Мы говорили, что Павел обличал коринфян, «имея факты на руках»: они враждовали, не чтили крест Христов, превозносили успех, гонялись за мирской мудростью, не росли духовно, неверно оценивали служителей. Однако на этом Павел не остановился. Он продолжает сокрушать коринфскую гордыню, сравнивая их жизнь с апостольской.
Мы многое начинаем понимать по-другому, когда проводим сравнение. Лев Толстой написал поучительную сказку «Зайцы и лягушки». Позвольте ее привести: «Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь:
— И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!
И поскакали зайцы на озеро топиться.
Лягушки услыхали зайцев и забултыхались в воду.
Один заяц и говорит:
— Стойте, ребята! Подождём топиться; вот лягушачье житьё, видно, ещё хуже нашего: они и нас боятся. Зайцы решили жить дальше».
Сравнение помогло зайцам увидеть положительные стороны жизни и уберечься от непоправимой ошибки.
Именно к этому способу вразумления гордых коринфян прибегнул апостол Павел:
Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. 7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? 8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4:9-13).
Павел поставил свой пример и пример апостолов перед Коринфянами с одной благородной целью, чтобы они научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Какое горе, когда верующие хвалятся Божьими дарами, словно собственными достижениями!
Они вскармливают в себе гордыню и похищают славу у Господа. Чтобы отбить охоту к тому, Павел нарисовал перед Коринфянами впечатляющую картину апостольской жизни.
1. Апостольская жизнь — жизнь обреченных на смерть
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
Павел называет себя и своих соратников высоким званием посланников Бога. Им доверено возвещать миру и церкви Его праведную волю. К посланникам нужно внимательно прислушиваться и глубоко почитать. Отвергнуть их — то же самое, что отвергнуть Царя Вселенной и навлечь на себя беду.
Однако, несмотря на свой высокий статус, эти посланники великого Бога ощущают постоянную угрозу смерти. Она им дышит в затылок. Павел использует жуткую метафору: мы сделались позорищем для мира, ангелов и человеков. Для нас понятней перевести слово «позорище» как «зрелище» - место казни или состязаний. В древности полководец-победитель проезжал на колеснице через триумфальную арку, за ним следовали его доблестные воины с вражескими трофеями. Завершали шествие пленники, которых отправляли на гладиаторские бои или на растерзание зверям на аренах.
Такими смертниками ощущали себя Апостолы. Их мученичество на арене - вопрос времени! Все они, за исключением Иоанна богослова, претерпели казнь.
Люди и ангелы смотрели на них и думали: что движет этими смертниками? Какую выгоду они преследуют? Откуда убежденность в правоте пред лицом ненависти и грубой силы? Если бы тогда издавались христианские журналы, на их обложках мы увидели бы изможденные тюремными застенками лица апостолов, разъяренных львов, набрасывающихся на склонившихся на колени святых или факелы из тел подвижников, которыми освещали сады Нерона. Тогда христианин и смертник было взаимозаменяемыми понятиями.
У приговорённых к смерти изменяется восприятие жизни — они видят главное главным, а второстепенное второстепенным.
Одна 27-летняя девушка стремительно приближалась к своему концу, сгорая от рака. За день до смерти она написала пост, который тут же сделался вирусным. Нам есть чему из него поучиться:
«Я не хочу умирать. Я люблю жизнь. Я хотела бы, чтобы люди перестали так сильно переживать из-за своих проблем. Каждый раз, когда вам хочется понервничать, пожаловаться на свою жизнь, просто подумайте о тех, кто столкнулся с настоящей проблемой. Той, которую не преодолеть. Той, от которой не убежать. Той, которая перечёркивает всё. Вспомните обо мне. И поблагодарите жизнь, что ваши проблемы — это сущий пустяк. Их, в отличие от смерти, можно преодолеть. Помните об этом.
Да, жизненные сложности могут раздражать. Но попытайтесь хотя бы не изливать свой негатив на других людей. Вы живы — и это уже счастье. Вы можете выйти на улицу и вдохнуть свежий воздух. Можете увидеть, каким голубым бывает небо и какими зелёными — деревья. Можете, а я совсем скоро уже не смогу. Вам повезло. Действительно повезло.
Всё, чего бы я хотела, — это не идеальные формы тела, а ещё один день рождения или Рождество, проведённое с семьёй. Или ещё один день (всего лишь день!) наедине с любимым и нашей собакой.
Иногда слышу, как люди жалуются на слишком сложную работу или слишком тяжёлые упражнения, которые даёт им тренер в спортзале. Ха! Будьте благодарны, что вы вообще можете их делать!
Меньше жалуйтесь, люди! И больше поддерживайте друг друга. Отдавайте, отдавайте, отдавайте. Это святая правда: вы почувствуете себя более счастливым, если помогаете кому-то. Жаль, что я делала это не так часто…
Вместо платья, косметики, украшения купите что-нибудь приятное для своего друга. Что-нибудь, что доставило бы ему радость. Угостите друзей обедом. Приготовьте для них что-нибудь самостоятельно. Купите им симпатичное комнатное растение, абонемент на массаж, подарите красивую свечу. Неважно, что это будет. Важно лишь, чтобы этот подарок сообщал вашему другу: «Я люблю и ценю тебя»
Да, кому смерть обострит зрение, воспринимает жизнь совершенно иначе!
Коринфянам совсем не следовало умирать от рака, чтобы жить по-иному. Во время причастия они вспоминали смерть Господа и объявляли о своей сопричастности ей. Вот только это были словесные заявления, которым недоставало практического воплощения. Они должны устыдиться, что мир не гонит их и не удивляется им. Да им и нечего было сказать миру от лица Господа! От своего лица звучало: спорьте и враждуйте, как мы, гордитесь и не слушайтесь Христа, как мы, живите для только себя.
Коринфяне не могли считаться посланниками смиренного Господа, не искавшего славы и почестей от людей. Разделениями и враждой они опорочили высокое звание христиан. Они не жили, сообразуясь смерти Христа. Они жили, как живет мир — враждуя и борясь за свои права.
Неплохо бы и нам задать себе вопрос: какими посланниками являемся мы на земле — посланниками Христа, идущими узким путём, или посланниками плоти, сеющими соблазн? Насколько смерть Христа работает в нас?
2. Апостольская жизнь — жизнь униженных
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
Мир наградил апостолов уничижительными характеристиками: безумные, слабые, бесславные.
Апостолы были безумными в глазах мира, потому что, как ни странно покажется, страдали за… атеизм. Они не поклонялись языческим богам и за это получили от мира кличку атеистов. Быть атеистом в ту эпоху значило считаться больным на голову.
Сохранился рисунок на штукатурке времён императора Домициана. На фреске изображена распятая на кресте человекоподобная фигура с головой осла. В левой части рисунка — молодой человек, по-видимому, представляющий собой Алексамена, который поднимает одну руку в жесте, предполагающем, вероятно, поклонение этой фигуре. Под крестом имеется надпись на ломаном греческом: «Алексамен поклоняется своему богу».
Если бы христиане поклонялись Иисусу как одному из богов, все было бы нормально. Но они отвергали римских и греческих богов и не поклонялись им, за что ужасно страдали. Власти рассматривали их как безумцев, охваченных идей разрушить государственный уклад жизни.
Апостолы были слабыми. Они страдали от болезней, усталости тела и души и тюремных заключений. Никто из них не носил на себе лишнего килограмма. В посланиях Павла мы найдём упоминания о физической слабости подвижников раннего христианства:
- Епафродит «тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни» (Фил. 2:26).
- «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим. 5:23).
- Трофима же я оставил больного в Милите» (2Тим.4:20).
Если служение эффективно, оно обязательно унесёт здоровье.
Апостолы были бесславными. Их считали экстремистами, язвой общества, обманщиками, разрушителями религиозных верований.
В 13 стихе Павел напишет, что в глазах мира они были мусором и грязью. Эти слова использовались для обозначения преступников из нижайших слоев общества, которых приносили в жертву богам в качестве выкупа за город, чтобы в нем не было пожаров и эпидемий. Никто не жалел этих несчастных жертв. Никто не говорил о них ни одного доброго слова, более того, их безмерно унижали. Но именно через безумцев, через униженных и оскорбленных Бог совершал великие чудеса и спасение.
А вот коринфяне в своих глазах были мудрыми, сильными, славными, ибо имели такие широкие взгляды на брачную мораль и свободу, что опередили язычников. Они умели так постоять за себя, что не оставляли суды без работы. И мир похваливал их за это.
Увы, коринфяне неадекватно оценивали себя. Они легкомысленно смотрели на христианскую жизнь, считая ее полезным добавлением к прежней. На самом деле в очах Божьих они были не мудрыми, а глупыми, не крепкими, а больными, не славными, а опозоренными.
Христос сказал: «ученик не бывает выше учителя. Если Меня гнали, будут гнать и вас». Наверное, что-то не так было с Коринфянам, если их мир не гнал. Все их искушения и скорби заключались в том, что кто-то их не понял в церкви, что они проиграли судебный процесс против брата, что в церкви высоко не оценили их дарований. Разве это похоже на жизнь апостолов? Жизнь в благоденствии, жизнь для себя убаюкивает и губит.
3. Апостольская жизнь — жизнь изгоев.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
Слово изгой обозначает преследуемого или игнорируемого обществом «чужака». Жизнь изгоя незавидна - он лишён общественных благ и государственной защиты.
Голод и жажда апостолов были вызваны суровыми условиями их частых путешествий. Они были рады куску хлеба и глотку воды.
Нагота и побои являлись следствием гонений и нападений разбойников.
Скитание вызывалось поисками пристанища. Божьи сыны не имели, где преклонить голову. Ведь они прокладывали маршрут не там, где уже были образованы церкви, а там, где ещё не было слышно об имени Христа, где их не знали и не ждали.
В 1862 году русский художник Василий Пукирев написал картину «Неравный брак», в которой изобразил процедуру венчания надменного старика с юной девушкой с заплаканным лицом.
Тогда в России было модным богатым старикам жениться на юных девицах. Картина вызвала огромный резонанс. Илья Репин написал, что художник «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н.И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.
Примерно такое воздействие должна была оказать картина апостольского унижения на коринфян. Они должны устыдиться своих мирских амбиций и оставить их. И нас она тоже должна задеть за живое. Кто не восхищается мужеством Божьих посланцев? Кто не устыдится своей уютной жизни? Кто не пожелает искать подвига?
4. Апостольская жизнь — жизнь тружеников
12 и трудимся, работая своими руками.
Основное призвание апостолов — проповедь евангелия, организация новых церквей, душепопечение, защита чистоты евангельского учения, пребывание в Слове Божьем и молитвах день и ночь.
Павел писал: «у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах». Объем работы был колоссальным, а вознаграждение ничтожным.
Хотя Господь заповедал служителям получать содержание от церкви, апостолы далеко не всегда могли и хотели воспользоваться материальной помощью верующих. Для этого были разные причины.
Первая: нежелание обременить церковь: «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие» (1 Фес.2:9).
Вторая причина: дать образец подражания: « ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас»(1Фес. 3:7,8).
Третья причина: поддержка нуждающихся: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:33-35).
Когда коринфяне слышали эти признания Павла, они должны были воскликнуть: «Эти люди — Божьи герои! Их нужно почитать и поддерживать. В сравнении с ними мы просто лентяи!».
Когда я читаю слова Павла, не могу не удивляться организованности апостолов и их выносливости и задаюсь вопросом: а тружусь ли я?
Один американский пастор во время посещения подпольной китайской церкви удивил местных верующих заявлением, что не станет молиться о том, чтобы они «были как американские христиане».
«Там, в Америке, вы можете собираться на такие конференции свободно и в любое время. Чтобы добраться сюда, вы 13 часов ехали поездом. В моей стране люди не придут на конференцию, если дорога займёт больше часа.
Вы три дня сидите на деревянном полу, а в моей стране люди не приходят в церковь, если там не работает кондиционер и скамейки твёрдые.
В моей стране в каждой семье в среднем есть две Библии. Но многие не читают ни одну из них. У вас зачастую вообще нет Библий, но вы запоминаете библейские тексты, записанные на клочках бумаги.
Я не буду молиться, чтобы вы не стали такими, как мы. Я хочу молиться, чтобы мы стали такими как вы», - сказал пастор.
5.Апостольская жизнь — жизнь делателей добра
Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
Столкновение со злом - общечеловеческий опыт. Только реакция на него различная. Если коринфяне превозносились, судились и враждовали друг с другом, то апостолы поступали со своими оппонентами совершенно иначе.
Во-первых, апостолы благословляли врагов. Злословят нас, мы благословляем. Значение этого слова таково: хорошо отзываться, воздавать хвалу, желать блага. Так к врагам никто никогда не относился. Аристотель учил, что высочайшей добродетелью человека является великодушие, и он определяет эту добродетель как неспособность выносить оскорбление. Для античного мира благословлять врагов было неслыханным делом. Оно казалось людям невыразимо глупым. Но именно так поступали апостолы!
Во-вторых, апостолы терпеливо сносили злое отношение. Павел говорил: Гонят нас, мы терпим .
Там, где ситуация неисправима, остаётся одно: терпение. Терпение — это способность переносить длительные моральные и физические нагрузки.
Оно являлось отличительной особенностью характера Христа. Он претерпел крест.
В третьих, апостолы молились за гонителей. Хулят нас, мы молим
Так заповедал Христос: молитесь за обижающих вас. Когда Стефана побивали камнями, он молился за своих гонителей. Наши отцы, жестоко гонимые властями, не осуждали их, но молились об их спасении.
О если бы эти принципы апостольского поведения мы применяли на практике!
Сталкиваясь с злым отношением супруга, соседей, соработников, властей, мы благословляли бы их, терпели и молились за них! Это было бы настоящим христианством!
Христианство, воздающее злом за зло, — мусорное христианство. О нем говорил некогда священник Дмитрий Смирнов: “наше христианство — христианство алкоголиков и проституток”. Он имел в виду свою конфессию, в которой чрезвычайно много порочных людей.
Но разве так должны выглядеть невеста Христова? Разве такая церковь может считаться христианской? Такой ли задумал ее Христос?
Сперджен писал: «Церковь на земле без Духа — скорее проклятие, чем благословение. Если у вас нет Духа Божьего, христианский работник, помните, что вы стоите на чьем-то пути; вы — бесплодное дерево, стоящее там, где плодоносное дерево может расти» .
Пять картин апостольской жизни должны устыдить многих из нас. Наше христианство познаётся в сравнении с апостольским. Христиане должны быть людьми стыда. Они стыдятся греховной жизни в прошлом. Павел пишет Римлянам: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть».
Верующим должно быть стыдно за уступки, которые они делают плоти в настоящем.
Фазиль Искандер писал: « глубина стыда определяет высоту человеческой личности. Вот почему пастух как личность может быть выше академика». Кто-то назвал стыд огнём, выжигающим грех из души. «Кто чувствует стыд, тот чувствует долг», — гласит японская пословица.
Пусть долг повлечёт нас к сокрушению, покаянию, исправлению. Когда Неемия должен был отправиться в путь с караваном, груженым серебром и золотом для восстановления Иерусалимского храма, он стыдился просить царя Артаксеркса о воинском конвое, ибо свидетельствовал ему о всемогущем Боге евреев. Если бы он попросил охрану, царь спросил бы: ваш Бог нуждается в моей помощи? Неемия не мог допустить унижения Божьего имени и объявил пост у реки Агав. Бог сохранил караван в пути.
Если мы испытываем стыд за свою жизнь, не следует ли искренне молиться, чтобы Бог смирил нашу гордыню и дал нам жить в полной зависимости от Него?