Есть назидательная неканоническая история о том, как Бог поведал ангелам:
— Решил Я создать страну и назову её Израилем. Это будет прекрасная земля с белоснежной горой на севере, с огромным пресным морем в центре и красивым соленым морем на юге, с густыми плодоносными лесами и садами. Я населю эту страну евреями, это будут самые умные люди на свете, которые станут известны всему миру. Один из ангелов спросил: «Но, Господь мой, не думаешь ли Ты, что это слишком много благ для них одних?». Господь ответил: «Совсем нет! Ты же ещё ничего не знаешь о соседях, которых Я им дам…». Этими соседями оказались многомиллионные арабские народы, которые не пылают нежной любовью к евреям. Урок сей притчи в том, что где благословения, там и проблемы.
Мы говорили в прошлый раз об потрясающем благословении, которое несет крещение Духом Святым верующим, делая их живыми членами тела Христова и наделяя дарами. Если для евреев проблема заключалась в том, как ужиться с соседями-арабами, то для христиан в том, как ужиться друг с другом. «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах бо́льших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.» (1 Кор. 12:14-31).
Вот в чем суть текста: если вы хотите жить в церкви с великой пользой, то придется соблюсти четыре условия:
относиться к церкви, как телу Христову;
2). не завидовать более одаренным;
3). взаимодействовать с другими членами церкви;
4). служить дарами, которые дал Бог.
Давайте подробнее остановимся на этих условиях.
1. Относитесь к церкви как Телу Христову!
Тело же не из одного члена, но из многих.
Заметьте, Павел не называет церковь общественной или коммерческой организацией. Он не именует ее собранием стариков и старух, изнывающих от ожидания переселения на небеса. Он именует церковь Телом Христовым. Если человеческое тело красивое и сложное творение Бога, то церковь, как Тело Христово, несказанно превосходит его в великолепии и славе.
Я выделил бы три важных аспекта в заботе о Теле Христовом: верность, осторожность, заботу.
- Верное отношение к церкви предполагает отсутствие измен.
Измена нехорошее качество, осуждаемое даже грешным миром. Измена церкви происходит тогда, когда человек уходит из нее, потому что либо обиделся, либо полюбил мир. Второе «либо» самое распространенное. Недаром апостол Иоанн предостерегал верующих: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.»(1 Иоанна 2:15-16).
Не любить мир не значит относиться с презрением к неверующим, но значит не любить запрещенные Богом дела. Если один из супругов просто уходит из семьи, это будет расцениваться как измена брачному завету. Так и с вами: если вы без уважительной причины оставляете церковь, вы изменяете ей. Из церкви нельзя выйти так же, как из мирской организации — путем подачи заявления. Разве палец может добровольно покинуть кисть руки? А глаз глазницу? Если человек оставляет церковь, то это случается потому, что его «отрубил» от нее грех. В 6 главе послания Коринфянам Павел говорит: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1 Кор. 6:15).
Будем помнить, что для Бога нет ничего дороже церкви, ибо она невеста Его Сына, невеста, за которую был заплачен на Голгофе огромный выкуп. И потерять верность церкви — значит потерять верность Богу. Оставить церковь — значит нанести ей увечье. Писание не скрывает, что участь неверных - в озере огненном.
- Осторожное отношение к церкви исключает причинение ей боли и вреда.
Чаще всего вред церкви наносится неконструктивной критикой и сопутствующим разделением. Многие не видят ничего плохого осуждать церковь за какие-то грехи и этим показывают, что плохо понимают природу церкви, как Тела, а не каменной глыбы. В воспоминаниях эстонского проповедника Роберта Вызу есть интересное замечание о знаменитом в 70- годах прошлого века богослове ЕХБ Освальде Тярке: «В проповедях брата Тярка отсутствовала острая критика церкви и верующих. На одном богослужении известный брат говорил проповедь, в которой были острые выражения, относящиеся к верующим, значительная часть которых была правдивая. Потом братья критиковали эту проповедь. Тярк не сделал этого, а сказал, что «у каждого есть своя ясность, что он должен говорить, но я лично не смею касаться острым предметом к телу Христову».
Увы, совсем нетрудно найти за что критиковать церковь, ведь она состоит не из безгрешных людей. Совсем нетрудно стать ее палачами. Сложнее быть хирургами, которые осторожно рассекают тело, чтобы удалить опухоль или чужеродный предмет и приносят исцеление. Мы охотно прощаем себя и живем дальше. Так же поступайте с церковью. Прощайте ее несовершенства и живите в ней дальше!
- Заботливое отношение к церкви проявляется в служении ей
Нам не нужно натягивать на себя фальшивых улыбок, чтобы украсить жизнь церкви. Просто будьте добрыми и эта доброта подскажет вам, чем можно послужить ей. Вы можете послужить церкви
> заботой о больных,
> молитвой о процветании церкви,
> участием в каком-либо служении,
> материальной поддержкой,
> совместном поклонении.
Думайте не столько о том, что вам может дать церковь, сколько о том, что вы даете ей. Христово слово все еще остается верным: «…так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).
2. Остерегайтесь завидовать более одаренным!
«… Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
Павел приводит воображаемый разговор членов тела, сравнивающих себя с другими и из-за абсолютной несхожести сомневающихся в своей принадлежности телу. Он представляет, как нога завидует руке: «Я не похожа на руку! Я ни рисовать, ни играть, ни писать, ни погладить ребенка не умею. Все хвалят руки, называя их золотыми. А на меня только и жалуются, что устаю. Скорее всего, я не должна принадлежать телу и мне нужно от него как-то отделится…».
Подобным образом могло бы комплексовать и ухо: «Я только звуки воспринимаю! А через глаз доставляется телу 80% информации! А сколько песен и стихов про глаза сложено? Вы слышали хотя бы одну песню или стих про ухо? Увы, я такое бесталанное создание, что мне делать в теле нечего!»
Слава Богу, в теле таких разговоров не происходит. Каждый член занимается своим делом и служит благу всего тела! Зато в церкви сомнения о нужности, принадлежности телу Христову постоянно искушают детей Божьих, особенно если они сравнивают себя с людьми покруче: «Я не умею так содержательно молиться, как эта сестра! Я не имею такой мудрости, как у этого брата! У меня нет столько искренней радости, как у этой христианки!».
Помню очень давно подошла ко мне сестра и со скорбью сказала: «Я наверное, не полноценная христианка. Другие сестры ангелов видят и с Христом разговаривают, а я ничего не вижу и голосов не слышу». Я сказал ей: «Поздравляю! Я то же ангелов не видел и с Христом не разговаривал. Теперь у меня появился в вашем лице соратник!». Сестра сразу приободрилась.
Сравнение себя с другими может привести в уныние и даже к ропоту на Господа. Мы не всегда даем себе отчет, как вредит нам сомнение в принадлежности к телу Христову. Разве вам не было бы печально и оскорбительно слышать, что ваши дети постоянно сомневаются в происхождении от вас? А ведь сомнение — грех, серьезно препятствующий получению ответов на молитвы: «… «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.» (Иак. 1:5-8).
Есть и такое искушение и оно свойственно даже сестрам далеко не юного возраста. Сейчас с помощью фотошопа можно омолодить себя и придать стройность и грацию своем телу. В реальности все остается таким же — морщины, избытки отложений на теле, зато на фото можно представить себя юной красавицей иногда в минимальном одеянии.
Для чего этот обман? А чтобы обратили внимание, поставили лайк, облизнулись. Это грех! Нам не нужно изображать из себя тех, кем мы не являемся. Мы не копии других, мы оригиналы! У нас есть свойственные только нам особенности и заменить нас никто не может. Главный вопрос не в том, как я выгляжу, а в том, использует ли меня Бог, какую пользу приношу я телу Христову.
Бог не ошибся, наделив кого-то многими дарованием, а кого-то всего одним. Кому много дано, с того много спросится. Бог создал нас разными и преимущество церкви в ее разнообразии. Павел пишет, какой бы неприглядной была церковь, если бы все были копиями друг друга. Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно.
Красота тела обусловлена единством и красотой и соразмерностью его членов. Любое нарушение симметрии тела - третий глаз, шишка на лбу, шестой палец на руке никак не украшали бы его. В дизайне тела церкви Христовой каждый элемент имеет свое значение. Только когда его созидание будет завершено, мы ахнем от восхищения: все красиво и ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. Поэтому не станем кому-то завидовать. Бог, а не мы, дизайнер церкви. Он же делает все весьма хорошо! Доверимся Ему!
Когда Соломон строил храм, ни тесла, ни другого железного орудия не было слышно в столице. Обработка материалов производилась за городом. В Иерусалиме происходила сборка элементов. В этом заключался прообраз созидания церкви. В земной жизни Господь через искушения и скорби обрабатывает нас, доводит до нужной кондиции. Нам эта обработка кажется долгой и болезненной. Мы не видим в ней смысла. Но Бог готовит нас для вечности, чтобы поместить в особое место, где мы органично впишемся в небесную архитектуру. Только тогда мы осознаем нашу пригодность и бесконечную ценность.
3. Достигайте взаимодействия с другими членами церкви!
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены.
Человеческое тело показывает изумительный пример взаимодействия членов. В нем члены не «наезжают», не воюют, не отрекаются, но выручают друг друга.
Так когда глаза плачут, руки вытирают слезы, голова придумывает, как поддержать пошатнувшееся здоровье, надпочечники в ситуации «бей или беги» выбрасывают адреналин, который снижает кровоток в брюшной области и увеличивает его давление в мозгу и сердце. Члены тела действуют согласованно, во благо тела.
Однако в церковном теле Коринфа, к великому сожалению, было иначе. Вместо того, чтобы помогать друг другу, наблюдался отказ от взаимопомощи и глупое соперничество. Коринфская церковь разделилась на аполлосовцев, петровцев, павловцев. Каждая отстаивала своего героя и радовалась, когда ее герой набирал больше голосов. На вечере богатые пренебрегали бедными, в языческих капищах свободные в воззрениях братья поедали идольскую пищу и соблазняли немощных собратьев. Кто-то считал нормальным тащить брата на мирской суд. А некоторые особо духовные жены прогоняли мужей спать на диван, кто-то из мужей выставлял жену из дома. В контексте учения Павла о теле Христа это было похоже на то, как если бы рука, желая остаться одна, отсекла от себя ноги…
Причина неустройств в церкви заключалась в том, что коринфяне смотрели на нее не как на тело, но как на рынок, где стремятся обмануть или на спортивную арену, где побеждает сильнейший.
Чем плох отказ от сотрудничества с другими?
Во — первых, это проявление ужасного греха гордыни, ставящего свое Я выше Бога. Бог знает о нас множество компромата, тем не менее, не отказывается от нас и не лишает куска хлеба. Какое право вы имеете не искать мир с ближним? Какое право имеете жить во вражде и зависти?
Во-вторых, изоляционист лишает себя возможности научиться бескорыстному отношению к другим. Павел не отрицает, что в церкви есть слабейшие и не столь красивые члены, наподобие гланд или аппендикса, которые часто воспаляются и причиняют боль. Более того, в теле есть кое-что неприличное, что необходимо тщательно скрывать от глаз людских. Но человек учится с этим жить, закаляет себя и остерегается создать проблему.
Поэтому будьте терпеливы. Приспосабливайтесь друг к другу! Не становитесь только наблюдателями горестей или радостей церкви. Участвуйте в нуждах друг друга! В теле Христа печаль одного — это печаль всех и радость одного — радость всех. Посему, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены».
4. Служите дарами, которые дал Бог!
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах бо́льших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.»
Павел перечисляет замечательные дарования ранней церкви и задает в связи с этим вопрос: все ли имеют их? Ответ напрашивается сам собой: не все.
Вопрос количества и видов даров в компетенции Бога. Он решает, когда, кому и какие дары послать.
И горе тем, кто пытается выдать желаемого за действительное!
Недавно четыре известных служителя дискутировали о том, есть ли сегодня дары пророчеств и исцелений. Один из них напомнил, как в 2022 году один пророк громко провозглашал веру в исцеление своей жены от рака. Несмотря на провозглашения веры, жена умерла. За три дня до президентских выборов в США Епископ Ширд, главный апостол Церкви Бога во Христе в Дейтроте, демонстративно помазал елеем Камалу Харрис на американское царство и сказал: «Мы верим, что Бог сделает то, о чем мы молились». Через три дня стало очевидным, что молитва епископа не была услышана - победу на выборах одержал Трамп.
То, что самозванные пророки провозглашали, не работало даже для них! Всегда были люди, которые желали быть ни кем иным, как пророками, учителями, чудотворцами, целителями, начальниками, говорящими на языках, дабы быть предметом восхищения и обожания. И они умели произвести впечатление на людей. Служение на кухне не для них, плакать с плачущими не для них. Посетить больного не для них. Уборка территории не для них. Для них кафедра и микрофон. Для них важны толпы поклонников и деньги.
Но всегда остается востребованным малозаметное служение поддержки или вспоможения, когда правая рука не знает, что делает левая. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.» (Матф. 25:34-36). Бог обращает внимание на тех, кто служил ближнему своими руками и сердцем: дали, напоили, приняли, одели, посетили. Вспоможение — выше пророчеств и чудес! В нашем теле эту функцию несут, например, кости скелета. Черепная коробка укрывает мозг, ребра защищают легкие и сердце, позвоночник осанку и нервы. Кости стопы несут всю тяжесть тела. А подумайте о коже. Кожа не поет, не говорит, не строит, она просто защищает тело от потери влаги и проникновения микробов. И благодаря этому тело живет! Как нам нужны люди, которые служат опорой церкви и ее защитой! Они молятся за нее, проявляют внимание к людям, поддерживают материально.
Поэтому, если вы хотите пребывать в церкви с великой пользой любите ее не на словах, а на деле, относитесь к ней как к Телу Христову, не завидуйте более одаренным, сотрудничайте с другими, служите церкви полученными дарами.