Понятие достоинства, как осознания человеком своей значимости, давно и прочно укоренилось в общественном сознании. Только диапазон толкования этого понятия широк, как море. Кто-то считает достоинством гражданскую порядочность, верность данному слову, образованность, способность добиваться поставленной цели. Для кого-то достоинство — развязность и вседозволенность, жизнь по принципу «наглость — второе счастье». Иные считают достоинством умение приспосабливаться к обстоятельствам. Для героя романа Достоевского Родиона Раскольникова достоинство определялось правом посягнуть ради высших целей на жизнь старухи-процентщицы: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Если достоинство не определяется библейскими критериями - человек обречен свершать трагические ошибки. Один христианский корреспондент опрашивал людей, одобряют ли они убийство Гитлером евреев и славян? В основном ответы были отрицательные. Далее он спрашивал: «Если бы вас под угрозой смерти заставили на бульдозере засыпать ров с расстрелянными людьми, и вы знали бы, что среди них есть еще живые, исполнили бы вы приказ?» Единодушия было уже меньше. Большинство говорили, что несчастные все равно обречены на смерть и если не я, то кто-нибудь другой все равно их похоронит. И если невозможно спасти всех, то не лучше ли сохранить себя, пусть и страшной ценой? Но когда задавался вопрос о приемлемости убийства нерождённых детей, то значительное количество респондентов заявляло, что оно оправданно, если ребенок серьезно болен, или если нет средств на его содержание. Они говорили также, что нерождённые — еще не полноценные люди.
Однако респондентам становилось не по себе, когда им напоминали, что именно этот аргумент использовался Гитлером для оправдания уничтожения «низших» рас. Далеко ли они ушли от нацистов, руководствуясь их методологией относительно беззащитных детей? Если бы их взгляд определялся библейской заповедью «не убий!», они бы не раздумывая ответили, что жизнь нерождённых священна и что лучше умереть вместе с евреями, чем их убивать…
Нам необходимо серьезно задуматься, достойно ли, по-библейски живем мы на белом свете? Библия категорически призывает: «сотворите же достойный плод покаяния» (Матф.3:8). Она настоятельно требует достойных поступков: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Фил.1:27). «мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу»(1Фесс.2:12).
Достойная жизнь требует многих усилий: «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Недостойная жизнь наказывается: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:29). «…и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд.1:6)
Если обретение и сохранение достоинства столь важно, в чем оно заключается?
Критерием достойной жизни является Иисус Христос. В самых простых и сложных ситуациях Он поступал достойно Своей богочеловеческой сущности и Своего Небесного Отца. Мы зачастую думаем о себе уничижительным образом: «Я грешник, я прах, я ничтожество…». У такого псевдо-смирения есть неприглядная «изнанка»: «… и потому ничего хорошего от меня ждать не нужно!» А как же быть с такими определениями верующих, как дети Божии, свет и соль мира, святые и верные? Неужели это только красивые слова без правильного содержания? Сперджен справедливо заметил: «Бог не считает, что Его слава столь сомнительна, что ее нужно поддерживать ценой принижения человеческих услуг». Мы должны иметь объективный взгляд на самих себя. В гениальной оде «Бог» Державин указывал на сложную неоднозначность человеческой природы :
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я Царь, — я раб, — я червь, — я бог!
Как рабы и черви, мы должны преклониться пред Божьим могуществом. Как цари и Божьи дети, должны жить в соответствии с достоинством, явленным Христом. Особенно оно просияло в страстную пятницу. Мы обратим внимание на три его важных черты.
1. Достойная нравственная чистота
От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого,
Чистота Христа ослепительно сияла на фоне беспредельной греховности иудеев и язычников. Нечестие иудеев выражало себя в ужасном лицемерии. Они не хотели осквернять себя вхождением в резиденцию язычника Пилата, чтобы им возможно было есть пасху. Однако их не заботило осквернение неверием, клеветой, ненавистью, злопыхательством, не заботило предание смерти невинного человека. Они желали радостно отпраздновать пасху, не вникая в ее смысл. Бог избавил евреев от египетского рабства, чтобы они были святым и добрым народом. Иудеи стремились к свободе, которой не имели, и пренебрегали Богом, который пришел к ним во Христе! Какое ужасное решение! Разве может что-либо быть ценнее Бога? Разве может что-либо быть страшнее вражды с Ним?
Иисус Христос никогда не лицемерил. Он спрашивал людей: «Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?» (Иоан.8:46). Никто не смог привести ни одного доказательства Его причастности лицемерию и лжи. В этом и заключалось Его великое достоинство!
А как у нас насчет лжи и лицемерия? Они настолько распространены в мире, что их уже не считают чем-то страшным: не обманешь – не проживешь! А между тем, Библия говорит о лжи ужасные вещи: она от сатаны (Иоан.8:44) и преданные ей будут брошены в озеро огненное (Откр.21:8). Библия призывает отвергнуть ложь и говорить истину друг другу (Еф.4:25). Это важное указание! Иногда сатана искушает людей: «будь таким, какой ты есть — греши, не таясь! Перестань лицемерить!» И, слушая его, человек начинает выворачивать, нередко прилюдно, грязную изнанку души. Бог призывает отказаться от лжи в пользу праведности. Это единственно правильное решение!
Еще в 1974 году Солженицин призывал советскую интеллигенцию жить не по лжи. «Пусть ложь всё покрыла, всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!» Разве кто-нибудь услышал этот призыв? Он остался гласом вопиющего, потому что этот призыв был половинчатым, в нем упор делался не на подражание Христу, а на человеческие возможности. Настоящая честность — честность Христа ради.
Но в то пятничное утро через проконсула Пилата была явлена греховность язычников. Она заключалась в уходе от ответственности поступить по справедливости. Пилат был обязан судить по правде, но в той щекотливой ситуации он всеми силами пытался остаться в стороне. Не желая ссориться с иудеями, он советует им самим разобраться с Иисусом. Однако они быстро поставили его на место: «нам не позволено предавать смерти никого». Пилат несколько раз маневрирует между правдой и неправдой, подвергая невинного Христа истязаниям, чтобы выторговать для Него свободу. Он предлагает толпе выбор между Христом и Вараввой, однако финалом стало умывание рук: делайте, что хотите, я не виновен в крови Иисуса Христа! Разве это правосудие — невинного предать смерти? Увы, в казни Христа виновны и язычники и евреи. По-иному грешные люди и не могли обойтись с Богом во плоти…
Христос никогда не уходил от возложенной Богом ответственности. Он исполнял обязанность Наставника, научая людей, как им найти Бога, по каким нравственным принципам жить. Иногда Ему приходилось их обличать, но Он делал это вынужденно, а не из любви к обличениям. Иисус исполнял долг Спасителя, исцеляя больных, одержимых, освобождая людей от власти греха. И это Он делал с великим милосердием, показывая, что люди Ему дороги и желанны. Будучи распятым на кресте, Он искренне просил Бога простить обидчиков. Казалось, Он жалел их больше Себя.
Христос исполнил свой сыновий долг перед матерью, препоручив ее заботе Иоанна. Он явился по воскресении Своим земным братьям и привел их к вере. Наконец, Он безукоризненно исполнял божественный долг перед Небесным Отцом. «Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоан.8:29). В каждой сфере жизни Христос проявил себя совершенным.
Насколько мы подражаем Христу в нашей ответственности любить Бога и ближних? Спасать свою душу? Служить Господу тем даром, который получили? К сожалению, многие проявляют позорную безответственность. Андрей Кончаловский был прав: «Если спросить русского человека, в какого Бога он верит, скорее всего, он ответит, что в Бога, который все простит. Может, поэтому сегодня в церковь, помимо множества простых и искренне верующих людей, идут все цапки и братки? Всепрощающий русский Бог дает отъявленным преступникам бесхитростную надежду, что посещение церкви и иконка в джипе обеспечат ему искупление всех его смертных грехов, а также оградят от гибели на следующей «стрелке». Только этим можно объяснить поголовное воцерковление криминалитета». Удручающее наблюдение! Не только евреям говорит Писание: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! …Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, - вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Амос 6:1-7).
2. Достойное следование Божьему предназначению
«…да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет»
Христос знал, что все события Его жизни предначертаны Небесным Отцом. Но большинство из них отнюдь не делали Его жизнь легкой и комфортной. Он должен был терпеть род лукавый и развращенный, должен взять на Себя грехи всего мира. И хотя голгофское предназначение Его ужасало и томило, Он все же не уклонился от него ни на шаг. И действительно, распятие было мучительнейшим видом казни. История не знает случаев, чтобы кто-то добровольно избрал ее для себя. Исключением был Иисус. Он пошел на эту казнь добровольно. Он заранее предупреждал учеников о ней: «Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, [надлежит] много пострадать и быть уничижену» (Мар.9:12). Оказавшись в пылающем горниле страданий, Иисус Христос не возроптал на Отца: «Ты сказал, что я Сын Твой возлюбленный, почему же Ты беспощаден ко Мне?». Он исполнял Божью волю, как бы трудно это ни было!
…Нередко мы воспринимаем только радующие нас Божии предназначения: иметь успех в карьере, создать хорошую семью, обрести как можно больше даров служения. Мы радуемся, читая слова Павла: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф.1:11). Но у нас иное отношение к другим словам апостола: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф.2:10) И без всякого энтузиазма мы принимаем такие предназначения Нагорной проповеди — не гневаться, мириться с соперником, не смотреть с вожделением на женщину, не разводиться оставлять с супругой, не противиться злому, любить врагов. Нас не вдохновляют обещания о страданиях «ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (1Фесс.3:3). Не всегда нам по сердцу повеление Господа быть всем слугой. Однако ценность нашего достоинства будет определяться не желанием вечного блаженства, а полным подчинением трудному предназначению – по примеру Христа!
3. Достойное свидетельство
Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?
Иисус с достоинством держался перед правителем. При чтении этих строк создается впечатление, что из двоих собеседников доминирует связанный узник, а не властный правитель. Христос спросил Пилата, откуда тот знает о Его царских притязаниях и сразу же перевел разговор в нужное русло. Пилат ответил, что если бы не иудеи, он бы так и держался от Христа подальше. Заниматься делом Христа для него обуза. Он требует от Христа ответа о причинах иудейской ненависти. Любой бы на месте Иисус Христа стал бы рассказывать Пилату о лживости и жестокости, завистливости и славолюбии духовной элиты. Любой бы просил о справедливом рассмотрении дела. Однако Христос поступает совершенно иначе: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда».
Христос свидетельствовал Пилату об ином, нематериальном царстве, Которое он возглавляет. Этот грубый язычник должен знать, что земная действительность это не все! Есть высшая, духовная реальность, к которой еще не приобщились ни иудеи, ни язычники. Этим объясняется, почему за Христа никто не заступился. Иудеи не были гражданами Его царства и не считались его слугами. Верные слуги Христа не оставляют! Они на Его стороне.
Пилат был удивлен: «итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Вторая тема свидетельства Иисуса — что истина существует, что Он, Христос, этой истиной обладает и осознает Свое призвание донести ее до людей. Это заявление изумило Пилата. Он признавал множество истин, но не одну! Одна истина — это бред! Всех под одну гребенку не причешешь! Пилат был предшественником постмодернистского мировоззрения, популярного для наших дней: то, что есть истина для тебя, для меня может быть ложью У каждого должна быть своя истина.
В раздражении Пилат спросил: что есть истина? И не дождавшись ответа, «опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.
Христос свидетельствовал о Божьем царстве и истине человеку, о котором знал, что он свидетельства не примет. Нам бы хотелось, чтобы Пилат и Каиафа после свидетельства Господа пали на колени и покаялись. Однако никто из них не принес покаяния. Свидетельство одних спасает, других лишает оправдания. Слова Христа напрасными не были! Он светил там, где темно, Он нес истину тем, кто ее не знает.
Мы тоже призваны говорить людям о реальности царства Божьего. Не торопитесь считать это это разбрасыванием семян среди терний. Как часто мы желаем найти заинтересованных слушателей и готовы с упоением свидетельствовать им о вечном царстве. Однако наш долг говорить и «каиафам» и «пилатам». Тем, кто никогда не станет на сторону истины. В этом и будет заключаться наш подвиг, которому принадлежит великое воздаяние: «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны» (Откр.3:4).
Это свидетельство об истине становится все более драматичным в наше время, когда мир нагло попирает как Божье достоинство Творца и Законодателя, так и человеческое — быть отцами и матерями. Вместо закона Божьего навязывается новый мировой порядок, вместо семьи — Содом и Гоморра. Свидетельствовать об истине считается признаком отсталости, ибо только отсталый человек исповедует патриархальные ценности.
Как Христос в самые трудные часы своей жизни достойно нес истину пред иудеями и язычниками, так и церкви в ее последние дни пребывания на земле не остается ничего другого, как продолжать Его дело. Все равно последнее время не за преходящим миром, а за Божьим царством, которому не будет конца!