Прощайте!

Прощайте! В 1662 году шотландский проповедник Вильям Гутри проповедовал в день хлепреломления на тему «Невеста приходит на брачный пир». Он говорил, что невесте неприлично в час бракосочетания быть грязной и покрытой пятнами.  Неприлично ей быть сонной или безразличной к жениху.  Этими образными сравнениями проповедник побуждал верующих подвергнуть серьезному испытанию свою духовную жизнь: нет ли в ней какой-либо грязи греха. Церкви  необходимо приложить все старание оказаться достойной невестой славного Христа. И отличительной чертой  ее достоинства  должна быть способность прощать.  Без нее  невеста Христа выглядит грязной, сонной и безразличной. Более того, непрощающий верующий сам остается непрощенным. Ведь Божье прощение последует за нашим. Об этом ясно засвидетельствовал Христос в Нагорной проповеди:

  «Прощайте, и прощены будете» (Лук. 6:37) 

           Слова Иисуса «прощайте» являются повелением, не  предоставляющим нам иного выбора. Тихон Задонский верно пояснял: «Если бы тебе земной царь повелел не только простить ближнему твоему обиды, но и послужить ему — или умереть, что бы ты избрал? Умереть — или простить и послужить ближнему? Надеюсь, что скорее бы ты захотел простить и послужить ближнему, чем умереть. Небесный Царь повелевает не только прощать оскорбляющих, но и любить врагов, и творить добро ненавидящим. Иначе последует вечная смерть тем, которые не слушают повелений Небесного Царя: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Никто не спорит, что прощение  очень важно, но далеко не все готовы практиковать его в повседневной жизни.  Президент миссии «Библейский радиокласс» Мартин де Гаан писал: «По-моему, что-то мы не то делаем с прощением. Какое-то оно не такое, как должно быть». Вот образчик невыдуманной истории:  одна заболевшая верующая звонит своей вздорной подруге: «Я вот заболела и вдруг умру, поэтому решила тебя простить. Но знай, если я выздоровею, я тебя не простила!» Это не настоящее прощение, а корыстное. Оно подлежит Божьему осуждению.

 1.Простить – значит проявить к виновному милосердие.

             Не найдется человека на белом свете, который не   помыслил бы о моральном или физическом мщении своему обидчику. Даже ученики Христа, хорошо  знакомые с нагорной проповедью, иногда жаждали мщения. Христос не одобрял этого рвения учеников. Он напомнил, что дух нового завета — это прощающее милосердие. Оно – единственно допустимый способ «расправы» с врагами. Эту христианскую идею поддерживает в своем толковом  словаре Владимир Даль: «Простить — отпустить провинность, освободить от кары и взыскания; примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость».

Прощение – это дар милости, который мы должны давать «естественно, как дышишь». Но чаще мы его не желаем давать, а если все-таки даем, то далеко не естественно. Нередко мы «продаем» прощение, требуя в качестве платы извинения, возмещения, исправления поведения.

  • Я прощу тебя, если ты попросишь прощение
  • Я прощу тебя, если ты пообещаешь впредь  так не поступать
  • Я прощу тебя, если ты возместишь причиненный ущерб

Мы забываем, что  прощение, данное за некую заслугу, уже не милость, а расчет. Прощайте без всяких условий и помните, что прощение иногда бывает убыточным делом.  В одной Христовой притче царь прощает растратчику себе в убыток 10 талантов серебра (360 000 кг) без условия вернуть долг.  Стефан просил о прощении своих убийц, но это не остановило поток камней и не  прибавило ему дней жизни. «…и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян.7:59,60). Верующие подвергались ограблению за свою веру, но они прощали врагам, не требуя компенсаций (Евр.10:34).

            Не бойтесь «напрасных» прощений. На самом деле они не напрасны, ведь исполняя повеление вашего царя вы сохраните свою совесть чистой и получите от  Него награду за верность.

2. Простить – значит подражать Самому  Богу.

 Разве не эту идею имел в виду апостол Павел, наставляя верующих Ефеса: «но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4:32)? Мы сможем подражать Богу, если будем молиться об этом и стремится познавать  непревзойденные качества Его  характера.

Бог неоднократно назван в Писании многомилостивым: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Мих.7:18). Мне очень понравилось, как  прокомментировал это качество известный пуританин Томас Ватсон: «Бог более склонен к милосердию, чем ко гневу. Его суровость – вынужденная мера. Милость – это правая рука, которой Бог пользуется чаще. Милость смягчает все другие атрибуты Господа. Божья святость без милости и справедливость без милости были бы ужасны». Ему вторит Иоанн Златоуст: «Бог для того только и требует от нас снисхождения к ближним, чтобы Самому иметь случай прощать нам великие согрешения».

Мне кажется, Господу доставляло удовольствие сказать искренне кающимся — «прощаются тебе грехи твои». И самая убедительная демонстрация Божьего  желания простить грешников была явлена на Голгофе. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не  знают, что делают» (Лук. 23:33-34).

            Нам следует пропитаться  благоуханием  Божьего прощения, чтобы  распространять его во всяком месте. Людям как никогда нужно возвещение Евангелия прощения. Они озлоблены и ожесточены, поэтому им легче представить Бога точно таким же! Но бог их воображения не поможет им измениться. Не избавит их от власти греха. Людям необходимо показать библейского Бога, любящего прощать! Вот несколько отличительных черт Божьего прощения.

  • Божье прощение связано с восстановлением нарушенных  взаимоотношений.

 Блудный сын из известной притчи Христа думал, что ему никогда не придется испытать отцовской любви.  В лучшем случае он рассчитывал  пристроиться наемником у своего господина-отца за кусок хлеба  и место для ночлега. Однако по-иному поступил отец. Он еще издали заметил  возвращающегося сына, исполнился жалости  и побежал навстречу с распростертыми объятиями. Он не только простил бродягу, но и  полностью восстановил его в правах сына и наследника.  И это восстановление носило не формальный, но сердечный характер. «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лук.15:20-24).

 Все ли вы делаете для восстановления нарушенных взаимоотношений? Или вы почему то не заинтересованы в этом? Где нет общения, там нет прощения. Где прощение, там восстанавливается общение. Одно от другого неотделимо. Если вы приложили все усилия, но другая сторона их не оценила, не делайте из этого трагедии. Вы не одиноки:  прошло 2000 лет, как Христос пострадал за грехи мира, но мир все еще  не оценил любви Господа Иисуса. Несмотря на это Господь продолжает кормить и поить его.

  • Божье прощение связано с отказом вспоминать прощенные проступки.

 Это кажется невероятным, но это так!  Обратимся к посланию к Евреям, оно убеждает нас в  свойстве Бога не вспоминать о преступлениях кающихся: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. [О сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр.10:14-17).

 Я часто встречаю расхожее выражение «простить – не значит забыть». Да из памяти  не выкинешь плохих эпизодов. Однако забывать проступки в библейском смысле — значит не использовать воспоминания против человека, не напоминать ему о них.

 Более того, это значит  рассматривать трагические происшествия с точки зрения благого  промысла Божьего. Так поступил Иосиф по отношению к согрешившим братьям. «И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали? И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.  Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе. И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их» (Быт.50:15-22).

            Прощаем ли мы так, как прощает нас Бог? Или мы непрестанно напоминаем  человеку об его прежних грехах?  Берегитесь стать сподвижниками дьявола, который непрестанно напоминает нам и Богу о наших ошибках!

  • Божье прощение   связано с доступностью его обретения.

 Прощение у Бога не нужно выбивать и клянчить. Если человек со всей серьезностью просит прощения, Бог настолько же серьезно его прощает. Обретение прощения – вопрос веры, а не усердия. Свидетельством доступности  прощения являются призывы самого Бога к примирению и прощению. Если бы Его затрудняло нас прощать, Он не взывал бы к грешникам: «Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь» (Иер.3:1).

«Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, [дочь] Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать» (Иер.3:12).

«Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш» (Иер.3:22).

            Свидетельством доступности прощения являются сотни миллионов прощенных грешников на белом свете! Доступность прощения не столько вопрос Бога, сколько вопрос человека. Человек не доступен для прощения:   «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, — к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; который говорит: «остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Они — дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день» (Ис.65:2-5).

Существует единственное исключение, когда прощение оказывается невозможным — при хулении Святого Духа: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф.12:31,32). Этот ужасный грех совершили фарисеи времен Христа, приписывая благие деяния Духа святого сатане. Но, благодарение Богу, этот грех сравнительно редкий. Бог готов к прощению, лишь бы мы протянули руку веры за этим даром. Помним ли мы правило  прощения «7х70», установленное Христом в Матфея 18:22? Неужели у Бога лимит прощения меньше или такой же, как у слабого человека?  Писание говорит: Бог милует до тысячи родов, а наказывает только до четвертого рода.

3. Простить — значит сохранить душу в чистоте

 Есть вулканы, в которых всегда что-то бурлит и клокочет. Они привлекают  внимание ученых и туристов. Основательные люди предпочитают не селиться в таких опасных местах. Есть спящие вулканы. Они спокойно возвышаются над миром, природа вокруг них очень красивая и люди охотно селятся в той окрестности.  Все же случается, что и спокойные вулканы просыпаются и извергают из себя огонь, дым и пепел. Тогда приходиться спасаться от них незамедлительным бегством.

Люди подобны вулканам.  Некоторые из них всегда кипят и потому мало желающих поддерживать с ними дружеские отношения. Больше уважения проявляют к уравновешенным и спокойным. Однако и они иногда способны взорваться.

 Когда нас не ценят, или унижают достоинство, или игнорируют наши права, не входят в положение, не помогают, в нас пробуждаются дремлющие греховные чувства и   подталкивают к греховным действиям. Вспыхнувшая обида  настаивает разорвать всякие взаимоотношения и жалеет только себя. Боль  вопиет об утешении, которое подарили бы  сочувствующие друзья. Преувеличение заставляет преувеличить свои страдания и вину людей за них. Самооправдание закрывает глаза на собственные провинности и позорный  вклад в разгоревшийся конфликт. Мстительность разрабатывает планы возмездияЖестокость  делает их изощренными. Гордость запрещает думать о примирении. Во что же превратится душа, наполненная этими грехами? Они  ввергнут душу в бедствие еще большее, чем причиненная несправедливость.

  • Непрощение   делает верующего хуже язычников.

 Языческий император Марк Аврелий советовал: «Человек бранит тебя и оскорбляет, а ты не поддавайся ему, не становись на тот же путь злословия, на который он хочет завести тебя, не делай того же, что он делает». Не будучи просвещены светом Евангелия, язычники, тем не менее, сказали евангельские слова. И они не жаловались, что исполнить их трудно, что   они против натуры человека. И если христиане отказывают кому то в прощении – они поступают хуже благородных язычников.

  • Непрощение  приостанавливает  Божье прощение.

«…а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»  (Матф.6:15).

  • Непрощение уподобляет человека дьяволу.

 Дьявол не может прощать. Томас Ватсон справедливо говорил: «Злоба – око дьявола, лицемерие – его раздвоенное копыто». Иоанн Златоуст сетовал: «Горе тебе, немилосердие, и ученикам твоим! Горе тебе, жестокость, и тем, кем ты владеешь! Какая польза для тебя в том, что ты удаляешь от Бога такое множество людей?

Послушай же, что отвечает немилосердие: дело мое выкапывать пропасти, запирать двери, осквернять одежды, затворять сердца. Прибыль от меня — приобретать множество друзей и предавать их гибели. Радость для меня — привлекать возможно большее число учеников, чтобы ниспослать их в ад. Когда те, кто находится по левую сторону, предстали посрамленными и подверглись поношению и обвинению, я торжествую. Когда их ниспослали в огонь вечный, который я уготовала им, я возвеселилась. Когда они, низвергаемые демонами, рыдая, удалились, и я толкала их и радовалась. Мое дело — затворять двери перед людьми и не позволять им достичь вечной жизни»

 Только прощение  гасит мощь  вулкана греха, затыкая милостью его страшное жерло.

            Наше христианское призвание не увеличивать, а уменьшать, приостанавливать зло. Пусть в конфликтах наше прощение  будет подобно потоку воды на пожирающее пламя.

Хочу завершить размышление о прощении словами И.А.Тоги из книги «Прощение освобождает»:

«Перед каждым обиженным, униженным и пострадавшим стоит выбор Первая возможность – простить, принять как данность тяжёлое прошлое и продолжать жить, радуясь тому, что имеешь. Вторая возможность – перебирать тяжёлые события прошлого изо дня в день, взращивая в себе недовольство, обиду, гнев, ненависть. Я сделал свой выбор в вагоне уезжая из Соликамска. Истинное прощение и освобождение от нашего прошлого длинный и нелёгкий процесс, но ради него стоит потрудиться. Ощущение свободы и превосходства над минувшими событиями окрыляет человека.

             Я отказался вспоминать перенесённые страдания, чтобы во мне не нашлось места обвинению и самосожалению. Постоянное вспоминание пережитого – хорошая почва для вырастания обиды горечи и самосожаления. Обидчивые и разочаровавшиеся в жизни люди никогда не будут счастливы. У них  постоянно возникают проблемы с людьми. Я рад, что свободен от прошлого.

           Трудности в жизни научили меня довольствоваться, искать доброе и хорошее во всех людях и во всех обстоятельствах и быть благодарным за маленькие радости. Из них складывается жизнь».

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

3 Комментариев к тексту “Прощайте!”

  1. Михаил.:

    Спосибо за прикрасную проповедь.Не могли бы вы ответить на вопрос. Один брат у нас в церкви говорит. если в библии ненаписано. что иметь две жены это грех то это и не грех. И в качесве доказательства приводит пример . если мусулманин примет Иисуса Христа а у него много жен что тогда. Не могли бы Вы пожалуйсто обьяснить что говорит об этом библия. зарание благодарен. Благослови вас наш Господь.

  2. Рягузов ВС:

    Дорогой Михаил! Христос ясно сказал (МФ.19 глава), что брачные отношения должны строиться по принципу, заложенному Богом от начала — союз одного мужчины Адама с одной женщиной Евой. Он подчеркнул, что только двое становятся одной плотью, а не трое или пятеро. Беседуя с самарянкой, которая меняла мужей, как перчатки, Христос сказал, что ее последний партнер ей не муж. Муж должен быть один. В 3 главе посл. Тимофею указывается, что кандидат на служение должен быть мужем одной жены. Что касается практики обращения ко Христу многоженцев, то этот вопрос не так прост, как может показаться. Во многих культурах разведенная женщина не может иметь крыши над головой и подвергается опасности попасть в сексуальное рабство. В сем случае меньшим злом для нее будет делить мужа с другой женщиной. Однако уверовавшим детям следует принимать новозаветнюю норму брака.

  3. Владимир:

    Мир вам Виктор.
    «»«Перед каждым обиженным, униженным и пострадавшим стоит выбор Первая возможность – простить, принять как данность тяжёлое прошлое и продолжать жить, радуясь тому, что имеешь. Вторая возможность – перебирать тяжёлые события прошлого изо дня в день, взращивая в себе недовольство, обиду, гнев, ненависть.»"
    Есть ещё третий вариант — отдать обидчика на Божий суд…
    «»19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.»"
    Более совершенный вариант, конечно, простить.
    С уважением, Владимир.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ