«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира» (1Иоан.2:1,2)
Апостол Иоанн прожил самую долгую жизнь из всех двенадцати учеников Христа. Его по праву называют апостолом любви. Но он не сразу стал таким. В молодости Иоанн был весьма горячим и категоричным человеком. Он и его брат Иаков недаром получили от Христа прозвище «сыны громовы». Однажды братья с блеском оправдали это прозвание, попросив у Христа разрешения свести огонь с неба на злых и неприветливых самарян. Но Дух Святой и годы испытаний преобразовали характер Иоанна в кроткий и любвеобильный.
Апостол жил в непростое время. Христианство подвергалось нападкам как извне – от иудеев и язычников, так и изнутри – от лжеучителей и незрелых верующих. На основании этих фактов апостол поставил своей эпохе неутешительный диагноз: «весь мир лежит во зле» (1Иоан.5:19).
Прошли десятки столетий, но мир не стал лучше. Он продолжает лежать во зле. Один из современных российских поэтов – а люди этой профессии тонко чувствуют мир! – написал: «…кто в наше время хочет быть хорошим, тот, в сущности, живет вчерашним днем».
Патриарх Кирилл справедливо заметил: «Если соединить статистику распада гражданских отношений со статистикой распада браков, мы все как бы в разводе. Все общество в состоянии развода».
Греховность мира разрушающим образом влияет на церковь.
В одном стихотворении рассказывается, как семинарист поймал золотую рыбку и просил ее прекратить войну в Чечне. Рыбка посоветовала ему не лезть в политику, а просить о чем-то личном.
Тогда он сказал:
«Отдай мне из регентш-девчонок жену!
Была б она только благочестива,
Красива, умна и трудолюбива!»
Всё дольше и дольше думает рыбка
И говорит ему с грустной улыбкой:
- Не стоит устраивать даже возню…
А что ты там, брат, говорил про Чечню?
Время, в которое мы живем, искушает нас понизить стандарты святости. И многие уступают этому давлению! Вот почему советы апостола Иоанна актуальны и для нас. Прислушаемся к ним!
1. Во что бы то ни стало стремитесь к святости!
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали;»
Престарелый апостол нежно увещевает своих чад держаться святости. В самой последней книге Откровения, которую он напишет в ссылке на острове Патмос, будет звучать все тот же призыв: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр.22:11)
Иоанн пишет послание, чтобы помочь верующим не поддаваться греху. В этой борьбе самое важное дело – заронить в душу зерно истины. Еще в древности автор 118 псалма делился секретом победы над грехом: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою». Апостол Иоанн заронил в сердца верующих истину о святой природе Бога, к которой мы можем и должны прикоснуться чистой душой: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоан.1:5).
Свет и святость — однокоренные слова. Как свет не может сосуществовать с тьмой, так и Святой Бог никогда не примирится с грехом, никогда не одобрит и не оправдает его. В пятом псалме выражена вневременная истина: «ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь» (Пс.5:5-7). Какие сильные и категоричные выражения, не оставляющие ни единого лучика надежды для беззаконных, лживых, злых, кровожадных и коварных людей!
Если мы желаем общения со святым Богом, нам необходимо уподобляться Ему, возрастая в святости.
Следующая истина, которую открывает Иоанн верующим — сила возрождения: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Иоан.3:9,10).
Апостол Иоанн указывает, что святость детей Божьих выражает себя в двух качествах – любви к правде (в противоположность лжи или заблуждению) и любви к своим собратьям. Любовь к правде связана с доктринами, любовь к собратьям – с христианской этикой. Иоанн показывает, что они неотделимы друг от друга.
К сожалению, нередко для нас любовь к истине и к брату противоречат друг другу. Кого-то вообще не интересует верность доктринам, и он ратует только за любовь, иной привержен истине, но не желает принять своего ближнего, предпочитая жить от него на расстоянии: «я тебя люблю, но общаться с тобой не буду». Нам недостает трезвого взгляда на себя, на нашего брата и сестру, на Господа. Мы забываем, сколь много грехов нам Бог простил, и не прощаем нашего ближнего. Мы не рассматриваем конфликты, как возможность поупражняться в великодушии и милосердии. Мы не рассматриваем ближнего, как Божье творение, или, если он верующий, как Божье дитя. И потому мы не желаем носить бремена друг друга и тем самым исполнять закон Христов.
Мне понравилась заметка, найденная на одном христианском сайте:
«Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне: — Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.
Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил: — Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.
Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал: — Нет! Даётся благословение, и только от тебя зависит, будешь ты счастлив или нет.
Я просил Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал: — Нет! Страдания помогают вспомнить Бога и приблизиться к Нему.
Я просил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я просил мудрости, и Бог послал мне проблемы, чтобы я научился решать их.
Я попросил у Бога, чтобы научил меня любить людей так же, как Он Сам любит меня. — Теперь ты понял, о чём надо просить, — ответил Бог и послал ко мне людей, нуждающихся в моей помощи.
Я не получил ничего из того, что хотел, но получил всё, что мне было нужно!
Обратите внимание: Бог не послал просителю людей, которые бы его полюбили, но послал тех, кого он должен полюбить и кому должен помочь!
Если вы проанализируете послание Иоанна, то увидите, как апостол обращает внимание верующих именно на союз доктрины и любви. И что Бог сочетал, того человек да не разлучает!
В одной христианской песне поется:
Господь, одно хочу лишь я,
Хотя мой путь земной тернист:
Веди меня среди огня,
Чтоб я был чист, чтоб я был чист!
Омой меня внутри и вне
И, если нужно, — плавь в огне,
Чтоб в сердце грех, на самом дне,
Был удален совсем во мне.
Пошлешь ли в жизни счастье мне,
Богатство, славу иль успех,
Но сердце чистое во мне -
Дороже всех, дороже всех.
Пусть нашим желанием будет святость, нашей темой в молитве — святость, доказательством нашего спасения будет святость, а примером святости пусть служит для нас Иисус Христос!
2. Помните, что стремление к святости сопровождается согрешениями
«…а если бы кто согрешил…»
Если мы желаем вести активный образ жизни, это будет неизбежно сопровождаться досадными происшествиями и травмами: падениями, ушибами, вывихами и растяжениями, иногда переломами. Это применимо и к духовной жизни, где роль «духовных травм» играют согрешения. Апостол Иоанн предупреждал верующих: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Иоан.1:8). «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1Иоан.1:10). Ему вторит апостол Иаков: «Все мы много согрешаем» (Иак. 3:1).
Цитируя слова христианской песни о чистоте, я пропустил один куплет, чтобы привести его именно сейчас:
«Не делать зла стараюсь я,
От грешных помыслов бегу,
Как ни стремлюсь быть чистым я, -
Все ж чистым быть я не могу».
Какое честное признание! И нельзя сказать, что оно относится лишь к верующим-неудачникам. Увы, это удел всех верующих! Я специально просмотрел всю книгу Нового Завета, чтобы выяснить, чем согрешали христиане в славную эпоху чудес и знамений, в золотое время церкви. Я обнаружил, что верующие согрешали:
- неверием,
- гордыней,
- сомнениями,
- ложью,
- предвзятостью,
- корыстью,
- национализмом,
- законничеством, поверхностным отношением к слову,
- лицеприятием,
- верой на словах, неконтролируемым языком, обмирщением,
- злословием, самонадеянностью, осуждением других, нетерпением,
- страстью к украшениям, злобой,
- коварством,
- завистью,
- превозношением, уничижением других,
- обидой,
- разделением,
- блудом,
- сутяжничеством, неповиновением мужу, разводами,
- злоупотреблениями духовными дарами, унижением апостольского авторитета,
- несмысленностью,
- кражей,
- гнилыми словами,
- яростью,
- гневом,
- угашением и оскорблением Духа,
- спорами,
- поиском личной выгоды, увлечением философией, мистицизмом и аскетикой, бесчинством,
- малодушием,
- духовной слабостью,
- сплетнями,
- пустословием,
- нескромностью в одежде, стремлением к учительству,
- пьянством,
- сластолюбием, пренебрежением домашними, праздностью,
- навязчивым стремлением к замужеству,
- болтливостью,
- любопытством,
- скупостью,
- страхом за свою жизнь.
Правда, в отличие от нашего времени, в апостольской церкви таких грешников было намного меньше.
К согрешениям нельзя относиться спокойно. Они нарушают Божий принцип, выраженный Иоанном: «пишу вам, чтобы вы не согрешали!». Грех оказывает мертвящее воздействие на душу, разрушает общение с Богом, лишает душу мира, вызывает депрессию, боль души…
Посмотрите на Иону, как грех непослушания привёл к множеству плохих последствий:
- нецелевое использование средств
- Разрыв общения Богом
- Бедствия других людей
- Депрессия
- Нежелание молиться
- Утрата авторитета пророка
- Равнодушие к гибели души
- Божий суд
Мудрый Соломон пишет: «Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым» (Прит.25:26). Слово «возмущённый» можно перевести как «мутный, грязный». Кто захочет пить такую воду? Таким был Иона в наихудший период своей жизни. Никто из пассажиров и матросов не захотел у него исповедаться или учиться уму-разуму. Не бываем ли мы похожими на горе-пророка?
Грех может опутать своей сетью душу и сделать верующего человека невыразимо несчастным. Апостол Пётр предупреждает: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Пет.2:20,21).
Как много встречал я бывших верующих, которых грех сделал своими рабами! Они понимают своё несчастие, плачут о нем, но сети зависимости настолько на них окрепли, что они не могут из них выпутаться! А все началось с легкомысленного отношения к Писанию, молитве и борьбе за святость.
3. В борьбе за чистоту немедленно прибегайте к Иисусу Христу
«…то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».
Устремляясь в молитве к Христу, мы не должны оправдывать грех, но серьёзным образом осудить себя за него: «…Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор. 11:31). Далее, мы должны исповедать, что в лице Иисуса Христа имеем «ходатая пред Отцом» т.е. защитника, наиболее близкого к Богу.
Иисус сказал: «Я и Отец одно». Он восседает на престоле славы одесную Отца, который необыкновенно любит Сына и исполняет Его любое желание. К тому же Иоанн добавляет, что Иисус является праведником. Это очень высокая и важная характеристика!
Представьте, что вы совершили преступление и взяли себе в адвокаты известного мошенника или прожжённого уголовника. Вызвало бы его ходатайство хоть какое-то доверие суда? Не думаю! Другое дело, если у адвоката безупречная репутация, высокий профессионализм и безукоризненное знание дела. У него есть реальная возможность убедить судью вынести решение в пользу подзащитного.
Авторитет Иисуса Христа непререкаем. Он обладает той же святостью, что и Бог. Он всецело разделяет Его взгляд на серьезность греха и знает, как сильно дорожит Бог Его жертвой. Только Иисус есть «умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».
Как много людей обманывают себя, пытаясь умилостивить Бога жертвами, постами, молитвами, затворничеством. Они не знают, что Бог прощает грехи не ради слез и молитв, но исключительно ради Сына, ставшего жертвой умилостивления за грехи мира. Ее достаточно для прощения всего мира, если бы только он обратился к Господу. Ее нет необходимости повторять, не нужно искать ей замены. Вне Христа нет ни спасения, ни прощения.
Я слышал об одном любвеобильном настоятеле монастыря, которому монах исповедовался в грехе блуда. Настоятель склонился на колени и стал молиться за согрешившего брата так, что тот рухнул около него и стал вопиять о милости. После молитвы монах ожидал решения настоятеля о наказании – лишении служения, отправке на грязную и тяжелую работу… В ответ настоятель сказал: «иди, служи как прежде, твой грех я беру на себя»! Послушав эту историю, я сказал себе: как низко оценивал настоятель тяжесть греха и величие жертвы Христа, когда так необдуманно вызвался взять грех на себя!
Если кто-то объявляет себя готовым взять на себя грех человека, то он — Бог, он — конкурент Христу. Значит, он объявляет себя способным претерпеть крест, умереть и воскреснуть, вознестись на небо, ходатайствовать за грешников. Вернуться судить живых и мертвых. Такое утверждение можно расценивать не иначе как богохульство. Но Библия ясно говорит: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. [Таково было] в свое время свидетельство» (1Тим.2:5,6). И еще: «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их» (Пс.48:8,9).
Только в жертве Христа наше спасение. Прибегая к Нему, мы черпаем из сокровищ, дарованных Его подвигом, благодать и мир. Пусть никогда не оставит нас стремление к святости, иначе мы не сможем увидеть Господа!
Здравствуйте!
Когда уже будет следующая проповедь?
Пауза уже очень длинная !!!