Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Иоан.17:12) .
Иисус Христос хранит вас от вечной гибели!
Христос говорил Отцу, что данное Им бесценное сокровище – одиннадцать учеников, – Он сохранил в мире зла. От чего же хранил Христос учеников?
Хранил ли Он их от усталости?
Нет! Они редко отдыхали, ибо всегда были в пути.
От невзгод?
Нет! Им пришлось дважды терпеть бурю на море.
От неудач?
Нет! Однажды они не смогли изгнать демона из отрока и были этим очень расстроены.
От конфликтов?
Нет! Между учениками иногда возникали недоразумения, особенно по поводу первенства.
От злой критики?
Нет! Их критиковали за то, что они не постятся и недостаточно набожны.
От бедности?
Нет! Ради Христа ученики оставили свое имущество и родственников.
От прегрешений?
Нет! Ученики согрешали. Случалось, что они не пускали детей к Иисусу, проявляли маловерие, негодовали на двух выскочек-друзей, которым хотелось в небесах сесть поближе к Иисусу, просили разрешения погубить грубых самарян, не поддержали Христа в молитве…
От всего этого Христос не пожелал избавить милых Его сердцу учеников. Однако Он их избавил от большего зла: от опасности вечной погибели! На это указывают слова Господа «и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание». Это значит, что Он сохранил учеников от той погибели, которой в которую отправился Иуда. Христос не назвал Иуду даром Небесного Отца, но назвал его сыном погибели. Это значит, Иуда никогда не был спасен.
Нет ничего ужасней вечных мук. Джон Весли писал:
«Муки телесные и душевные безостановочны. Боль не знает передышки. Дым мучений их будет восходить днем и ночью. Днем и ночью! Именно так устроен наш мир… Ночь не знает перерыва, но это не принесет облегчения тем, кто проклят. Тьма не навеет на них сон… и страдания их будут так невыносимы, боль так сильна, что они не смогут забыться ни на миг. Да, ни на миг! И нет конца этим мукам! Даже не помыслите об этом! Они продлятся вечность, никак иначе! Кто способен сосчитать капли дождя, морские песчинки, число дней в вечности? Всякое страдание облегчается, если есть надежда на освобождение, пусть и слабая. Но здесь
Надежде, близкой всем, заказан путь…
Пройдут миллионы дней, годов, веков, а мы — лишь на пороге вечности! И нам так же далеко до конца телесных и духовных мук, как и миллион лет назад! Если они брошены в «неугасимый огонь», то все кончено»!
Грозила ли учениками возможность вечной погибели? Несомненно! Ученики были слабы духовно: они не понимали Христа, ошибались, даже разочаровывались во Христе. Эти падения не поставили крест на призвании учеников, ибо от окончательного поражения их хранил Христос! Он использовал неудачи и падения апостолов для их обучения смирению и вере. Помните, когда ученики спросили о причинах неудачи в изгнании беса, Христос сказал, что некоторые бесы могут выйти только от молитвы и поста, и ученики поняли важность этих духовных подвигов.
Если бы не защита от Господа, сатана давно бы расправился с учениками. Ведь этот обманщик, этот рыкающий лев может явиться как ангел света (2 Кор. 11:4). И в этом случае легко обмануться, приняв зло за добро. Однако Христос хранил Своих учеников в любых ситуациях! «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Иоан.17:12).
Я назову семь способов, использованных Господом для охраны Своих последователей.
1. Господь хранит чудом возрождения
Христиане – новое творение (2 Кор.5:17). Они – причастники Божьего естества (2 Петр.1:4; Евр.3:14). Через возрождение они приобрели новую природу, которая противится плоти и отвергает жизнь во грехе, как неприемлемое дело. Возрождение происходит при обращении к Господу и является делом самого Бога (Иак.1:18). Оно знаменует собой переход из смерти в жизнь, из рабства сатане под власть Бога, из стана врагов в стан вечных друзей. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет.2:9-10).
Возрожденный человек не может жить без Христа, как малый ребенок не может жить без матери.
Апостол Иоанн указывает на четыре признака возрожденного человека:
а) «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:9). Отвержение греха – вот голос новой природы!
б) «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него». (1Иоан.5:1). Любовь ко Христу – вот голос новой природы!
в) «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Иоан.5:4).
Победа над похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской – вот голос новой природы!
г) «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Иоан.5:18).
Находить удовольствие в чистоте – вот голос новой природы!
Это очень важные утверждения! Вопрос духовной устойчивости в первую очередь упирается в факт возрождения. Господь «не хранит» некоторых верующих от падения просто потому, что они не возрождены! И через эти болезненные переживания они убеждаются в ложности своего религиозного опыта и побуждаются к поиску подлинного обращения. «Когда у человека не получается жить по-христиански, почти всегда это не получается потому, что он ничего не получил. Единственный отличительный признак спасенного человека в том, что он что-то получил от Иисуса Христа… Обращение это не рождение свыше. Сегодня проповедники это часто забывают. Рожденный свыше человек знает, что его рождение произошло потому, что он получил что-то в дар от Всемогущего Бога, а не потому, что он сам так захотел. Люди ведут учет своим обетам, скрепляют своей подписью обязательства, исполняются решимости выполнить то, что обещали, но к спасению это никакого отношения не имеет» (О. Чемберс)
Симулированное обращение происходит тогда, когда духовные факторы возрождения – Святой Дух и Слово, подменяются человеческим духом и словом. Когда мы создаем в церкви атмосферу любви и принятия, когда никто не мается от безделья, но задействован в малых или иных группах служения, когда проникновено поет хор, когда проповеди эмоциональны и обращены к переживаниям слушателей, когда людям предлагается принять решение и обратиться, но при всем этом не действует обличительная сила Святого Духа, тогда и происходят ложные обращения. Ведь человек отзывчив на человеческую любовь и внимание, и в ответ на нее он исполнит просьбу о покаянии и крещении.
В начале 90-х годов, когда прилавки были пусты, наши собратья из Германии неоднократно присылали гуманитарную помощь в виде продуктов питания и одежды. О сколько людей присоединялось тогда к церкви «из гуманитарных соображений»! Но с прекращением помощи эти «христиане» забыли дорогу в церковь.
Мой незабвенный друг, Иван Адамович Тоги, любил приводить такое сравнение: «Представьте ручку с черными чернилами. Если ее обмакнуть в красные чернила, то некоторое время она будет писать красным, а потом опять собьется на черный цвет. Вот если бы ее заправить красными чернилами, она ими всегда бы и писала! Так происходит с некоторыми людьми. «Обмакнувшись» в христианскую среду они некоторое время ведут себя довольно прилично, пока не окончится внешнее влияние и в них снова не заговорит старая жизнь. Тогда их снова «обмакивают» в христианство и они снова некоторое время показывают христианские повадки…С такими верующими мучаются церкви всю жизнь. Но, в конце концов, внутренняя испорченность пересиливает все доброе внешнее влияние, человек уходит в мир. Пес вернулся на свою блевотину, а вымытая свинья пошла валяться в грязи (2 Петра 2:22). Мы сокрушаемся: человек отпал! На самом же деле он никогда еще и не припадал к Господу. Была всего лишь убедительная симуляция христианства. Нас может сохранить от падения новая природа!»
2. Господь хранит ходатайственной молитвой
Об этом мы много говорили в главе, посвященной молитве Христа за нас. Мы останавливались на словах Христа Петру: « Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук.22:31-32). Вывод, который следует из этих слов, очевиден: ученикам Христа противостояла великая сила сатаны. Их, как и пшеницу, не трудно смешать с грязью, или бросить в почву, или измолоть в муку. Однако силе сатаны противостояла могущественная молитва Христа. Ею ученики были сохранены в лютых искушениях. И хотя они временно впадали в неверие и депрессию, последнее слово было все-таки за Христом. Он их вывел из ущелья смертной тени в цветущую долину радости.
Послание к евреям наполнено описанием славного молитвенного служения Христа за свой народ. «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25).
«И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр.9:15).
Каждым прожитым днем мы обязаны молитвам Христа! «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в [страну] молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня. При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93:17-19).
В наших молитвах нет силы. Наши молитвы никого не спасут. Однако есть сила и есть спасение в молитвах Христа! Они не подведут! Знай, дорогой брат и сестра, что Бог непрестанно помнит о тебе!
3. Господь хранит Своим Словом
Если христианская жизнь – это следование по узкому пути, проложенному Христом, то мы сможем увидеть на нем путевые знаки, ориентируясь на которые, избежим многих опасностей. И Бог такие знаки оставил в Своем слове.
Мы найдем в нем предписывающие знаки, которые указывают направление нашего движения:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф.7:7).
«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение» (Еф.5:1-4).
«… поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16).
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:19-20).
Бог поставил знаки, предупреждающие об опасностях: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:7-8).
Бог поставил знаки приоритета, чтобы мы могли отличать главное от второстепенного: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33).
«ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3).
Бог поставил запрещающие знаки, чтобы мы знали, куда нам идти не следует:
«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15).
Бог поставил указательные знаки:
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31).
Всякий нормальный христианин, следуя этим знакам, непременно доберется до вечности. Ведь до нас той же дорогой прошел Иисус. Однако если кто-то ненароком станет нарушать «правила благочестивого движения», Дух Святой проговорит ему: «и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево» (Ис.30:21). А против «лихачей», сознательно нарушающих Божий закон, последуют очень суровые санкции либо от церкви, либо от самого Господа: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:29-32).
Вот почему нам так важно изучать Священное писание – оно уберегает нас от греха и ошибок!
4. Христос хранит Своей могущественной силою
Давайте прислушаемся к удивительным словам апостола Павла, которые звучат как сладкий гимн могуществу Христа: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:35-39).
Нигде не сказано, что Христос сохранит нас от горя или искушения, но сказано, что сохранит в горе и искушении. Для этого Он обладает достаточной силой. Он продемонстрировал ее ученикам во время бури на море, при изгнании демонов, при исцелении больных. Но более всего сила Христа явлена в поднятии грехов людей на крест Голгофы и в победном воскресении.
Заинтересованность Христа в нашем спасении должна стать основанием твердой уверенности в нем. Мы не должны представлять дело спасения следующим образом: Господь возродил нас свыше, очистил от всех скверн и сказал: «Теперь вы чисты, если желаете, следуйте за Мною, если же нет, идите в ад, ведь у вас есть теперь право выбора!» Нет! Господь весьма заинтересован в нашем спасении, Он приложит все силы, чтобы сатана, мир и плоть не превозмогли нас! А иначе зачем Он приходил страдать на Голгофе? Зачем возрождал свыше? Зачем крестил Духом Святым?
Мы иногда представляем Бога настолько щепетильным и обидчивым, что из-за любого нашего просчета Он гневается и скрывается в Свою комнату. Такого Бога Библия не знает! Она возвещает, что к своим детям Бог милостив и долготерпелив. Он строг только к отступникам (Рим.11,22).
Апостол Павел доверялся могуществу Господа: «По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим.1:12) «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь» (2 Тим.4:17-18).
Павлу вторит апостол Иуда: «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь» (Иуд.1:24-25).
Апостольская уверенность зиждилась не на дешевом оптимизме «Думай только о хорошем!», а на понимании горячей заинтересованности Христа в том, чтобы любой ценой сохранить своих овец среди волков и на Его способности сделать это. И вас хранит сила Христа, и вы можете рассчитывать на ее покровительство!
Виктор Семенович Рягузов г.Самара
Благодарение Богу за эту духовную пищу,помогающую в противостоянии окружающему миру, погрязшему в лжезаблуждениях, которые ласкают слух людей и оборачивают все «суетой сует»: без Бога ученость оборачивается в цинизм, величие — в томление духа, наслаждение — в неудовлетворенность, труд — в тяготы, философия — в бессмысленность, вечность — в недостижимость, жизнь — в уныние, религия — в страх, богатство — в беспокойство, существование — в разочарованность, мудрость — в безысходность.Благодарение Богу за Его долготерпение, удержание гнева Божьего Всемогущественной рукой, милосердие Божие и время благодати для спасения грешников и покаяния отступивших от Него.