Исцеление или Искупление?

Письмо четвертое

Искупление или исцеление? Так вы подтвердили что Христос приняв грешную человеческую природу адамову через страдание и смерть восстановил сам в себе природу человеческую и тот кто верует и идёт за Христом ( т.е. старается не грешить ) получает эту природу в посланиях написано что Иисус второй Адам т.е. от Адама мы наследуем природу страстную, смертную, тленную а от Христа исцелённую природу , я уже основываясь на Евангелии говорил что Христос на земле имел нужду и в одежде , Он мог чувствовать голод , Он был подвержен страданиям и ранам , всё Он имел кроме греха , а по воскресении Он имел тело духовное которое уже не было подвержено земным препятствием и страданием , только я не могу уразуметь что такое дешёвая и дорогая благодать какой смысл вы вкладываете в эти понятия ? Так моя мысль заключается в том что до воскресения Христова всё человечество не могло наследовать Царствие Божие только по причине того что тленное не может соединиться с нетленным , даже праведники не могли быть в раю по этой самой причине только после того как Христос сам в себе исцелил человеческую природу, то тогда праведники уже имели те свойства которые необходимы для наследования Царствия Божьего. От Адама мы рождаемся с его природой нашего существования а от Христа рождаемся восстановленными и исцелёнными а рождение от Христа происходит сначала по вере в Него а потом и Крещение ( кто не родится от воды и духа тот не может войти в Царствие Божие , вода это человеческая природа а дух это Божия благодать) т.е. термин спасение и исцеление которые применяются в Писании мне более понятны чем искупление и оправдание , значит если я пользуюсь термином спасение то и моя версия тоже имеет право на существование , если можно так выразиться , значит я тоже основываюсь на Писании  или нет ?

Теперь перехожу к тому почему именно я пришёл к выводу, что когда человеку говорят, что за него уплатили долг и он теперь оправдан то следуя логике можно подумать что трудиться для рая уже не к чему. Ну зачем, за нас всё уплатили все наши долги перед Отцом? Ну ведь так можно подумать и разумный человек так и воспримет этот посыл , а вот когда например у меня заболела почка и кто то мне дал свою почку т.е. сделал для моего исцеления от смертельной болезни всё ради любви ко мне то вот тогда более понятна жертва и тогда только человек действительно может откликнуться на эту жертву , а не так:  я натворил плохих дел и меня избавили от тюрьмы. Какое-то грубое сравнение. Мне лично более близок термин  спасение и исцеление ,  и если взять постулат из Писания что Бог неизменен и сам в себе самодостаточен , и что он сотворил человека и теперь за отступление ищет как бы его наказать или наградить значит Он должен иметь чувство гнева или негнева что нельзя допустить что бы Бог как либо изменял своё отношение к своей твари , и я приводил из Писания послание ап.Павла о том, что Бог через страдание совершил спасение своей твари , значит именно страдание на Кресте имело действительно значение раз вообще был такой факт ведь нельзя подумать, что Бог что либо мог делать без причин и следствий всё у Него имеет смысл и разумность , ведь так?

 

Дорогой Виктор!  Мне приятно снова  писать вам после перерыва со связью, которое произошло из-за кражи злоумышленниками телефонного кабеля.  Вы попросили меня разъяснить  смысл терминов «дешевой» и «дорогой» благодати.

«Дешевая благодать», это когда люди позволяют себе жить, как им хочется,  без покаяния,  без веры Божьему Слову, без жизни освящения, без добрых дел и при этом надеются, что по своей любви и милости Бог их спасет. Это есть широкий путь, о котором Христос предупреждал, что он ведет в гибель. Таких людей очень много на свете.

«Дорогая благодать» – это когда человек искренне раскаивается в своих грехах, встает на узкий путь подчинения своей  жизни Господству Христа, верует в искупление грехов кровью Христа (1 Пет.1:18; Рим.3:24; Еф.1:7 и пр.). Понятно, что все это человек  свершает силой Божьей благодати.

А теперь несколько комментариев к вашим последующим мыслям:

«… Христос приняв грешную человеческую природу адамову через страдание и смерть восстановил сам в себе природу человеческую.» Об этом Библия ничего не говорит! Христос  не восстанавливал в Cебе абстрактную  природу  человека,  потому что таковая не существует. У каждого человека своя конкретная  греховная природа, которую нужно преобразить через второе рождение.  Вы правильно говорите о необходимости  одухотворения жизни, но я не могу согласиться  с той ролью, которую вы отводите воде.

«рождение от Христа происходит сначала по вере в Него а потом и Крещение ( кто не родится от воды и духа тот не может войти в Царствие Божие , вода это человеческая природа а дух это Божия благодать)«.

Вода, — это не человеческая греховная природа от нее ничего святого не рождается, а только греховное.  В библейском понимании, вода есть слово Божие.  Мы рождаемся от воды, слова Божьего и Святого Духа и то и другое действуют одномоментно! Смотрите  учение Библии:

« Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак.1:18)  «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15) «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1Пет.1:23).

На практике получается так: человек слышит проповедь слова Божьего, Святой Дух касается его сердца, побуждая его верить сказанному и принять его.

Так было с сотником Корнилией:  «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деян.10:44-46).

Так было с женщиной Лидией:  «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян.16:14). Так поныне происходит со всеми истинно уверовавшими.

«т.е. термин спасение и исцеление которые применяются в Писании мне более понятны чем искупление и оправдание«

Дорогой Виктор! Спасибо за откровенность, которая позволяет подробнее обсудить эту важную тему.

Искуплению в Библии уделяется больше внимания, чем исцелению. Библия говорит: «… без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22).  Бог прощает верующих только на основании их веры в заместительную жертву Христа.

Грехи человека должны быть прощены, изглажены, покрыты. И с этим справляется Кровь Иисуса Христа: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоан.1:7).

Не только прошлые грехи нуждаются в прощении, изглаживании, покрытии, но и будущие.   Как бы мы не старались вести непорочную жизнь,  ее качество не будет соответствовать Божьему стандарту. Наша святость, на которую мы потратим огромные силы, все равно не пройдет Божье ОТК и попадет в брак.

Что бы заслужить  своей чистотой право на вечную жизнь, нужно земную  жизнь прожить так, как прожил ее Христос. Но это никому еще не удавалось!  Иоанн Предтеча, от чрева матери исполненный Духа Святого и тот говорил, что недостоин послужить Христу — развязать ремень у Его обуви. Сейчас в хосписе умирает один благочестивый  священник.  Он сказал своим близким «Я не смог прожить по Заповедям. Трудно это».  То же самое сказал бы и я, и вы.  Так что в силу нашего несовершенства  вход в небо нам заказан!

Пред Богом выбор:  либо никого не пустить в рай, поскольку абсолютным совершенством мы в принципе обладать не можем, либо пустить нас туда, на основе веры человека в пролитую Христом кровь за грехи людей.  И Бог избрал последнее! Ради жертвы Сына Небесный Отец прощает грехи: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов»(Деян.13:38).

И ради веры во Христа Бог не только прощает человека, но и оправдывает его. Апостол Павел писал: «…однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16). Оправданные  Христом мы не подсудны Божьему суду. «Верующий в Сына Божьего на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь», — говорит Писание.

Оправдание  является залогом нашего прославления, которое наступит  при нашем переходе в вечность : «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою»  (1Кор.15:51 -54) Пока это чудо не наступило,  « мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:23).

«мы, находясь в этой хижине, (т.е. в греховном теле) воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа»(2Кор.5:4,5)

Всвязи, с этим, я просил бы вас, дорогой Виктор, принять искупительную смерть Христа за ваши грехи. Ее отвержение очень опасное дело!   Апостол Павел предупреждает: «[Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10:28,29).

Дорогой Виктор! Я от души желаю вам прочитать послание святого апостола Павла к Римлянам и Галатам, чтобы понять Божий плания. Мы слишком примитивны,  чтобы придумать средство лучшее, чем создал Бог. Перестаньте уповать на собственное совершенство – оно не достижимо. Положитесь на заслуги Христа! прислушайтесь к Павлу: «… все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа  и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил.3:8,9).  Христос не дополнение к нашему спасению, Он Сам есть наше спасение!

Вам важно понять  учение Библии о полной испорченности человека, чтобы перестать надеяться на себя. А Библия говорит:  «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, ( вот наше природное состояние – духовная мертвость. Религиозность кстати, не мешает быть духовно мертвыми. Фарисеи были религиозны, но были названы детьми дьявола, поскольку не веровали в мессианство Христа и его равенство Богу) в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, (это первая страшная сила нравственного порабощения человека. Он живет по мирским понятиям, а не по Божьим)   по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, (это вторая сила, еще более ужасная, чем первая она держит в своем подчинении все людей от рождения, за исключение уверовавших во Христа) между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие», (вот третья сила порабощения – наша страстная натура).

Избавление от владычества этих сил невозможно человеческими усилиями. Себя за волосы не вытащишь! Здесь и нужно прямое воздействие Бога: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:1-6).

«…когда человеку говорят что за него уплатили долг и он теперь оправдан то следуя логике можно подумать что трудиться для рая уже никчему , ну зачем? За нас всё уплатили все наши долги перед Отцом»

Вы правильно поняли, что трудиться для рая не к чему!  Он уже дарован верующим в Сына Божьего. «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр.4:10,11).

В этом и суть радостной вести евангелия, что ради веры во Христа нам рай дается даром. Заслужить его невозможно, а получить его как дар благодати, — можно! Бог всем предлагает  этот дар: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,  которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим.3:24,25).

Вера в свершенное Христом искупление освобождает от отчаянья и страха.

Когда оно принимается с детским доверием, это приносит радость сердцу – я спасен по милости Божьей! Спасение дано мне как Божий дар! Я буду жить вечно! Теперь я могу употребить все мои усилия, чтоб служить моему Искупителю! Я буду творить добрые дела, чтобы Он прославился через них! Я буду освящаться, убегать греха, чтобы доставить радость Его сердцу! Я буду жить Его словом, чтобы принести много плода! Буду противостоять сатане и страстям, чтобы не положить препятствия входу в царство Божие».

Смотрите, Виктор, как меняется содержание жизни! Вместо бесплодных усилий заслужить рай, отдаем силы на служение Богу для умножения Его славы в мире.

«…а вот когда например у меня заболела почка и кто то мне дал свою почку т.е. сделал для моего исцеления от смертельной болезни всё ради любви ко мне то вот тогда более понятна жертва и тогда только человек действительно может откликнуться на эту жертву , а не так я натворил плохих дел и меня избавили от тюрьмы, мне лично более близок термин это спасение и исцеление …»

Хорошее сравнение вы привели. Именное это и сделал Христос! В Его жертве не только прощение, оправдание, но так же и духовное исцеление. Только для сего Он дает нам не свою почку, а Себя Самого! Принимая его жертву, мы принимаем Его самого и Он Сам становиться нашей жизнью. Об этом Иисус сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.  Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною»

(Иоан.6:56,57) .

Но ни в коем случае нельзя разделять Искупление от ицеления, это две стороны одной медали. Без первого не бывает второго! Второе есть основание первого.

Разделять искупление и исцеление это все равно, что сказать: давайте обрубим корни у яблони, они не приносят мне пользы, а вот яблоки пусть остаются!

«…если взять постулат из Писания что Бог неизменен и сам в себе самодостаточен , и что он сотворил человека и теперь за отступление ищет как бы его наказать или наградить значит Он должен иметь чувство гнева или негнева что нельзя допустить что бы Бог как либо изъменял своё отношение к своей твари …»

Дорогой Виктор! Почему бы вам не принять Бога Библии,  Бога, Отца Иисуса Христа, у Которого есть  как любовь, так и святость, как радость, так и гнев. Вы подчеркиваете только одно качество Бога — любовь, и отвергаете Его святость,  но тогда это другой бог! Если Бог не воздает за грехи, то как быть со всемирным потопом? Как быть с Содомом и Гоморрой? Как быть с разрушением Иерусалима?  Как быть с текстами, говорящими о гневе Бога и Агнца? Как быть с предупреждением апостола Петра, что земля и все дела на ней сгорят? Я думаю, проще согласиться с Библией и не придумывать своего богословия. Мы не умнее Моисея и апостола Павла. Давайте подчинимся их авторитету!

Итак, жду ваших размышлений, подкрепленных Писанием! С уважением к вам — Рягузов В.С.

Вам так же может быть интересно:

Комментарии закрыты.

2 Комментариев к тексту “Исцеление или Искупление?”

  1. Александр:

    Здравствуйте, Виктор Семёнович! У меня к Вам вопрос о Теле и Крови Иисуса Христа. Я знаю, что христиане-баптисты воспринимают их как символы нашего спасения, как воспоминания Тайной Вечери. Но для нас, православных верующих, это действительные Кровь и Тело Спасителя. В 6-й гл. от Иоанна находится самое точное определение этих понятий. Но обычно спорным является 63 стих: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». Обычно, баптисты видят здесь указание на символическое понимание слов Спасителя. Но мне хотелось бы привести ранние свидетельства отцов Церкви. Так Иоанн Златоуст (4 век)говорит, что здесь Спаситель не говорил ничего иносказательного. Но нужно принимать Его слова с полным доверием. Во-первых потому, что многие ученики после этих слов отошли от Него, и Он не попытался что-либо объяснять им. Хотя по поводу закваски Господь объяснял ученикам: «Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
    (Матф.16:11,12)». Во-вторых, в спорном стихе (63) Господь имел ввиду совсем другое. Ведь иудеи воспринимали Его как сына плотника: «Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? «. Поэтому Господь пытается их отвлечь от этих неправильных мыслей и возвести их до понимания того, что Он — Бог, и тогда им не покажутся странными Его слова. И ещё есть свидетельство Игнатия Антиохийского (нач. 2 века, ученика апостола Иоанна), который в своём послании Церквам пишет о том, что тому, кто не верует, что Тело и Кровь Спасителя действительно, а не символически являются таковыми- да будет анафема. Я знаю, что баптисты не признают Предания Церкви. Но ведь Предание — это не выдумки, это живой опыт христанской жизни, мышления,толкования Писания от апостолов до наших дней. И мнения авторитетнейших учителей Церкви должны ведь восприниматься последующими поколениями христиан. Не могли бы Вы дать свой комментарий на вышеприведённые слова. Заранее,благодарен!

  2. ВС Рягузов:

    Уважаемый православный брат Александр! Спасибо за ваш очень важный вопрос! Я высылаю подробное объяснение пасторского совета церкви на эту тему. Благослови вас Бог! вс

    1. Названия причастия
    1. Библейские
    1. Вечеря Господня (1 Кор. 11:20), то есть «ужин Господа».
    2. Преломление хлеба (Деян. 2:42-46; 20:7)
    3. Причастие, то есть «приобщение» (1 Кор. 10:16)
    4. Чаша благословения (1 Кор. 10:16)
    2. Более поздние
    1. Евхаристия, то есть «благодарение»
    2. Литургия, то есть «служение»
    3. Месса – вероятно, от лат. missa est, то есть «отпущен» – этими словами из церкви отпускались некрещеные перед началом причастия
    4. Жертва бескровная – поскольку некоторые христианские конфессии считают, что во время причастия, когда преломляется хлеб, снова повторяется жертва Христа
    5. Мистерия, то есть «тайна».
    2. Описание Христовой вечери
    Был обычный пасхальный ужин по иудейской традиции. В конце ужина Христос взял хлеб (иудейские опресноки), помолился благодарственной молитвой и преломил этот хлеб. Он подал его ученикам со словами объяснения и наставления: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лук. 22:19). После этого Он взял чашу с вином (которое по иудейской традиции было разбавленным) и дал ее ученикам, объясняя ее значение: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:20).

    Скорее всего, Христос сопровождал эти действия и другими словами наставления, которые упоминаются в других местах Писания, например: «…сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Марк. 14:24). «…Пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:27-28). «Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:25).
    3. Место причастия в ранней Церкви
    Ранняя церковь в Иерусалиме проводила преломление хлеба и принятие вина в воспоминание Христовых страданий каждый день: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. И каждый день единодушно пребывали в храме…» (Деян. 2:42, 46).
    Похоже, что позднее в языческих регионах вошло в обычай проводить причастие один раз в неделю – в день Господень, то есть в день Христова воскресения, первый день недели: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20:7).
    Первоначально преломление хлеба и принятие вина проводились в конце трапезы, на которой верующие разделяли пищу друг с другом.
    Так повелось со времен последнего ужина Христа, который взял хлеб и вино в конце пасхальной трапезы. Обратите внимание на последовательность событий (Лук. 22:17-20):
    Сначала Христос взял чашу – это была не чаша, символизировавшая Его завет, а обычное питье во время пасхального праздника. «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие».
    Потом Он взял хлеб и представил его как Свое Тело. Это было во время ужина. «19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание».
    Потом, уже после ужина, Христос взял еще одну чашу с вином и представил ее как Свою Кровь. «20 Также и чашу после вечери [т.е. после ужина]…».
    Христиане сначала тоже проводили причастие за ужином. О совместном вкушении пищи христианами пишет Петр – 2 Пет. 2:13 «…они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами».
    Однако потом появилась тенденция отделять причастие от обычной еды. Возможно, этому способствовало увещание апостола Павла:
    1 Кор. 11:20-22, 34 «Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню; 21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается. 22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? 34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение».
    К концу II – началу III вв. традиция «трапезы любви», то есть общего обеда во время церковного собрания, исчезает.
    4. Значимые элементы причастия
    1. Наличие одного большого куска (буханки или лепешки) хлеба, который символизирует единство тела Христова (1 Кор. 10:17: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба»).
    2. Использование хлеба и вина символизирует смерть Христа: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете…» (1 Кор. 11:26). Когда вино наливали из кувшина в чашу, это символизировало пролитие крови (ср. «за вас проливается»).
    3. Принятие и вкушение («примите, ешьте») хлеба и вина, что символизирует согласие с жертвой Христа, зависимость от нее и упование на жертву Христову.
    Исторические взгляды на причастие
    1. Символизм
    ‍Хлеб и вино имеют символическое значение. Они символизируют Тело и Кровь Господа, то есть напоминают о Его жертве, принесенной за нас. Этой точки зрения придерживались некоторые ранние христианские авторы[1]. Из реформаторов – Цвингли. Более подробно мы будем ее обосновывать позднее в этом уроке.
    2. Пресуществление
    У некоторых ранних христианских авторов имеются высказывания о буквальном присутствии Христа в хлебе и вине.
    Однако они не уточняют, что имеется в виду под этими словами и не описывают превращения обычного хлеба в материальное тело. Поэтому приписывать им теорию пресуществления преждевременно[2].
    Теория пресуществления как таковая приобрела популярность благодаря Пасхасию Радберту, французскому монаху IX в., написавшему трактат «О Теле и Крови Господней» (De Corpore et Sanguine Domini). До него, если это учение и существовало, оно не было распространенным. Даже при его жизни некоторые известные деятели церкви с ним спорили по этому поводу (Ратрамний, Рабан Мавр), что свидетельствует о том, что в IX в. данная теория еще не была повсеместно признанной. Однако по прошествии времени король принял точку зрения Пасхасия, и с тех пор теория пресуществления стала преобладающей в католической церкви.
    Согласно этой теории, в тот момент, когда священник, совершая каноническое богослужение, произносит слова «Сие есть Тело Мое», хлеб и вино превращаются в буквальные тело и кровь Господа, включая, разумеется, Его душу. Тело и Кровь, в которые превратились хлеб и вино, обладают полнотой Христовой божественности и потому заслуживают поклонения.
    Когда священник преломляет хлеб, он буквальным образом вновь приносит Христа в жертву за грехи живых и мертвых.
    Поскольку и хлеб, и вино по отдельности обладают всей полнотой Христовой природы, нет нужды причащаться хлеба и вина совокупно. Согласно католическому учению, для мирян достаточно причащаться только хлеба. Вина причащаются священнослужители.
    В Восточном православии теория «пресуществления» стала считаться официальной позицией и того позже – в XVII в., когда она была утверждена Поместным Константинопольским Собором 1691 года[3]. Первые упоминания термина «пресуществление» в контексте Восточной церкви встречаются лишь в XIII в.[4]
    3. Сосуществование – эта теория восходит к Беренгару Турскому (XI в.). Согласно ей, хлеб и вино не превращаются в Тело и Кровь; Тело и Кровь присутствуют совместно с молекулами хлеба и вина.
    Через два века после Пасхасия учение о пресуществлении уже было нормой и догматом католической церкви, поэтому Беренгара осудили. Однако эту теорию оживил Мартин Лютер, который придерживался схожих взглядов на причастие.
    2. Аргументы в пользу пресуществления и ответ на них
    1. Как правило, учение о пресуществлении обосновывают словами Христа: «…сие есть Тело Мое… …Сие есть Кровь Моя…» (Матф. 26:26-28). Стандартный аргумент заключается в том, что таково наиболее буквальное толкование этих слов: раз Христос назвал евхаристический хлеб Своим Телом, то это и есть Его Тело самым буквальным образом.
    ОТВЕТ:
    Слова «…сие есть…» не всегда выражают идентичность, то есть прямое соответствие. Они могут выражать сравнение или подобие, например:
    Иоан. 10:9 «Я есмь дверь…» Христос не имел в виду, что Он есть буквальным образом деревянный предмет. Он имел в виду, что Он подобен двери в каком-то аспекте.
    Иоан. 15:1 «Я есмь истинная виноградная лоза…»
    1 Иоан. 1:5 «…Бог есть свет…»
    Матф. 13:38 «…поле есть мир…» Имеется в виду, что поле обозначает мир.
    Гал. 4:24 «Это [букв. «эти женщины», т.е. Агарь и Сара] [есть] два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь…» Имеется в виду, что Агарь и Сара иносказательно означают два завета.
    Таким образом, хотя слова «сие есть» могут постулировать прямое соответствие, этот вариант не единственно возможный. «Сие есть Тело Мое» вполне может означать сравнение хлеба с Телом Христа.
    2. К евхаристии относят также следующие слова Христа: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан. 6:53). В связи с этим говорят, что во время причастия человек вкушает буквальным образом Тело и пьет Кровь Господа. Тот, кто не вкушает Тела и не пьет Крови во время евхаристии, «не будет иметь в себе жизни». Через таинство евхаристии происходит спасение.
    ОТВЕТ:
    1. Впервые Христос называет Себя хлебом жизни в Иоан. 6:35. Важно заметить, что Он сразу же поясняет, как именно нужно относиться к этому хлебу: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».
    Вкушение хлеба приводит к утолению голода. У кого утолится духовный голод? Кто по-настоящему вкушает Христа как хлеб?
    Господь отвечает на этот вопрос: «Приходящий ко Мне не будет алкать…» А как можно прийти ко Христу, если мы Его не видим физическими очами? Христос развивает Свою мысль: «…и верующий в Меня не будет жаждать никогда».
    Итак, вкушать Христа как хлеб значит приходить к Нему и веровать в Него. Эти слова относятся не к церковному обряду (так называемому «таинству») причастия, а к внутренней сердечной вере во Христа.
    2. В 6-й главе Иоанна Христос трижды говорит о каких-либо действиях, которые приводят к одинаковым результатам. Взгляните на следующие три стиха:
    6:40 «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».
    6:47 «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную».
    6:54 «Едящий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».
    Во всех трех стихах результат один и тот же: жизнь вечная. В первом и третьем случаях этот результат даже сформулирован одинаковыми фразами: «…имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».
    Какие же действия приводят к достижению этого результата? В первых двух случаях в качестве такого действия называется вера в Иисуса Христа: «видящий Сына и верующий в Него»; «верующий в Меня». В третьем случае – вкушение Плоти и Крови Христа.
    Таким образом, вера во Христа и вкушение Его Плоти приводят к одинаковому результату – жизни вечной. Отсюда напрашивается вывод, что Христос под этими вещами имел в виду одно и то же: вкушать Его Плоть и пить Его Кровь – это как раз и есть веровать в Него. Этот вывод очень хорошо согласуется с предыдущим наблюдением по 35-му стиху, где мы увидели, что вкушать Христа как хлеб – значит «приходить к Нему» и «веровать в Него».
    3. Когда многие ученики не поняли слов Христа о вкушении Его плоти и стали роптать, Он еще раз дал им объяснение: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (6:63).
    Он сказал ученикам, что плоть на самом деле не способна принести никакой пользы. Иными словами, если бы они даже занялись каннибализмом, прямо там напали на Христа и стали есть Его плоть и пить Его кровь, как много бы это принесло им духовной пользы? Ноль. Абсолютно нисколько. Именно это сказал Христос: «Плоть не пользует нимало», – то есть не приносит никакой пользы.
    Так и сейчас: если бы даже настоящая плоть Христа действительно в том или ином виде присутствовала в хлебе причастия (и Его Кровь – в вине причастия), как много это принесло бы пользы причастникам? «Плоть не приносит никакой пользы».
    Что же приносит пользу? Дух Святой, который действует через проповедь слов Христа. «Дух животворит… Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (6:63).
    А когда слова Христа могут оживотворить нас и вдохнуть в нас жизнь? Только тогда, когда они принимаются с верой. Именно это сказал Петр: «…Ты имеешь [слова] вечной жизни: и мы уверовали…» (6:68-69).
    Вновь все возвращается к вере. Вкушать плоть Христа и пить Его Кровь – значит верить Его словам, с искренним сердечным упованием принимать Его учение. К вкушению хлеба и вина во время евхаристии это имеет лишь косвенное отношение. Евхаристия относится к вкушению плоти Христа и питию Его Крови так же, как внешний символ относится к внутренней реальности.
    Итак, мы вернулись к тому же, что говорили по поводу водного крещения. Погружение в воду при крещении – это внешний символ внутреннего союза со Христом. Так и вкушение хлеба и вина во время причастия – это внешний символ внутренней веры в жертву Христову.
    3. Аргументы против пресуществления
    1. Когда апостол Павел цитирует слова Христа в 1-м Послании к коринфянам, он пишет: «…сия чаша есть новый завет в Моей Крови…» (1 Кор. 11:25). В этом предложении глагол-связка употребляется явно не в смысле идентичности. Христос не говорит, что «чаша» и есть сам «завет». Нет, чаша символизирует завет. Поэтому и слова «хлеб есть Тело» тоже нужно понимать символически: хлеб символизирует Тело.
    2. Павел называет следующие цели вечери: «…сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете…» (1 Кор. 11:25-26). «Воспоминание» и «возвещение» – это как раз и есть функция символов.
    3. Тайная вечеря была частью иудейского пасхального установления. Это установление иудеи практиковали на протяжении многих сотен лет. Однако хлеб и вино не пресуществлялись.
    Раньше хлеб и вино указывали на будущую смерть Христа (не пресуществляясь), и выполняли свою функцию напоминания. Теперь они стали указывать на прошлую смерть Христа. И этим выполняют свою функцию напоминания. Тоже без пресуществления.
    4. Первые ученики едва ли могли понять слова Христа в смысле пресуществления. Когда Христос произносил это, они видели в Его руках хлеб и смотрели на Его тело. И они прекрасно понимали, что хлеб, который Он держал в руках, не есть Его тело, поскольку тело было целостным и существовало отдельно от хлеба. Могло ли в этот момент быть два тела Христа: одно – обычное и одно – в хлебе?
    5. Важный аргумент против теории пресуществления находим в 1 Коринфянам 10:16-20:
    «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение [койнониа] Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение [койнониа] Тела Христова? 17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. 18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники [койноной] ли жертвенника? 19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? 20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении [койнонус] с бесами».
    Одно и то же слово – «приобщение», или «причастие» (греч. койнониа) – Павел относит к трем вещам:
    1. приобщение крови и телу Христовым через вкушение чаши и хлеба;
    2. приобщение жертвеннику через вкушение ветхозаветных жертв;
    3. приобщение бесам через вкушение идоложертвенного.
    Очевидно, что приобщение к жертвеннику происходит без пресуществления жертвенных животных. Настолько же очевидно, что приобщение к бесам происходит без пресуществления идоложертвенной пищи. Сходным образом, приобщение к крови и телу Христа должно происходить без пресуществления вина и хлеба.
    На тот же самый аргумент можно взглянуть с другой стороны: если приобщение к крови и телу Христа происходит через пресуществление вина и хлеба, то приобщение к бесам должно происходить через пресуществление идоложертвенной пищи. Однако какая плоть у бесов, ведь они не испытали воплощения? В какую плоть превращается идоложертвенное и как это было бы возможно?
    6. Похожий аргумент строится на следующем стихе – 1 Коринфянам 10:21:
    «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской».
    Здесь проводится параллель между двумя чашами – Господней и бесовской, а также между двумя трапезами – Господней и бесовской. Бесовская чаша и трапеза – это вкушение пищи, посвященной идолам. Однако, если в бесовской чаше не происходит пресуществления, то оно не должно происходить и в чаше Господней. И если трапеза бесовская не пресуществляется чудесным образом, то не должно происходить и пресуществления трапезы Господней. В противном случае аналогия теряла бы свою силу.
    7. Наконец, когда Христос воплотился, Он ограничил Себя человеческим телом. Ограниченность тела в пространстве – это существенная характеристика воплощения Христова. После воскресения Его тело продолжает оставаться ограниченным в пространстве, ибо Он сказал, что ушел с земли, чтобы послать вместо себя «другого утешителя» (Иоан. 16:7). Однако если регулярно происходит пресуществление, то материя Его тела должна одновременно присутствовать в разных местах мира, при этом Христос остается на небе. Это противоречило бы логике.

    [1] Ириней в одном тексте (2-й фрагмент Пфаффа) называет хлеб и вино «прообразами» (греч. αντιτυποι), хотя его высказывания на данную тему неоднородны. В так называемых Апостольских установлениях (I.V.c.14) хлеб и вино называются прообразами (греч. αντιτυποι), у Феодорета – образами (греч. τυποι). Тертуллиан говорит, что хлеб и вино представляют (лат. repraesentat) тело и кровь (Против Маркиона I.14). Климент Александрийский говорит, что причастники вкушают не физическую, а духовную кровь Христа, поскольку кровь – это душа тела. Согласно Оригену, смысл причастия заключается в том, чтобы питать душу божественным словом. По его мнению, хлеб представляет Ветхий Завет, а вино – Новый, а преломление хлеба обозначает умножение божественного Слова (Schaff P. History of the Christian Church. Т. 2. Гл. V. §69).
    [2] Попытки православных апологетов найти теорию пресуществления у мужей апостольских и ранних апологетов нам представляются неубедительными. Они слишком много «вчитывают» в слова древних авторов, трактуя их через призму собственных убеждений, тогда как сами древние авторы не утверждают того, что пытаются за них утверждать православные богословы. В качестве примера приведем одну показательную цитату. Владимир Юргенсон пишет: «Но все же заслуживает внимания краткое, но веское догматическое замечание священномученика [Игнатия] о том, что “Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа” – та Самая плоть, которая пострадала на Кресте, та Самая, которую Отец воскресил. Противостояние докетическому учению отражено через глагол εἶναι, который здесь говорит о бытийной реалии евхаристического Тела Христа» (Юргенсон В. История термина «пресуществление» в православном богословии. URL: [http://azbyka.ru/knigi/istoria_termina_presuschestvlenie.shtml#v3] [дата доступа: 30.03.2012]). Обратите внимание, что Юргенсон сначала цитирует слова Игнатия Антиохийского, что «евхаристия есть плоть Спасителя нашего», а потом придает этому неконкретному утверждению свою весьма конкретную интерпретацию: «та Самая плоть, которая пострадала на Кресте…» Чтобы укрепить эту шаткую аргументацию, Юргенсон ссылается на греческий глагол-связку «быть» (εἶναι), трактуя его в желательном для себя смысле – как показатель полной тождественности – и согрешая тем самым против греческой грамматики. Как будет показано позднее в этом уроке, в греческом языке (как и в русском) глагол-связка «быть» может означать не только тождественность, но и сходство или сравнение.
    Значимость причастия для современных верующих
    1. Причастие – это Божье установление
    1 Кор. 11:23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал…
    Никаким Божьим установлением нельзя пренебрегать. Если Господь повелел нам совершать причастие, то мы должны это делать.
    2. Причастие напоминает о Христе
    1 Кор. 11:23б-25 …что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
    Лук. 22:19 …сие творите в Мое воспоминание.
    Люди склонны к забывчивости. Даже самые важные вещи они нередко забывают и искажают. Поэтому Господь учредил то, что будет напоминать нам о самом важном – о Нем Самом.
    Причастие создает благоприятную атмосферу для того, чтобы поклоняться Христу за то, каков Он есть и что Он для нас сделал.
    3. Причастие удерживает внимание нашей веры на искуплении
    1 Кор. 11:26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете…
    Христос знал о грядущем соблазне для Церкви упразднить Крест, «дополнив» его чем-то другим. Например, обрядностью (напр., обрезанием – Фил. 3:2-3), мистикой (поклонением ангелам – Кол. 2:18), философией (Кол. 2:8) или надеждой на свои добрые дела (Рим. 3:20).
    Совершая причастие, настоящие верующие «смерть Господню возвещают» – то есть провозглашают, что наше спасение не в делах закона, обрядах, мистическом опыте, а в искупительной жертве Христа.
    4. Причастие устремляет наш взор в будущее
    1 Кор. 11:26 …смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
    Матф. 26:29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
    Когда мы принимаем причастие, мы вспоминаем не только о том, что Христос совершил в прошлом, но и о том, ради чего Он это совершил. Он отдал за нас Свою жизнь, чтобы привести нас на небеса. Когда Он придет, наше ожидание завершится и наши надежды исполнятся: мы будем радоваться и веселиться на брачной вечере (праздничном ужине) Агнца. «Последняя вечеря» сменится «брачной вечерей».
    Любопытно заметить, что весь период церковной истории как бы заключен между двумя «вечерями» (ужинами) — Последней вечерей и брачной вечерей Агнца. Между ними мы повторяем символическую вечерю — причастие, — которая соединяет между собой первое и второе.
    5. Причастие есть средство освящения верующего
    1 Кор. 11:27-28 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
    Причастие заставляет верующего проверять свое сердце самым серьезным образом, чтобы не быть виновным против Тела и Крови Господних.
    Илл.: Одна из самых прекрасных статуй Христа принадлежит мастеру Торвальдсену. После того как он изготовил свой шедевр, ему предложили очень крупное вознаграждение за то, чтобы изваять статую Венеры для французского дворца – Лувра. На это он ответил: «Рука, которая прикасалась к телу Христову, никогда не прикоснется к языческой богине».
    Действительно, чувство ответственности, которую накладывает на нас причастие, заставляет нас очищать свою жизнь от всякого греха.
    6.  Причастие придает христианам силы в духовной борьбе
    Евр.12:3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
    Послание к евреям призывает нас укрепиться через размышление о Претерпевшем. Именно это происходит во время причастия: мы помышляем о Претерпевшем такое поругание от грешников. Через это мы получаем подкрепление для нашей души.
    7. Причастие вселяет в нас уверенность в освобождении от суда
    Иудейская пасха напоминала израильтянам о том, как Бог искупил их через кровь жертвенного животного:
    Исх. 12:27 Это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и дома наши избавил.
    Как мы помним, вечеря Господня была основана на иудейском пасхальном ужине. Однако Христос дополнил его новым содержанием. Причастие напоминает нам о том, как Бог искупил нас через Кровь Христа:
    1 Кор. 5:7 Пасха наша, Христос, заклан за нас.
    8. Причастие напоминает нам о нашей ответственности перед церковью
    1 Кор. 10:17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ