Очи сердца

         Очи сердца   Факторы, влияющие на действенность  Божьего Слова

 Одним из первых чудес, свершенных Господом при творении земли, было чудо создания света: «И сказал Бог: да будет свет и стал свет». Только после сотворения света было создано все остальное — атмосфера, суша, растительность, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, животные и, конечно, Адам с Евой. Это библейское повествование сразу приходит на ум, когда читаешь слово Христа народу о свете слова Божьего.  Прежде чем  «создать в Себе Самом одного нового человека» (Еф.2:15), Господь  зажег свет Евангелия. С этого и началась эпоха благодати, названная богословами «венцом всех времен».

 33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет. 34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. 35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? 36 Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием (Лук.11:33-36).

 Суть притчи Христа ясна: Божье Слово приносит пользу, если проповедники  «зажжены» Духом Святым, а  слушатели имеют зоркие очи сердца.

 •    «Зажженый» Духом проповедник

 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

             Слово Божие из уст фарисеев звучало абсолютно правильно, иначе бы Иисус не сказал: «…все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Мф.23:3). Однако оно оставалось формальным, безжизненным, холодным. Оно не пламенело благодатью Духа Святого и не привносило в жизнь людей  серьезных изменений. В своем миссионерском рвении фарисеи обходили море и сушу,  однако результат их деятельности был разрушительным – «обращенные» ими люди становились  худшими лицемерами, чем были они сами (Мф. 23:16).

 Совсем иным было благовестие Христа: «множество народа слушало Его с услаждением» (Мар.12:37). «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матф.7:28,29). Благодаря Христу, а затем апостолам, Иудеи увидели свет Божьего слова такой ослепительной силы, что они не могли даже себе этого представить. Христос зажег свечу Евангелия, не в сокровенном месте, не под сосудом. Он поставил ее на всеобщее обозрение. Она сияла в синагогах, храме, на природе, в домах.

 Апостолы,  зажженные Духом Святым в день Пятидесятницы, с великим успехом пронесли евангелие от Иерусалима до Испании и образовали множество церквей на всем пространстве Римской империи.

            На проповедниках 21 века лежит та же самая священная обязанность – донести до людей евангельскую весть. Но без огня Духа Святого эта миссия невыполнима. Нередко огню Духа препятствует упование на природные способности или поиск собственной выгоды или славы. Все, кого употреблял Бог, не имели этих пороков. Они были смиренными людьми, не препятствовавшими Духу Святому ими владеть и управлять.

В книге  Гарольда Майера и Маршалла Шелли «Секреты лидерства Билли Грэма» есть глава под названием «Зажгись!». В ней рассказывается, как Билли Грэм стал пламенеющим евангелистом: «Во время миссионерской поездки на Британские острова он встретился с молодым уэльсским евангелистом Стефеном Олфордом, обладавшим духовными качествами, о которых так мечтал Билли. «Он был наполнен духовной силой… в нем была та любовь к жизни, которую я так стремился получить». После проповеди Олфорда о наполнении Святым Духом Билли подошел к нему и сказал: «Ты только что проповедовал о том, чего я не имею. Я хочу получить полноту, которую может дать мне только Дух Святой».

            Олфорд согласился выделить два дня для Билли и ездить с ним на служения. Он должен был проповедовать в городке Понтипридд, находившемся всего в одиннадцати милях от дома родителей Олфорда. В те дни они много беседовали и молились, а по вечерам Билли проповедовал. «Для меня это очень серьезно, — говорил ему Билли. — Я хочу выучить урок, который Господь преподал тебе».

            В небольшом гостиничном номере Олфорд показывал Билли один за другим все стихи из Библии, в которых говорилось о силе Духа Святого и которые совершили огромные духовные изменения в самом Олфорде несколькими месяцами ранее. Эти наставления, однако, никак не повлияли на проповедь Билли в тот вечер.

            «Честно говоря, — говорил Олфорд позднее, — в его проповеди не было ничего необычного. Ни его стиль, ни теологические доводы, ни его особый подход к уэльсским слушателям не повлияли коренным образом на его проповедь. Уэльсцы знают толк в проповедях, и они жаждут сложных, длинных проповедей, в которых несколько часов уделяется теологическим обоснованиям. А Билли проповедовал коротко и сжато. Они слушали его, но такого рода проповеди были непривычными для них». Слушателей в зале было мало, и они оставались пассивными и безучастными к призывам Билли.

             На следующий день Олфорд продолжал наставлять Билли, говоря, что ему необходимо «сломаться», как апостолу Павлу, и позволить Богу полностью изменить его мировоззрение. «Я поделился с ним свидетельством о том, как Бог полностью перевернул мою жизнь, о полноте Духа Святого и Его помазании, — рассказывает Олфорд. — Когда я говорил, то увидел, эта картина и сейчас стоит предо мной, как глаза Билли наполнились слезами, и он произнес: «Стефен, я все понимаю. Именно этого я хочу. Именно в этом я так остро нуждаюсь». Олфорд предложил помолиться об этом, и они оба преклонили колени в молитве. «Я как будто и сегодня слышу, как Билли открывает свое сердце в молитве перед Богом и полностью посвящает себя Ему, — говорит Олфорд. — Завершая молитву, он воскликнул: «Мое сердце переполнено Духом Святым!» — и мы перестали просить Бога и начали прославлять Его. Мы смеялись и славили Бога, а Билли ходил вперед-назад по комнате, крича: «Наконец-то! Я наполнен! В моей жизни наступил переломный момент!» И это было на самом деле так».

             Много лет спустя Билли вспоминал о том дне: «Тогда я начал понимать, что Иисус дает нам победу благодаря силе Духа Святого». В тот вечер, во время проповеди Билли, «по причинам, известным одному лишь Богу, зал, который прошлым вечером практически пустовал, в этот вечер был забит людьми до отказа, — рассказывает Олфорд. — Поднявшись на сцену, Билли уже был абсолютно другим — помазанным человеком» Слушатели выходили вперед для молитвы покаяния, прежде чем Билли начинал призывать их. В конце проповеди практически все люди выбежали к сцене. «Сила и власть, которую излучал Билли, настолько коснулась моего сердца, что я с трудом доехал домой в тот вечер, — вспоминает Олфорд. — Когда я вошел в дом, мой отец, взглянув на мое лицо, спросил: «Что случилось с тобой?» Я сел за кухонный стол и ответил: «Папа, что-то произошло не со мной, а с Билли Грэмом. Мир еще услышит об этом человеке».

 Так оно и случилось. Миллионы людей услышали из его уст слова благодати. Многие  посвятили свою жизнь Христу. О, если бы все служители Слова были зажжены благодатью Духа! Сколь много  драгоценных душ  было бы спасено от вечного ада, сколь сильно расширилось бы царствие Божие!  Чарльз Бридж был абсолютно прав, когда писал: «Действие державной силы» — слишком сильное выражение, чтобы относить его к силе морального убеждения. Простые уговоры не несут в себе силы, но предполагают ее наличие в убеждаемом. Ибо его убеждают  лишь использовать то, что он уже имеет. Четкие поучения способны обогатить разум, однако у них нет силы завладеть волей, кроме тех случаев, когда это соответствует ее природным наклонностям. Поэтому везде, где евангелие плодотворно влияет на сердца, это происходит «не воинством, не силой, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах.4:6).

1.  Зоркий слушатель

«Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло;»

Если служитель евангелия пребывает в должном духовном состоянии и возвещает Благую Весть с усердием и огнем Духа, то результат проповеди зависит от  состояния сердечных очей слушателей. Очи сердца могут быть здоровыми или больными.

 Человек, имеющий здоровые  духовные очи, будет ими пользоваться для приведения себя в порядок. Так это делал пророк Давид, написавший для себя программу освящения в 100 псалме.

Давид дал обещание не быть рабом вещей: «Не положу пред очами моими вещи непотребной». Как царь он мог позволить себе много дорогих и лишних вещей, однако предпочитал избегать бездумной роскоши. Он направлял усилия для накопления средств для осуществления дерзновенной мечты — строительства храма  Всевышнему. Перед смертью Он сказал сыну: «…вот, я при скудости моей приготовил для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра, а меди и железу нет веса, потому что их множество; и дерева и камни я также заготовил, а ты еще прибавь к этому. У тебя множество рабочих, и каменотесов, резчиков и плотников, и всяких способных на всякое дело; золоту, серебру и меди и железу нет счета: начни и делай; Господь будет с тобою» (1Пар.22:14-16).

Давид обещал Богу быть честным во взаимоотношениях с людьми: «…дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне».  Уолтер Липпман, автор классического исследования «Общественное мнение» писал, что «ординарный политик очень низко ценит человеческую натуру». Эта опасность грозила Давиду. Он был вовлечен в сферу политики, в которой все средства хороши для устранения соперника. Давид  решительно отвергает нечестные способы влияния. Бог поставил его управлять народом, а не диктаторски властвовать. Дело Божие должно созидаться Божьими средствами, а не взятыми напрокат методами дьявола.

 Давид принял решение хранить себя от аморальности: «Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать».   На вершине власти правители чувствуют себя «богами» выше морали и совести. Они могут казнить и миловать по своей прихоти, развлекать себя всевозможными наслаждениями. Так самый развратный из римских императоров Гелиогабал не одевался дважды в ту же одежду, спал под покрывалами, набитыми пухом из подмышек зайцев, разъезжал в чем мать родила на повозке, запряженной обнаженными женщинами, имел отношения с мальчиками, а нужду справлял только в золотые сосуды. Воистину, прав был английский историк Джон Актон: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Давид не желал, чтобы аморальность отравила ему жизнь, и он принял решение противостоять ее искушениям.  

Кроме того, пророк Божий, заботился подобрать себе благочестивое окружение, помня, что короля делает свита,. Он решительно избавлялся от неправедных людей:  «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». И это правильно: с кем  поведешься, от того и наберешься! В первую очередь Давид стремился к освящению сердца, поэтому принял решение: «Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне».  (Пс.100:3-7). Нам необходимо последовать доброму примеру Давила и принять те же решения в жизни. Так поступит тот, чье духовное зрение достаточно острое, чтобы видеть награду за праведность и суд за  пренебрежение ею.

             Человек, имеющий здоровые  духовные очи, будет познавать красоту духовного мира. Апостол Павел задал направление этого познания: «непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,  и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых» (Еф.1:16-23). Для духовно слепых перечисленные Павлом блага — пустой звук, а для имеющих здоровые духовные очи – желанные сокровища.

            Человек, имеющий здоровые  духовные очи, будет заботиться об их сохранности. Он будет оберегать их от ослепления грехом (2 Кор. 4:3) или самоправедностью (Рим.10:3). Если случится воспаление очей сердца, он тут же  прибегнет к глазной мази, которую дает Спаситель (Откр.3:18). Напротив, жизнь слепого безотрадна и безнадежна: он не может  привести себя в порядок, не может работать, наслаждаться красотой духовного мира.  Это подразумевает Господь в Своих словах: «..а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.  Итак, смотри: свет, который в тебе,  не есть ли тьма?»

            Христос не напрасно задал слушателям вопрос о состоянии  очей  сердца. Он знал, что «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое» (Иоан.12:40). Он желал, чтобы они поняли свое бедственное состояние и обратились к Нему за помощью. Ведь ради их прозрения Он сошел с небес: «и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их» (Ис.42:16). Это понял Вартимей, сын Тимеев, просивший Христа о прозрении (Мр.10:51).

В каком состоянии очи вашего сердца, дорогой читатель? Видят ли они красоту Христа и благодать Евангелия? Видят ли они мерзость греха и тщету греховного мира?    Видят ли они, сколь много труда ожидает их на ниве благовестия? Или и ваша жизнь похожа на ту, что описана поэтом Львом Болеславским?

Не холоден и не горяч,

Не слеп уже. Но и не зряч,

Не глух, но и не слышу многого.

Никак себя я не найду.

Я с Богом из дому иду,

Но зверем возвращаюсь в логово.

Христос советует ослепшим душой верующим: «глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр.3:18). Эта мазь Истины есть только у Него. Он дает ее всем, желающим видеть ясно!

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ