Принцип второй: молитесь, проникнувшись духом единения с народом Божьим!
Христос учил, чтобы мы, творя молитву, не только говорили «отче», но и прибавляли притяжательное местоимение «наш». Это местоимение вставлено не случайно. Мы не должны произносить его мимоходом, не обращая внимания на его значительный вес. Мы не в единственном экземпляре у Бога! Через рождение свыше мы введены в великую Божью семью, состоящую из старцев и стариц, мужчин, женщин, юношей, девушек и детей. Кто-то из древних отцов церкви сказал: «Тому Бог не отец, кому церковь не матерь». С этим утверждением нельзя не согласиться.
Бог проводит серьезное различие между Своими детьми и детьми греховного мира: «Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их» (Пс.33:16-23). «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Пс.144:18-20). Понятно, что по своей великой любви и милости Бог дарует физические блага даже неблагодарным и злым. Он отвечает на некоторые искренние молитвы необращенных людей, но общаться по-отцовски Он может только со Своими детьми. И только Его дети могут с нежностью обращаться к нему: «Авва, Отче».
Как же единство с народом Божьим влияет на молитву?
• Если вы будете в единстве, вашим молитвам не будет никаких препятствий.
Бог обращает самое серьезное внимание на наши взаимоотношения с церковью: присутствует ли в них равнодушие, враждебность, непрощение. Бог отказывается принять молитвы людей, находящихся во вражде друг с другом, даже если бы они молились с воплем, проливая потоки слез.
Бог говорит через пророка Исайю: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!». Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное» (Ис.58:4-9).
Таким образом, Бог возложил на свой народ пожизненный пост в смысле воздержания от всего, что разрушает отношения.
Иисус учил: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Матф.5:23,24). Господь подчеркнул, что даже благодарственные молитвы, сопряженные с жертвоприношениями, не примутся Богом, если отсутствуют нормальные отношения с ближними.
Мы должны помнить следующее: Бог принимает на свой счет все оскорбления, огорчения, которые мы наносим нашим ближним, точно так же как мы относим на свой счет оскорбления, нанесенные нашим супругам, детям или друзьям. Он воздает за эти оскорбления, закрывая небо для молитв обидчиков.
Построение взаимоотношений далеко не простой процесс. Верующие не одинаковы. Они различаются по своему темпераменту, складу ума и духовному состоянию, и эти различия, несовпадения иногда приносят проблемы. Апостол Павел писал: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фесс.5:14).
В этих словах представлена объективная картина духовного состояния членов церкви апостольского периода.
Среди весьма замечательных членов церкви были и не вполне кристально чистые люди! К церкви прибились бесчинные люди, т.е. не подчиняющиеся установленному порядку. Поскольку они сами себе закон и принимают исключительно то, что им нравится, а что не нравится энергично отвергают, то с ними трудно сладить, их хочется обойти десятой дорогой. Апостол же повелевает их вразумлять. Задача заведомо непростая! При вразумлении же без недоразумений не обойтись.
В церкви всегда будут малодушные, иначе говоря, слабовольные, нерешительные люди. Порой они досаждают нытьем и жалобами. Они сомневаются в своем спасении, теряют мужество в искушениях и жаждут постоянного внимания и заботы. Однако и такие верующие не должны быть брошены на произвол собственного настроения. Их нужно утешать и ободрять: «Вы любимы Господом, Он доведет вас до неба! Не унывайте, ныне ближе к вам спасение, чем когда вы уверовали! С Божьей помощью, вы преодолеете ваши проблемы!»
В церкви были и слабые – больные физически или духовно люди. Им требовалась серьезная моральная или материальная поддержка.
Понятно, что бесчинные, малодушные и слабые люди не украшают церковь — они словно черные дыры во вселенной поглощают время и силы. Может возникнуть искушение от них отгородиться неким прозрачным щитом — ты их видишь, но не слышишь. Или попытаться найти церковь, блистающую одними героями…
Однако прежде чем с ними распрощаться, полезно было бы спросить себя: «А считает ли их Бог Своими?». Если да, то мы не имеем права ими пренебрегать! Мы должны вместить их в свое сердце и помочь им преодолеть проблемы своего характера. В этом и заключается дух единения.
Моисей был наделен немалыми природными способностями, которые помогли ему блестяще освоить египетскую премудрость, искусство управления армией и страной. Он хорошо умел разбираться в людях. И когда его же собратья доложили фараону, что Моисей убил египтянина, нападавшего на еврея, он вынужден был убежать из страны. Моисей понял, что характер его народа непростой. Зная это, он все же решился стать вождем Израиля. Что дало силы Моисею отважиться на этот шаг? Решающим в выборе Моисея было Божье избрание. Он не мог отказаться от тех, кого принял Бог. Апостол Павел писал: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11:24-26).
Если мы последуем примеру Моисея, мы останемся с церковью, потому что ее избрал Бог! Мы будем любить ее, потому что ее любит Бог! «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2Кор.5:14).
Если мы не приросли сердцем к церкви, у нас обязательно возникнут проблемы с ответами на молитву. Апостол Петр пишет: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет.3:7).
Когда в браке «наше» заменяется на мое, он перестает существовать как брак. Но если вы намерены сохранить «наше», то брак переживет временные трудности.
• Если вы будете в единстве, ваши молитвы будут глубокими и разнообразными.
Бог задумал церковь школой духовного обучения. Мы учим друг друга пониманию Писания, правильным отношениям, поклонению и, конечно, молитве. Когда мы слушаем молитвы служителей или простых верующих, мы учимся у них как разговаривать с Богом. «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Прит.27:17).
Когда мы узнаем о нуждах других, наш молитвенный план расширяется, и мы начинаем ходатайствовать пред Богом за наших братьев и сестер. Я знал одну благочестивую пожилую пару, которая вела список молитвенных нужд. В этом списке значилось около 200 имен, которые включали и бомжа, обитающего в подвале и градоначальника! Можно ли было назвать их молитвенную жизнь скудной и однообразной?
• Если вы будете в единстве, ваши молитвы будут усилены молитвами других
Апостол Иаков призывал верующих: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16)
Вспомните, как нарушились взаимоотношения Иова с его тремя друзьями. Поранив друг друга, все они духовно заболели. Бог обличил их в грехе бессердечного обращения с другом. Подавленные Божьим обличением, они не могли толком помолиться и получить Божье прощение. Но когда по указанию Господа Иов помолился за них, помолились так же и они. Так их взаимоотношения исцелились.
• Если вы будете в единстве, ваши молитвы будут сопровождаться ходатайством Духа
«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26).
Мы бываем недовольны нашими молитвами, находя их то однообразными, то неглубокими, то вялыми, то поспешными. Мы понимаем, что Господь достоин от нас намного лучшего поклонения, чем мы в состоянии принести. Ходатайство Духа исправляет присущие нашим молитвам огрехи и несовершенства. Однако Святой Дух ходатайствует именно за тех, кто находится в единстве с народом Божьим. На это указывают местоимения «нас», «мы». Тот, кто не имеет единства с церковью, препятствует ходатайственной молитве Святого Духа.
Сохранение единства с Божьим народом требует некоторых усилий с нашей стороны. Мы сохраним единство с церковью, если научимся прощать слабости наших братьев и сестер: «…снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3:13).
Также единство с Божьим народом станет все более прочным, когда мы возьмем за правило помогать братьям и сестрам в их нуждах. Так и должно функционировать Тело Христово, в котором о меньшем проявляется большее попечение.
Дух единства сохраняется и когда мы разделяем общение с народом Божьим: «…не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13:16).