В одной притче рассказывается, как некий ученик задумал испытать мудрость своего учителя. Он поймал бабочку, спрятал между ладонями и спросил: «Какая у меня бабочка в руках — живая или мертвая?». Его умысел был таков: если учитель скажет: «Бабочка живая!», он сдавит ее в сомкнутых ладонях, а если скажет: «Мертвая!», он выпустит ее. Но провести старого учителя не удалось: «Всё в твоих руках!», — молвил он.
Ответ учителя хорошо иллюстрирует слова Христа: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф.10:39). И то и другое в руках человека. Мы иногда так сильно сосредотачиваемся на всевластии Бога, что упускаем из виду ответственность человека и впадаем в фатализм. На самом деле нам следует жить по принципу: «Молись так, как будто все зависит от Бога, но трудись так, как будто все зависит от тебя». «Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; 55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. 56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? 57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? 58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. 59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» (Лук.12:54-59).
Основная часть речи Иисуса Христа, изложенная Лукой в 12 главе, была обращена к апостолам (ст.1,23). Спаситель убеждал их избегать лицемерия, не бояться смерти, довериться заботе Небесного Отца. Он заповедал осуществлять интересы царствия Божьего и быть готовыми к трудным временам перед Его Пришествием на землю. Народ внимательно слушал Иисуса, но зерна истины падали на каменистую почву: религиозный энтузиазм толпы не претворился в решение последовать за Христом. Народ искал чудес, а не ответственности.
Это безмерно огорчало Господа. Как Моисей желал, чтобы все в народе были пророками (Чис.11:29), как апостол Павел желал, чтобы все его слушатели обратились в христианство (Чис.26:29), так и Христос желал, чтобы люди стали исповедниками Евангелия! Но этого не произошло. Господь знал, что за это неверное решение народу предстоит испытать безмерные горести во время грядущего разрушения Иерусалима. Потому Он с великим состраданием и болью стал его обличать.
I. В ваших руках жизнь души - признайте эпоху благодати!
54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; 55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. 56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? 57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
Христос назвал народ лицемерами. Это прозвучало как серьезное и сильное обличение! Ранее оно было направлено только в адрес религиозных вождей, теперь же коснулось и простого народа. Почему Христос не назвал народ ни невежественным, ни тупым или темным, а именно лицемерным? Ведь лицемерие — это надевание масок, сокрытие истинных намерений. В чем лицемерили простые люди? Скорее всего, внешне они выражали благодарность Христу за прекрасную речь, а внутри себя говорили: «Проповедует Он хорошо, и чудеса творит необыкновенные, но примкнуть к числу Его учеников — слишком ответственное дело! Сделаем вид, что не поняли, что Он призывал нас — Он же не назвал наших имен и фамилий!». Люди заняли выжидательную позицию. Вопрос заключался не в отсутствии достаточных доказательств наступления мессианской эпохи, а в нежелании их принять. Причины нежелания могут быть разными, но результат один – пренебрежение Христом.
- Некоторые боялись признать Христа мессией, чтобы не потерять блага жизни. Первосвященники, книжники, фарисеи постановили отлучать от синагоги всех признавших в Иисусе Мессию. Отлучение от синагоги означало гражданскую смерть. Даже такие знаменитые граждане Израиля — Никодим и Иосиф Аримафейский - боялись его, потому и числились тайными учениками Иисуса Христа.
- Кто-то не желал кардинального изменения судьбы. Становление мессианского царства требовало жертвенного посвящения. Так апостолам пришлось оставить ремесло и странствовать по стране с проповедью о приближении Царства Божьего. Боязливые думали, пока Христос не взошел на вершину власти, не следует принимать рискованных решений. Встать на Его сторону всегда успеем!
- Кому-то все сказанное Иисусом было неприятно: «Он требует принесения жертв! Устали мы от таких призывов! Дайте пожить спокойно!».
- Кому-то и без Христа было хорошо, и в переменах религиозных привычек они не нуждались!
Следование за Христом никогда не бывает комфортным и «ко времени». Божий призыв застигает, когда особенно о нем не думаешь. Сыновья Зеведеевы чинили сети, когда Христос призвал их к ученичеству. Мытарь Матфей занимался подсчетом выручки, когда услышал от Господа: «следуй за Мной!». Всех их призыв Христа застиг некстати, оторвал от любимого и прибыльного дела, и, тем не менее, они на него откликнулись!
Воинственный Савл шёл в Дамаск истреблять верующих, но неожиданно был призван Христом стать апостолом. Разве назовешь такой поворот судьбы ожидаемым? Однако Бог знает, кого призвать, как и когда! Именно в этот момент требуется взять себя в руки и сказать: если меня призывает Сын Божий, как я могу делать вид, что это меня не касается? Кто я, чтобы перечить Ему?
Христос призывал людей покаяться и веровать в евангелие. Он был глубоко огорчен их бессердечием и упрекнул их, что они верят подсказкам природы и, следуя им, готовятся либо собирать дождевую воду, либо сушить фрукты. Однако в вопросе узнавания примет мессианской эпохи не верят свидетельствам Священного Писания и делам Христа. На дворе установилось лето Господне, а они живут, словно среди зимы!
Неужели когда-нибудь в Израиле свершалось столько ярких чудес — исцеления прокаженных, парализованных, слепорожденного, хромого от чрева матери, воскрешение мертвых, чудесные умножения хлебов, освобождение от бесовской зависимости? Духовный авторитет Израиля Никодим утверждал: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Иоан.3:2). Даже бесы исповедовали божество Иисуса Христа! (Мр.3:11).
Разве на ком-нибудь еще сходились мессианские пророчества Писания? Разве о ком-то еще заявлял Иоанна Креститель: «вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29)?
Народ слушал поучения Господа господствующих, пил из источника благодати и не приносил плода посвящения жизни Христу.
Эту грехи древнего Израиля повторяют наши современники. Они словно не замечают давно наступившей эпохи Нового Завета и живут так, будто Христос для них ничего не сделал. Вместо евангелия радости и надежды царит суровое законничество, делающее акцент на беспрекословном послушании религиозным авторитетам, на чувстве вины, вседневном покаянии и различных методиках умерщвления плоти.
Сравните это мрачное «христианство» с радостным христианством апостола Павла:
- «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, — дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал.3:13,14).
- «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» -
что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому?» (Кол.2:20-22).
- «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благ одарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:4-7).
Есть и другая крайность в отношении к наступившей эпохи благодати – злоупотребление, когда вместо использования ее для борьбы с грехом, грех либо терпится, либо оправдывается. Один писатель сказал: «Прощать – работа Бога, грешить – моя работа».
Еще одним грехом современников является игнорирование признаков последнего времен, видимых невооруженным глазом: отрицание библейской нравственности, содомизация общества, игровая и порнографическая зависимости, электронный контроль населения, упадок влияния христианской церкви, политическая и экономическая нестабильность, власть финансовой олигархии над миром, тревожное ожидание каких-то страшных событий. И что народ? Ищет ли он Бога? Оставляет ли грех? Готовит ли себя к приходу Христа? Нет! Люди ведут себя подобно героям трагедии Пушкина «Пир во время чумы»:
Как от проказницы Зимы,
Запремся также от Чумы!
Зажжем огни, нальем бокалы,
Утопим весело умы
И, заварив пиры да балы,
Восславим царствие Чумы.
Одна христианка писала: «меня просто убила история с «челябинским метеоритом»! Когда это произошло, в сети появилось много роликов, снятых очевидцами (или видеорегистраторами, или камерами их автомобилей). Ставлю невольно себя на место этих людей. На их глазах в небе вспыхивает что-то непонятное, и все увеличиваясь, стремительно летит к земле. Кто из них мог знать, что это? Кто мог быть уверен в тот миг, что это не последние секунды его земной жизни? Но НИКТО!!!!! НИ ЕДИНАЯ ДУША!!! в этот момент не произнесла молитву, по идее, которую должны знать все православные: «Иисусе Христе, Сыне Божий, будь милостив ко мне, грешному»! НИКТО!!! Вместо этого на звук было наложено сплошное «Пиииии», «Пиииии», которым «запикивают» мат. Я подумала, если бы, к несчастью, этот метеорит был бы больше, и наделал бы дел хуже, эти люди так бы и умерли, как жили, с богохульными словами на устах? Получается, что так…»
По-иному следует встречать последнее время! Иисус учил: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лук.12:35-37). Мы должны посвятить себя служению Христу (препоясанные чресла), отличаться нравственной чистотой (светильники горящи), ожидать явления Христа.
II. В ваших руках вечная судьба души - примиритесь с Богом!
Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки
Христос выразил в виде притчи важные истины, обращённые к слушателям, чтобы они Его поняли и приняли решение.
- Во-первых, у грешников есть один основной соперник — Бог.
«Когда ты идешь с соперником своим к начальству»
Многим кажется, что главные соперники, с которыми они ведут постоянную борьбу, — это злые родственники, соседи или начальник на работе. На самом деле ни одному из них не дано право решить вашу вечную участь. Только один ввергает в ад и спасает от него – Бог. Мэттью Генри вполне здраво и практично комментировал этот текст: «…своими грехами мы сделали Бога своим соперником, вызвали Его недовольство, а на Его стороне правда и сила. Христос, Кому предан суд, есть начальник и мы должны явиться пред Ним. И когда мы предстанем пред Его судом, дело обязательно обернется против нас, так что бессмысленно состязаться с Ним в суде… приложим все старания чтобы освободиться из рук Бога, как соперника и отдаться в Его руки как Отца».
Согрешивший прелюбодеянием и убийством Давид глубоко осознал, что единственный, против кого он провинился, был Бог: «Тебе, Тебе единому согрешил я, лукавое сотворил пред очами Твоими». Вина против несчастного Урии была несравненно меньше, чем против Святого Бога. И, поняв это, грешный царь со всем старанием мирился с Богом.
- Во-вторых, освобождайтесь от соперника на его условиях!
на дороге постарайся освободиться от него,
Хвала Создателю, что Его условия понятны и легки: ищущий примирения должен от сердца раскаяться в грехах, принять жертву Христа и жить по Евангелию. Но тут есть одно важное условие - примириться следует заблаговременно! По дороге, — это значит, пока длится земная жизнь, пока ты на пути в вечность. Люди успокаивают себя ложной надеждой, что после смерти церковь поможет им примириться с Богом. Если бы они читали Писание, они бы увидели, что оно не даёт основания надеяться на это. Напротив, оно ясно говорит:
• «…не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан.3:36).
• Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев (Рим.2:6-8).
• «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7,8).
Некоторые пытаются спастись от соперника-Бога подкупом, предлагая Ему добрые дела в качестве компенсации за причинённый вред. Но Библия и здесь не оставляет грешнику надежды: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» (Рим.3:20).
Немало людей думают спастись потусторонним покаянием. Журналист Владимир Познер задавал гостям своей программы один и тот же вопрос: что они скажут
Богу при встрече с Ним. И такие знаменитые люди, как Юрий Лужков, Марк Захаров, Эдуард Радзинский, Сергей Шойгу, Иосиф Кобзон, Сергей Михалков, Григорий Явлинский дали один ответ: «Скажу: Господи, прости!»
Складывается впечатление, что они не читали в Писании, что грехи прощаются на земле, а не на небе (Лук.5:24), что после смерти непримиренных с Богом ожидает только суд. (Евр.9:27). Человек склонен безосновательно уповать на лучшее, творить хорошую мину при плохой игре. С Богом нужно примириться, пока живешь на этом свете. Только на земле ради Христа Бог прощает все и всем кающимся! Решение примириться с Ним — в твоей власти! Библия говорит: «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:5,6).
- В-третьих, отвергнувшие Божью благодать обречены на вечную гибель.!
…чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу; 59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки (Лук.12:54-59).
Если вы не покаетесь – ваша беда неизмеримо умножится — вы будете наказаны по всей строгости Божьего закона. И не говорите, пожалуйста, что вас запугивают адом. Христос не считал слово об адских муках запугиванием людей! Он исходил из того, что ад действительно мучителен и вечен, и умалчивать о нем было бы чудовищным преступлением против человечности. Поэтому Христос многократно предупреждал об его ужасах. Не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
Католики используют это выражение для обоснования учения о чистилище. Они полагают, что страдания в чистилище сделают душу пригодной для рая. При этом свой взгляд на посмертную участь они увязали с финансами. На Флорентийском соборе 1439 году было решено: «Мы определяем, что души подлинно покаявшихся и умерших в любви, (но) еще не принесших достойных плодов покаяния за свои грехи делом и упущением, – очищаются после смерти мучениями в чистилище… Мы определяем, что молитвы живых верных, т. е. жертвы, молитвы и милостыня, равно как другие дела благочестия, кои верные имеют обыкновение совершать для других верных, – служат этим душам к уменьшению их страданий». Того же по сути взгляда держится и православная церковь, которая сотни лет молится «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере», не будучи уверенной, спасены ли они.
В этом важном вопросе люди не опираются на ясное учение Священного Писания, которое учит о прекрасном рае и страшном аде, ни словом не упоминая о чистилище. Слова «не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» нужно толковать в согласии с другими текстами Писания.
Строить теологическое мнение на одном тексте неверно. Так слова Христа о том, чтобы вырвать соблазняющий глаз или отсечь соблазняющую руку (Мф.5:29) нельзя толковать, как прямое повеление это сделать, ибо это противоречило бы учению о теле, как храме Святого Духа, который нельзя разрушать, противоречило бы всей практике духовной жизни в Израиле, Моисееву Закону (Втор. 23:1). Практики членовредительства не знала и ранняя церковь. Значит, эти слова Спасителя нужно понимать как образный призыв к решительным действиям по обузданию греховных желаний: «Не торгуйся с ними! Решительно противостой им!». Также учение апостолов не позволяют нам трактовать это изречение буквально. Апостол Павел учил о духовном умерщвлении дел плоти: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления». (Кол.3:5,6).
Или возьмите слова Павла «не муж для жены, а жена для мужа» (1 Кор. 11:9). Если не принимать во внимание другие тексты Писания, то в них можно найти оправдание мужскому шовинизму, считающему женщину существом второго сорта. Но если обратиться хотя бы к такому тексту, как «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25), станет ясной недопустимость такого толкования.
То же самое правило применятся и при толковании слов «не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки». Нам следует иметь в виду все библейское учение о посмертной участи. А Библия твердо учит об ее неизменности:
- «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек (Пс.48:8,9)
- «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан.5:29).
- «Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, [туда] вы не можете придти» (Иоан.8:21).
- «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан.15:6).
- «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8).
- «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).
Следует помнить, что взгляд на возможность изменения посмертного состояния противоречит определенному Богом числу спасенных (Рим.11625). Их имена занесены в книгу жизни от начала создания мира (Еф.1:4; Откр.17:8;). Их количество не может быть ни увеличено, ни уменьшено. А именно на это неизменное число покушаются сторонники чистилища, думая путем религиозных манипуляций его пополнить. Если человек стал Божьим дитятей, он — наследник всех райских благ (Рим.8:17). После смерти его душа водворяется у Господа (Иоан.12:26; Деян. 7:59; Рим.8:30-34; 1Кор.15:51-57; Фил. 3:20; Кол.1:5). Кто не был рожден от Духа Святого, тот даже не увидит царства Божьего (Иоан.3:3).
Итак, выражение «не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» является приемом речи, называемым «тропом», которым достигается большая выразительность и запоминаемость поучения. Ведь когда говорят «прикуси язык», думают не столько об его буквальном значении, сколько о переносном – замолчи.
Мы ничего не знаем об отклике народа на слова Христа о наступлении новой эпохи. Скорее всего, положительного результата не было. Иначе бы не пришлось Господу рассказывать народу притчу о бесплодной смоковнице, в которой Он предупредил его о грядущем наказании. Это событие является предупреждением для нас, людей суетного и информационного 21 века: не упустите благословений эпохи благодати, не отвергните призыва к покаянию. Цена отвержения слишком высока – вечная погибель души…