«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лук.2:41-51)
Ежегодно в мире пропадает без вести до двух миллионов человек. Эта цифра ужасает сама по себе, но вдвойне тяжело слышать о пропавших детях. Родителям Иисуса – Иосифу и Марии – также пришлось пережить это страшное потрясение. На вечернем привале при возвращении из Иерусалима, они не обнаружили Иисуса среди друзей и знакомых. Гонимые тревогой и недоумением, они проделали обратный путь в 35 километров в святой город. Там им предстояло провести день в поисках своего любимого дитяти, день глубоких страданий, слез и отчаянных молитв. Возможно, они бросались с расспросами к каждому встречному: «Вы не встречали двенадцатилетнего мальчика, одного, без родителей? Он одет так-то, выглядит так-то! Нет?..» — и они бежали дальше.
Мария и Иосиф понесли намного более тяжелую утрату, чем любые другие родители. Их Сын был не просто любимым и единственным — Сам Бог обитал в Нем! Эта евангельская история проливает свет на проблему наших взаимоотношений с Господом. Она учит и предостерегает. Она порождает два важных вопроса, на которые нам предстоит дать ответ.
1. Почему теряется общение с Господом?
Мало кто из верующих избежал болезненного опыта временной утраты общения с Богом. Иногда мы теряем ощущение Божьего присутствия не по собственной вине, а из-за постигших нас испытаний. Об этом говорил истерзанный болями и сатанинскими наваждениями праведный Иов: «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне… Но вот, я иду вперед — и нет Его, назад — и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю» (Иов.23:3-9). Богооставленность часто переживал Давид: «Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего; внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь» (Пс.54:2,3).
Однако в некоторых случаях горькая утрата общения с Богом случается по нашей вине. Так царь Езекия был на время оставлен Богом, «чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце» (2Пар.32:31). Испытание выявило гордость, таившуюся в сердце царя, после чего Езекия исповедал и оставил этот грех.
Сын Божий на время оставил Марию и Иосифа не случайно, но ради их блага. Родители Иисуса видимо, привыкли к благодати общения с чудесным Сыном и перестали ощущать колоссальную разницу между собой и Им. Они пытались оценить Его поступки по земным меркам и непозволительным образом сократили дистанцию между собой и Богом во плоти. Это обстоятельство подтверждают предпринятые ими действия. Вначале они искали Сына среди родственников и знакомых, потом возвратились в Иерусалим и принялись обходить места, куда, по их мнению, мог пойти 12-летний мальчик. Если бы они жили в современном городе, они бы искали Сына там, где любит бывать молодежь: в дворовых компаниях, компьютерном клубе, на дискотеке, в цирке, на стадионе… Маршрут их поиска определялся упрощенным представлением об Иисусе, словно Он был обыкновенным земным непослушным мальчиком. Найдя его в храме, Мария делает Ему выговор за «провинность»: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Это еще одно доказательство приземленного отношения к Мессии: Мария словно бы забыла о том, что Он, воплотившийся Бог, неподсуден никому на свете. Он благ праведен во всех Своих решениях и делах!
Ныне принято сверх библейской меры превозносить Марию, наделяя ее божественными качествами царицы Небесной, соискупительницы рода человечества. Феофилакт Болгарский, толкуя этот текст, писал: «Почему же они искали Его? Ужели предполагали, что Он, как дитя, потерялся или заблудился? Прочь такая мысль! Ибо она не могла прийти ни премудрой Марии, получившей бесчисленные о Нем откровения, ни Иосифу, которому и самому было открыто, что Он от Духа Святого. Но они искали Его затем, чтобы Он как-нибудь не отстал от них, чтобы как-нибудь не оставил их».
С подобным объяснением нельзя согласиться даже «как-нибудь»! Всесовершеннейший Иисус не мог навсегда оставить мать и отца, не предупредив их об этом. В Своей потрясающей деликатности Он был неспособен причинить боль родителям и выставить их перед родственниками и жителями Назарета неспособными позаботиться о благе своего чада. Излишне напоминать, что Христос пришел не нарушить закон, а исполнить. Пятая заповедь закона гласит: «почитай отца твоего и мать». Ни один сын не исполнял ее с такой тщательностью, как Иисус!
Есть еще одна причина для несогласия с теми, кто желает чрезмерно превозносить родителей Иисуса. Если Иосиф и Мария считали, что Божий Сын принял решение их оставить, то они все равно ошибались, а это свидетельствовало об их несовершенстве. Никто не спорит, Мария была великим в своей духовности человеком, но не всеведущей, не равной Богу. Она не обладала пророческим провиденьем, иначе ей не было бы нужды расспрашивать людей о потерявшемся Сыне. Она старательно училась быть матерью Сына Божьего, точно так же, как и мы учимся быть Его верными последователями! Ей, как и нам, приходилось черпать мудрость из Божьего слова и пребывать смиренной рабой Господа. И она достойно приняла мягкие сыновьи обличения Иисуса: «зачем было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». Из этих слов следует, что Иосиф и Мария напрасно потратили нервы и время, ища Иисуса по городу, вместо того, чтобы воспользоваться знанием о Его святой природе и прямиком направиться в храм. Привычное, житейское восприятие Иисуса помешало его родителям каждую минуту помнить о том, Кто Он есть. В этом скрывался корень проблемы.
Привыкание к благодати и священному – злейший враг духовной жизни. Мы быстро привыкаем к прощению грехов, к незыблемости нашего спасения, к церкви, к хорошей проповеди, к святой Библии. Мы привыкаем быть здоровыми, сытыми, счастливыми в браке, и потому начинаем поднимать планку требований к комфорту и отношениям, перестаем достаточно серьезно ценить имеющиеся блага. Так злая неблагодарность начинает набирать силу и отравлять жизнь.
Однажды верующая женщина жаловалась на своего мужа: «Он мало уделяет внимания мне и детям, но больше посвящен служению. Я не могу так дальше жить!» Но в прошлом ее муж страдал от алкогольной зависимости. Я сказал рассерженной супруге: «Миллионы русских женщин захотели бы поменяться с вами судьбой! Они были бы рады, если бы мужья хотя бы не пили и содержали семью. Вспомните, как вам было тяжело, когда он приходил домой пьяным и оскорблял вас и детей! Теперь весь этот кошмар позади, но как же быстро вы забыли о нем! Вам следует день и ночь благодарить Бога за посвященность мужа служению, ибо в нем есть и доля вашего участия».
Когда Бог скрывает от нас Свое лицо, Он делает это для нашего блага. Погрузившись во мрак скорби, мы осознаем, насколько мы были счастливы, когда обладали чудесной благодатью, и вновь устремляемся к ней. «Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий своих, о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни» (Плач.1:7). Я представляю себе, как обновились, наполнились глубоким содержанием и радостью отношения у Марии и Иосифа с Сыном, ибо теперь они покоились на надежном основании истины об Иисусе. Они благодарили Господа за каждое мгновение общения с Ним.
Благодарность за Божьи милости – вот подлинная душа благочестия! Как пастор, одно время я посещал пожилую христианку, которая каждый раз со слезами благодарила Бога что, стоит «на своих ноженьках» и может себя обслуживать, не обременяя родственников. Многие ли из нас славят Бога за эту «малость»? Многие ли из нас приносят пылкую благодарность Спасителю, претерпевшему за нас муки креста? Не привыкли ли мы к Голгофе? О, дорогие браться и сестры, не привыкайте к Божьей благодати, чтобы не пришлось Христу скрыть Свое лицо от вас!
2. Как вернуть утраченное общение с Господом?
Тот, кто любит Христа, долго без Него прожить не сможет. Он будет всеми силами искать возобновления общения с Ним, как искала своего незабвенного жениха Суламита: «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя…» (Песн.3:1,2)
Однако не следует повторять ошибки родителей Иисуса – они искали Его не там, куда бы Он пошел наверняка. В этом очень мягко упрекнул их Христос: «…зачем было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Родители почему-то не вспомнили, где их Божественный Сын более всего любил проводить время. Они искали Его на мирских путях, Он же пребывал на Божьих, в доме Своего Отца – Иерусалимском храме. Иисус не терял там времени зря! Он слушал и спрашивал раввинов и «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».
Где сегодня потерявшие Иисуса могут встретиться с Ним? Оставил ли Он ясные указания об этом? Слава Богу, что такие указания есть, но в их перечне не значатся религиозные святыни, на посещение которых люди напрасно тратят огромные деньги.
Бог обещал, что мы можем встретиться с Ним в нашей комнате: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:6).
Бог знает твои тайны, которые ты не можешь открыть даже самому близкому другу. Однако Ему ты их можешь открыть все до единой. Его воздаяние не всегда будет заключаться в устранении проблем – Он предупреждал, что в мире будем иметь скорбь. Но Бог обещал даровать достаточно сил, чтобы выдержать ее натиск: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).
Христос обещал, что мы встретим Его в служении нуждающимся: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:34-40).
Христос отождествляет себя со страдальцами – с теми, кто для Него важнее всех на свете. В них и с ними Он претерпевает голод, жажду, усталость, наготу, болезнь, лишение свободы. Если ты потерял общение с Господом, помни, что можешь вновь встретить Его там, где нужда и страдание ждут твоей помощи! Скажи себе: «Я иду посетить Христа! Я позвоню Христу! Я вымою окна Христу! Я утешу Христа!» И твоя душа воспрянет и запоет от счастья! В ней снова наступит весна!
Мы непременно встретим Господа в христианском общении: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя и, там Я посреди них» (Матф.18:19,20). Никогда не оценивай христианское общение с плотской точки зрения: «Кто будет в нем? Эта вечно слезливая бабушка или ворчливый дед? Эти пустопорожние юнцы или влюбленные в своих малышей мамаши? Кто там будет нас учить? Этот бездарь?». Смотри не на периферию христианского общения, а на его центр — Иисуса Христа! Если Он обещал разделить с нами самое простое и скромное общение, так и будет!
Однажды будущий «король проповедников» Ч. Сперджен спросил старую кухарку:
- Почему ты ходишь в такую церковь?
- Нет другого места, куда я могла бы ходить на собрание, — ответила она.
- Ну, лучше остаться дома, чем слушать такую бессмыслицу.
- Может быть, — заметила она,- но я охотно хожу на богослужение, даже если ничего не получаю там. Часто можно видеть кур, которые копаются в куче мусора, чтобы найти там одно зерно. Может, они и не находят ничего, но их искание показывает, что они очень внимательны, они упражняют свои ноги и клюв, и к тому же им тепло от работы.
Кстати, сам Сперджен, будучи пятнадцатилетним мальчиком, нашел Христа именно в таком скромном собрании. Он не мог без волнения вспоминать о том дне: «Может, я бы и сегодня жил в темноте и сомнении, если бы Бог по Своей милости не послал снежный шторм, который налетел на меня в воскресное утро по пути на богослужение. Я стал искать убежище на ближайшей улице и пришел к церквушке методистов. В ней сидело около двадцати человек… В это утро не пришел проповедник, видно, его замело снегом. Наконец, поднялся очень худой человек и пошел вперед к кафедре. Это был действительно простой человек, и ему нужно было постоянно возвращаться к своему тексту, так как он был не особенно речист. Текст гласил: «Смотрите на Меня, и будете спасены, все концы земли» (Ис.45:22). Он даже неправильно выговаривал слова, но это было неважно – в нем был «луч надежды».
Проповедник начал: «Мои дорогие друзья, это на самом деле очень простой текст. Он говорит: «Смотрите». Это не больно и не требует усилий. Тебе не нужно даже поднимать твой палец или твою ногу. Только «смотри». Человеку не нужно посещать университет, чтобы научиться смотреть. Ты можешь быть самым большим простофилей, и все равно ты можешь смотреть…
Но далее текст говорит: «Смотрите на Меня»… Многие из вас смотрят на себя, но это не имеет смысла. В себе вы никогда не найдете какого-то утешения. Господь говорит: «Смотрите на Меня, у Меня был пот, как капли крови. Смотрите на Меня, Я висел на кресте. Смотрите на Меня, я был мертв и погребен. Смотрите на Меня, Я снова воскрес. Смотрите на Меня, Я вознесся на небо. Смотрите на Меня, Я сижу по правую сторону Отца. О, бедный грешник, смотри на Меня! Смотри на Меня!»… На этом месте и это мгновение с моих глаз упало покрывало, темнота исчезла, и в этот момент я увидел солнце. Мне хотелось встать с этим методистом-энтузиастом и петь о драгоценной крови Христа и о простой вере, которая взирает на Него. Теперь я мог понять Джона Буньяна, который говорил, что ему хотелось рассказать о своем покаянии даже воронам на поле. Он слишком был полон радости, чтобы держать ее в себе».
Временная утрата Христа, с одной стороны, приносит великую скорбь, но с другой — огромное благословение. Она возвращает нас к Тому, Кто Один есть путь, истина и жизнь. Лучше томиться по Богу, чем роскошествовать без Него!
«Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в [ночные] стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня» (Пс.62:2-9).
Благодарение Богу за поддержку в хождении перед Ним через эти духовные размышления: не терять фокус внимания на Господе нашем Иисусе Христе, не взирая ни на какие события, происходящие вокруг.
Слава Богу за мудрость Его, которую Он изливает на тебя брат. Ибо ныне именно таких проповедей не хватает народу Божьему.
Аминь!