Терпение — это стойкое перенесение душевных и физических страданий до полного их завершения. Этой величайшей и благословеннейшей добродетелью в полной мере обладал Иисус Христос. Благодаря Его терпению существует этот мир и мы, христиане, надеемся на спасение. Оно обязывает нас к подражанию — недаром наш народ сложил поговорку: «Христос терпел — и нам велел». Без терпения невозможно быть христианином.
Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. (Иоан.19:1-19)
Человек — существо нетерпеливое. Когда Израиль оказывался в голоде или жажде, он роптал на Божий промысел и порывался сам решать свою судьбу. Его терпения хватало ненадолго, зато упорства в грехе было более чем достаточно. Даже у кротчайшего Моисея иногда пропадало терпение, и он жаловался Богу: «…разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которуюТы с клятвою обещал отцам его? откуда мне [взять] мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то [лучше] умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Чис.11:12-15)
Апостолы Христовы, которым выпала благодатная возможность ежеминутно видеть и слышать Господа, также не отличались примерным терпением: они препятствовали детям приходить ко Христу, запрещали человеку заниматься изгнанием бесов, хотели спалить огнем самарян за их грубость. Они постоянно спорили, кто из них больше и однажды воспылали гневом на Иакова и Иоанна, претендовавших оказаться поближе к Христу на престоле славы.
Что касается Христа, то Его терпению нет равного. Страдания, выпавшие на Его долю, неизмеримо превышают все скорби, когда-либо переносимые людьми. Пророк Исайя по праву называет его мужем скорбей, изведавшим болезни. Когда вы видите какого-либо страдальца, или когда сами окажетесь в жутком горниле скорби, знайте — это ничтожная доля от пережитого Христом.
Его чрезвычайно угнетало общение с грешным Израилем: « о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» (Лук.9:41). Но апогеем терпения Христа стал крестный путь. Что же претерпел Христос?
1. Нещадное бичевание
Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить Его.
Бичевание было невероятно мучительной процедурой, реалистично представленной МэломГибсоном в фильме «Страсти Христовы». Римский воины вначале били Христа по спине и ногам прутьями, а потом, по приказу сотника, бичами — скорпионами. Железные когти впиваются в тело, вырывая куски мяса. Зачастую подвергнутые такой экзекуции умирали на месте от болевого шока или огромной кровопотери от разрыва сосудов. Христос терпеливо сносил неимоверную боль. Он был безгласен, как агнец, ведомый на заклание.
Очень многие христиане вынуждены проходить через физические страдания либо в гонениях, либо в семье, либо на больничной койке. Многие из них считали это приобщением к страданиям Христа. Многие молились об одном: «Господи, пошли мне терпение все вынести до конца!» Терпение — качество, с которым многим из нас суждено завершить жизнь. Именно терпение является наилучшим украшением христианина. Оно ценится превыше всего: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города» (Прит.16:32).
Терпение не приобретается усердным изучением его свойств. Оно вырабатывается через перенесение скорбей. Именно поэтому скорби, разочарования, большие и мелкие неприятности случаются в нашей жизни. Бог преследует одну цель: управить «сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2Фесс.3:5). Если измерить качество нашего терпение терпением Христовым, то мы обязательно зададим себе честный вопрос: а разве оно у меня есть?
2. Глумление над царским достоинством
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
Грубые солдаты устроили себе забаву в инсценировке поклонения царю! Евангелист Марк сообщает, что они вставали пред Ним на колени, кланялись Ему, а потом били палкой по голове, в знак глубочайшего презрения плевали в лицо и били по щекам! Какое нужно иметь жестокое сердце, чтобы издеваться до полусмерти избитым человеком! Это гнусное фиглярство творилось с одной целью: дать понять Иисусу: «Ты — абсолютное ничтожество! Ничего, кроме плевков и ударов не заслуживаешь. Мы можем сделать с Тобою все, что пожелаем!»
Откуда такая циничная жестокость? Недостаток воспитания? Неинформированность? Нет, это прорыв греховных нечистот, скопившихся в человеческом сердце. Пророк Исайя справедливо говорил: «А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь» (Ис.57:20).
Это глумление выявило подлинную сущность людей. Когда благодать предоставляет их самим себе, их устами и руками управляет дьявол. Это он плевал во Христа и насмехался над Ним. Это он бил Его палкой по колючкам тернового венка. О, как желал враг, чтобы Христос не мог разумно воспринимать действительность и чтобы Его подвиг был обесценен! О, как желал он, чтобы с уст Христа сорвалось хотя бы одно проклятие в адрес бессовестного воина, плюнувшего Ему в лицо! Оно бы сделало терпение несовершенным и жертву Христа бесполезной, ибо только совершенный Спаситель мог искупить наши грехи! Христос имел власть мгновенно погубить обидчиков. Однако Он терпеливо сносит их глумления. Терпение — это оружие, которым побеждается враг.
3. Отвержение народом
Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
Пилат надеялся остудить жаркую ненависть толпы истерзанным видом Иисуса Христа. Он полагал, что народ сжалится над Ним. «Это же человек, имейте к нему сострадание!» — провозгласил правитель. Обычно о милосердии взывают адвокаты, но не судьи. Однако произошло иное: судья хочет помиловать обвиняемого, а толпа требует его казни.
Иудеи отвергали Божественное происхождение Христа: «Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». Если бы Иисус не был Сыном Божьим, Он должен бы в это время сказать толпе: «Я — подобный вам человек, я не был никогда Божьим Сыном… Простите, что я плохо вам это объяснил!» Нет, Иисус не отрекается от богосыновства, предпочитая умереть, чем солгать… Он терпеливо переносит отвержение, зная, что Его не отвергает Отец, за руку Которого Он держался от вечности. «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою [сторону] и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Иоан. 16:32).
Отвержение всегда переживается болезненно, ибо мы созданы для общения. Общение — это кислород для души. Когда его перекрывают, когда словом или делом показывают: «Ты нам не нужен!» мы ощущаем себя живым трупом. Это пережил Давид: «Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признает меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей» (Пс.141:4). Выход, который он нашел, подходит для нас, когда мы проходим через скорбь отвержения: «Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние» (Пс.141:5-7)
Если вы испытываете отвержение со стороны самых близких людей, не горюйте, на вашем месте был Христос. Вы идете по Его следам и по праву называетесь христианами. Терпите, как терпел Он, и держитесь за Бога. Он вас ни за что не отвергнет!
4. Чиновничья заносчивость
«Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого [времени] Пилат искал отпустить Его.
Суеверный Пилат полагал, что боги в человеческом образе могут приходить на землю. Поэтому он испугался заявления иудеев о том, что Иисус делает себя Сыном Божьим, и задал Ему вопрос «откуда Ты»? Если у терпеливого нервы «упакованы» хорошо, то у Пилата они были давно «распакованы». Иудеи постоянно докучали ему жалобами, и теперь они срывали Его планы по освобождению Иисуса. Он боялся бунта и лишения должности. Как проконсул, он обязан разрешить конфликт, а тут еще Иисус Своим молчанием путает все карты! Пилат взорвался: «мне ли не отвечаешь? я имею власть распять или отпустить тебя!»
Пилат слишком много на себя брал! Христос имел полное право разнести его в пух и прах за самоуверенность! Однако Он терпеливо сносит этот выпад и с достоинством отвечает, что право решать Его судьбу дано Пилату свыше, и он, правитель, — всего лишь орудие Божьего промысла, сосуд в низком употреблении. Однако Божья суверенность не освобождает его и иудеев от ответственности за ложь, ненависть, унижение. Они будут отвечать пред Богом за свои поступки, из-за которых они «удостоились» низких ролей.
Случается, что Бог допускает нам иметь дело с заносчивыми, необъективными людьми. Мы нервничаем, негодуем, однако нам нужно смотреть выше этих обстоятельств: эти люди не смогли бы к нам приблизиться, не раскрыли бы на нас рта, не сотворили бы нам никаких неприятностей, если бы это не было допущено свыше. Бог все контролирует! И в доверии Ему мы находим силу перенести человеческую несправедливость.
Одна сестра, живущая в США, рассказывала мне, как над ней на работе издевалась начальница индуска. Сестра прекратила с ней всякое общение, кроме того, что было необходимо по службе. И однажды она спросила эту женщину: «Я правильно к вам отношусь?» И услышала в ответ: «А как твоя религия повелевает тебе обходиться со мной?» Эти слова заставили христианку опустить голову в стыде, ибо ей религия повелевала любить врагов и терпеть.
5. Извращенное правосудие
Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. 13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом.Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. 14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие.
Иудеи разыграли опасную карту, намекнув Пилату, что он своей защитой Христа делает себя противником кесарю. Пилат почувствовал, как трон, на котором ему нравилось восседать, зашатался. Это было в девять утра по нашему времени. Он еще раз попытался отстоять Христа, спросив: «царя ли вашего распну» — и снова услышал скрытую угрозу: «нет у нас царя, кроме кесаря!» Так евреи утвердили над собой власть язычников! Как бы ни был Пилат убежден в невинности Христа, как ни провозглашал ее открыто, все же собственная выгода взяла вверх над истиной и предопределила судебное решение: святой Христос был предан на смерть.
Сегодня картина мало изменилась. Неправедные земные суды повторяют решения Пилата. Всего лишь один пример из многих: в Эритрее власти наказали 39 старшеклассников-протестантов «за христианские верования», исключив из выпускной церемонии и отправив на принудительные работы. Студентам угрожают длительным тюремным заключением и исключением из университета, если они не откажутся от веры.
Согласно MorningStar News, до конца 2010 г. в эритрейских тюрьмах оказались около 3 тыс. христиан, в основном, протестантов. До ноября 2012 г. в заключении продолжали содержать около 1.5 тыс. христиан. В настоящее время их число приблизительно 1.2 тыс. Заключенных часто содержат в бесчеловечных условиях: в грузовых контейнерах, подземных камерах, где процветают кожные заболевания, дизентерия и отсутствует необходимая медицинская помощь».
Одно из тысяч свидетельств жестокого «правосудия», в котором о правах нет и речи. Ежегодно более ста тысяч христиан лишаются жизни за свои убеждения и дополняют число мучеников за имя Спасителя.
6. Несение тяжелого креста
«И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»
Нещадно избитого Христа заставили нести крест на Голгофу. Это был очень трудный путь, и для его преодоления требовалось неимоверное терпение. Под тяжестью ноши Христос упал, и тогда воины возложили крест на Симона Киреянина. Но в конце пути его снова возложили на Иисуса, чтобы Он сам доставил его на место казни.
Этот эпизод близок всем христианам, которые несут по жизненному пути какое-то тяжелое бремя. Сюда относится борьба со своими порочными наклонностями, преодоление сатанинских нападок, притеснение за веру, семейные неурядицы, исполнение трудного служения. Многие несут крест, превозмогая себя. И не раз вспомнится нам апостольское увещевание: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр.10:36).
7. Крестные муки
«там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса»
Когда говорят о крестных муках Спасителя, имеют в виду в основном физическую составляющую — мучительное висение на гвоздях под палящим солнцем, претерпевание сильных болей, жажды и удушья, поношение людей и ожидание смерти — все это крайне тяжело. Но не в этом заключается самое героическое событие креста! Распятым разбойникам тоже было несладко, но это не сделало их героями.
Главное в крестных страданиях Господа — их духовная составляющая: Христос был мучим за грехи наши. На Него, как на добровольного заместителя грешников, был излит нестерпимый гнев Божий. Христос был оставлен Богом и потому не смог сдержать вопля отчаянья: «Боже, мой, Боже мой! Для чего ты меня оставил?»… Все эти муки Спаситель пережил в великом терпении.
«… за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр.2:9).
Жертва Христа вселяет в нас уверенность, что мы не будем отвергнуты Им из-за наших вольных и невольных прегрешений, которые мы оплакиваем. Оно побуждает нас больше льнуть к Спасителю и просить Его помочь нам с терпением проходить поприще. Исаак Ньютон признавался: «Если я и сделал какие-то ценные открытия, то это случилось в большей степени благодаря моему терпению, чем моему таланту». Что верно в сфере науки тем более применимо в сфере веры. Мы должны подражать Христову терпению, которому нет равных. Молиться о преуспевании в нем — наша обязанность. Смотреть на скорби, как на матерь терпения — наше призвание. «Терпение — оружие самых слабых и самых сильных». (Александр Лешек)
Уважаемый Виктор Семенович. когда Вы уже выступите против войны. и информационной лжи в русских СМИ относительно Украины?
Или (знаю. что Вы не такой) нужно громче петь христианские гимны и не обращать внимание на то. что проводится оккупация русскими войсками Крыма.
провокаторы едут из России и разжигают вражду.
Ваш форум. конечно. не о политике.но хочется услышать правдивый .трезвый призыв к миру.
Миллионы людей .которые живут в Украине (я русский.живу в Украине) переживают в это время.
Гляньте . Яков Кротов даже на мосту постоял с плакатом.
дорогой Александр! Вы правы, что мой блог посвящен проповеди, а не политическим вопросам, для которых должны быть другие площадки. Мы молимся об сложной ситуации между Украиной и Россией, переживаем о ней. Библия говорит, что за всей человеческой враждой скрываются темные силы. А с ними бороться можно только духовными средствами. Будем надеяться на Господа!
Мы тоже молимся,Церкви в постах,люди в переживании.
Наверное , хорошо , что у нас и.о. президента Украины баптист.
Прошу молитесь о нас, ситуация угнетающая.