Было время, когда врачи не говорили онкологическим больным о страшном диагнозе, не желая угашать в них последнюю искорку надежды. Обычно о беде сообщали родственникам, а страдальцев убеждали, что когда-нибудь они поправятся. Теперь положение изменилось. Согласно инструкции врач обязан: «надлежащим образом поставить в известность больного или члена семьи о характере заболевания и необходимых операциях так, чтобы они могли стать активными соучастниками при проведении лечебно-профилактической деятельности».
Эти изменения вполне разумны и обоснованы: человек должен знать правду о своем будущем, даже если ничего доброго его впереди не ждет. Да, он может проигнорировать предупреждение, но может и достойно подготовиться к неизбежному исходу: оставить вредные привычки, пройти лечение, написать завещание, примириться с Богом.
Наш Господь руководствовался принципом «лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Он не скрывал от непокорных слушателей их незавидного будущего.
В преддверии Голгофской драмы Христос проповедовал евангелие и вразумлял злобную элиту Израиля. На диспуте с первосвященниками он задал вопрос: «Было ли крещение Иоанново от Бога или от людей?» Первосвященники вышли из положения с помощью незамысловатой лжи: «Не знаем». На самом деле они давно определили для себя ответ на этот вопрос. Иоанн, по их мнению, был самозванцем-фанатиком. Но они боялись сказать открыто об этом перед народом, чтобы не оказаться побитыми камнями. В глазах народа Иоанн был пророком.
Религиозная элита совершила ужасную ошибку, отказавшись быть честной перед Богом. Бог не ожидает от нас безгрешности, но ожидает честного отношения, во-первых, к Нему и, во-вторых, к своим грехам: «Блажен человек, …в чьем духе нет лукавства» (Пс.31:2).
Бог оправдал грешного мытаря за его честное исповедание: «Боже, будь милостив ко мне грешному!» Пророк Давид на своем опыте пережил: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (Пс.17:26,27).
Избрав лукавство правилом жизни, руководители Израиля, избрали для себя страшный Божий суд.
«И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? 18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу» (Лук.20:9-19)
Эта притча определяет три универсальные причины, по которым человек неминуемо попадет на Божий суд.
1. Бог будет судить людей за пренебрежение Его любовью
В притче говорится об особой любви Бога к Израилю. «И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник». Слушатели сразу поняли, что речь идет об особой любви Бога, проявленной в избрании Израиля. Об этом свидетельствовал за 700 лет до прихода Христа пророк Исайя: « Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его» (Ис. 5 гл.)
Народы и страны никогда не появлялись на земле случайно. Согласно Библии Бог производит народы, назначает пределы их обитания во времени и пространстве, ставит власти и начальства. Однако относительно Израиля у Бога был особый промысел: «ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов, и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст» (Втор. 7:6-10).
Бог дал своему народу землю, законы и праздники, а также славных героев, которым можно было подражать — Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иисуса Навина, Давида, Соломона, Езекию, Иосафата… Только у Израиля были Божьи пророки и свершались чудеса. Только Израиль был избран донести язычникам Божье слово, только от Израиля воссиял наш славный Господь Иисус Христос.
Также любовь Бога проявила себя в доверии к вождям народа: «и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время». Виноградари — это правители Израиля и судьи. Вы никогда не доверите ценные для вас вещи тому, кто не заслужил доверия в ваших глазах. Бог же поручил элите Израиля управлять Его драгоценным народом. Управлять не в своих интересах, а в интересах Бога, выраженных в Его Писаниях. Однако духовные и политические вожди . Они использовали власть в целях личного обогащения. Они предпочли «забыть» о том, что кому много дано, с того много и спросится…
Простой народ также должен был ценить любовь Бога, проявленную через избрание и доверие и всеми силами стремиться хранить эти сокровища. Однако: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Иоан.12:40). Вот почему Израиль неоднократно подвергался Божьему суду, но так и не сделал из этого надлежащих выводов.
Дорогие друзья! Господь Бог проявляет по отношению к вам не меньшую любовь. Он дал вам жизнь, место обитания, поддерживает ваше здоровье, снабжает пищей и водой, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Не ценить Божью любовь — черная неблагодарность и тяжелое преступление! Проверим себя — не повинны ли мы в этом? Кто из нас благодарит Бога за Его любовь? Кто в ответ на нее отвечает любовью и состраданием? К нашему стыду, укор Бога к Своему народу звучит и для нас актуально: «Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?» (Мал.1:6)
Многим из наших современников грозит Божий суд за равнодушие к Божьей Любви! Печальное тому подтверждение — результаты недавнего опроса Левада-центра об отношении жителей России к религии. «За последние десять лет число людей, причисляющих себя к православным верующим, выросло на 12%. В то же время количество людей, не считающих себя верующими, значительно сократилось с 2002 года — с 32% до 19%. Тем не менее, эксперты не склонны рассматривать эти результаты как знак возросшей религиозности россиян. Несмотря на увеличение числа православных людей, тех, кто посещает религиозные богослужения чаще раза в год, за тот же период не стало больше.
Напротив, их число сократилось за последние шесть лет с 37 процентов до 31. Более того, около 30% людей, причисляющих себя к православным, вообще полагают, что Бога нет». Разве подобное отношение к Богу не вызовет осуждение?
2. Бог будет судить людей за отвержение Его слова
«И в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали».
Иисус говорит о пророках, которых Бог посылал к Израилю. Они возвещали людям не свои суждения и планы, но Божье слово. Две основные темы звучали в их призыве. Во-первых, они предупреждали о Божьих судах — голоде, эпидемиях, разрушительных войнах, пленении. Эти суды совершались за конкретные преступления -
- идолопоклонство
- пьянство
- блуд
- мздоимство
- притеснение бедных
- неправедные суды
- религиозный формализм
К сожалению, люди не принимали всерьез Божьих угроз и не раскаивались в грехах. Народу были по душе слова лжепророков, говоривших о понятном и приятном. Пророк Михей писал: «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: «я буду проповедывать тебе о вине и сикере», то он и был бы угодным проповедником для этого народа» (Мих.2:11).
Далее, Божии пророки несли и добрые вести. Они говорили о Божьей любви к народу, о Его завете с ним, об обещаниях его восстановления и грядущем царстве Мессии. Эти слова должны были вдохновить людей раскаяться в неправильном образе жизни, в сокрушении обратиться к Господу и строить с Ним личные и глубокие взаимоотношения. Но и этого не последовало. Господь сетует через пророка Осию: «Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно» (Ос.11:7)
Дело не ограничивалось моральным отвержением пророков. Их еще гнали и убивали. Стефан справедливо спрашивал членов синедриона: «кого из пророков не гнали отцы ваши?» Практически всех на протяжении истории Израиля! Пророка Моисея не слушали и не раз покушались убить. Пророка Илию гнали, Исайю убили, Иеремию томили в темнице, Иоанна Крестителя обезглавили. Иерусалим стал городом-убийцей Господних посланников, возвещавших Слово Божие.
Дорогие друзья! Не повторяйте ошибки Израиля, отвергая Божье Слово! Уделяйте ему должное внимание в своей жизни, не упускайте ни единой возможности слушать его на богослужениях! Не отвергайте его, когда оно обличает вас! Не подражайте царю Иудейскому Иоакиму, который сжег послание пророка Иеремии в жаровне, потому что оно показалось ему недостаточно патриотичным. Бог осудил царя: «не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной; и посещу его и племя его и слуг его за неправду их, и наведу на них и на жителей Иерусалима и на мужей Иуды все зло, которое Я изрек на них, а они не слушали» (Иер.36:30-31).
Подумайте, своим неверием Божьему Слову Иоаким погубил не только себя, но своих детей, свой народ и столицу Израиля. Отвержение Божьего слова не останется безнаказанным!
Увы! Немало так называемых «богословов» имеют дерзость уничижать Божье слово. Православный блоггер Сергей Огарышев с возмущением писал: «На последних Чтениях в 2013 г. послушник Санкт-Петербургского подворья Оптиной Пустыни, кандидат биологических наук Алексей Павлов выступал с докладом «Как нам относиться к Библейскому повествованию о Всемирном потопе?». Вот что он сказал:
«Повествование о Всемирном потопе, которое судя по мнению специалистов, является продолжением поэтического эпоса шумерского и вавилонского. По сути дела эта поэма, которая прекрасно достигала своей цели, она поражала воображение людей живших в те времена своим красочным описанием событий, давала им определенную нравственную парадигму и все это конечно не без участия Святого Духа». Получается, что мы читаем не Священное Писание, не Слова Бога Живого, а предание шумеров (которое им подсказали бесы, их боги), а Дух Святой их подкорректировал. Чудовищное богохульство, чудовищная хула на Духа Святого». К этому нечего добавить, кроме слезных молитв о покаянии «верующих», не верящих Божьему Слову.
3. Бог будет судить за отвержение Его Сына
«Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу». (Лук.20:9-19)
В этом притче Христос исчерпывающе объяснил, для чего Отец послал Его на землю — устыдить людей в грехах и призвать их к покаянию. Бог не спешит с осуждением. Прежде чем его произвести, Он предпринимает все усилия избавить людей от него: через пророков и Сына Своего убеждает исправить грешные пути. Однако это не вразумило религиозную элиту Израиля. Она присвоила себе полное право распоряжаться Божьим народом. Мессия-посланник ей только мешал.
Христос дал понять правителям и народу, какое страшное будущее они для себя избрали. Израиль должен пройти через великие бедствия — утрату государства, рассеяние по всем странам мира, ненависть и преследование. У многих евреев неизбежно возникнет при этом вопрос: за что Бог так жестоко обошелся с нами? Кто-то решит отомстить за себя язычникам. Бог показывает, что причина бед не в Нем, а в греховном выборе людей. «И скажут все народы: за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его! И скажут: за то, что они оставили завет Господа Бога отцов своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской» (Втор.29:24,25).
Мы верим, что все предрешено Богом, однако в этом предрешении Бог действует с учетом человеческих поступков. Это хорошо понимал книжник Ездра: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне» (Ездр.9:7). Израиль мог винить только себя за свои страдания. В 70 году нашей эры исполнилось предсказанное Христом: «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» - римляне разрушили город и погубили миллионы евреев. С Господом опасно бороться!Он сотрет в порошок препирающихся с Ним.
В начале прошлого века звездой поэзии в России был Владимир Маяковский. По сей день его стихи переиздаются и входят даже в школьную программу. Но мало кто знает, что свой талант поэта Маяковский употреблял на борьбу с Христом. Он пытался выбросить этот «святой камень» на свалку всемирной истории. Страшно читать его богоборческие и богохульные стихи, написанные более 80 лет назад:
Если у Христа не только волос долгий,
но и ум у Христа всемогущий,-
почему допущен голод на Волге?
Чтобы вас переселять в райские кущи?
Или только затем ему ладан курится,
чтобы у богатого в супе плавала курица?
Не Христос помог — советская власть.
Чего ж Христу поклоны класть?
Понятно — пасха блюдется попами.
Не зря обивают попы пороги.
Но вы из сердца вырвите память,
память об ихнем — злом боге.
Но был ли счастлив поэт, так дерзко осмеявший Христа? Трагическая и нелепая история его жизни показывает, что его раздавил тот самый «камень», который он, надрываясь, пробовал сбросить. Актриса Вероника Полонская вспоминала: «Вообще у него всегда были крайности. Я не помню Маяковского ровным, спокойным: или он искрящийся, шумный, веселый, удивительно обаятельный,… или мрачный и тогда молчащий подряд несколько часов. Раздражается по самым пустым поводам. Сразу делается трудным и злым.
Был очень брезглив (боялся заразиться). Никогда не брался за перила, открывая двери, брался за ручку платком. Был очень мнителен, боялся всякой простуды: при ничтожном повышении температуры ложился в постель. … очень много курил. Пил он ежедневно, довольно много и почти не хмелел. Маяковский остро ощущал эти свои неудачи, отсутствие интереса к его творчеству со стороны кругов, мнением которых он дорожил. Он очень этим мучился, хотя и не сознавался в этом».
Поведение пролетарского поэта перед самоубийством показывало, что он приготовил себя к аду: «Был очень груб, всячески оскорблял меня. Меня же его грубость и оскорбления вдруг перестали унижать и обижать, я поняла, что передо мною несчастный, совсем больной человек, который может вот тут сейчас наделать страшных глупостей, что Маяковский может устроить ненужный скандал, вести себя недостойно самого себя, быть смешным в глазах этого случайного для него общества. Он вынул револьвер. Заявил, что застрелится. Грозил, что убьет меня. Наводил на меня дуло». Затем прозвучал выстрел, и душа поэта отправилась на вечные муки. Так исполнились слова Спасителя: «Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит»
Дорогие друзья! Великий чешский реформатор Ян Гус неустанно повторял: «Христианин, держись правды, отстаивай правду, говори правду, защищай правду до самой смерти!». На основании верного Божьего слова мы говорим вам правду о том, где вы будете проводить вечность. Если вы не любите Бога, пренебрегаете Его словом и не подчинили себя господству Христа, вас ожидает Божий суд. Бог заранее предупредил вас о трагических последствиях вашего выбора, чтобы вы пересмотрели свои взгляды и избрали для себя иную судьбу — любить Бога, жить по Его слову и дорожить подвигом Христа. Спаситель сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24).
Мир вам Виктор Семенович.Хочу поблагодорить вас за назидательную проповедь,и поздравить с Рожлеством Христовым ,и с Новым Годом.Божих вам благословений.
огромное спасибо!
благарю Господа за это назидательное слово.с большим вниманием читали всей семьëй.пусть Господь благославит ваш труд на ниве Божей.
слава Богу!
Спасибо огромное! Замечательная проповедь!