Повиновение авторитетам

Повиновение авторитетам       Безусловное повиновение установленным Богом авторитетам отвергается этим миром. Психолог и актер Тимоти Лири говорил: «Думай за себя и сомневайся в авторитетах». Академик Виталий Гинзбург писал: «Излюбленным приёмом защитников религии являются ссылки на взгляды великих людей. Авторитет некоторых из них несомненен, но в данном случае спекуляции на их мнении в большинстве случаев совершенно несостоятельны: раньше всего нужно учитывать время, о котором идёт речь. В прошлом, скажем, в средние века, религиозная идеология была преобладающей, а современная наука только зарождалась. Каким же аргументом в пользу существования Бога может в начале XXI века служить, например, мнение замечательного учёного Паскаля, скончавшегося в 1662 г.?“ А между тем христианская вера зиждется исключительно на учении таких авторитетов, как пророки, апостолы, Иисус Христос. Отвергнуть или сомневаться в них — значит выбить опору из под своих ног. Так что мы стоим перед очень серьезным нравственным выбором, от которого зависит вечное счастье или несчастье. Пророки и апостолы и Сам Иисус Христос положили жизни за свои взгляды. И этот аргумент очень важен: разве кто -нибудь примет пытки и смерть за сознательную ложь? Мы обязаны считаться с авторитетами, иначе никакое преуспевание в жизни невозможно. 
 «Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.» Первое послание к Коринфянам 11:1-16
 Врач воинской части, в которой я служил в 1973 году, говорил: «Повиновение не заложено в наше существо. Все мы бунтари от рождения». С этим нельзя не согласится. Даже верующим бывает трудно покоряться Божьим заповедям. Вот почему Павел использует три мощных аргумента для убеждения верующих в необходимости вырабатывать в себе покорность духовным авторитетам.

 1. Повиновение авторитетам — вселенский принцип 

  Павел начинает рассмотрение вопроса о молитвенном покрывале с комплимента братскому совету коринфской церкви: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.  Эта похвала должна мотивировать руководящих братьев серьезно внимать наставлению Павла для созидания библейского порядка в церкви. [3]  Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Из слов апостола выходит, что абсолютно свободных людей на свете нет. Все кому- нибудь да подчиняются: рабы — господам, дети — родителям, жена — мужу, муж — Христу, Христос — Богу Отцу. Свободен от подчинения только Бог!
         Без подчинения высшему авторитету, в мире восторжествует анархия, которая, если говорить серьезно, матерью порядка быть не может. Матерью порядка является подчинение авторитетам. Таковыми являются Бог, Библия, начальники, пастыри, родители, муж. Непослушание рано или поздно принесет с собой горькое возмездие. Пророк Самуил сказал царю Саулу, который не послушал Божье повеление дождаться его прихода и сам совершил жертвоприношение: «… неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем].» (1 Цар.15:22-23).
         Увы, всех нас постигает искушение выйти из круга вселенской обязанности. Пример Христа поможет нам остаться в нем: если мудрейший и светлейший Иисус был послушен Небесному Отцу до смерти и смерти крестной, послушание нужно и нам! Мужчины и женщины! Ищите лица Христова, учитесь чувствовать Его и повиноваться Ему! Если вы не повинуетесь Христу, и вам никто повиноваться не будет!

2. Повиновение авторитетам должно иметь внешнее выражение

 Для мужчины во время богослужения знаком его лидерского положения являлась непокрытая голова. Он не должен был нарушать это правило.  [4] Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.  В языческом культе священники, чтобы придать себе величие, молились и приносили жертву богам с покрытыми головами. Возможно, у кого-то из братьев в Коринфе возникло желание подражать мирским священникам и они молились и пророчествовали с покрытой головой. Что с точки зрения мира возвышало мужчину, то с точки зрения апостольского учения, его унижало. Верующий мужчина не должен вносить мирские манеры в свое поведение.
          Однако не только с братьями были проблемы в Коринфе. У сестер их то же хватало. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.  Как мы говорили ранее, коринфянам было присуще неудержимое стремление к мирской мудрости и свободе. Некоторые женщины в церкви, стремясь уровнять себя в правах с мужчинами, не покрывали головы. Возможно, они использовали в качестве оправдания слова Павла «во Христе нет ни мужского пола, ни женского» и невольно стирали различие между полами. Раз мужчины молятся без покрывала, будем без покрывала молиться и мы. Апостол Павел был очень категоричен в оценке свободолюбия сестер: Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.  Павел говорит резко и определенно: если вы не хотите покрываться, доведите свою непокорность до конца: сбривайте волосы и живите в бесчестии. В его время отстриженными, обритыми и без покрывала ходили блудницы, над которыми не было мужской власти. Поэтому если женщина не хотела покрываться, она ставила себя на одну ступень с ними. Это унизительно! Знак покорности на голове должен служить усмирению женских амбиций и поощрять мужчин к лидерству.
         И в самом деле: жизнь в мире не обходится без знаков. Они на дорогах и домах, на товарах и местах, куда цари пешком ходят ( для несведущих поясню, что речь идет о туалетах!). Есть знаки на телефонах и тонометрах. Их функция очень понятна: помочь ориентироваться на дорогах, в магазинах и быту. Без них мы оказались бы в апокалипсисе! Есть свои знаки и в церкви: крест на стене, крещение и хлебопреломление. Они указывают на великие свершения Господа и способствуют нашему освящению. Знаком являлось и женское покрытие головы. Таким образом, этот знак напоминал женщине об ее месте помощницы мужа в падшем мире.

 3. Повиновение авторитету обусловлено важными причинами 

 Павел не говорил: раз в нашей культуре принято женщинам покрываться, пусть и христианки будут покрыты. У него были 4 серьезные причины для учреждения определенного порядка в христианском собрании, где, по Божьему замыслу, мужчины занимали лидерскую позицию, а женщины вспомогательную.
  •  Первая причина повиновения — порядок творения 
 [7]  Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Мужчина на земле представляет славного Бога. Для творения он — бог с маленькой буквы, именно поэтому он не должен носить на голове знак покорности. К этому аргументу о лидерстве мужчины Павел добавляет другой, так же относящийся к порядку творения: [8]  Ибо не муж от жены, но жена от мужа; [9] и не муж создан для жены, но жена для мужа. [10]. Бог мог бы одномоментно создать мужчину и женщину, как Он одномоментно создал пары зверей, птиц, рыб, насекомых. Однако при творении людей Он пошел иным путем. Для Него было важным изначально, в акте творения, утвердить субординацию в семье. Первым Бог слепил из глины мужчину и оживотворил Его своим дыханием. Затем Он попросил Его наречь имена райским животным. Это было первое упражнение мужчины в лидерстве, с которым он превосходно справился. Во время классификации животных человек понял, что у каждой твари есть пара, а у него нет. Возможно, он пожаловался Богу: почему у меня нет пары? И тогда Бог ввел человека в глубокий сон и сотворил из его ребра женщину, и привел ее к человеку. Адам ахнул от восторга и признал в ней родную половину, драгоценную помощницу, ради которой можно оставить все, даже отца и мать. Августин попал в точку, когда сказал: «Женщина создана из ребра твоего, не из ног, чтобы быть униженной тобой; не из головы, чтобы превосходить тебя; она создана из ребра твоего, рядом с рукой твоей, чтобы всегда поддерживать тебя, и рядом с сердцем твоим, чтобы быть любимой тобой.» Понятно, что никаких покрывал в раю не было. Женщина охотно приняла роль помощницы мужу и иной судьбы она себе не представляла. К сожалению, грехопадение сделало сердце женщины ищущим превосходства, а сердце мужчины жестким. С того момента началась битва полов. Чтобы помочь женщине держаться в границах повиновения и возник обычай носить покрывало.
  •  Вторая причина для повиновения — внимание ангелов 
 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
 Покрывало необходимо не только как знак напоминания женщине о покорности мужскому лидерству, но и для ангелов. При чем здесь ангелы? Вся наша жизнь связана с ангелами. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14). Где господа, там и должны быть слуги! Ангелы выражают знаки покорности Богу, закрывая крыльями лица свои. Они радуются, когда видят знаки покорности в церкви. Ангелы бурно ликуют на небесах проявлению благодати в церкви, особенно когда грешники каются. Они доносят молитвы святых до престола Божьего. Вместе с церковью Ангелы соучаствуют в поклонении Богу: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех — Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евреям 12:22-23). Чтобы радовать ангелов своей покорностью Божьему порядку пророчествующие и молящиеся женщины должны были покрывать голову. Одновременно апостол предупреждает о зависимости мужчин и женщин друг от друга, что должно исключить моральное и тем более физическое насилие из их отношений. [11] Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.  Жить поврозь и поврозь принимать решения — не Божий принцип. Божий идеал — совместное проживание и принятие решений. Библия не признает гостевые, гражданские, фиктивные браки. Она признает брак между одним мужчиной и одной женщиной , в котором они стали одной плотью. Лютер писал: «Жениться не грех, грех — не жениться». Мужчина, женщина и брак было самым лучшим, что создано Богом.
        Один служитель писал: «Я постоянно восхищаюсь своей женой. Если у твоего соседа трава зеленее – это значит, что ты не поливаешь свою траву. Я непрерывно говорю Лизе: «Ты великолепна. Ты желание сердца моего. Ты превосходна». Для чего я это делаю? Во-первых, это помогает ей расцветать, потому что женщина отображает любовь своего мужа. Во-вторых, это помогает моему сердцу быть всегда влюбленным в нее. Сила и жизнь во власти языка. Лизе сейчас 51 год. Недавно один врач ей сказал: «Я думал, что Вам еще и сорока нет». Она ответила: «Это потому, что мой муж меня очень любит». 12] Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. Мужчина должен помнить, что он появился на свет благодаря женщине — матери, которая вскормила его, научила ходить, читать и писать. Мужчина должен благодарить жену за помощь и смотреть на нее как на подругу, а не как на рабыню. Брак это не армия, где все выполняется по приказу, а дружба, где все исполняется по просьбе.
  •  Третья причина для повиновения — глас Природы 
 [13] Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? [14] Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, [15] но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? 
 Павел говорит, что общение с Богом для женщины неприлично без покрывала. Так же молитва мужчины с длинными, как у женщины, волосами, является его бесчестием. Павел обращается к аргументу гласа природы. Под природой он понимает не солнце и звезды, а внутреннее нравственное чутье человека. Так царь Соломон в Песни Песней признается жене: «голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями.» (Песнь Песней 7:6 ). Соломон ссылался на чувство осознания женской красоты, заложенное в его природу. Его восхищали волосы жены не потому что кто то приказал ему ими восхищаться, но потому что так подсказывало ему внутреннее чутье. Я приведу несколько цитат людей мира, которым природа подсказала, что волосы для женщины — благо и красота.
 * Волосы для женщины, что рама для картины.
* «Волосы — это наша красота, которая не требует макияжа.
* Волосы — это наша нежность, которую мы можем показать через их гладкость и блеск.
И еще очень ироничная цитата:
 *Мужчины, вы так любите женские волосы: целовать их, гладить, вдыхать их аромат… Так почему психуете, когда находите их в супе?
         Таким образом, Бог дал женщинам два покрывала: из ткани для молитвы и пророчества, в остальных обстоятельствах — покрывало из прекрасных волос. Мы призваны угождать вкусам Бога. Ему не нравится, когда женщины стригутся под мальчишку, а мальчишки обрастают волосами как женщины.
  •  Четвертая причина для повиновения — церковный обычай 
 [16] А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
  В Церквах апостольского века, — говорит история-, был единый подход к дресс- коду верующих: одежда должна быть скромной и чистой. Женщины в церкви должны быть покрыты, мужчины нет. Все это было непререкаемым до середины 20 века. Однако с развитием феминистского движения, которое поставило во главу угла равноправие женщин и мужчин, возник вопрос об отмене покрывала, как признаке угнетения женщин мужчинами. Мир стал мощно давить на церковь, высмеивая идею покорности жены мужу. Пропаганда внушала женщинам, что подчинение мужчинам является унижением, что женщины никакие не помощницы, а такие же господа как и мужчины. Женщины имеют право на разводы, аборты, на все профессии, включая пасторские должности. Эта идеология равенства повлияла на церковь и результатом ее стали многочисленные разводы среди верующих, появление женщин- пасторов, распространение ЛГБТ идеологии.
         Основатель института семьи в США Пол Кэмерон утверждал: популярность этой идеологии связана с дискриминацией оппонентов: «если вы не являетесь сторонником этого движения, то вам как учёному не удастся публиковать свои научные работы в крупных изданиях. Я не знаю практически ни одного представителя власти на федеральном или на местном уровне, кто мог бы критиковал ЛГБТ, не жертвуя при этом собственной политической карьерой». Вот почему многие Церкви уступили давлению мира и объявила покрывало вопросом, отжившим свое. Знак на голове больше не напоминает женщине о подчиненности и они не винят себя, когда отказывают мужу в повиновении или близости. Не так давно в одной знаменитой баптистской Афро-американской церкви в США женщина, профессор университета, подала заявку на освободившееся место пастора. Церковный комитет по каким-то причинам отклонил ее заявку. Огорченная профессорша подала в суд на церковь, усмотрев в ее решении признаки гендерной дискриминации. В иске требуется денежная компенсация за «потерю заработной платы, упущенную выгоду, стыд, унижение, смущение и душевное расстройство». Понятно, что в таких случаях речь пойдет о выплате церковью сотен тысяч долларов. Как случилось, что в баптистской церкви, которая зиждется на Писании, заповедующем повиновение пастырям, верующая женщина, да еще богослов, стала судиться? Увы, звание профессора не всегда то же самое, что звание истиной христианки. Тозер справедливо утверждал: «дьявол — лучший богослов, чем любой из нас, и все еще остается дьяволом». Истоки этого явления в пренебрежении апостольским учением о роли женщины в церкви.
       Как же поступать нам, когда случилось то, что случилось: даже в среди евангельских служителей нет единства по этому вопросу? Есть такие благословенные церкви, как Коломейцева, Пайпера, Маккартура, которые говорят, что в связи с определенными обстоятельствами некоторые заповеди больше не исполнимы. Например, заповедь о святом целовании или о помазании головы маслом во время поста. То же самое и с покрытием головы женщинами — оно потеряло свою актуальность. В силе остались духовные принципы подчинения авторитетам. С другой стороны, есть не менее благословенные церкви, например, церкви в Майкопе и Краснодаре, церковь Андрея Чумакина, продолжающие практиковать покрывала для женщин и Бог благословляет так же и их. Как быть нам в этой разноголосице мнений?
       Давайте снова внимательно посмотрим в текст. Павел говорит о покрывале применительно к публичному богослужению, когда женщина пророчествует или молиться. В этом случае она должна покрыть голову. Это нравится ангелам, это показывает смирение женщин и, как результат, умножается благодать. Павел не заповедует женщинам носить знак власти на кухне, в магазине, на рынке или огороде. Если бы это было необходимо, он бы об этом сказал. Павел писал послание под воздействием Духа Святого, а Дух Святой знает все наперед и устанавливает такие границы применения Писания, которые будут применимы в любой культуре. Если кто-то желает носить покрывало на работе, в магазине, на транспорте, и этим нести свидетельство о христианском благочестии — это их право. И Бог благословит такую ревность. Но принуждать к сему других они не могут. Тут важно не попасть в другую крайность: когда платок на голове свидетельствует о подчинении женщины, а ее слова и дела показывают противление мужу или служителям церкви.
         Я не думаю, что смог убедить всех понимать текст о повиновении авторитетам, как я. Наверняка, вы решите узнать, как мыслят пастыри других церквей и найдете их объяснения лучшими. Я бы советовал просить у Господа ясности, как поступать. Однажды к умирающему служителю нашей церкви Юрию Сергеевичу Грачеву пришли молокане и спросили: как вы считаете, грех ли нам отвергать водное крещение? Грачев ответил: если вам не открыто, что водное крещение обязательно, то не грех. Но если открыто, что оно обязательно и вы не креститесь, то грех. Точно так же относительно покрывала. Если вам открыто, что его нужно носить, но вы не носите, это грех. Если не открыто, то вы свободны. Но одно обстоятельство важно во все времена: Бог Библии есть Бог порядка и мира. Его воля относительно мужских и женских ролей неизменна: мужчина есть первый заместитель Бога на земле, он — глава жены, жена является его помощницей и повинуется ему во всем. В этом вопросе у нас нет выбора — согласиться с Богом жизненно необходимо!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ