Опасность лицемерия

Как помочь?

Лицемерие В своем повествовании о служении Христа Евангелист Лука много раз говорит о том, как Спаситель взращивал  духовно Своими наставлениями апостолов.  Самые значительные из них — это Нагорная проповедь (6:20-49), притчи (8:10-18), миссионерские инструкции двенадцати (9:1-9), предсказание о мученической смерти (9:21-22; 44-45), обличение апостольской гордости (46-56), наставление семидесяти учеников (10:1-12; 17-24), учение о молитве (11,1-13). Слова Христа должны были послужить апостолам руководством к действию, и они не имели права  уклониться от них ни на йоту. В 12 главе записано восьмое развёрнутое наставление Спасителя, касающееся некоторых вопросов духовной жизни. Первый  из них — опасность лицемерия.

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он  начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного,что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо  внутри дома, то будет провозглашено на кровлях (Лук. 12:1-4).

Рассматривая поучение Спасителя, обратим внимание на суть лицемерия и на стратегию борьбы с этим пороком.

1. Суть лицемерия

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Можно представить себе восторженные чувства, наполнявшие апостолов при виде огромной популярности их Учителя: тысячи мужчин и женщин бросали свои неотложные дела и спешили слушать Его! Как и в начале пятой главы Лука подмечает энтузиазм людей, которые  теснили друг друга, чтобы насытиться словом Господним. Ведь Он учил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи…

 Апостолам было приятно ощущать сопричастность делу Евангелия и попутно осознавать свою значимость: на них обращали внимание и о чем-то спрашивали. Вчерашние галилейские рыбаки, попавшие в публичное пространство, понимали, что их жизнь теперь навсегда связана с духовным служением народу. Они, скорее всего, предполагали, что  Израилем дело не ограничится, ибо распространение царства Мессии во всем мире потребует их участия в делах других стран.

Однако Апостолы не представляли себе, какие опасности таит в себе общественное служение. Несомненно, оно подняло их социальный статус и сделало теми, о ком говорят, но оно же прибавило им ответственности и приблизило их к краю пропасти под названием лицемерие, в которую свалилось немало религиозных, политических и общественных деятелей. Христос знал об этой опасности и заранее предупреждал учеников, чтобы они были готовы ей противостать.

Если апостолам понадобилось серьезное предостережение Иисуса Христа, то тем более оно необходимо нам.  Люди ожидают от христиан высоконравственного поведения, похожести на Христа и зачастую они имеют полное право укорить нас: «либо измените ваше название, либо ваше поведение».

В древности лицемерами называли актеров, которые по ходу спектакля надевали разные маски. «Лицемерить» — ранее значило «говорить  от чужого лица», а в наше время это означает внешне являть то, чего нет внутри. Лицемерие осуждается людьми, потому что с ним сопряжены разрушающие характер и отношения пороки — притворство, ложь, алчность, ненависть, манипулирование и др. Не таких отношений жаждут люди, но искренних, добрых и надежных. Поэтому даже порочный мир единогласно осуждает лицемерие. Вот  некоторые суждения известных людей:

  • «Лицемер это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применить к себе» (Ноам Хомский).
  • «Лицемерие мерит свои поступки не перед своей совестью, а перед лицом других» (Михаил Пришвин).
  • «Провожая гостей, люди бывают гораздо искренние и добрее, чем встречая» (Антон Чехов).
  • «Лицемеры это такой сорт людей, которые делают вид, что гладит тебя, в то время как вытирают о тебя свои грязные руки» (Джулиана Вильсон).

Хотя люди понимают и осуждают порочность лицемерия, все же они сами частенько им грешат. Коренная причина этой уступчивости греху – изначальная испорченность человеческой натуры. В этом смысле человек наиболее подобен дьяволу, доказывая ему свое родство. Дьявол — отец лжи и лицемерия. Он может представляться ангелом света, поборником человеческого счастья, но, по сути, одержим желанием украсть, убить и погубить бесценные души.

Коварство лицемерия в том, что оно  не представляется ужасным грехом: не звучат оскорбления, не гремят взрывы и не льётся кровь. Напротив, внешне все выглядит благопристойно – человек с виду проявляет уважение и внимание, говорит приятные речи. Но последствия лицемерия всегда ужасны. Ни один грех не был столь сурово осуждён Христом, как лицемерие. В этом нас убеждает 23 глава евангелия от Матфея.

Если грех лицемерия нетерпим, что толкает людей его совершать? На мой взгляд, мотив один – какая-либо выгода. Это может быть материальная выгода:  «Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится» (Прит.20:14).  Критикой товара покупатель сбивает цену, а затем радуется своему умению обмануть продавца.

            Фарисеи нарочито молились на углах улиц. Здесь выгодой выступает  приятная похвала людей за набожность, а также материальный расчет. Напускной добротой и ласковостью им удавалось побудить некоторых вдов переписать им своё имущество. Особо лицемерным было судилище, устроенное книжниками и фарисеями над Христом в страстную пятницу. Они делали вид, что ищут истину, на самом же деле искали предлог предать смерти невинного человека. Они лицемерили  ради выгоды сохранения за собой власти. Спасая себя от неприятностей ареста и креста, апостол Пётр клялся и божился перед воинами,  что не знает Христа. К лицемерию его подтолкнула  выгода спокойной жизни.

Спаситель не напрасно сравнил этот порок с закваской. Ее нужно совсем немного, чтобы поднять тесто. Она действует бесшумно, всеобъемлюще и неотвратимо. Проникнув в сердце, лицемерие извратит его до неузнаваемости. Этот порок более всего вредит его обладателю, ибо прокладывает путь многим грехам. Знаменитый Леонардо да Винчи проницательно заметил: «В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя. А в действительности обманывают больше себя, чем других».

Этот порок чрезвычайно заразен и прилипчив. Даже у великих святых к нему нет врожденного  иммунитета. Был ли кто в апостольской церкви значимее  Петра? Ему Христос даровал ключи проповеди, которыми  он открыл Царство Небесное тысячам иудеев и язычников. Тень Пётра исцеляла людей, его слово воскрешало мертвых.  Был ли в церкви кто-нибудь добродетельней Варнавы? Он  пожертвовал бедным все своё имущество и стал проповедником евангелия. Его недаром прозвали «сыном утешения». Он умел ободрять и утверждать людей в вере. Он вызволил из безвестности Савла, ввёл его в круг апостолов и был его верным спутником в первом миссионерском путешествии.

            И вот что вспоминает апостол Павел об этих несравненно великих мужах: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием» (Гал. 2:11-13).

Как видим, служителям проще простого впасть в грех лицемерия! Они дали согласие жить по высоким стандартам евангельской нравственности, за что их ценят и слушают. Однако самый коварный враг, находящийся внутри – гордое «Я», -  при малейшей утрате бдительности наносит такие сильные удары, что человек внутренне надламывается и падает. Приобретённые привычки благочестивого поведения у него сохраняются, но внутри он опустошён. Вот и приходится несчастному играть роль праведника, пока Бог не вскроет его лицемерие.

Вспомним трагическую историю тяжкого согрешения Давида. Царь уступил греховному влечению на крыше дворца, залюбовавшись на купающуюся в своём дворе замужнюю Вирсавию. Увы, как верно подметил Ральф Эмерсон, «каждый человек искренен наедине с самим собой; лицемерие начинается, когда в комнату входит кто-то ещё». «Кто-то ещё» невольно и спровоцировал  нарушение седьмой  заповеди «не прелюбодействуй». Через некоторое время женщина сообщила Давиду о наступившей беременна, и лицемерие продиктовало Давиду нечестивый сценарий решения щекотливой проблемы. Царь призывает с фронта Урию, мужа Вирсавии, якобы для отчета о боевых действиях, угощает изысканными блюдами, спаивает вином и отправляет спать с женой. Это была лицемерная забота о друге. На самом деле царь надеялся этим прикрыть свой грех.

Урия,  человек твёрдых принципов, не мог позволить себе супружеских удовольствий, когда его воины рискуют жизнью, и переночевал во дворе. Тогда Давид пишет письмо маршалу Иоаву, приказывая отправить Урию на верную гибель. Так заразу своего лицемерия Давид передал военачальнику.  Урия был убит, а через некоторое время царь сыграл свадьбу с Вирсавией.

О преступлении Давида знал только ограниченный круг лиц. Израильскому обществу оно не было известно. Царь же по-прежнему показывал себя с наилучшей стороны: правил государством, вершил правосудие, посещал храмовые служения, приносил жертвоприношения, пел гимны хвалы… Однако внутри он был запачкан, его снедала тоска, он ощущал на себе карающую десницу Господа: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3,4).

            Лицемерие служителя отвратительно для Бога: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3-5). Давид носил в своём глазу это тяжелое бревно греха и не мог его вынуть. Лицемерие опутало всю его жизнь и, в конечном итоге, принесло умножающееся горе и ему, и его дому.

 2. Борьба с лицемерием

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. 3 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

 С лицемерием нужно бороться. Поэтому Христос и предупредил: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Как исполнить это повеление?

 2.1.   Помните о своей уязвимости!

Падению зачастую предшествует убеждение в надежности и безопасности положения. Но это обманчивое убеждение. Пока мы в грешной плоти и живем среди грешного окружения, нам угрожает опасность падения. Апостол Павел предупреждал верующих: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12).

В своём письме церкви внук Билли Грэма Туллиан Чивиджян писал: «Две вещи в моей жизни за исключением моих взаимоотношений с Богом были, по моему убеждению, защищены навечно. Мой двадцатиоднолетний брак и моё призвание быть пастором знаменитый пресвитерианской церкви Корал Ридж во Флориде. И эти две вещи разрушились весной и летом 2015 года.

Сначала развалилась моя семья, потом пострадала моя позиция в церкви. И вместе с этими двумя потерями пришло множество других потерь. Потеря близких друзей, финансовой стабильности, цели в жизни, уверенности в Божьей благости. Потеря надежды, радости, ожидания новых возможностей. В один день моя жизнь из сказки превратилась в трагедию».

Тулиан не видел себя и жену уязвимыми для греха, а опытнейший искуситель сатана нашёл уязвимое место в семье пастора мегацеркви — жену, — и вложил в ее сердце закваску лицемерия. Весной она изменила мужу, а летом в тот же грех впал он. Увы, мы чрезвычайно уязвимы для нападок сатаны, и кто думает, что он стоит, должен беречься, дабы не упасть.

2.2. Удаляйте закваску лицемерия тут же, как только ее  обнаружили!

Бог учил евреев во время приготовления к празднику Пасхе щепетильному отношению к закваске – прообразу греха.  Энциклопедия иудаизма дает любопытную справку:  «Перед началом поисков приводят в порядок и тщательно убирают все места, в которых следует искать закваску — хамец.  … должны быть обследованы все помещения в доме, даже чердаки — потому что иногда люди заходят сюда с куском хлеба в руках.

Дырки в стенах, расположенные очень высоко, так, что нет никакой возможности их использовать для какой-либо цели, обследовать не обязательно.

Если в доме есть маленькие дети, низкие дырки должны быть обследованы, поскольку дети могли занести туда хамец.

Верхняя часть шкафов, которую в наше время иногда используют, необходимо обследовать.

Необходимо обследовать пространство под шкафами, кроватями и всеми другими предметами в доме, поскольку под ними случайно может оказаться хамец.

обычай мыть стены и стулья, к которым мог прикасаться хамец

Необходимо вывернуть и тщательно проверить все карманы на своей одежде и одежде детей, поскольку иногда хамец попадает в карманы.

Жидкие и аэрозольные духи, одеколон, дезодоранты, лосьон после бритья. В большинстве случаев в их состав входит этиловый спирт, который производят из злаков и который является хамцом. Поэтому такие товары не используют в Песах и их необходимо продать нееврею

Хлев, в котором живут коровы, так же как и курятник, должны быть обследованы в случае, если в них вносили хамец в последние тридцать дней перед Песахом,

Тот, кто в ходе поисков в хлеве или курятнике обнаружил хамец и решил скормить его животным, должен наблюдать за ними до тех пор, пока они съедят его полностью,

Хамец, заваленный землей или камнями, считается уничтоженным и должен быть только аннулирован в случае, если высота слоя земли или камней над ним — более трех тефахов.(тридцать сантиметров). Но если этот слой тоньше, необходимо разгрести его и уничтожить хамец.

Правоверные иудеи, у которых и так все чисто, специально расставляли дома 10 заквасок , чтобы потом их торжественно уничтожить.

Сразу после завершения поисков производится аннулирование всего необнаруженного хамеца, оставшегося во владении хозяина дома. Он произносит следующую формулу: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не разглядел и не уничтожил и о которых я ничего не знаю, — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной». Некоторые повторяют эту формулу трижды»

Непримиримое отношение к закваске было вызвано божественной угрозой: «семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых — пришлец ли то, или природный житель земли той» (Исх.12:19).

Апостол Павел желал, чтобы христиане были так же щепетильны в отношении греха, как иудеи были в отношении закваски: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:7,8).

Поэтому, как только вы поняли, что согрешили – тут же исповедуйте грех Господу и просите, чтобы драгоценная кровь Христа очистила его. Если в каком-то деле или источнике информации  вы обнаруживаете закваску греха, то немедленно отвергните ее. Не будет лишним почаще просить Господа: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:23,24).

 3. Помните о законе раскрытия тайн!

  Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

 «Каждое личное существование,- писал А.П. Чехов, — держится на тайне, и, быть может, отчасти поэтому культурное человечество так нервно хлопочет о том, чтобы уважалась личная тайна». В Конституции Российской  Федерации  записано «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.  Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».
Однако ни хлопоты культурного человечества, ни законы страны не  могут отменить закона раскрытия тайн. Христос предупредил, что всякая фальшь рано или поздно будет раскрыта и разоблачена. Эту заботу возьмёт на Себя Бог: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых [открываются] впоследствии. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут» (1Тим.5:24,25).

Бог знает, что человеку  крайне неприятно обнародование  греховных тайн. Но Он выявляет их ради блага человека.  Пока тайное дело Давида было скрыто, он не мог покаяться. Как только Бог открыл его через пророка Нафана, пришло покаяние и прощение.

Мы должны быть очень осмотрительными в наших словах, зная, что слово не воробей, выпустишь — не поймаешь. Посему не лишён основания совет Марка Твена «когда нечего сказать — говорите правду». Кажется, более всего сказанное Христом относится к нашему времени. Личная жизнь человека сведена к минимуму, и личных тайн практически не остается. Информация о телефонных разговорах, интернет-трафике хранится в спецхранилищах, в нужное время их могут извлечь на свет и предъявить в качестве доказательства  нечестности.  Сколько великих деятелей погорело на раскрытии их тайн!  Знал ли Билли Греем, беседуя с Никсоном в Белом доме, что его слова о необходимости приструнить  мощное еврейское лобби, публикующее порнографию,   тайно записываются  на магнитофон?  Через тридцать лет, в марте 2002 года эта запись была опубликована, и за свои слова престарелому служителю пришлось извиняться! Поэтому высказываясь в приватной обстановке о чем-либо, нужно  быть готовым к тому, что тайное станет явным. Это поможет более ответственно относиться к словам.

 4. Не осуждайте павших!

 Билл Хайблс был одним из значительных лидеров евангельского движения нашего времени.  В 1975 году  он  принял  церковь в 125 членов и довел ее до численности 25000. Он писал книги,  проводил лидерские саммиты во многих странах мира. Его компетенции и успеху можно было только радоваться. Но в апреле 2018 года после публикации  в газете «Chicago Tribune»  обвинений в домогательствах, собранных  бывшими прихожанками его церкви, он был вынужден оставить пост.

            Как легко, познакомившись с подобными историями, взять в руки судейский молоток и изречь приговор: «Горе вам, лицемеры! Наконец-то Бог вывел вас на чистую воду!».  Избави нас Господь  стать судьями!  Превозношение перед согрешившим  никак не поможет ему подняться. Мы должны осуждать грех, но любить грешника.  Узнавая о падениях служителей и простых людей, нет ничего лучшего, как следовать примеру Христа: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук.22:31,32). Согрешившим их собственное падение причинило немалые страдания, и кто мы, чтобы их умножать?

Падение – это не столько вопрос  между нами и падшим, сколько между павшим и Богом. Богу дорог даже сраженный врагом воин! Он не бросит его на погибель и посмеяние! Полезно помнить позитивный взгляд апостола Павла на проблему падений: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4).

            Павел Билхаймер в книге «Не расточай свои печали» проницательно указывает на стратегическую цель попущений падений: «…бывает, что Бог дает возможность Своему слуге достичь величайших духовных успехов в течение многих лет. Каждый шаг его, каждое усилие — благословенны. Но затем, вдруг, Бог допускает невзгоды. Человек оказывается духовно сломленным. Божья работа, которую он прежде выполнял, кажется полной потерей. Непостижимо! Но Бог имеет на то Свое основание. В неуспехе есть свой успех. Для некоторых людей неуспех, провал, — это единственный путь, которым они могут быть децентрализованы».  И если так, будем не судить, а молиться о павших!

Вам так же может быть интересно:

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ