Духовное младенчество — причина разделений

Духовное младенчество -  причина разделений Размышляя над первыми двумя главами послания к коринфянам, мы отмечали одну за одной причины разделений в церкви. Их стоит напомнить:

  • непонимание злостности разделения — если бы коринфяне понимали, что они не получают от распрей ничего, кроме ущерба, они бы не враждовали;
  • пренебрежение крестом Христовым ‒ если бы коринфяне знали, что самое важное на свете ‒ крестный подвиг Христа, они не ссорились бы из-за денег или недвижимости;
  • погоня за мнимым успехом ‒ если бы коринфяне знали, что настоящий успех сопутствует людям, озабоченным спасением погибающих, держащим себя просто и доступно, любящим Христа и сокрушенным сердцем, они бы не вели себя заносчиво.
  • недостаток Божьей мудрости ‒ если бы коринфяне сознавали, что подлинная мудрость проистекает из Писания, от Духа Святого и духовного опыта, они бы не кичились плотской мудростью.

Сейчас мы коснёмся пятой, основной, причины разделения.  Это духовное младенчество.

 «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. 2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? 4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?» (1 Кор. 3:1-4).

 Проблема затянувшегося духовного младенчества не нова и точно так же огорчает Господа, как огорчала бы родителей задержка в развитии детей. В послании к Евреям апостол укоряет верующих: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евр.5:12).

Мы рассмотрим три печальных признака  духовного младенчества.

 1. Духовные младенцы находятся под сильным влиянием плотской природы.

 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

 Павел безмерно любил коринфян. Начиная обличение, он называет их братьями, показывая, что обращается к ним не с позиции грозного начальника, каким был Неемия, рвавший бороды у непокорных чиновников и бивший их, а как старший брат, который много в них вложил и желает способствовать их процветанию.

Сестры в тексте не упоминаются. Наверное, потому, что за климат в церкви в ответе все-таки братья. Братьев Бог определил быть лидерами в семье, пастырями, диаконами и проповедниками в церкви. Им он повелевает в первую очередь молиться в церкви.

          Духовный рост церкви зависит от духовности мужчин. Чем они духовнее, тем сильнее и славнее церковь! Увы, для многих церквей 21 века характерна  пословица: самые лучшие братья в церквах ‒ сестры. Однако когда на их хрупких плечах лежит церковное бремя, оно их угнетает. Я вспоминаю посещение одной финской церкви, в которой женщина-пастор поделилась со мной своими переживаниями: «Я не хотела быть пастором, но братья выдвинули меня на эту роль, и я второй месяц не могу выйти из депрессии». Печально, что мужчины спрятались за спиной бедной женщины! Я повидал немало церквей и скажу, что своими разделениями и склоками они обязаны в первую очередь братьям, не умеющим найти согласие между собой. О коринфянах-мужчинах Павел с негодованием пишет: «брат с братом судится и притом у неверного!»

         Братья, о, как во многом от вас зависит благодатная атмосфера в церкви! Если вы ведёте духовную жизнь, возрастаете в познании Господа, подвизаетесь в молитвах за семью и церковь, это непременно отразится на ее росте. Но если вы пассивны, тогда пробуждается дух феминизма и Господь сдвинет светильник церкви…

          Итак, Павел обратился к братьям и в очень мягкой, но ясной манере сказал им суровую правду об их духовном состоянии: вы плотские и поэтому в церкви так плохо. Плотские – значит, управляемые плотью. В понимании Павла плоть означает не физическое тело, но человеческую природу вне Бога, которая служит греху мыслями, чувствами, поступками. При возрождении власть ветхой природы оказывается сломленной в части грубых греховных практик. Верующие перестают пьянствовать, обманывать, прелюбодействовать, брать чужое. Однако у них все ещё могут проявляться гнев, непрошеное, зависть и малодушие.  В сфере созидания нового характера требуется время и тут важно не дать плотской природе взять вверх. К сожалению, коринфяне допустили низменной части человеческого начала доминировать в их взглядах и действиях. Плоть  оказалась влиятельнее Святого Духа и принесла им серьезные проблемы. В послании к Галатам сказано: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).

Коринфяне поддавались давлению плоти. Захотелось им навестить жрицу любви в языческом храме ‒ они шли к ней. Обиделись на брата ‒ подали на него в мирской суд. Пожелали блеснуть дарами говорения на языках ‒ пожалуйста!

       Поступать мудро и осторожно, предвидеть отдаленные результаты поступков и выбирать благословенные варианты, идти наперекор греховным желаниям ‒ тяжело, гораздо легче уступить плотским настроениям. Неумение сдерживать себя ‒ признак младенчества, и Павел был вынужден сказать: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор. 14:20).

        Следование влиянию плоти может обойтись очень дорого!  Анания и Сапфира мгновенно погибли за сказанную ложь Богу. Симон-волхв оказался на краю адской пропасти за гнусный помысел обрести Святой Дух за деньги. Сотрудник Павла Димас снял с себя венец славы Божьего слуги и ушёл в мир с его грязью и тленом. Из-за плотского поведения на вечере Господней  многие коринфяне становились немощными, больными и даже умирали.

         В противоположность плотским христианам духовные стремятся жить по принципам Священного Писания и по устремлениям чистого сердца. Они порабощают и усмиряют плотские страсти и повинуются Духу Святому. Направление, которому следует Дух, ясно, как день: «плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф.5:9). Кто действует под влиянием доброты, святости и истины, тот духовный человек!

         Брат Михаил Иванович Хорев вспоминал, как один заключенный рассказывал ему о пресвитере Савченко Николае Романовиче: «Мне поручили накормить в столовой 10 прибывших заключённых. Я усадил их в столовой и поставил 10 мисок супу. Все вынули ложки и стали кушать. Савченко снял шапку, закрыл глаза и стал молиться, Я подумал, что это за детский сад  закрывать глаза!  И взял миску и отложил ее в сторону. Савченко сел, а миски нет. Он спрятал ложку и вышел из-за стола. Я говорю: «Вот миска, я пошутил, кушай!». Он ответил: «Нет, ты не пошутил. Ты знаешь, кто я? Я — служитель церкви, а у служителей такой порядок: когда приезжаешь в новый лагерь, ты должен быть в посте, а я забыл, я кушать хотел. Бог сказал мне во время молитвы, что тебе не положено кушать. Ты положил миску в другое место, и я сразу понял свою ошибку, я благодарю тебя!». Этот заключенный потом весь день следил за Савченко ‒ не положит ли что он в свой рот?

           Подумайте, в этой ситуации духовный младенец разгневался бы на укравшего суп, зрелый же последовал влиянию Духа. Великое благословение, когда мы находимся под влиянием доброты, святости и истины, а не под влиянием дел плоти!

2. Духовные младенцы не знают обилия Божьей благодати

Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3 потому что вы еще плотские 

          Бог сотворил для людей удивительное богатство различной еды — фрукты, овощи, белковую пищу. Люди научились готовить изумительно вкусные блюда. Википедия разместила у себя только  200 страниц из 1336 с названиями блюд, которые готовят на земном шаре.  Мы не знаем и 10% из этого богатства.

         В Божьей «кухне» приготовлено множество  яств благодати, однако духовные младенцы усваивают только одно ‒ молоко. Никто не отрицает его ценность, однако навряд ли найдётся человек, который предпочёл бы всю жизнь прожить на молочной диете. Для роста и развития нужна белковая и овощная пища.

        Павел мог бы дать коринфянам самые изысканные блюда с Божьей кухни ‒ разъяснил бы тайны Библии, порадовал словом веры и познания, поведал бы о необычайных откровениях. Коринфяне могли бы пировать каждый день блистательно. Однако он не мог себе этого позволить ввиду невосприимчивости коринфян к твердой пище. Твердая пища ‒ это наставление об абсолютном всевластии Бога, о Его решениях провести избранных к славе через скорби и искушения, о необходимости смириться под Его крепкую руку, о любви к врагам, о щедром даянии, несмотря на бедность, о нерасторжимости брака.

            Коринфяне пропускали мимо ушей «твердые» тексты и уподоблялись людям, которые во время приемов Франклина Рузвельта выстраивались в длинные очереди пожать ему руку, но не слушали, что он говорит.

         Рассказывают, что однажды он решил провести эксперимент. Каждому, кто подходил к нему за рукопожатием, он говорил: «Сегодня утром я убил свою бабушку». Гости отвечали: «Великолепно! Продолжайте в том же духе! Благослови вас Бог, сэр!» Так прошла вся очередь. И только в конце, когда президент приветствовал посла Боливии, его услышали. Оторопевший посол прошептал в ответ: «Я уверен, сэр, она это заслужила».

         Мы должны быть внимательными ко всему, о чем говорит Библия ‒ приятное оно или горькое, ‒ и не идти по пути наименьшего сопротивления ‒ потаканию плотским наклонностям.

3. Духовные младенцы легко портят отношения

Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? 4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? 

Младенцы живут переменчивыми настроениями. Они то с удовольствием принимают кашу, то выплевывают ее,  то капризничают, то ласкаются. Малые дети не понимают опасности и тянутся к огню или розетке. Они ревнивы и завистливы. Отнимают у других детей игрушки и не дают своих. Между ними часты соперничество и похвальба. Эмоциональность преобладает у них  над рациональностью. Нечто подобное творилось в коринфской церкви. Верующие вели себя подобно детям: завидовали материальному благополучию своих собратьев, их духовной одаренности и не были способны к сердечному общению друг с другом. Они спорили относительно вопросов брака и развода, роли женщин в церкви, употребления даров духовных. Они  враждовали из-за лидеров ‒ кого следует  больше чтить: Павла, или Аполлоса, или Петра.

Есть  три способа сохранить отношения, и духовные люди их, как правило, используют.

Если вы хотите сохранить отношения, не обвиняйте других в своих бедах и неудачах.

Зрелый человек старается увидеть, нет ли его вины в создавшейся проблеме, и думает о том, как ее решить, а не усугубить. Духовные младенцы подобно детям ‒ своей вины не признают. Им нужен козел отпущения, на которого они возложили бы ответственность за неудачу.

Как часто мужчины винят жён в непокорности, но сами не исполняют повеления любить их, как Христос любит церковь! Бог дал не только право быть главой, но и обязанность быть священником в доме. А если священник не возносит молитв за свой народ? А если он использует силу низкого голоса, только для того, чтобы рычать в доме, как лев? И силу мышц, чтобы украшать синяками тело ближних? О как много детей ушло в мир из-за грубых младенцев-отцов!

Реакция христианок на тексты о покорности мужьям зачастую очень кислая. Их тошнит от них! Немало женщин предъявляют высокие требования к мужьям и по причине несоответствия держат их на приличном расстоянии от себя. А потом молятся Господу: «Обрати их жестокие сердца к Себе ‒ они злые и засматриваются на молодых…». Женщины-младенцы часто стремятся найти себе поддержку у своих детей. Детей легко настроить против отца, потому что они на подсознательном уровне более привязаны к матери и верят ее словам. Мужчина чувствует себя чужим в своём доме и жена довольна, что она наконец-то раскусила, каким злодеем является ее муж…

       Духовные мужья и жёны поступают по учению Иисуса Христа и стараются контролировать свои эмоции. Они справляются с гневом, разочарованием, виной, обидой, страхом, ревностью, горем, неуверенностью и множеством других чувств.  Они быстро отпускают негативные эмоции и не живут в них. Они помнят слово Писания, что Богу приятна красота кроткого и молчаливого духа, а не визгливости и постоянного недовольного бурчания. Они помнят, что много может усиленная молитва праведного. Но главное, они не винят других в возникших проблемах.

 Когда ты позабыт, одинок,

Как на море забытый челнок,

Никому ты не нужен тогда, -

Не вини никого никогда.

Когда близкий, любимый твой друг

Свою клятву нарушит и вдруг

Позабудет, изменит в любви, -

И тогда ты его не вини.

Если силы слабеют в тебе

И устал ты в неравной борьбе,

Если ты изнемог, — и тогда

Никого не вини никогда,

Если хочешь ты счастливо жить

И примером для ближних служить.

А случится — то прежде всего

Обвини ты себя самого.

Потому что Спаситель Христос

Дар любви всем, прощенье принес.

На Него ты, Страдальца, взгляни

И ни в чем никого не вини.

Если вы хотите сохранить отношения, берите на себя ответственность за их созидание.

Многие считают себя жертвами, и эта позиция им очень нравится, ибо жертве делать ничего не нужно, а только ждать прибытия скорой помощи или полицейских.

Духовные младенцы сосредоточиваются только на обиде, на проступке другого, на поиске подходящего способа отмщения, но не решения. Решение требует преодоления обид,  молитв за обидчиков, прощения,  любви, а на это не хватает сил.

       Очень легко проверить себя, являетесь ли вы духовным младенцем: предлагаете ли вы что-нибудь для улучшения отношений? Если нет, то вам не хватает пустышки во рту!  Мы не имеем право на пассивность. В молитве «Отче наш» сказано: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Без примирения с ближним не может быть примирения с Богом!  В Нагорной проповеди Иисус учит: «Итак, если ты принесешь дар  твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24 оставь там  дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.  25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кондранта».

        Духовные люди воспринимает негативные обстоятельства как вызов к принятию решения. Они думают о возникшей ситуации, молятся о мудрости, читают соответствующие книги, консультируются у опытных людей и идут примиряться.

Если вы хотите сохранить отношения, не прибегайте к мирскому поведению ‒ крику, шантажу, угрозам, бойкоту.

Не настаивайте на своём,  идите  на компромиссы, превращайте врагов в друзей. Этим вы не принесёте в жертву близких, церковь и Бога.  Затянувшееся младенчество ‒ огромная трагедия для души.

       Я вспоминаю одного сорокалетнего мужчину, которого почему-то звали Режик. Было это лет шестьдесят тому назад. Из-за болезни он не мог спокойно стоять на месте, но извивался как вьюн. По уму он оставался ребёнком и это лишило его многих благ жизни: он не знал радости общения со сверстниками, не имел познания наук, не испытал влюбленности и семейного счастья, никому не был полезен. Никто не пожалел, когда он умер.

         Такими «режиками» оказались коринфяне. Они не воспринимали аморальность и разделения, как серьезные проступки против Христа. Они не видели блага остаться обиженными. Они не усмиряли свои амбиции. Все, что им было нужно ‒ приобрести спасение. В отличие от требования Писания быть еще и святыми.

           Макс Вебер говорил: «Чтобы найти верную дорогу нужно сначала заблудиться». Если вы поняли, что заблудились в ваших взаимоотношениях, вы готовы искать верную дорогу к миру. И тут многое зависит от вашей решимости ее найти и следовать Писанию:  «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; 9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,  12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» ( 1 Пет. 3:9-12).

          Нам нужен духовный рост! Павел писал о себе: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11)

От чего зависит духовный рост? 

  • духовный рост зависит от молитвы: «и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,(Фил.1:9)
  • духовный рост зависит от питания словом Божьим: «…как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет.2:2).
  • духовный рост зависит от общения с церковью: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11-13)
  • духовный рост зависит от общения со Христом: «и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим (Кол.2:19)
  • духовный рост зависит от преодоления испытаний: «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами» (2Фесс.1:3,4).

          Один пастырь, который имеет опыт огородничества, говорил, что для хорошей урожайности культур требуется азот и калий. Азот наращивает зеленую массу растений, а калий способствует зрелости плодов. Так где же берет огородник азот? Он удобряет почву навозом ‒ органическим удобрением, состоящим из экскрементов сельскохозяйственных животных. Калий содержится в золе или пепле. Если перевести на духовный лад, то навоз ‒ это все несправедливое и горькое, что причиняют нам люди. Но от этого и бывает духовный рост.  Пепел ‒ это прообраз скорби. Им посыпали головы при трауре. Мы лучше всего растем и созреваем в скорбях и искушениях. Именно поэтому апостол Пётр призывает нас: «…смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:6).

Духовное младенчество извинительно на малое время. Пребывать в нем всю жизнь недопустимо! Давайте возрастать в благодати и познании Иисуса Христа!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ