Величайший человек в Истории

Как помочь?

Самый великий человек Иоанн Что имеем — не храним,  потерявши — плачем. Именно это изречение вспоминается при чтении слов Христа об Иоанне Крестителе. Проповедническая деятельность Иоанна была пресечена тюремным заточением. Замолк его страстный призыв к народу сотворить достойный плод покаяния. Люди уже не толпятся на берегу Иордана принять крещение в знак раскаяния. Во многих сердцах поселилось замешательство: если Иоанн  — Божий посланец, почему Бог не сохранил его от тюрьмы? А фарисеи и книжники были довольны: их противник под стражей и больше не мешает жить. Власть над народом снова в их руках.

            Спаситель решил напомнить людям о том, что служение Иоанна не было случайным эпизодом истории, оно больше не повториться. Нужно осознать значение его миссии и личности и сделать правильные выводы.

  24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? 25 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. 26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. 27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. 29 И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым (Лук.7:24-29)

 В добрых словах Христа об Иоанне Крестителе отражается характер человека, который должен стать эталоном для всех.

    

1. Твердость убеждений

 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

             Пророк Иоанн не шел на поводу изменчивого мира и не отстаивал собственные мнения. Он твердо держался библейских ценностей.  Что одобрял Бог, то он одобрял и, что осуждал Бог, то он осуждал. Он был мощной скалой, а не тонким стеблем, сгибающимся от ветра. А ветры искушений были очень сильными!

            Душа Иоанна выдержала яростный шквал религиозного формализма.  Пророк радовался, что его проповедь находила отклик у людей и «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Матф.3:5,6). С другой стороны, к нему приходили креститься книжники и фарисеи, желавшие не остаться в стороне от популярного мейнстрима, чтобы сохранить влияние на народ. Для этого они представлялись  ищущими Бога. Иоанн, будучи пророком, знал об их тайных устремлениях. Он понимал, что отказать им в крещении значило бы вступить в конфронтацию с сильными мира сего. Тут и поджидала его опасность закрыть глаза на нечистые мотивы фарисеев и книжников и свершить над ними формальный обряд…

            Однако  Иоанн понимал, что религия — это не место для компромисса. В ней ничего нельзя делать формально или  ради выгоды.  Не видя признаков подлинного обращения у фарисеев и книжников, Он отказался преподать им  крещение.

К сожалению, современной церкви недостает такого же принципиального отношения к христианским обрядам! Как-то было интервью с одним священником РПЦ, в котором он делился своей болью и слабостью:

      «Со стороны священника это вот тридцать  лет недобровольное дело. Приходиться себя заставлять… Так неохота крестить, просто ужас… Понимаешь, ты находишься в положении человека, который строит дом, который при тебе сожгут… Бессмысленно… Большинству-то непонятно, зачем они пришли креститься… Хоть деньги дадут… Иначе какой толк-то? Ну, какой с них совсем толк?  И относятся они к этому, как к платной услуге. И ничего не понимают и понять не хотят… Тяга души есть, это я фиксирую, но абсолютно неосмысленная.  И осмыслить не хотят. И на это время потратить не хотят. А я должен крестить… А я не хочу! Во мне все сопротивляется! Я двадцать лет промучился, хватит!  Ну, просто мучение…

 Но когда деньги дают, все-таки какие-то отношения, не просто как к псу.  Пса-то хотя бы кормят – ну, этот человек,  я ему крещу ребенка, он теперь имеет право его отпевать, если его какой людоед в лес затащит и съест, мы хоть кости можем отпеть. Ну, он должен за это какую благодарность иметь?  Ну, вот он дает в виде пятисот рублей. Разорился что ли за пятьсот рублей? Давай поторгуемся, может за триста сторгуемся… У них нет ни веры, ни совести, ни чести.   Что мы вам, бесплатный китайский ресторан?»

            Что бы посоветовал Иоанн Креститель этому служителю? Думаю, ответ ясен: не прогибаться под напором религиозного формализма, но твердо держаться  библейских убеждений. А это может многого стоить!

            Иоанну пришлось противостоять не только давлению религиозного формализма.  Смерч жажды признания безуспешно пытался пригнуть его к земле. Однажды делегация иерусалимских священников, левитов и фарисеев устроили ему допрос: является ли он мессией. Для кого-то другого это был бы хороший повод «набить себе цену» и превознести значимость собственной персоны.  Креститель же предпочел остаться в тени. «Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Иоан.1:20-23). Иоанн намеренно отказался от всех почетных званий. Он видел свою задачу в помощи людям принять Христа, а не в собирании лавров и почестей. Как же не похожи на величайшего пророка иные священнослужители, чванливо претендующие на громкие звания! Только попробуйте при обращении к ним ошибиться в их титуле, и вам сразу же гневно покажут на дверь!

            Однако самым сильным и смертельно опасным ураганом для Иоанна было столкновение с царем Иродом. «Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу» (Лук.3:19,20). Вопрос заключался не в том, пересмотрел ли Иоанн под давлением обстоятельств библейское понимание брака. Этого просто не могло быть! Но готов ли он в критических условиях отстаивать истину пред безнравственным царем Иродом?

             На месте Иоанна многие  рассудили бы: «Какое мне дело до царских вольностей? Ирод — человек  неверующий, так и пусть он себе сквернится, я же буду освящаться!  Если блюстители общественной морали — первосвященники — молчат, мне, больше всех надо? Связываться с восточным тираном  — себе дороже обойдется! В конце концов, Писание на моей стороне: «Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (Ам.5:13).

            Однако пророк не побоялся обличить царя. Для него исполнение Божьего повеления было важнее личной безопасности. Он знал суровое предостережение Господа: «…сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез.3:17-19).

            Иоанн проявлял необыкновенную преданность библейской нравственности и не шел в этом отношении ни на какие компромиссы. Увы! Этого не скажешь теперь о современных христианах! Они подобны тростнику, сгибающемуся под любым ветром до самой поверхности болотной жижи!  Над западным полушарием дуют содомские ветры. И под их напором Пресвитерианская церковь Шотландии, протестантские церкви Франции, епископальная церковь США, Лютеранские церкви европейского континента одобрили однополые союзы. Для этого им понадобилось извратить учение Библии о браке. Они превратились в церкви-отступницы, предавшие своих древних наставников — Джона Нокса, Томаса Кранмера, Мартина Лютера

В открытом письме католического архиепископа Яна Павла Ленги из Сибири к Римскому папе верно констатируется: «В наше время голос большинства епископов больше похож на молчание баранов перед лицом рассвирепевших волков, в то время как верующие предоставлены самим себе подобно беззащитным овцам. В современном мире, епископы должны освободиться от всех земных уз и – сотворив покаяние – обратиться ко Христу, чтобы, будучи укреплены Святым Духом, они могли смело провозглашать Его как единственного Спасителя». Твердость убеждений оценивается Христом необыкновенно высоко. Он сказал: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). Будем же такими людьми!

  • Будем тверды во взглядах на безошибочность Писания!
  • Будем тверды в уповании на спасение по благодати!
  • Будем тверды в отстаивании библейских взглядов на брак и личную святость!
  • Будем тверды в достижении единства в церкви!

2. Самоограничение 

Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

            Иоанн жил далеко не в комфортных условиях. Его местом обитания была пустыня с сухим и жарким климатом.  Он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и питался тем, чем располагала  скудная природа, — акридами и диким медом. Он был лишен всех благ цивилизации — земли и уютного дома, не  имел жены и детей. Скорее всего, Иоанн не желал, чтобы привязанность к комфорту ослабила  впечатление от суровой проповеди о покаянии.  Люди не могли не заметить,  что этот проповедник  ограничил свои потребности ради их спасения и что он не служит за деньги или признание.
О, если бы современные проповедники умели возвещать покаяние достойным словом и жизнью! В сталинские времена в одном лагере отбывало наказание несколько верующих китайцев. Один из них был духовно слаб и не мог победить грех курения. Тогда его друг, пожилой уже человек, сказал: «я буду поститься за тебя, пока ты не освободишься от этого зла».  И так день за днем раб папиросы видел, как брат-старик, превозмогая себя, шел на работу и таял на глазах. При скудном лагерном питании это могло окончиться смертью.  И, в конце концов, несчастный курильщик не выдержал: он просил Бога освободить его от зла, которое сводит его друга в могилу.

            Способны ли мы к самоограничению ради спасения людей? Отказываемся ли мы от каких либо удовольствия или приобретений,  чтобы сэкономленные средства употребить для распространения евангелия или помощи нуждающимся?  Эрих Фром не без основания писал когда-то: «Вся наша культура  основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена.  Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая всё, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку. Он (или она) и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина — для женщины привлекательный мужчина — это добыча, которой они являются друг для друга». Не закружил ли кого из нас этот дух общества потребления? Сколько христиан утонуло в водовороте погони за комфортом!

            Конрад Мбюйи, пастор баптистской церкви Кабвата в Лусаке (Замбия), подтверждает это наблюдение: «Давайте честно признаемся, что господствующее сегодня среди евангельского мира «евангелие благоденствия» — это ересь! Все мы знаем, что богатеют лишь проповедники, которым несут деньги слепые последователи, которые сами прозябают в нищете. Это не что иное, как религиозное мошенничество. Кроме того, все мы знаем, что в 99% случаях притязания на физическое исцеление в результате сеансов «целителей веры» — не более, чем фикция. У всех у нас есть родственники, которые сегодня были бы живы, если бы в свое время их не убедили в том, что они исцелены и им больше не нужно принимать лекарства, которые бы могли излечить их. Это не проповедники, это убийцы. Здесь Конрад Мбюйи не выдумывает ничего!».

            Евангельская весть не только радостная, но и суровая. Вот некоторые тексты: «…всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук.14:33). Христос ясно учил: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6:24). «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;  но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:25-27).  «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:29-31).

            Это обилие текстов показывает, что христиане должны отличатся скромностью и непритязательностью в использовании материальных благ, они должны показывать, что   живут не благами, а Господом! (Рим. 14:8).

3. Посвященность  Христу

26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. 27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

             История Израиля знала многих пророков,  говоривших от имени Господа. Нравственная жизнь Божьих посланников неизменно была на высоте. Некоторые из них, как Моисей, Илия, Елисей прославились чудесами, некоторые прославились мученичеством.   Что касается Иоанна Крестителя, то, по словам Иисуса Христа, он был самым великим пророком Божьим.

            Величие Иоанна не в том, что он свершил больше чудес, чем его предшественники (он не совершил ни одного чуда!) и не в том, что он больше всех пострадал. Величие Иоанна выразилось, на мой взгляд, в том, что он стал предтечей Господа Иисуса Христа. Он готовил народ к встрече с Ним. Никто из предшествовавших ему пророков не говорил столь много о Христе, как он: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоан.1:29-34).

            Но более всего меня впечатляет это свидетельство Иоанна об Иисусе: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.  Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех» (Иоан.3:28-31).

             Иоанн считал себя слугой Христа, с радостью исполняющим свое дело. Но как мы уже отмечали, быть предтечей для Него означало наложить на себя серьезные ограничения. И он с радостью на них пошел! Ради Господа никакая жертва не представлялась ему великой!   Его отношение к Христу постыжает многих так называемых христиан. Они не мечтают о радостном отношении к Христу, а между тем оно критически важно: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор.28:47,48). Многие считают, что безрадостное отношение к Христу можно оправдать невзгодами. Но неужели по количеству невзгод мы можем сравниться с Павлом? Вот что сказал этот страдалец пресвитерам Ефеса: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24). Павел не считался с ценой, которую нужно заплатить за веру и не дорожил жизнью. Для него было важным, чтобы  Господь видел, как приятно Павлу служить Ему с радостью.

            Свидетельство Иоанна о Христе содержит в себе и загадочные слова: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его».  Мы можем строить вероятные предположения. Первое: в силу объективных причин служение Иоанна Христу было ограниченным. Он не знал столько о Христе и Его учении, как узнали потом апостолы. Он не услышал Нагорной проповеди, не узнал о тайнах царства Божьего, учения о церкви и событиях последнего времени. Не был свидетелем Христовых чудес.  Поэтому свидетельство самых простых участников Царствия Божьего приносит больший эффект, чем Иоанновы усилия.

Второе: «Христос стоит на грани, которая отделяет прошлое от настоящего и будущего человечества. Поэтому все, Жившие после Него и принявшие Его, наследуют больше блаженства, нежели те, жившие до Него» (2 Кор. 5,17) (Уильям Баркли).

             Однако в нравственном отношении Иоанн Креститель остается высочайшей вершиной. Его посвященность свидетельству о Христе должна стать для нас источником подражания. Ведь истинное величие человека заключается  не в количестве  свершений, а в преданности Христу. Эндрю Мюррей был прав: «…миру не нужно больше обыкновенных христиан, миру  нужно больше христиан замечательных. Нужны верующие, чья вера сильна, а жизнь излучает святость, кто предан Христу и Его служению, кто готов пойти на величайшие жертвы ради спасения человеческих душ»

Вам так же может быть интересно:

Один Коммент. к статье “Величайший человек в Истории”

  1. 1
    ФЕДОР говорит:

    АМИНЬ!

Вы можете оставить комментарий или задать вопрос

 Максимальное количество символов
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ