Жизненный успех… О нем начинают мечтать с детского сада: «Когда я вырасту, буду летчиком!» — «А я актером!» — «А я полицейским!». Взросление добавляет в этот перечень профессии музыканта, брокера, бармена, юриста, депутата. Потом к критериям успешной жизни причисляют удачный брак, карьерный рост, широкие связи, дачу на берегу моря (желательно Карибского!)… Успех ярко раскрашивает жизнь приятными впечатлениями, создает ощущение собственной значимости, вводит в круг влиятельных людей. Голова кружится от счастья и наполняется смелыми планами.
Успех стал навязчивой идеей многих людей — его усердно ищут и поклоняются, как богу. Через его призму оценивают значимость собственной и чужой жизни. И если этот бог куда-то скрывается, жизнь человеку становится настолько не мила, что он с ней предпочитает расстаться.
Мирское мировоззрение успеха оказало, к сожалению, влияние и на церкви, породив так называемое «богословие процветания». Успех христианской жизни оценивается по тому, сколько чудес испытал человек, сколько он имеет денег на банковском счету и украшений в ушах, на пальцах и шее. «Крутость ваша (вместо кротость) да будет известна всем человекам», — кощунственно переиначили апостола Павла наши современники. «Мы – царственное священство, мы дети великого Царя, — провозглашают лжеучители, — поэтому не должны жить в «хрущевках!». «Если наше тело является храмом, в котором живет Дух Святой, то понятно, что храм должен быть отремонтирован и убран. В таком храме обитать приятно. Верующий не должен болеть!»
Такие заклинания смущают и обескураживают благочестивых, но не преуспевающих христиан, ввергают их в топь уныния. Почему я одинок и болен? Почему лишился работы? Почему нет ответа на молитвы? Может быть, я вовсе не христианин? Однако не будем спешить с выводами. Посмотрим на Того, Кто оставил нам пример успешной жизни – на Иисуса Христа!
«И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лук.2:51,52).
Иисус, как известно, прожил на земле всего 33 года. Если пользоваться методологией «богословия успеха», то большая часть Его жизни, по сравнению с последними тремя годами, была неудачной. Вы ей не позавидуете и не попросите Бога: «помоги мне прожить подобным образом!»
Судите сами: тридцать лет Иисус провел в захолустном городишке с дурной славой: «…из Назарета может ли быть что доброе?», — говорили о Его родном городе порядочные люди (Иоан.1:46) . И они были правы! Назаряне не оценили благородства Иисуса, и когда Он пришел к ним с проповедью, они ее не приняли. Из-за их неверия Он не сотворил у них чудес. Более того, религиозные фанатики вознамерились сбросить Его с высокой горы, сочтя себя униженными сравнением с язычниками.
Его семья была многочисленной и бедной. Пища и одежда были очень скромными. Он не имел комнаты для уединения, где бы Ему удавалось предаваться возвышенным размышлениям. Он был всегда у всех на виду. Он не знал привычных нам благ цивилизации: удобного туалета, душа с горячей и холодной водой, микроволновки, кондиционера, автомобиля, компьютера.
Из-за бедности Ему не довелось учиться (а способности у Него были необыкновенные!), и потому Он не цитировал ни одного уважаемого раввина или знаменитого поэта. Единственная книга, которую Он хорошо освоил и которой наслаждался, была Библия.
Христос не мог похвалиться широким набором полученных специальностей и всю жизнь оставался человеком одной, совсем не престижной ныне, профессии плотника.
Он ни разу не был в театре, не выслушал ни одной симфонии, не написал ни одной книги, ни одной заметки в газету. Он не получал государственных наград или благодарственных грамот.
Он не отличился в политике – не создал партии, не пробился в депутаты или министры. Он не был силен в военном искусстве – не владел мечом или луком. Он не путешествовал по странам и континентам, не покорял горных вершин, не ставил мировых рекордов по бегу или поднятию тяжестей.
Он был красив, но никогда не дружил с девушками, не пел им серенады под луной и не признавался им в любви. Он так и не женился.
Но самое прискорбное, во время жизни в Назарете Он не был помазан Духом и силой, не сказал ни одной проповеди, не произвел ни одного исцеления, ни одного изгнания бесов. Он не приобрел Себе ни одного ученика, не спас ни одного грешника.
Так прошли тридцать лет (!) серой, непримечательной жизни. Кто позавидует ей? Какое перо романиста восторженно опишет ее? Кто не скажет: назаретский период жизни Христа не столь значим, как трехлетний «харизматический период», до краев наполненный проповедями, чудесами, признательностью людей и завершившийся искупительным подвигом?
Прийти к таким умозаключениям очень легко. Однако будут ли они верны? Спросите себя: мог ли совершенный Богочеловек прожить несовершенно и малоэффективно 90% Своей жизни?! Если назаретские годы были прожиты никчемно, тогда Иисус не был Богом во плоти, и верующие в Него несчастнее всех людей. Однако жизнь Божьего Сына была эффективна всегда и везде! Она была и остается примером для нас.
Прискорбно, что даже у верующих в голове поселились небиблейские стандарты успешной жизни. Отсюда так много несбывшихся надежд, разочарований и ересей.
Чудеса и яркое служение сами по себе не являются признаками успешной жизни, хотя бы потому, что их свершала ничтожно малая часть верующих. «Все ли чудотворцы?» – спрашивал апостол Павел, и ответом было однозначное «нет!». Самый великий из пророков Иоанн Креститель не совершил ни одного чуда и никогда не переживал по этому поводу. Чудеса не творятся по заказу людей — это проявление Божьей благодати, которая знает время и место всему. Чаще всего чудеса удерживаются Господом, дабы исполнилось Его слово: «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). Из этого ясно следует, что в жизни христианина должно быть больше трудностей и скорбей, чем радостных, безоблачных дней. Критерии значимой жизни не могут и не должны укладываться в рамки богословия успеха.
Признаки значимой и ценной для Бога жизни должны соответствовать жизни Христа в Назарете.
«Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков»…
Здесь показаны четыре признака успешной жизни, и вы можете благодарить Бога, если они у вас есть и можете к ним стремиться, если не обнаруживаете их в себе.
1. Ваша жизнь успешна, если вы преуспеваете в премудрости
«Иисус же преуспевал в премудрости».
Мудрость – это не набор разнообразной информации по всем отраслям знания. В библейском смысле премудрость состоит из нескольких слагаемых.
Во-первых, из способности верно понимать Писание.
Эта способность не является врожденной. Ее дарует Бог: «А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:10-13). Мудрость от Духа есть мудрость, почерпнутая из Писания. Апостол Павел писал Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2-е Тим.3:15).
Если вы руководствуетесь Писанием, ваша жизнь уже не будет безуспешной!
Во вторых, мудрость заключается в способности находить верный выход из запутанных ситуаций.
Люди удивлялись мудрости Иисуса, умевшей найти выход из безвыходного положения. Враги намеренно расставляли интеллектуальные капканы для Иисуса, чтобы уловить Его в слове и подвергнуть сомнению Его авторитет. Можно ли исцелять в субботу? Можно ли платить подать римскому императору? Следует ли побить грешницу камнями? Какому из семи мужей будет принадлежать женщина в воскресении? Кто мой ближний? Все эти капканы уловили их самих, но не Христа! Он обратил их орудие против них же самих.
В-третьих, мудрость умело передает Библейское откровение. Примечательно вот что: поскольку Иисус был Богом во плоти, Он должен, кажется, оперировать только необычными, самобытными поучениями. Однако Он был занят одним – изъяснением и апологетикой Писания. И люди удивлялись тому, как глубоко, живо и сильно Он это делал! Он не стеснялся спрашивать: «в законе что написано? как читаешь?» (Лук.10:26). Шло ли дело о воскресении мертвых или о богосыновстве Иисуса, или о браке, или о любви к ближним, или о грядущих Голгофских страданиях, Иисус Христос непременно ссылался на учение Писание. Его предсмертные возгласы были возгласами из Писания.
Если вы любите Писание и даете ему учить вас, если вы принимаете решения на основе Писания, вы, несомненно, успешный человек, как бы мир не высмеивал вас, указывая, сколь многих благ вы лишились вследствие вашей веры. Не обращайте на него внимания! Живите Божьей оценкой!
2. Ваша жизнь успешна, если вы используете преимущества вашего возраста
Иисус преуспевал в возрасте… Это свидетельствовало не только о Его физическом возрастании, но и об Его умении решать задачи Своего возраста. В частности, Он помогал отцу и матери по хозяйству, заботился о своих братьях и сестрах, со временем круг умений и задач расширялся, и во всем Иисус имел успех. Как важно для нас использовать преимущества возраста, а не бесполезно транжирить время.
У каждого возраста есть свои преимущества и свои задачи! В молодости лучше работает память, еще не столь много житейских забот обременяет душу, и потому основной задачей будет усердие в учебе ради обретения будущей профессии. В духовной сфере особенно важным является изучение Священного Писания. Оно окажет неоценимую услугу на всю последующую жизнь. «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему» (Пс.118:9). В молодом возрасте на первый план выходят вопросы карьерного роста и создания семьи. Одновременно в таком возрасте необходимо быть вовлеченным в какое-то церковное служение. В зрелом возрасте, когда набран достаточный житейский и духовный опыт, человек востребован как никогда! Время старости пододвигает к особенно важному служению молитвы и душепопечениия: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1Тим.5:5). «…Чтобы старицы… учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит.2:3-5).
3. Ваша жизнь успешна, если вы угождаете Господу
Христос возрастал в любви у Бога. Это значит, Он возрастал в угождении Ему. Это не значит, что Христос шел от худшего к лучшему, ибо Он был безгрешным человеком. Просто возрастая физически и интеллектуально, он возрастал, в способах угождения Богу. «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, и Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоан.8:29).
Возрастать в личных взаимоотношениях с Богом — значит, возрастать в доверии Ему. Когда Христу надлежало испить горькую чашу страданий, он не желал, чтобы исполнилась Его воля, но воля дорогого Небесного Отца… Петр Хане, проповедник и автор многих бестселлеров (ФРГ), писал о глубоко верующих супругах, чей гостеприимный дом был всегда открыт для людей. Они скорбели о своей бездетности и в течение семи лет настоятельно молили Бога о ребенке. Наконец, Бог услышал их молитвы — они получили долгожданное известие, что станут родителями! Сколько благодарности и радости изливалось из их сердец Богу! И вот вымоленное дитя появилось на свет. Это был мальчик … с тяжелыми увечьями, пожизненный инвалид. Родители поначалу много плакали и даже роптали на Господа. Их радостная уверенность в Его благости сошла на нет. Потом они увидели других детей-инвалидов, чьи родители воспринимали их как тяжкое бремя и потому обделяли любовью и вниманием. Им стало жаль детей, и они осознали, что каждое дитя является даром Божьим! Они стали благодарить Бога за своего малыша, что могут оказать ему любовь. Несомненно, эти родители, приняв Божий план жертвенного служения тяжелому инвалиду, возросли в любви у Бога. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее», — сказал о себе Иисус (Иоан.10:17). Когда мы отдаем нечто драгоценное для Бога и для Его церкви, Бог откликается на эту жертву особой любовью!
Если вы не желаете прожить жизнь напрасно, развивайте ваши отношения с Господом. Возрастайте в Его любви, ведь вам придется проводить с Ним всю вечность! Сейчас самое времяпознакомиться с Ним поближе.
4. Ваша жизнь успешна, если вы находитесь в добрых отношениях с людьми
Иисус возрастал в любви у людей. За что недобрые назаряне любили Христа? Спаситель так объяснил природу этой симпатии: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (Лук.6:32,33). Назаряне любили Христа за Его любовь к ним: я думаю, Иисус исполнял работу плотника очень качественно и не заламывал за нее деньги и, наверное, многое Он делал бесплатно. Это располагало к Нему жителей города. Один верующий дедушка, которого любила вся деревня, наставлял своего внука: «Когда ты что-нибудь сделаешь для людей, бери с них чуть меньше, чем положено. А когда они что-то сделают для тебя, заплати чуть больше и так ты разбогатеешь…». Я думаю, Христос руководствовался этим принципом во взаимоотношениях с людьми.
Вот таковы библейские критерии успешной жизни! Они подходят всем возрастам - молодым и старым; всякому социальному положению — богатым и бедным, простолюдинам и ученым. Они приемлемы для всех периодов благовестия – открытых и закрытых. Они действуют при хорошем и печальном состоянии церкви.Ваша жизнь удалась, если вы возрастаете в премудрости, используете преимущества вашего возраста, имеете добрые отношения с Богом и людьми. Не позволяйте ложным убеждениям убивать вашу радость и доверие Господу!
Рягузов В.С.
Благодарение Богу за своевременные духовные размышления, которые помогут многим выйти из заблуждений, а также применить полученные знания на практике, что и является мудростью.
«Успех стал навязчивой идеей многих людей…» — с этим утверждением я полностью согласна, да это касается и христиан. Сама я очень часто рассматриваю земную жизнь Иисуса Христа полностью от начала и до конца. Задаю себе вопросы — А как он жил, как он общался с родителями, братьями и сестрами, с другими людьми? И я думаю, что это время прожитое Иисусом Христом вместе с семьей не смотря на их скромное житье, было для него очень счастливым временем! Ведь он вырос в настоящей семье, которая соответствовала всем Божественным критериям! Любящие и до глубины верующие родители, что еще надо ребенку для того, чтобы вырасти полноценной личностью! Отец Бог Мудр и знал куда и в какую семью поместить Своего Единородного Сына! Если бы мы знали ту Любовь с которой отец Иосиф и мать Мария относились к маленькому Иисусу, то думаю всем бы нам захотелось бросить весь комфорт к которому мы привыкли и обрести такую же семью! Вот чего не хватает нашим современным детям. Не материальный успех, а Любовь и Вера, единственное, что в наше время могут дать безвозмездно все без исключения родители! Но это очень нелегко при своей кажущейся простоте, потому что мир ослепляет и затягивает… К сожалению я не могу полностью согласиться с тем, что » в жизни христианина должно быть больше трудностей и скорбей, чем радостных, безоблачных дней». Да они должны быть, как и у всех людей, но нам верующим в нашего Господа и Спасителя намного легче переживать трудности потому что мы верим в Благодать и в то что Иисус Христос нам сказал «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое Легко» (Мф 11:29-30) и это Слово дает нам Мир который превыше всякого ума и Божью радость в любое время!!!
Да, люди утратили самое важное — духовную наполненность жизни. Отсюда все беды…
Но в том, что происходит в церкви виноваты и мы сами. Понимание «лидер молодежного движения», «Съезд лидеров церквей» и т.п. побуждает молодых людей стремлению к выделению из братьев и сестер. Такие братья уважаемые в церкви — их же приглашают на особые мероприятия, а других нет.
Да и оценивается духовная жизнь церкви иногда по количеству и численности внешних мероприятий. Как проваславная, так и протестанская церковь живет не по своим средствам, и опирается не на активность духовной жизни общины, в которой забота о человеке становится главной задачей, а на поддержания внешних атрибутов.
Да и говорить искренне в церкви об этих проблемах не принято.