«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».
(Послание к Евреям 2,18)
Только Один достоин!
Старая пословица гласит: «Одна половина мира не знает, как живет другая». И это действительно так. Думаю, что многие богатые не имеют никакого представления о нужде бедных. Они не представляют себе, что это значит — зарабатывать хлеб тяжелым трудом. Но наш Господь Иисус Христос знает наши нужды. Он уже до нас испытал искушения и боли. Он перенес болезнь, вися на кресте. Он понимает усталость, ведь Он, усталый, сидел у колодца в Сихаре. Бедность — Он знаком с нею, так как временами Ему нечего было есть, кроме хлеба, о котором мир ничего не знает. Не иметь крыши над головой — и с этим Он знаком, так как «лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда», а Он не имел, «где приклонить голову». Дорогой христианин, нет такого места, где твой Спаситель не был бы уже до тебя — за исключением мест греха. В долине смертной тени ты увидишь кровавые следы Его ног. Да, даже подойдя к глубоким водам Иордана, ты заметишь: «Здесь есть следы ног человека Кто был там?» Нагнувшись, ты увидишь раны от гвоздей и скажешь: «Это следы моего Спасителя!» Он был там до тебя. Он проложил тебе путь. Он лег в могилу, чтобы сделать из нее небо для спасенных, в котором они снимут свои будничные одежды и оденут одежды вечного покоя. Какими бы путями нам не пришлось идти — Господь был нашим предшественником. Я обращаюсь к тем, кто находится в глубокой скорби: дорогой пилигрим, ободрись! Христос проложил дорогу и превратил «узкий путь» в царскую столбовую дорогу жизни. (Чарльз Сперджен)
Нужда в посреднике
«И отвечал Иов и сказал: правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?» (Иов 9:1-2).
История злоключений праведного Иова нам хорошо знакома. Его речи показывают, какие глубокие вопросы о смысле своего существования задает человек, оказавшийся в страданиях! И самый важный из них – «как оправдается человек пред Богом?» Все остальные вопросы могут подождать своего часа, но только не этот! Ведь встреча с Богом неизбежна, и к ней нужно быть готовым. Одно дело встретиться с Ним как с Отцом, и иное дело — как с всеправедным Судьей…
Редко кто не понимает, как много было свершено каждым человеком прискорбных ошибок, как дерзко нарушались десять праведных Божьих заповедей. Соделанные грехи никуда не исчезли: их надежно хранит наша память, и еще надежнее — память Бога. С момента нашего появления на свет на нас было заведено в небесах «Личное дело», куда скрупулезно заносятся наши мысли, слова и поступки. Небесная телекамера работает и днем и ночью, и в назначенный Богом час мы еще раз увидим нашу земную жизнь.
Как тяжек груз грехов незримый,
В запасе – годы или дни?
Расплата ждет неумолимо –
Спаси, прости и сохрани…
(Дмитрий Мизулин)
Первое, что приходит в голову человеку, всерьез обеспокоенному проблемой вины — загладить ее с помощью добрых дел: перестать сквернословить, бросить пить водку, завязать с похождениями «на сторону», посещать по праздникам церковь, креститься, дать 10 руб. безногому попрошайке на перекрестке…Кто-то еще поможет детям сиротам, а кто-то построит церковь или часовенку. Но эти добрые дела таят в себе опасность для творящего их, – уверовать в то, что они могут загладить грех. Если бы это было так, Библия бы не предупреждала: « делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех».(Рим.3:19,20)
Почему невозможно оправдаться делами? Слово «оправдаться», взятое из юридической практики, обязывает иметь стопроцентное доказательство невиновности. Но такого доказательства ни у кого нет - «рад бы в рай, да грехи не пускают». Иов приходит к подобному пониманию, рассматривая человека в свете абсолютного Божьего совершенства.
1. Бог мудр, и немудрый человек никак не оправдается перед Ним
«Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. Премудр сердцем и могущ силою; кто восставал против Него и оставался в покое?» (Иов 9:3-4).
В сравнении с мудрым Богом каждый человек невероятно глуп. У него столько же разума, как у глиняного черепка. «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело [скажет ли о тебе]: «у него нет рук?» (Ис.45:9). Если принять во внимание испорченность человеческого разума грехом, то сравнение с черепком не представляется натянутым преувеличением. «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор.3:19). Если бы не поврежденный разум, человек не грешил бы против Бога — «…если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1Кор.2:8). Но безумие людей зашло так далеко, что хотя «…они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:32).
Когда человек будет позван дать отчет Богу за прожитую жизнь, у него не окажется ни одного слова для оправдания. Обычно человек теряется, если оказывается перед человеком, облеченным мудростью и абсолютной властью. Быть призванным на суд перед всеведущим Богом — состояние более неприятное.
Человек будет призван к ответу. Бог не станет забрасывать грешника вопросами академического уровня. Например, как функционирует мозг или почему стекло прозрачное. Вопросы будут просты, как дважды два. Но вот ответит ли на них человек? Создатель спросит о нравственной жизни человека: почему не покорился Богу? Почему отверг Евангелие? Почему не чтил воскресного дня, не уважал родителей? Почему лгал, крал, прелюбодействовал? Каждый вопрос будет моральным провалом для грешника и чем больше вопросов, тем глубже будет разверзаться пропасть. Перед мудрым Богом неразумный человек никак не оправдается!
Понимаете ли вы это, дорогой читатель? Сегодня вам представляются вескими причины, из-за которых вы пренебрегаете Христом, церковью, нормами библейской морали, но перед премудрым Богом вы не посмеете сослаться на них.
2. Бог могущественен, и слабый человек никак не оправдается пред Ним
«Он передвигает горы, и не узнают их: Он превращает их в гневе Своем; сдвигает землю с места ее, и столбы ее дрожат; скажет солнцу, — и не взойдет, и на звезды налагает печать. Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря; сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга; делает великое, неисследимое и чудное без числа!» (Иов 9:5-10).
Взгляд в ночное небо, усеянное звездами, смиряет человека. Пред необъятным космосом он ощущает себя абсолютным ничтожеством. Еще более впечатляет и подавляет человека могущество Бога. Иов говорит: «Бог передвигает горы, как пушинки, Он переворачивает их, вверх дном, Он сотрясает землю и меняет облик континентов, Он повелевает солнцу и созвездиям двигаться по орбитам. Могущество Бога парализует волю человека к оправданию. Кто я в сравнении с всемогущим Богом?» Праведный Даниил повествует о своем состоянии во время встречи с ангелом: «…во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» (Дан.10:8-9). Заметьте, Даниил был позван не на суд, а для получения важного откровения, и даже на это явление ангела он отреагировал оцепенением! Что же будет на вечном суде с грешниками? Понимаешь ли ты это, дорогой друг? Русский поэт Надсон попал в точку, сказав: «Нет, перед Ним я нем, глубокое сознание моей ничтожности смыкает мне уста…»
3. Человек-плоть никак не оправдается перед невидимым Богом!
«Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется и не замечу Его» (Иов 9:11).
У Бога более выигрышная позиция, чем у плотского человека. Бог видит человека насквозь в любое время и в любом месте, а человек не способен увидеть Бога. Бог может позвать человека на суд, а человек Бога не может. Бог ведет Себя как царственный Владыка небесных, земных и преисподних. Он дает Себя увидеть тем, кому захочет. Бог и человек равны, и все преимущества на стороне первого. За Богом последнее слово, Он никому не подотчетен: «Возьмет, и кто возбранит Ему? кто скажет Ему: что Ты делаешь»? Поэтому Христос призывал бояться Бога: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28). Пред таким Богом человеку ни за что не оправдаться!
Иову это было ясно как день:«Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни.Тем более могу ли я отвечать Ему и приискивать себе слова пред Ним? Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего».
Пред вышней волей Бога следует преклониться, а не перечить ей!
4. Бог свят, и грешный человек не оправдается перед Ним!
Прежде всего, греховность находит свое выражение в неверных представлениях о Боге. Каково наше понимание Бога, такова будет и жизнь. Вот почему основная атака дьявола направлена на наше мышление: «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе» (2 Кор.11:3). Как только Ева вообразила, что Бог не способен наказать преступление, она согрешила. То же самое постоянно происходило и Израилем: «…ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои» (Пс.49:21). В подобную ошибку неверного суждения о Боге впадали ученики Христа. Во время бури на море они в испуге кричали Христу: «Тебе нужды нет, что мы погибаем!» (Марк 4:38). Увы! Также и праведный Иов не избежал неверных суждений о Боге! Он говорит о Нем как заблуждающийся, а значит грешный человек.
Иов сетовал:
- Бог не слышит праведника
«Если бы я воззвал, и Он ответил мне, — я не поверил бы, что голос мой услышал Тот…» (Иов 9:16).
- Бог незаслуженно карает праведника
«Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).
- Бог деспотичен
«Если [действовать] силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; [если] я невинен, то Он признает меня виновным. Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного» (Иов 9:19-22).
- Бог безразличен к страданию невинных
«Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмевается» (Иов 9:23).
- Бог дает благоденствовать нечестивым
«Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же? Дни мои быстрее гонца, — бегут, не видят добра, несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу» (Иов 9:24-26).
- Бог манипулирует виной
«Если сказать мне: забуду я жалобы мои, отложу мрачный вид свой и ободрюсь; то трепещу всех страданий моих, зная, что Ты не объявишь меня невинным. Если же я виновен, то для чего напрасно томлюсь?» (Иов 9:27-29).
- Бог втаптывает в грязь хороших людей
«Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои». (Иов 9:30-31).
Иова можно понять. Как и все, он исповедовал черно-белое богословие, согласно которому Бог воздает праведнику добром, а нечестивому злом. Иов не понимал, почему Бог стал относиться к нему как к самому злостному нечестивцу. Он судил о Боге с точки зрения своего ограниченного страдальческого опыта, не ведая широты и глубины премудрых Божьих планов. И в этом заключался его серьезный грех. Позже он услышит от Бога справедливый упрек: «кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов.38:2).
Иов не предполагал, что Бог, испытывая его, извлекает из его опыта великую пользу для него и для миллионов страдальцев. Он не предполагал, что апостол Иаков призовет верующих подражать его терпению: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:11).
Итак, Иов приходит к выводу, что человек ни за что не оправдается перед Богом. Он и Бог слишком разные, чтобы им встречаться на равных. «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд!»
Иов остро ощутил нужду в посреднике! В посреднике, который обладал бы в очах Бога достаточным авторитетом и мог бы представить интересы человека пред Ним и заключить мировое соглашение. Однако реальность была сурова: «…нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9:33).
В этом признании «нет между нами посредника» и заключалось жгучесть страданий Иова. Раз нет посредника, значит, никто не защитит меня перед Богом, никто не объяснит тайну моей отчаянной скорби.
Но все же Иов получил ответ на жалобу об отсутствии посредника! Сверхъестественным образом ему было явлено откровение об искупителе и вечной жизни. Он скажет: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов.19:25-27). В горниле отчаянного страдания для Иова воссиял посредник — Христос. Другого спасителя на свете нет. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». (1Тим.2:5).
Иисус стал нашим оправданием перед Богом. Он ответил за наши преступления Своими муками на кресте и вменил нам, верующим, в Него Свою праведность. Апостол Павел пламенно возвещал оправдание через заслуги Христа своим собратьям иудеям: «и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян.13:39). Он не стоял за ценой обретения этого несравненного блага: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил.3:7-9).
Значит ли это, говоря словами Джона Весли, «…что Бог судит о нас вразрез с реальностью, что Он оценивает нас лучше, чем мы есть на самом деле или уверен в нашей праведности, когда мы не праведны»? Значит ли это, что Он стал больше понимать людей и переквалифицировал грех из категории преступления в категорию болезни? Нет! Бог истины не изменяет стандартов святости. Он судит нас по истине и не оправдывает ни одного из наших беззаконий. Но все же Он оправдывает верующего.
На земле суды оправдывают людей по каким-то уважительным причинам: врачей, которые по независящим обстоятельствам не спасли пациента от смерти, полицейского, который в порядке самообороны убил бандита. У Бога так же была серьезная причина для оправдания грешника - драгоценная кровь Его возлюбленного Сына Иисуса Христа, пролитая ради спасения грешников. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим.5:8-9).
- Бог дарует оправдание тем, кто устал от себя самого, и плачет вместе с мытарем: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику».
- Бог дарует оправдание тем, кто все свое упование возложил на Христа и принял верой Его праведность
- Бог дарует оправдание тем, кто благословляет Святого Духа, когда Он сокрушает греховное «Я» обличениями, неудачами, скорбями.
- Бог дает оправдание тем, кто дорожит Голгофским подвигом Спасителя и благоговеет пред святым Писанием.
Оправдание провозглашает перед всей вселенной этих людей рожденными свыше, наследниками неба, членами Божьей семьи.
«Блаженны те, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты: блажен человек, которому Господь не вменит греха». Тому, кто оправдан, Бог «не вменит греха» к осуждению. Все его прошлые грехи в мыслях, словах, поступках — покрыты, заглажены и не будут упомянуты против него, будто их никогда не было. Бог не воздаст такому грешнику страданием, которое он заслужил, ибо Сын пострадал за него. С того времени, как мы «примирились с Богом», Он любит, благословляет и благоприятствует нам так, как будто мы никогда не грешили.
«И все, что в них еще остается грешным или несовершенным, также не будет засчитываться как грех или как порок, [и это также] ради Христа. Но весь человек — как его личность, так и его дела — должны зваться и быть [считаться] праведными и святыми исключительно по благодати и милости, излитой на нас и распростертой над нами во Христе». (М. Лютер)
Вот так разрешился серьезный вопрос Иова об оправдании. Разрешился для тебя и меня. Ты можешь находиться в дружеских взаимоотношениях с Богом, если примешь детской верой подвиг Спасителя! Сам ты не оправдаешься перед Богом, но если доверишь свое дело Христу, Он оправдает тебя!
Виктор Семенович Рягузов г.Самара
Тогда кто же получает оправдание? Апостол Павел нам ясно говорит — нечестивые. Бог оправдывает нечестивых и никого кроме нечестивых, ибо только грешники нуждаются в прощении, и что, как не грех, может быть прощено. Поэтому прощение напрямую относится ко греху и ни к чему другому. Именно наши беззакония Он «не вспомнит более».