Одной из актуальных проповедей всех времён и народов является проповедь о коварстве и пагубности греха. Однако, сколько бы не надрывали голос проповедники, сколько бы не живописали любовь Христа, сколько бы не грозили грешникам адскими муками, грех только умножается в мире. Люди не видят в нем особой беды. Страх перед святым Богом утерян: по мнению большинства «Бог не судья, а тренер», «Мое тело — мое дело, что хочу, то и творю». Кто-то сказал: «Раньше ходили к священнику, чтобы замолить грехи, теперь ходят к психологу — чтобы их оправдать». Однако Божье отношение к греху не меняется — Он ненавидит грех. Не меняется и возмездие за грех — смерть.
К сожалению, в Коринфской церкви грех стал обыденным делом: верующие враждовали и судились друг с другом, впадали в аморальность, гордились, отвергали авторитет Павла. Все это сильно беспокоило апостола, удручало его сердце и он предупреждал церковь о серьёзных последствиях греха. 1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2 и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3 и все ели одну и ту же духовную пищу; 4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. 6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. 7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. 8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. 9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. 10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. 11 Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. 12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. 13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор.10:1-13).
Предупреждения Павла были адресованы, прежде всего, к братьям: Не хочу оставить вас, братия, в неведении. Мужчины руководили церковью и задавали тон ее жизни. Их призывает апостол учить церковь об обольстительности, гибельности, мерзостности и наказуемости греха.
1. Первое предупреждение: грех обольстителен!
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
Павел приводит коринфянам примеры из истории Израиля. В ней даны предупреждения, к которым важно прислушаться. Одно из них об огромной обольстительной силе греха даже для тех, кто испытал в своей жизни немало Божьих чудес. Павел вспоминает о чуде ветхозаветнего крещения: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море. Как только евреи вышли из Египта, хорошо вооруженная армия фараона погналась за ними, чтобы вернуть их работать на кирпичных заводах и строительстве городов. Увидев конницу фараона, израильтяне вскричали от страха, полагая, что им пришёл неминуемый конец. У египтян были отличные колесницы, у евреев только мотыги и палки. Однако Божье облако встало между ними и египтянами, и те не смогли к ним приблизиться. Так израильтяне крестились в облако Божьего Присутствия, которое спасло их от истребления. Затем по приказу Моисея море расступилось и израильтяне прошли по дну между стенами воды на другой берег. Так они крестились в море. Вдобавок, они были крещены в Моисея, поверив в его призвания вождя. Это удивительное тройное крещение в облаке, в море и в Моисея было знаком их спасения от египтян.
Когда египтяне пошли тем же путём, море сомкнулось и потопило их. Увидев гибель своих врагов, евреи воспели хвалебную песню Богу. С их ужасным прошлым было покончено навсегда. Как можно было забыть это потрясающее событие? Оно часто вспоминалось в псалмах столетия спустя. Пережить такое избавление — великая привилегия!Однако даже трижды крещенных грех смог прельстить и погубить!
Но это не все чудеса! «все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». Пищей евреев была манна, которую они получали каждое утро с неба в течении сорокалетнего странствования. В еврейских преданиях говориться, что за евреями неотступно следовала Божья скала, снабжавшая их водой. И за манной и за водой из камня незримо присутствовал Христос. Он назывался тогда Ангелом лица Божьего и сопровождал их в пути, давая им физическую и духовную пищу, не позволяя ветшать обуви и одежде народа.
Однако обладание привилегиями не гарантировало от несчастий и искушений. Когда в пути возникали различные трудности, грех обольщал евреев: «Ваши вожди недальновидные и выбрали наихудший маршрут. Вам их нужно заменить и вернуться в Египет, где вы ели рыбу, огурцы, лук и чеснок, а жили не в душных палатках, а домах». За восстание против Моисея израильтяне были наказаны и дорога в два года пути до страны обетованной растянулась на 40 лет странствия по безлюдной пустыне, пока не умерло бунтовавшее население от 20 лет и выше. Действительно, не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
Бог продолжал снова и снова учить свой народ, что полученные славные привилегии сами по себе не защищают от обольщения грехом. Они работают только в контексте святой жизни. Так, во времена судей, израильтяне взяли в сражении с филистимлянами ковчег завета. Они надеялись, что великая святыня принесет победу. Однако Израиль потерпел сокрушительное поражение, ковчег был пленен врагами, первосвященник умер от паралича, его двое сыновей, носившие ковчег, были убиты. Причиной «бесполезности» ковчега оказались грехи мздоимства и аморальности священнослужителей.
Царь Давид имел привилегии мужа по сердцу Бога, псалмопевца и пророка. Однако они не спасли его от обольстительного греха и сурового наказания: он потерял четырех сыновей, от него отвернулась большая часть народа во время восстания Авессалома, он рано ушел из жизни. Имя царя Соломона гремело по все земле. Ему явился во сне Господь и говорил с ним. Он наградил царя необыкновенной мудростью и сделал его соавтором Писания. Его мудрость приводила в изумление правителей окрестных стран. Он построил в Иерусалиме великолепный храм во славу Господа, в котором пели лучшие певцы Израиля и служили лучшие священники. Однако и он был обольщен грехом идолопоклонства и впоследствии Господь предал Иерусалим — одно из семи чудес света — разрушению. Для Бога наибольшим значением обладает святость человека, а не священные реликвии или обряды. Когда нет святости, Бог уничтожает реликвии.
Предупреждение Павла актуально и для нас. Грех может обольстить тех, к кому Бог некогда был близок, кого Он миловал и спасал, кого поил и кормил, радовал и утешал. Славные благословения крещения духом и водой, славная привилегия причастия хлебом и вином, могут быть обесценены грехом.
Много лет тому назад одна симпатичная девушка пела под гитару: «вдохни мне в душу святого огня, чтоб светил мне в пути он до самой могилы». Прекрасная песня трогала ее душу и она с удовольствием исполняла ее на общениях. На работе к ней прикрепили комсомольца, чтобы ее перевоспитать. Перевоспитание вылилось в отношения и она вышла за него замуж. Муж строго — настрого запретил ей общаться с верующими. Однажды воскресным днем они отправилась на рыбалку. Резиновая лодка неожиданно перевернулась, и, не умевшая плавать женщина, утонула. И всего ей было на тот момент 29 лет…
Вспоминаю талантливого проповедника начала 2000 годов, которого мы любили слушать. Теперь он на весь интернет возглашает: «Не ходите к протестантам, я там был… вы там ничего не найдёте!». Как горько слышать эти слова! Грех обольстителен и может возобладать в тех, кто пережил немало благословений! Важно иметь правильное начало, но еще важнее — правильное продолжение. Верность Господу должна быть нашим ежедневным выбором.
2. Второе предупреждение: грех разрушителен
На 3 конгрессе славянской молодежи в США, прошедшем три года назад, авторитетные служители отвечали на вопросы. Участников было несколько тысяч, и вопросов набралось много. Их очередность определялась путем голосования участников конгресса: какой вопрос набирал большее число голосов, тот и озвучивался. Очень много места заняли вопросы о рамках допустимого: можно ли пить вино? можно ли просто так дружить и целоваться? можно ли приобрести оружие? можно ли одеваться по моде и исполнять рэп в церкви? Тематика вопросов не удивительна: христиан всегда волновал вопрос о границах допустимого. Никто не хочет накладывать на себя ненужные ограничения, никто не желает прослыть ретроградом. Если нечто приносит удовольствие, зачем от него отказываться?
Эти вопросы славянской молодежи США стары как мир. Они звучали и в коринфской церкви: а что плохого в участии в языческих празднествах, в театральных представлениях и жертвоприношениях? Праздники у язычников были веселыми, на них выступали знаменитости и почему бы не порадоваться вместе со всеми? Какой смысл накладывать на себя излишние ограничения? Это вопросы культуры, а не веры!
Апостол Павел видел серьезную опасность вседозволенности в том, что она разрушает причастность верующих Господу: Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. 15 Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. 16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 17 Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба. 18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
Апостол Павел призывает верующих решительно избегать участия в языческих обрядах, на которые их приглашали неверующие друзья и знакомые. Этот призыв Павел подкрепляет аргументом вечери Господней. Вечеря есть приобщение к Христу: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Христос — наша жизнь и наша песня. Его драгоценной Кровью мы искуплены, чтобы Им наслаждаться и жить по Его воле. Кто ходит на языческие пирушки показывает, что одного Христа ему не достаточно: требуются греховные добавки для ощущения вкуса жизни. Ведь если вы радуетесь языческим действиям, значит одобряете их веру в бесов и безнравственность. Однако не получиться участвовать в вечере и ходить путями греха. Ведь если Своей драгоценной Кровью Христос приобрел нас в собственность Себе, то у Него все права на наши тела и души, на наше время и деньги. В послании к Галатам сказано: Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Гал.1:4). Поэтому соучастие в мирских праздниках противоречит цели Христова искупления.
Когда Моисей осознал, что он еврей, и его народ избран Богом и нуждается в освобождении, то «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11:25,26).
Участие в вечере требует безраздельной чистоты и верности Господу. Здесь — третий лишний. Бог говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан.2:15,16). Если верующий участвует в языческих обрядах, он обесценивает для себя жертву Христа, делает Его не заслуживающим глубочайшего почтения и преданности. Он представляет Его существом десятого сорта, с отсутствием собственного достоинства и способности поддерживать моральный порядок во вселенной. В этих условиях вечеря становиться лицемерием и человек участвует в ней формально, как Иуда, которому Христос на пасхальном ужине омыл ноги, подал кусок хлеба.
Так же вседозволенность разрушает церковь: Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 17 Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба. Во время вечери дети Божьи приобщаются друг к другу, что показывает история Израиля: Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, участники ли жертвенника? При жертвоприношении некоторые части животного сжигались на жертвеннике, оставшиеся же съедались при скинии семьей и приглашенным к этому обеду священником, закалавшим жертву. Таким образом, мясо на жертвеннике и на столе было от одного животного и через трапезу израильтяне приобщались и к жертвеннику и к удовольствию совместного общения.
Мы нередко забываем о сущности церкви, как тела Христова, в котором проблемы одного члена становятся проблемой всех и грех одного грехом всех. Бог рассматривал Израиль как единый народ, как Свое жилище. И Он призывал хранить его чистоту: «ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих, а стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор.23:14).
Когда Ахан нарушил заклятие, Израиль потерпел поражение, то Бог не сказал: «Ахан согрешил!». Он сказал: «Израиль согрешил!». И когда некоторые коринфские верующие грешили на мирских вечеринках в честь идолов, грешила вся церковь. Не думайте, что ваш грех касается вас одних. Он влияет на всю церковь.
Один молодой человек задал Джону Пайперу вопрос: может ли он отлучить сам себя от церкви за блуд, от которого не может отказаться? Этот человек понимал, что наносит ущерб церкви и из-за него она терпит поражение. «Хотя мысль об этом разбивает мне сердце, я лучше буду пребывать в одиночестве в своем грехе, чем запятнаю им церковь». Участие в вечере никак не совместимо с участием в языческих практиках!
3. Третье предупреждение: грех мерзостен.
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? 20 [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. 21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
Идоложертвенная пища и демоны не могут повредить верующему, ибо те находятся под защитой Иисуса Христа. Бесы боятся тех, кто боится Бога. Евангелие повествует, что бесы боялись Спасителя и с криком ужаса оставляли людей. Они видели во Христе своего мучителя. Бесы боялись апостолов. Однако участие верующих в языческом поклонении меняет этот порядок — бесы не боятся опутанных грехом верующих. Более того, они вступают с ними в общение. Павел огорошил христиан заявлением: Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Общение с бесами является результатом расширения рамок дозволенного. Наша проматерь Ева расширила рамки дозволенного, вкусив запретный плод, и вся планета с миллиардами живых существ стали царством дьявола, страданий и смерти. Ее сын Каин еще больше расширил рамки дозволенного и поднял руку на праведного брата Авеля. Царь Саул отчаявшись молчанием Бога, вопреки запрету Писания, решил узнать у волшебницы о своей судьбе, и был убит на поле брани. Апостол Петр не внял предостережению Иисуса о просьбе сатаны сеять учеников Христа как пшеницу, и позорно отрекся от Него. Анания и Сапфира через грех лжи вошли в соприкосновение с сатаной и пожали смерть. Блудник в Коринфе был предан сатане во измождении плоти и угодил в такие страдания, что Павел опасался за его жизнь. Всякое соприкосновение с бесами приводит к несчастью!
Дорогие друзья! Враг души хочет нанести вам ущерб, внушая расширить границы дозволенного. Некто сказал: «Чтобы делать добро Бог дал десять заповедей, а Сатана только одну: «делай, что хочешь».
Супруги Джеремия и Дженифер Фостер организовали в 2015 году харизматическую церковь, которая стала самой быстрорастущей церковью в Америке и за короткое время достигла 12 000 человек. Однако, несмотря на внешний успех, у них отсутствовал успех внутренний. Дженифер признавалась, что именно она расширила границы дозволенного. «Мы женились. И буквально во время медового месяца проявилось жестокое обращение. Только оно исходило не от мужа. Оно исходило от меня. Я яростно спорила и дралась. Когда я ругалась, а он не отвечал мне таким же образом, я не могла сдержать свой гнев и обрушивала его на него». Пастор так же попал в искушение расширить рамки дозволенного и год тому назад признался церковному совету, что согрешил с женщиной. Его отстранили от служения, семья распалась.
Дорогие друзья! Рамки дозволенного даны нам в Священном Писании. Сказано: законом, т. е. Писанием, познается грех. Нам нужно держаться его рамок. Человек может в силу определенных обстоятельств накладывать на себя рамки дозволенного, которые могут оказаться уже Писания. Так например, Иеффай давал обет принести в случае победы первое, что выйдет из ворот его дома, Иоанн Креститель принял для себя аскетический подвиг — жить в пустыне, носить грубую одежду, питаться акридами и диким медом. Апостол Павел был готов отказаться от мяса и вина, если кто-то на это соблазнялся. Однако в отличии от библейских рамок, личные самоограничения не являются обязательными для других.
Нам никак нельзя выходить за библейские рамки в словах и делах, ибо тогда мы попадаем на бесовскую территорию, где не действует защита Бога.
4. Четвёртое предупреждение: вседозволенность неизбежно навлечет Божье наказание
22 Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Бог очень чувствительная личность! Он не может бесконечно терпеть самоуправство людей: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор.5:8,9). Когда верующие отвергают рамки Божьего закона и желают жить как хочется, они раздражают Бога, вызывает Его недовольство и гнев. Библия говорит: страшно впасть в руки Бога живого. В следующей главе Павел скажет «свободолюбивым» коринфяянам: у вас многие немощны, больны, немало умирает. «…Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:31,32). Эти наказания — немощь, болезнь и смерть — довольно серьезные и скорбные переживания.
Мы действительно не сильнее Бога! Он способен поставить на место весьма болезненным образом. Давайте вспомним историю пророка Ионы. Он воспротивился Божьему поручению проповедовать суд городу Ниневия. Бог сурово обошелся с непокорным пророком: Иона потерял общение с Ним, что для Божьего человека было великим горем. Затем, Бог послал ужасную бурю на море и люди сильно страдали от качки. Им даже пришлось побросать товар с корабля. Наконец, моряки решили узнать, из-за кого Бог наказал их бурей и бросили жребий. Жребий пал на Иону. Ионе пришлось дать о себе горькое свидетельство, что он пророк бегущий от лица Божьего. Думаю, для Ионы было огромным наказанием уронить в глазах людей авторитет Божьего пророка. Еще более унизительным было вынести себе приговор: бросьте меня в море. Для Ионы это означало конец служению и самой жизни. Отправиться на суд Божий в состоянии отступничества — огромное горе. Он оказался во чреве кита и это пребывание было сродни пребыванию в аду. Кромешная тьма, без пищи и воды, в глубоком самоосуждении, без надежды на спасение. «…Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных [богов] оставили Милосердного своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение».
Наказания Господни являются проявлением дисциплинирующей Божьей любви: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог постуает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12:6,7).
Мы живем в опасные времена, когда незыблемые границы Писания стираются, когда в ходу известный принцип «нельзя, но если хочется, то можно». Не будем смотреть на то, что позволяют себе люди, пусть примером для нас станет Иисус Христос и те христиане, кого благословляет Господь ответами на молитвы и ведет по жизни. Изучайте их жизнеописания и подражайте им! Великий Сперджен писал: «Если ты не умрешь для греха, ты умрешь за грех. Если ты не убьешь грех, грех убьет тебя. У того, кто смотрит на грех, спина обращена к Богу, у того, кто смотрит на Бога, спина обращена к греху».
Пусть нашим девизом остается: «Нет!» греху и «Да!» Богу!