Духовное отцовство

Духовное отцовство Давным-давно мой хороший друг присутствовал на   Богослужении под открытым небом.  Проповедник убежденно говорил о необходимости побеждать своё греховное «я». В завершении своей речи он принялся прыгать на месте, показывая, как нужно решительно его утаптывать, и, затем,  призвал присутствующих последовать  его примеру. Все  стали усердно прыгать на месте, символизируя подавление плоти, и только мой  друг  стоял спокойно.

- Почему ты не прыгаешь? — спросил его запыхавшийся сосед.- Моя плоть настолько упорна, что никакое прыганье ее не ослабит. Вся надежда на Христа, только Он может справиться с ней!

Мой друг был прав: плоть чрезвычайно живуча и особенно в том, что касается гордыни.  Гордыня -  это когда на троне сердца восседает не Господь, а греховное «я». Она трудно изводимый порок. Она умеет принимать благочестивое обличие:  то борется за истину, то начинает творить добро, то «уничижает» себя, то рвётся к служению. Наш век старательно удобряет гордыню с помощью СМИ. Никогда ещё озабоченность собой не была столь распространённой.

      Исследователи семьи и брака подметили, что набирает силу тенденция развода «без вины». О каком либо моральном или физическом насилии или прелюбодеянии речь не идёт. Просто супруг или супруга, перестав чувствовать себя счастливым в браке, подаёт на развод. В одном интервью суперзвезда поп-музыки Адель сказала, что причина, по которой она развелась с мужем и  оставила своего 6-летнего сына без отца, заключалась в том, что «она поняла, что пренебрегает  собственным счастьем». Точно так же Хонор Джонс, главный редактор журнала The Atlantic, написала, что, хотя она «любила мужа», от которого у нее было трое маленьких детей, все же  «чувствовала, что ее муж стоял между ней и счастьем». И ей пришлось  оставить его, чтоб быть счастливой. Фактически обе эти дамы на место Божьей воли о нерасторжимости брака поставили свою волю о счастье. Это и есть гордыня.

        Гордость безжалостно разрушала коринфскую церковь. Упрямое упорство этого порока побуждало Павла  применить много усилий по его искоренению из душ  верующих. Как мы помним, он обличал их гордыню, приводя  факты  вызывающего поведения, а так же сравнивая их жизнь с подвижнической жизнью апостолов.  Теперь Павел наносит очередной удар гордыне, показывая  своё отцовское право ее обличать и наказывать.

 14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.  16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. 17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. 18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.  21 Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости? (1 Кор. 4:14-21).

          Как мы уже говорили,  в греческой культуре ничего не принималось  само собой разумеющимся: все нужно было обосновать и доказать. У верующих могли возникнуть вопросы к Павлу: какое право ты имеешь судить нас? Мы  не дети, которых нужно водить за ручку, а  вполне взрослые люди.  Апостол отвечает, что имеет законное отцовское право их обличать.

           Понятие отцовства было очень значимым в греко-римской культуре. Власть отца  в семье была непререкаемой.  Как жрец семейства, отец  совершал все жертвоприношения домашним богам и никто не мог заменить его в этом. Он имел право признать или отвергнуть ребенка при рождении. Один торговец писал жене: «Если родишь девочку, выбрось на помойку, если мальчика, оставь!».

Отец имел право  женить сына и выдать дочь замуж. Он имел  право, находясь при смерти, назначать опекуна жене и детям.  Жена никогда не имела власти над своими детьми.  В случае развода дети оставались с отцом, даже дочери.

          Отец был единоличным распорядителем собственности.  Даже приданое жены принадлежало мужу. Все, что жена приобретала в браке, доставалось ему. Овдовев, она не получала обратно своего приданого.  Доходы детей так же принадлежали отцу. Если посторонний человек делал завещание  в пользу сына, то отец, а не он, получал наследство.  «Муж, – писал историк Катон Старший, – судья своей жены; его власть беспредельна; он может делать все, что желает. Если она совершила проступок, он наказывает ее; если она пила вино, он осуждает ее; если она виновна в прелюбодеянии, он убивает ее».

           Отец мог продать сына, ибо сын рассматривался собственностью отца. Писатель той эпохи Валерий Максим упоминает о некоем Атилии, который убил свою дочь за то, что она дурно себя вела. Известен случай, когда отец предал смертной казни своего сына, участвовавшего в государственном заговоре.

            Коринфянина прекрасно знали об абсолютной власти  отца в семье. Павел как бы спрашивает: вы чтите ваших земных отцов и не перечите им, как же вы не слушаете меня, вашего духовного отца? Если за ослушание земного отца человек мог лишиться имущества или жизни, неужели непослушание духовному отцу  останется без последствий?

            Духовное отцовство Павла было примерным отцовством. Павел напоминает о  четырёх его выдающихся качествах, которые должны побудить коринфян прислушаться к нему и оставить присущую им гордыню.

1. Духовное отцовство не унижает согрешивших

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

        Нередко отцы унижают своих детей сравнениями с лучшими детьми, обидными прозвищами, подзатыльниками, беспощадными наказаниями. Унижение никогда не рождает чувство признательности и расположения. Оно возводит стены страха и отчуждения между людьми. Я приведу несколько  реплик, а вы оцените, способствуют ли они улучшению отношений:

  • Вы всегда так глупы, или сегодня особый случай?
  • Рот будешь открывать у стоматолога!
  • Почему ты здесь? Я думал, что зоопарк закрывается на ночь!
  • На кого шуршишь, пакетик?

Думаю, вы согласитесь,  что  все сказанное унижает, но не вразумляет, отчуждает, но не объединяет! И как часто даже у верующих людей унижение  ближних вошло в привычку! С собаками разговаривают более дружелюбно…

         В еврейских семьях не создают в детях комплексы неполноценности. Еврейская мать никогда не скажет: «Ты плохой!». Она скажет: «Как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?». Павел поступал в духе еврейской традиции: Не к постыжению вашему пишу сие.  Он никогда не культивировал в верующих   чувство  униженности  и второсортности.   Он культивировал в них высокие чувства детей Божиих.

       Практически во всех посланиях он называет их святыми. Так в  приветственных словах Коринфянам он называет  их освященными и обогащенными во Христе,  Ефесянам он сообщил, что они посажены на небесах. Фессалоникийцев  и филиппийцев он называет своей радостью и венцом пред Богом. И это не было незаслуженным преувеличением с его стороны! Павел смотрел на верующих  глазами благодати,  о которой прекрасно сказал Пол Трипп:

      «Нам всем хочется гордиться собой. Нам всем хочется думать, что мы в порядке. Это стремление наполнено тревогой и страхом, и освободить вас от него может только благодать. Искать внутреннего ощущения благополучия, оглядываясь на других, бессмысленно. Во-первых, вам никогда не удастся быть все время достаточно хорошим для того, чтобы регулярно получать от других людей похвалу, которая вам так нужна. Вы всё испортите. Вы обязательно кого-то разочаруете. У вас случится плохой день. Вы собьетесь с пути. В какой-то момент вы скажете или сделаете то, чего не следовало.   Мир, даруемый успехом, тоже ненадёжен. Так как вы далеки от совершенства, за любым вашим успехом последует та или иная неудача. И потом, общеизвестно, что головокружение от успеха быстро проходит. Пройдет немного времени, и вы будете искать нового успеха. Вот почему тот факт, что Иисус стал нашей праведностью, так ценен. Его благодать навеки избавила нас от необходимости доказывать свою праведность и значимость».

   Дорогие братья и сестры! Проанализируйте свою речь: открывает ли она вашу любовь или открывает неуживчивый характер, который ко всему цепляется? Унижает она ваших ближних или возвышает?  Помните, критик — это тот, кто не имея своего таланта, зарывает в землю чужой. Не будьте могильщиками талантов!  Лучше унижать себя, чтобы быть возвышенным Богом, чем унижать других, и быть униженными Богом. В этом дух настоящего отцовства!

2. Духовное отцовство связано с  жертвой

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

 Павел  сравнивает наставничество с трудным процессом  рождения.  Не все способны произвести на свет духовных чад. И чтобы не оставаться без дела, они начинают учить, ибо это относительно не сложное занятие даже для детей.  Маленький Виталик, чья «проповедь» набрала более 320 тысяч просмотров, говорил: «Сейчас Господь пришёл и взял папу и меня на небо, а Лилю и Алёшу не взял. А почему? Потому что Лиля и Алёша хихикают… чтобы попасть на небо, нужно слушаться маму и братика не обижать».  Как видим, у Виталика все просто: пришел, увидел, обличил.

         Павел  был на 100% прав: у вас тысячи наставников во Христе.

Этим он указал на страсть коринфян учить, указывать на ошибки,  ставить на место.  В наше время самозванных учителей не убавилось.

Тысячи желают обратить на себя внимание, собрать ваши аплодисменты, сделать своими последователями.  Учить спасённых легче, чем приводить неспасённых к вере.

        ПАВЕЛ был прав, что  не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.   Духовное отцовство является подвигом -  жертвой душевных и физических сил. За духовным рождением скрывается молитвенная  битва с дьяволом за души, которая не может обойтись без ран. Павел признавался, в каком страхе и трепете пребывал он, когда возвещал евангелие в Коринфе.

         Под кафедрой Сперджена была комната для молитвенников и когда проповедник чувствовал, что сил пробудить грешников не хватает, он топал ногой в пол, и люди усиливали поток молитв.

Сперджен понимал, что без молитвы «церковь становится моргом, а  не роддомом.  Без молитвы    в ней царствует смерть, а не жизнь». Легче учить, чем бороться в молитве за спасение людей.

         Духовное отцовство связано так же с переживаниями о   болезнях и падениях детей Божьих. Увы, это суровая реальность церкви!   Когда галаты уклонились от евангелия благодати, сердце Павла было охвачено сильной скорбью и он писал им: «…дети мои, для которых я в муках рождения, доколе не изобразиться в вас Христос». Когда до него дошёл слух и гонениях на фессалонникийских верующих, он,  «…не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш».

              Павел был в постоянном беспокойстве о своих  духовных детях. Если в вас живет дух отцовства, вы будете  вспоминать имена ушедших из церкви и отлученных, сердце ваше будет наполняться болью и кричать к Богу об  их вразумлении  и спасении.

         Помимо того,  отцовство связано с правильным питанием верующих и  духовные отцы обращают внимание на то, какую пищу могут потреблять их дети, а какую не могут. Помните ПАВЕЛ писал Коринфянам:  «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах». Духовный отец умеет подобрать правильную диету!

3. Духовное отцовство учит собственным  примером

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу 17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

Все великое  начинается с подражания. Человек не может нормально развиваться, если не имеет хороших примеров для подражания.  К сожалению, жизнь преподносит нам больше плохих примеров, чем хороших.

Беседует отец с сыном:

– Тебе нужно поступить в юридический, выучиться на адвоката, будешь меня защищать.

– А ты не воруй! — отвечает сын.

Современник апостола Павла Сенека писал: «Нам нужен кто нибудь, по чьему образцу складывался бы наш нрав. Ведь криво проведенную черту исправишь только по линейке».   Павел вызвался быть нравственной линейкой для коринфян, по которой они выправили бы свою жизнь. Он был человеком одной морали — морали Христовой.

Его высокий стиль жизни был результатом подражания Христу. Он, как и мы, не видел и не слышал поучений Христа. Однако когда апостолы в течении двух недель рассказывали ему о словах и делах Христа, он впитал их в себя как губка. Девизом его жизни было: для меня жизнь Христос!

           Павел подражал Христу  в нравственной чистоте: «представляем себя совести каждого верующего».  Он мог сказать, что не знает за собой каких либо грехов. Будучи незапятнанным нравственно, он знал, где проходит грань между добром и злом, какой совет дать борющимся с грехом.

          Павел подражал Христу в любви к людям. Он признавался филиппийцам: я люблю вас любовью Иисуса Христа. Особенно он подражал Христу в любови к Израилю. Кто бы кроме Павла мог написать: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:  я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим.9:1-4).

           Павел подражал Христу в преданности истине. Христос спрашивал: «Кто обличит меня в неправде?». Так и Павла никто не мог обличить в искажении библейских доктрин или лжи.

           Павел подражал Христу в верности призванию. Немало людей хорошо начинают свой путь веры, но оступаются и становиться, подобно жене Лота,  предупреждающими соляными столбами.  Христос прошёл свой путь от колыбели до могилы,   оставаясь верным своему призванию спасителя людей.  Павел так же не свернул с этого трудного пути.

          Какой удивительный пример!  Чтобы возбудить память Коринфянам о своей верности Христу, он  посылает лучшего служителя Тимофея, который  напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви. Церкви необходимо вспоминать биографии героев веры, чтобы  вдохновлять себя на подвиг подражания Христу и искать быть  там, где нужнее, а не где лучше.

           В нашей Церкви никому не удалось так мощно подражать Христу, как  Юрию Сергеевичу Грачеву.

  • Почему он избрал профессию врача? Чтобы, как Христос, помогать людям!
  • Почему он проповедовал Евангелие? Потому что его проповедовал Христос!
  • Почему он не рассказывал следователям о верующих на допросах? Потому что  Христос не рассказывал врагам о Своих друзьях!
  • Почему он отправлялся в трудные миссионерские поездки?
  • Потому что  Христос был миссионером!
  •  Почему он прощал врагов? Потому что их прощал Христос!
  •  Юрий Сергеевич и умер подобно Христу в тяжелых муках от опухоли в позвоночнике. Прошло 50 лет с тех пор, а пример его подражания Христу все ещё влияет на людей.

 4. Духовное отцовство проявляет необходимую строгость

18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; 19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, 20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.  21 Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?

 Если смиренные люди с желанием воспринимают обличение — «пусть обличает меня праведник», то гордые обижаются и оправдываются.

Некоторые коринфяне услышав, что к ним направлен Тимофей, истолковали это признаком Павловой слабости: сам он боится придти, чтобы не потерпеть поражения от  сторонников Аполлоса или Петра.

Павел заверяет, что придёт в Коринф и испытает не слова, а силу гордых верующих.  Словами запросто можно прикрыть духовное убожество, но жизненные  обстоятельства открывают человека во всей красе.

        Мы в точности не знаем, какой испытательный тест Павел предложил бы гордецам, но  предположить кое-что можем. Возможно, Павел бы спросил:

  • готовы ли вы оплатить цену  служения голодом и жаждой,  усталостью и отчаянием, людской ненавистью и болью?
  • сильны ли вы в усмирении своего «я»?
  • имеете  ли вы Божью мудрость, которой невозможно противостать грешному человеку?
  • можете ли вы молиться так, чтобы получать ответы?
  • способны ли вы   отвечать на людской гнев и ненависть любовью?
  • говорит ли через вас Святой Дух? Имеете ли опыт Его руководства?
  • есть ли у вас сила спасать людей, исцелять больных и изгонять бесов?
  • можете ли вы предать грешника сатане, так чтобы он ослеп, как Елима- волхв  или слег в постель, как Именей и Александр?

Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, отправляйтесь со мной в очередное путешествие к язычникам! Увы, гордецы могли только рассуждать о высоких материях Царства Божьего, но не жить в нем — ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Сила же Божия посылается смирённым. Павел даёт Коринфянам возможность сделать добровольный выбор: Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?.

            Жезл означает разбор происшествий и наказание, которому подвергнутся производящие разделения.  Любовь и кротость это братское отношение апостолы к верующим.  Иначе говоря, апостол предлагает Коринфянам самим разобраться с проблемами и не выносить их на апостольский суд. Только если они не пожелают этого сделать сами, Павел не  останется безучастным. Он отец, а на отце лежит ответственность за порядок в семействе. Этот подход умеренной строгости мне нравится, когда верующим  даётся шанс на самостоятельное исправление. Для Павла было важным в первую очередь не наказание, а исправление.

Дорогие братья и сестры! Нам нередко приходиться иметь дело с различного рода проявлениями гордыни. Мы ее должны обличать, показать   пример благочестивой жизни и проявить дух библейского отцовства. Этому подходу учит нас пример апостола Павла!

Если Господь обличает ваш грех гордыни, который проявляется в  непокорности Его Слову, в  непринятии подвига  Спасителя и непрощении других, то смиритесь пред Ним и будьте смиренным его последователем!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ