Крестный путь Христа: Божий промысел

Крестный путь Христа: Божий промысел  Один известный служитель методистской церкви заболел мускульной атрофией. Он  медленно умирал в течение трех лет, и паралич захватывал все большие участки его тела до тех пор, пока все оно не онемело, кроме двух пальцев.  Когда  он впервые узнал о своей болезни, он сразу же написал для себя четыре правила.  «Я никогда не буду жаловаться. Я всегда буду радоваться. Я буду считать мои благословения. Я постараюсь выиграть и здесь».

Что дало силы этому человеку сформулировать удивительные правила и следовать им до конца?  Я нахожу единственное объяснение: вера в безошибочное Божье провиденье, которое направляет самые тяжелые обстоятельства ко благу верующих.

Зависимость от Божьего провиденья определяла всю жизнь Христа.  Его несколько раз покушались убить, но безуспешно,  потому что не пришел час Его. Христос убеждал учеников, что и их судьба определена благой волей Бога: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лук.12:6,7).

Во время тяжких Голгофских страданий провиденье не оставляло Христа ни на миг.

 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.  Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.  Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Иоан.19:19-24)

             В этом повествовании мы находим два важных поучения о Божьем провиденьи. Они имеют самое непосредственное отношение  к нашей жизни.

 1. Все  значительные события предопределены Богом.

 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было… и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

              Богу было угодно предать Своего Сына в руки грешников. Но при этом Он  предусмотрел все, чтобы  цивилизация того времени знала, Кто был распят на кресте и для чего это произошло. Для этого Он побудил Пилата сделать ясную надпись на трех языках Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города.Евреи, греки и римляне знали, что на кресте был распят Спаситель. Таково значение еврейского имени Иисус. Эта надпись должна была жечь виной сердца людей, пришедших наблюдать казнь — они убивали своего Спасителя! Ведь Христос действительно спасал людей в их многоразличных бедах. Какой еще народ мог похвалиться тем, что среди них жил подобный Спаситель?

            Мария Магдалина могла бы засвидетельствовать: «Он спас меня от семи бесов-мучителей!»            Бывший слепорожденный мог бы заверить: «Он спас меня от слепоты!» Начальник синагоги Иаир  мог сказать: «Он спас меня от потери единственного дитяти, воскресив дочь!»        Бывший прокаженный не умолчал бы: «Он спас меня от проказы!» Мытарь Матфей  бы поведал: «Он спас меня от греховной жизни!»  Женщина, которую хотели побить камнями, сказала бы: «Он спас меня от расправы!»

             И вот теперь этот Спаситель от греха, демонов и болезней висит обезображенный на кресте между небом и землей! Кто теперь будет спасать людей? Люди должны были бы вопиять: «Горе нам, извергам и мучителям — мы лишились Спасителя!»

Но Бог предусмотрел, чтобы эта надпись после воскресения Христа вселяла веру: Спаситель Своими страданиями открыл путь спасения.

             Следующие слова, написанные Пилатом, -  «Царь иудейский»,  — также били в самое сердце Израиля. Они должны были мучительно будоражить память новых и новых поколений иудеев, не давая им забыть, что они проголосовали за убийство своего доброго и славного Царя, которого пять дней назад встречали с бурным восторгом и возгласами:  осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

            Эта надпись о Спасителе и Царе  раздражала иудеев.  Первые лица государства — первосвященники — вступили в переговоры с Пилатом о том, чтобы ее исправить: «Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский». 

            Всего одна буква «Я» в корне меняла смысл надписи, выставляя Христа самозванцем. Первосвященники судили о Христе в меру своей испорченности. Они сами были исполнены эгоизма и приписывали его Христу.

            Казалось, Пилату, который до того уступил давлению иудеев в важном вопросе, не трудно было уступить в малом. Какая мелочь — одна буква! Разве ее трудно было написать? Разве не хватило бы чернил или места на дощечке? Однако правитель неожиданно заупрямился и отрезал: «что я написал, то написал». У иудеев не было сил переубедить Пилата, а у Пилата не было желания с ними согласиться. И это было от Бога!  Он внушил Пилату похвальное упрямство, как внушил некогда императору Августу сделать перепись по всей земле при рождении Иисуса Христа.

            Божье провиденье уберегло надпись на кресте от  искажающей его суть поправки. Бог может уберечь и нас от искаженного христианства, если мы доверяемся Его промыслу, как доверял Христос!

             Однако признаемся: нередко мы без возражений позволяем сатане пририсовать на дощечке наших поступков эту позорную букву, искажающую их суть! Стоит «Я» оказаться перед вашими добрыми делами, как оно тут же обесценивает  их. Не напрасно Христос предупредил: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:1-3)

            Когда «Я»прописывается в семье, оно губит ее. Брак — это не взаимоотношения начальника и подчиненной, но содружество мужчины и женщины:  «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал.2:14).  А где дружба, там не должно быть тирании  «Я», выражающей себя в моральном или физическом насилии, в едкой критике, в преследовании собственных интересов. Когда супруги по каждому поводу отстаивают свои права, тогда брак — чудесный Божий шедевр, венец творения -  превращается в смрадную темницу.

            Если греховное «Я» примазывается к нашему служению, оно превращает его в презентацию  способностей и знаний. Но совершается служение уже не во славу Божию, а во славу все того же «Я». Человек преисполняется желанием учить всех и вся, но не учиться самому,  быть господином, а не слугой. Это верный признак того, что затея сатаны провалить служение удалась.

             Мотивом нашей деятельности в церкви должны быть Божья слава и благо людей. «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды» (2Кор.1:23,24).

            6 марта 1475 года — день рождения  Микеланджело — автора скульптур Давида и Моисея, картины «Пиета» и росписей в соборе св. Петра в Риме. По приказу папы Юлия, лежа на спине на подмостках, художник расписывал потолок в Сикстинской капелле. Его называли гением.  Но за гением Микеланджело проглядывает трагическая фигура. Он не мог жить подолгу в мире с другими людьми и часто сгорал от зависти, страдал от дурного настроения и презрения к остальным.

            Он носил старую одежду, которую редко менял, и никогда не мылся. Несмотря на свои богатства, он жил как нищий. Питался чем придется, иногда крохами, и спал в одежде и обуви. Ненавидел светские разговоры и предпочитал одиночество. Не любил женщин.

Всю свою страсть он отдавал работе, ему не нужны были друзья, кроме служанки, которая заботилась о нем двадцать пять лет и спала с ним в одной постели.

В связи с дурным характером Микеланджело один папа сказал о нем: «Это очень беспокойный человек, и нет никакой возможности поладить с ним». Временами художник пребывал в тяжелейшей депрессии, чуть не сводившей его с ума, а на старости лет его преследовал мучительный страх перед адом.

            Подумайте, слуга церкви, непревзойденный гений портил себе жизнь греховным «Я»!  Только незадолго до смерти его мысли обратились ко Христу,  Которого он так много рисовал. К концу жизни Микеланджело написал: «Ни картина, ни скульптура не может дать покой.  Моя душа в Его любви стремится в небеса домой.  Он руки на кресте простер, чтобы обнять меня. Художник умер в восемьдесят девять лет.

            Особенно опасно присовокупление «Я» к делу спасения. Библия провозглашает: «благодатью вы спасены чрез веру». Как много людей пропускает мимо ушей эти слова и занимаются самоспасением! Примером такого подхода служит следующая история, взятая на www.yesheis.ru/tag/pritcha: «Жил один человек и жил не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасти душу. Делал их, делал, а особенного изменения к лучшему в себе не замечал. Как-то шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась, упала на землю. Увидел, думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но, всё-таки кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом.
Потом он умер и видит весы: слева — его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает! «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!»

             Смотрит,  ангелы пуговицу кладут… И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? -удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!». И услышал, как ангел говорит ему:
- Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой — ты забыл, хватило, чтобы ты спасся – от гибели!»
Где в этой умилительной истории кровь Христа? Где благодать? Где вера?

             О, дорогие братья и сестры! Будем просить Господа, чтобы Его милость оберегла нас от искушения приписать «Я» к нашим делам, отношениям, служению и спасению! Как Он сохранил дело Христа от искажения, так и наше защитит, когда мы подобно Христу стремимся к исполнению Его воли, а не своей!

            Наши ошибки и заблуждения, наше «Я» не могут остановить исполнение Божьих замыслов, но они могут приостановить наше благословенное участие в них.  Мардохей предупредил царицу Есфирь:  « Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф.4:14)

 2. Незначительные события также  предопределены Богом.

 «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Иоан.19:23,24).

               Исполнителями распятия были четверо воинов, которыми руководил сотник. У. Баркли дает важную справку: «У каждого иудея было пять предметов облачения: обувь, тюрбан, опоясание, хитон и внешнее облачение — халат. Пять предметов одежды приходилось в данном случае разделить на четыре части между четырьмя воинами. Они по жребию разделили вещи, а хитон остался. Хитон был бесшовный, весь сотканный из одного куска. Разрезанный на четыре части, он стал бы непригодным, и воины решили бросить о нем отдельный жребий». Скорее всего, воины рассчитывали продать одежду царя иудейского за хорошие деньги, как сегодня продают на аукционах по высокой цене вещи знаменитых людей.

            Но что может сказать нашим сердцам это описание дележа одежды Христа?   Ведь это не потрясающая история про блудного сына, в которой показано как сильно любит Бог грешного человека. И не история про несчастного богача в аду, предупреждающая об ужасах адских мук. Тем более, это не история о встрече Марии Магдалины с Христом, умиляющая нас вниманием Господа к скорбящим…

            Здесь  история об игре в кости за право обладания хитоном. Зачем переводить бумагу на эти абсолютно недуховные вещи? Зачем их включать в повествование о событии всех событий — крестном пути Христа?  Не лучше ли было наполнить рассказ более существенными подробностями?

            Было бы неразумно предположить, что Иоанн Богослов, который выбирал из множества событий самые важные, ошибся в этом случае! Не такой он человек! Да и Дух Святой, руководивший его разумом, не мог допустить какой-либо оплошности.  В этом тексте есть смысл! Он показывает, что Божий промысел распространяется и на незначительные вещи в нашей жизни. Иоанн Богослов недвусмысленно указывает: «да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

            Он вспоминает слова 21 псалма, написанного тысячелетие назад. Этот псалом говорит о страдании Мессии. Именно эти детали, кажущиеся малозначащими, были приметами божественного  посланничества Христа.

            Баркли комментировал: «О хитоне Иисуса говорится, что он был соткан сверху донизу без шва, но именно такого рода хитоны носили первосвященники. Вспомним, что обязанностью первосвященника было посредничество между Богом и человеком.

             Когда Иоанн говорит нам о бесшовном хитоне, он не имеет в виду только одежду, которую носил Иисус, но то, что Он есть совершенный Первосвященник, открывающий совершенный путь в присутствие Бога».

            Дорогие друзья!  Видим ли мы руку Божию в таких обыденных  вещах, как    насущный хлеб,  здоровье,  семья, работа, церковь? А если у нас украдут вещи, деньги или доброе имя? Если лишат привилегий? В таких случаях мы часто ропщем на людей, забывая, что это Божье попущение, испытывающее нашу  веру и воспитывающее в нас терпение.

            Бог учит нас через незначительные, малодуховные вещи так же, как через проповедь или чудеса. Посмотрите на Павла. Он получал удивительные откровения от Христа, был даже восхищен на небо, но он видел руку Божию и в менее значимых вещах:

 «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.  Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:10-13).

             Божье провиденье далеко не всегда проявляет себя в чудесах. Чудеса скорее исключение, чем правило. Божье провиденье  охотно использует естественные явления и обстоятельства, чтобы достигнуть сверхъестественных результатов.

            Бог может обратить человека с помощью экстраординарных событий, как обратил апостола Павла, но чаще Бог использует проповедь слова Божьего, как написано: «вера от слышанья, а слышанье от слова Божьего»

            Мой друг Петр Келлер рассказывал мне о своем родственнике с хорошим чувством юмора, который приехал на свою станцию с очень тяжелым чемоданом. Пока он оглядывался по сторонам, некий злоумышленник подхватил поклажу и понес к автобусной остановке. Брат отправился за ним налегке. И когда чемодан прибыл на остановку, он похлопал «носильщика» по плечу и сказал: «благодарю вас за доброту, что вы донесли мой тяжелый чемодан!» Спокойно взяв свои вещи, брат вошел в поджидавший автобус.

            Если человек мог использовать злого человека для своего блага, тем более Бог способен использовать в Своих целях не только человеческие достоинства, но и недостатки и пороки.

            Кажется, что в этой истории  ведущую роль играли зависть иудеев к Христу, страх Пилата потерять свое место,  жестокость воинов, не отказавшихся исполнить несправедливый приказ, смертность человеческой природы Христа… Однако все это Бог использовал для Своей славы и блага спасения душ.

            Божий промысел неизменен, однако он не исключает свободы человека. Нам никогда не понять, как предопределение увязывается со свободным выбором человека. Не понимал этого мудрый Цицерон: «если допустить предведение будущего, уничтожается свобода воли; если допустить свободу воли, уничтожается предведение будущего». Даже пророк Давид расписывался в бессилии постичь эту тайну: «Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс.138:6)

            Библейское откровение о Божьем провиденье дано нам для укрепления веры и утешения, а не для оправдания лени или фатализма. Мы идем на работу, не спрашивая, определил ли нам Бог сегодня  работать или отдыхать. Заболев, мы не спрашиваем, определил ли нам Бог умереть или жить, но отправляемся к врачу. Мы просим Бога избавить нас от лукавого, но одновременно не даем лукавому места.

            Однако почему-то в деле спасения мы становимся беспечными, говоря: «если Богу нужно, Он меня и без меня спасет» и не каемся, не веруем во Христа. Не говорите:  «что толку верить, а вдруг я не избран?» Отдайте Богу Богово! Не стремитесь проникнуть в Его определения — это не ваше дело. Ваше дело повиноваться Богу.

            Божье провиденье должно укрепить нас в вере, что  все зло, которое причиняют нам люди, некогда обратится в добро. Оно должно побудить нас смело встречать вызовы времени и беды, зная, что несмотря ни на что исполнится воля Божия, благая, угодная и совершенная.

 

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

Comments are closed.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ