, выбежав вон, начал горько плакать. Будет правильным и для нас оплакивать собственные грехи и грехи ближних. Плохо, когда грешник поступает по коринфски: «И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» (1Кор.5:2).
Павел оплакивал грешников, которые оскверняли церковь своими поступками (2 Кор. 12:21). Без Христова укора не может быть сокрушения, без сокрушения не бывает слез, а без слез нет очищения, без очищения нет радости спасения.
3. Взгляд Христа выражал глубокое сострадание: «Я сочувствую твоему несчастью!»
Мартин Лютер от имени всех богобоязненных христиан писал: «для меня согрешить словно упасть в огонь или в воду». Этим он давал понять, что грех причиняет огромные страдания и потери. Рыдания Петра, человека не робкого десятка и вовсе не сентиментального, свидетельствуют о пережитом им сильном потрясении. Для Петра были невыносимы:
- утрата чистоты
- утрата духовного авторитета
- утрата благодати апостольства
- боль духовного поражения
- боль позора
- боль вины
От отреченца стоило бы отвернуться. Нужно было ответить взаимным отречением: «и Я тебя не знаю! Я найду себе другого последователя!» Нужно было бы плюнуть вслед в праведном негодовании.
Однако Иисус взглянул на Петра. Слово «взглянул» в греческом подлиннике имеет значение не «мимолетно брошенный взгляд», но «пристальное рассматривание». Господь видел начало великой скорби и смятения в душе Петра и сопереживал его мучениям.
4. Взгляд Христа сообщал о готовности помочь: «Я остаюсь твоим Другом и пастырем!»
Если бы мы разбирали дело Петра, мы бы судили так: «Можно понять отречение Савонаролы от своих проповедей — его зверски пытали по 14 раз в день. Но здесь не было ни пыток, ни угроз расправы, а Петр отрекся! Значит его любовь ко Христу была поддельной, и столь же поддельной была его вера.Подобно Иуде он стремился только к материальной выгоде! Таких не прощают!»
Но Христос знал истинное положение дел. Грех Петра был испытанием Его пасторского сердца. Когда-то Он говорил, что он оставит 99 овец в загоне и отправится на поиски одной пропавшей овцы. И вот теперь одна овца находится на краю погибели — отправится ли Он на ее поиски? Он говорил: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоан. 10:11). Проявит ли Он теперь доброту к отреченцу или чувство обиды и возмущения возьмут верх? Он говорил: «…Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не: похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Иоан.10:28,29). Не выхватит ли теперь дьявол Петра из рук Иисуса, и не потерял ли Петр теперь вечную жизнь? Он говорил несколько часов назад на тайной вечере: «сия чаша есть новый Завет в моей крови». Не расторгнет ли Он Свой завет с падшим апостолом? Когда-то Он говорил: «…и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф.16:18,19). Отберет ли Он ключи у Петра и передаст ли их Иоанну, как наиболее верному из всех Своих учеников? Когда-то Он уверенно обещал, в том числе и Петру: «сядете на престолах судить 12 колен израилевых». Станет ли это обещание невыполнимым из-за отречения Петра? Когда-то Он говорил Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих». Сдержит ли Он теперь данное слово и будет ли продолжать молиться о падшем слуге?
Спасение, служение, положение Петра зиждилось не на его решимости достичь неба, а на верности Господа Своим обещаниям! Кажется, грех отречения похоронил всякие надежды не только на продолжение служения апостола, но и на его спасение. Однако в защиту вступается добрый пастырь Христос и своим пронзительным взглядом говорит Петру: «Я продолжаю быть твоим пастырем! Ты все равно Моя овца, за тебя Я иду умирать на Голгофу»!
Наша уверенность в спасении основывается на верности Христа Своему обещанию сохранить нас от зла и привести на небо. С нами могут случаться падения, но если мы рождены свыше, они не будут для нас окончательными: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4).
5. Взгляд Христа призывал к покаянию: «Я тебя не отверг! Покайся!»
Петр не впервые призывается к покаянию. Он помнил тот день, когда пытался мягко противоречить Христу: «Ты напрасно повелеваешь закинуть сети для лова. В такое время рыба не ловится и чтобы Тебе в этом убедиться, я закину одну сеть». И когда он увидел множество пойманной рыбы, он пришел в ужас: «Кого я пытался учить?» Поэтому он и взмолился в страхе: «выйди от меня Господи, ибо я человек грешный». Он помнил и другой случай, когда пытался вразумить Иисуса не идти путем страданий и услышал: «Отойди от меня сатана, ибо ты мне соблазн!» Как Петру было стыдно за то, что он невольно послужил глашатаем сатаны!
Были проступки, свойственные всем апостолам — непонимание креста, стремление к первенству. Но то что свершилось во дворе первосвященника, превосходило все эти грехи вместе взятые во сто крат. Сколько же можно Христу прощать? И прощается ли подобное? Взгляд Иисуса Христа говорил: «Петр, покайся, и этот позорный грех будет прощен! Я молился о тебе, молись и ты!» Господь призывает к покаянию павших и отпадших. «Господь не хочет тех изгнать, кто с Ним вступил в общенье раз, Он хочет в них Свой труд начать, о будь спасен, приди сейчас!»
Покаяние несет с собой забвение преступлений, несет обновление сердца и взаимоотношений с Господом. Петр не стал медлить с покаянием, он принес его сразу, как только его сердце пронзил взгляд Иисуса. С покаянием нужно поспешить, как поспешил апостол: «…и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лук.22:54-62).
Эта история об удивительно верном пастыре Христе, взгляд Которого сказал Петру больше, чем самая яркая обличительная речь, должна наполнить наши сердца глубокой благодарностью Ему — мы не оставлены, мы всегда в Его поле зрения! И, поскольку, христианская жизнь есть непрерывное покаяние, будем свершать его непрестанно, тем более что у нас немало реальных поводов для этого. И тогда «…на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (Исаия 53:11). Господь не сводит глаз с тех , за кого Он страдал на кресте!