Когда мы слышим слово «стяжательство», означающее страсть к накопительству, невольно вспоминается отвратительный персонаж гоголевских «Мертвых душ» Степан Плюшкин, которым владел «волчий голод скупости», либо злобный скряга-ростовщик Эбинизер Скрудж из «Рождественской песни» Диккенса, либо бизнесмены с обложек журнала «Forbеs». Однако, согласно учению Христа, стяжателем считается всякий, кто не использует материальные блага для славы Божьей и блага ближних.
«Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук.12:15-21).
Несомненно, этот безымянный искатель справедливости не был похож ни на помещика Плюшкина, ни злобствующего Скруджа, ни на солидных дядей из «Forbes». Он был простым иудеем, испытывающим трудности во вступлении в наследственные права, без хороших связей в судебных органах. Глубоко прав был один мудрец: «Никогда не говорите, что вы знали человека, если не делили с ним наследство». Христос использовал это происшествие, чтобы предостеречь нас от опасностей любостяжания. Их, по крайней мере, четыре.
1. Стяжательство стремится сделать Бога слугой
13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. 14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
Вслушиваясь в жалобу этого человека, исполняешься к нему искренним состраданием. Он должен вступить в дорогое его сердцу родительское наследство, однако брат, с которым вместе рос и играл, ел и пил, делился секретами и добивался успеха, стал далеким и жестоким. Этот брат противился осуществлению его законного права. Какая трагичная жизненная коллизия! Их сотни тысяч в нашем мире.
Действительно, среди поводов к конфликтам ресурсы стоят на первом месте, все остальное — власть, престиж, моральные ценности - занимают последующие места. Ресурсов в виде денег, домов, земель, драгоценностей всегда меньше, чем претендентов на них. Большинство людей уверено, что чем больше материальных средств, тем качественней и интересней жизнь. Когда есть деньги, вы можете позволить себе приобрести комфортное жилище, питаться богатой витаминами пищей. Вы можете поехать на приличный курорт и своевременно пролечиться у хороших врачей. Все это прямым образом скажется на продолжительности вашей жизни. В конце концов, дети и внуки будут вам бесконечно благодарны за оставленное наследство. Иметь много полезных и дорогих вещей не зазорно, но -
Разделяет всех наследство:
Здесь и войны и отравы,
Жизнь — не цель, а только средство
Для дарованного права.
(Г.Гейне ).
Итак, нам понятен и близок мотив обращения обиженного человека к Христу. Мы бы на его месте поступили так же. Тем более, о справедливости и доброте Христа ходили легенды. Однако реакция Господа на просьбу огорченного немало озадачивает: человек просит Его как Учителя с большой буквы разрешить конфликт, а Он отказывается помочь! Разве Спаситель не был поборником справедливости? Неужели Он не знал требования Писания о принципах справедливого раздела наследства? Не Он ли учил о блаженстве миротворчества? И не Он ли умело разрешал конфликты?..
Не нам судить Христа! Божий Сын никогда ни в чем не ошибался! Его ответ «кто поставил Меня судить или делить вас?» показывает, что в этом конфликте проситель был неправ, иначе воля Господня склонилась бы на его сторону. Иисус Христос видел, что сердце просителя запачкано грехом любостяжания, который побуждал его превратить Бога в слугу. И это происходит сплошь и рядом!
- Я просил Его помочь, а Он проигнорировал меня!
- Я столько жертвовал времени и сил для Него, а Он воздал мне молчанием!
- Я необыкновенно рад, что Господь не опоздал выручить меня из беды!
- Я бесконечно благодарен, что Он поместил меня в хорошую церковь!
- Я восхищён Им, как Он дивно устроил мою личную жизнь….
Если мы не осознаем себя рабами Христа, то в этих претензиях и благодарениях может проявляться отношение к Богу как к слуге. В первых двух случаях мы недовольны Его ролью, а в прочих восхищены Его расторопностью.
Представлять себе Бога слугой есть неподобающее отношение твари к Творцу, оскорбляющее Его святое величие. Мы должны относиться к Нему как Богу, имеющему абсолютную власть над нами. «Бог наш есть огнь поядающий»,- сказало в послании к Евреям 12:29. Вопрос ущемлённого должен бы звучать иначе: «Учитель! Как я должен поступить с братом, который не желает разделить со мной наследства?». Но он вместо того давал указание Христу, что следует сделать. А напрасно! Ответ Христа послужил бы ему на пользу. Правда, иногда Его советы относительно имущества выглядели очень радикальными:
- « и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:40-42);
- «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21);
- «… у взявшего твое не требуй назад» (Лук. 6:30);
- «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лук. 12:38).
Кажется, в некоторых случаях Христос призывал людей оставить нажитое богатство и посвятить жизнь благовестию Евангелия. В этом случае добровольное обнищание было важнее материального достатка. Как бы ни поступил с нами Господь, что бы ни посоветовал, мы должны проявлять полную покорность Ему и держаться за Него, а не за земные блага. По этой причине мудрый Аввакум принял непоколебимое решение: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв.3:17,18). Для пророка было важным не то, какие блага даёт ему Бог, а то, воздает ли он Ему хвалой и служением, даже если лишится материального благополучия. Для Аввакума Бог был превыше материальных благ, превыше самой жизни. Такое отношение к Творцу является достойным.
2. Стяжательство - прилипчивый грех
15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
Снова мы слышим знакомое слово «берегитесь», которое Иисус провозгласил в начале наставления апостолов. Этим Он привлёк как их внимание, так и внимание прочих слушателей к невероятной прилипчивости греха стяжательства. Корысть живет в нас с самого рождения, и с ней очень трудно расстаться.
Августин Блаженный вспоминал об истоках своих детских преступлений: «По соседству с нашим виноградником стояла груша, отягощенная плодами, ничуть не соблазнительными ни по виду, ни по вкусу. Негодные мальчишки, мы отправились отрясти ее и забрать свою добычу в глухую полночь; по губительному обычаю наши уличные забавы затягивались до этого времени. Мы унесли оттуда огромную ношу не для еды себе (если даже кое-что и съели); и мы готовы были выбросить ее хоть свиньям, лишь бы совершить поступок, который тем был приятен, что был запретен. Вот сердце мое, Господи, вот сердце мое, над которым Ты сжалился, когда оно было на дне бездны. Пусть скажет Тебе сейчас сердце мое, зачем оно искало быть злым безо всякой цели. Причиной моей испорченности была ведь только моя испорченность. Она была гадка, и я любил ее; я любил погибель; я любил падение свое; не то, что побуждало меня к падению; самое падение свое любил я, гнусная душа, скатившаяся из крепости Твоей в погибель, ищущая желанного не путем порока, но ищущая самый порок». С самого детства грех стяжательства владел сердцем этого талантливого человека! Таким образом, не напрасно Христос предупреждал слушателей о прилипчивости стяжательства — он ближе к нам, чем рубашка к телу. Это бедствие должно побуждать нас молиться о его преодолении, и о том, чтобы нам искать духовных сокровищ, что является славной добродетелью.
3. Стяжательство есть разновидность угождения плоти
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Богатому человеку несказанно повезло: пшеница уродилась отменная и он, будучи рачительным хозяином, не желал потерять и зернышко из богатого урожая. Но куда поместить золотые горы пшеницы? В голове сразу же возник план строительства новых хранилищ по последнему слову науки. Сами по себе эти проекты были очень разумны. Глупостью являлась отсутствие малейшей благодарности Богу за урожай и нежелание позаботиться о бедных родственниках или соседях. Глупостью звучал торжественный гимн плотскому удовольствию: душа, покойся, ешь, пей, веселись. Грубо и ясно выражен абсолютно материалистический подход к жизни, когда запросы души смешиваются с запросами тела.
«Горе нам, — говорил один подвижник, — что мы к болезням и недугам телесным довольно внимательны, к болезням и язвам душевным, самым тягчайшим — бесчувственны. Горе нам: ибо главнейшая часть человека, душа, покоряется плоти, которая есть оной раба; часть худшая повелевает лучшею, вместо того, чтобы обоим им согласно служить Творцу своему Богу».
Это горе постигает всех людей, но мало кто ищет от него избавления. А между тем душа — духовная субстанция, и если ей и нужны пища и питие, то в виде Божьего слова и благодати Духа Святого: «Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс. 18:8). «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан.4:13,14).
Душа нуждается в общении с живым Богом: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому (Пс.41:3). Ей приятно восхвалять Его: « да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно ( Пс 29:13). Зачастую душа нуждается в исцелении (Пс.40:5), подкреплении (Пс.53:6), радости, избавлении (Пс. 85:4,13), оживлении (Пс.118:25).
О, как ужасно пренебречь высшими нуждами души, которые может восполнить только Бог, или отождествить их с плотскими нуждами! Библия учит: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:6,7). Библейскими иллюстрациями этих утверждений является трагичные истории Ахана из Ветхого Завета (И.Нав. 7:1-23) и Анании с Сапфирой из Нового (Деян. 5:1-10).
4. Стяжательство ненавистно Богу!
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Библия свидетельствует, что любящий Бог ни в коем случае не заинтересован в смерти грешника. Он заинтересован в его спасении, ибо лучше всех на свете знает, какая страшная участь ожидает человека за гробом. И если Он принимает ужасное решение забрать с земли его грешную душу и ввергнуть ее в место вечных мучений, это означает только одно: человек дошёл до предела греховности и теряет право на жизнь. «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим.8:3-6).
В очах Божьего правосудия любостяжатель является безумцем, потому что накопленные им богатства не служили Божьей славе и благу ближних. О том же предупреждал апостол Павел: «ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф.5:5). Какие сильные и отрезвляющие слова! Любовь к стяжанию приравнена к идолопоклонству, она не оставляет надежды быть в вечности с Богом!
В притче звучит вопрос Бога к человеку: кому же достанется то, что ты заготовил?
Екклесиаст называет суетой оставление результатов упорного труда человеку, который их пустит по ветру. На «алтарь» суеты положил свою жизнь богатый человек. Он не сказал: «Мы с женой будем есть, пить и веселиться». Не упомянул о детях или друзьях. Он был влюблён только в себя, в свой покой и свои удовольствия. Отвратительный персонаж М.Е.Салтыкова- Щедрина Иудушка Головлев уступал этому богачу в эгоизме: у него были жена и дети… Одна мудрая женщина говорила: «Жить нужно так, чтобы после смерти о тебе поплакали». Крайнее самоугождение сделало богача одиноким, и он ушёл в мир иной никем не оплаканный. И всю вечность будет рыдать, и никем не будет утешен.
Не повтори этой трагической судьбы, дорогой читатель! Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Бог внезапно сокрушит такого богача, превратив его в вечно нищее существо. И вопрос тут не в количестве и ценности материальных благ. Можно быть любостяжателем с рублем в кармане и не быть им с миллиардами долларов. Вопрос заключается в том, служат ли средства славе Божьей и благу ближних или ублажению плоти.
Еще в начале семейной жизни Руфь и Билли Грэм решили отдавать Господу десятую часть своих доходов. Они решили не «слишком заботиться о материальных вещах», поскольку Библия называет это идолопоклонством.
«В моей земной жизни», — писал в 10-страничном завещании великий проповедник, — «совсем немного вещей, которые я могу назвать своими – и в первые годы нашей совместной жизни у нас было очень мало средств к существованию. Мы никогда и не мечтали, что у нас будет так много всего. Мы всегда старались использовать материальные блага для Божьей славы. И всегда старались не прилагать к этим материальным благам своего сердца. Мы никогда не хотели пускать в этом мире корни слишком глубоко… Однако должен признать, что мы всегда сталкивались с определенной дилеммой, в какой мере нужно повышать свой уровень жизни, чтобы это было прилично как для слуг Господа. И нам кажется, нам удавалось на протяжении многих лет сохранять в этом вопросе баланс. Впрочем, правильно ли мы распоряжались вещами или нет, все мы ожидаем оценки перед судилищем Христовым, когда откроется все тайное».