Тысячелетия назад в Древней Греции придумали легенду о титане Атланте, приговоренном за сопротивление олимпийским богам к тяжелой работе — держать руками и головой небесный свод. С тех пор слово «атлант» символизирует надежную опору для чего-то важного. «Атлантом» называется первый позвонок, на котором располагается голова, и который принимает на себя ее тяжесть. В старинных зданиях опорные колонны украшались фигурами атлантов, что иллюстрировало не только их помпезность, но и надежность.
История об Атланте вдохновила известного поэта, автора песен и не менее известного ученого-океанолога АлександраГородницкогонаписать следующие строки:
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Держать его махину
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабнет кто-то —
И небо упадёт.
Есть атланты и в духовной жизни. На их плечах и головах зиждется дело Божие. Евангелие от Луки в скупых словах рисует портрет одного из этих героев – простой и бедной женщины.
«Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лук.21:1-4).
Интересен фон, на котором раскрылась важная роль нищей вдовы, как атланта Бога. «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу». Евангелист Марк добавляет: «многие богатые клали много» (Мр.12:41). Наблюдатель со стороны сказал бы: «Вот на таких богатых жертвователях и зиждется дело Божие! Если бы не они — все пропало! Кто бы содержал священников, на что бы реставрировался храм?» Впору поклониться им в ноги со слезами благодарности: «Спасибо, вам, родные, за труд! Вы держите небо над Иерусалимом!».
Однако Иисус не назвал состоятельных людей атлантами дела Божия. Он сказал о вдове: «эта бедная вдова больше всех положила». Это значит , что на таких людях все держится, и пока они живут, будет стоять мир.
1. Дело Божие зиждется на благочестивых людях
Благочестие — видимая людям черта духовных атлантов, проявляющая себя в тщательном исполнении духовных обязанностей.
Основной обязанностью иудеев было поклонение Богу в храме. Бог повелел: «Три раза в году празднуй Мне: наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми [руками]; [наблюдай] и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою. Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа» (Исх.23:14-17). Бог нашел нужным, чтобы в определенные дни люди оставляли свои дома и шли в Иерусалим для совместного поклонения Господу. Это одухотворяло и скрепляло нацию.
Родители Иисуса каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. С одним из посещений были связаны отчаянные поиски пропавшего 12-летнего Иисуса. Все окончилось благополучно — Его нашли в храме, занятого беседой с учителями закона. Родителям пришлось еще раз осознать, что Иисус Христос во-первых, принадлежит Богу, а потом им. Если бы не поклонение, они бы не скоро обрели этот опыт. Хотя Христос был очень занят в годы Своего общественного служения, Он всегда находил время посещать Иерусалим на Пасху и другие праздники. Помимо того, Он каждую субботу приходил в синагогу.
Таким же благочестием отличалась бедная вдова. Посещение храма было для нее воздаянием хвалы Богу, словно она была счастливой матерью и женой, словно была осыпана множеством благ. Пожертвование дневного пропитания свидетельствовало об ее преклонении пред Богом.
Я бы не хотел, чтобы у нас сложилось впечатление, что поклонение какая-то формальная, рутинная обрядность. Нет, поклонение Богу — это праздник души. Оно приносит радость всем, а особенно скорбящему сердцем. В одном из печальных псалмов сказано: «И подойду я жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!» (Пс.42:3,4)
В другом псалме Давид признается: «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень» (Пс.121:1). В чем заключалась радость псалмопевца? В том, что Бог стал его спасителем и заключил с ним завет. У миллионов людей не было подобного опыта! Поэтому Давид всей душой славил Бога.
Поклонение способствовало очищению души. И как иначе, если оно было связано с исповеданием прегрешений и приношением умилостивительных или благодарственных жертв. Обретение Божьего прощения — величайшее благо!
Кроме того, поклонение — безошибочный индикатор присутствия благодати Духа Святого в человеке. Ритуальное, бездушное поклонение не только не принималось Богом, но сурово осуждалось: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор.28:47,48).
Поклонение давало возможность особым образом поучаствовать в материальном служении. Именно это наблюдал Иисус у храмовой сокровищницы.
Спаситель не упразднил поклонения, но еще более усилил его необходимость: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:23,24). Поклонение Господу должно выйти за рамки национальных границ Израиля и совершаться на всяком удобном для се цели месте. Важное условие для его свершения — дух и истина.
Наше благочестие — пустой звук, если оно не ведет нас к совместному поклонению. Мы ни за что не станем в таком случае атлантамиБога и Он не сможет нас употреблять. Чем больше благочестия, тем более Бог употребляет человека.
На одном сайтея прочел поучительную историю об олимпийском чемпионе 1924 года по бегу Эрике Лидделле, которого называли «летучим шотландцем» за быстроту в забегах на 100 метров.
«На олимпийскийх играх 1924 года во Франции ему выпал жребий бежать в воскресенье. Эрик всегда чтил день Господень и потому отказался от участия в забеге. Эдвард, принц Уэльский, убеждал Лидделла: «Есть времена, когда нас просят чем-то пожертвовать во имя верности как гражданина. И без таких жертв наша преданность стране ничего не стоит. Мне кажется, Лидделл, для Вас это как раз подходящее время…»
Лорд Кэдоген упрекнул Эрика в высокомерии, на что тот спокойно ответил: «Мое высокомерие, как вы выразились, зайдет настолько далеко, насколько будет требовать того моя совесть и мои убеждения».
Его болельщиков переполняли противоречивые чувства: одни готовы были аплодировать его посвященности, другие осуждали его, третьи говорили, что еврейская суббота не продолжалась целый день, поэтому можно считать, что и воскресенье можно сократить и бежать во второй половине дня.
Эрик отвечал: «Мой шаббат, мое воскресенье длится целый день, поэтому я отказываюсь от забега». И это было не простое соблюдение закона, а почитание Господа.
Когда в воскресенье на Олимпиаде раздался выстрел спринтерского пистолета, призывающего бегунов к началу забега, Лидделл проповедовал на богослужении в шотландской церкви в Париже о славе Божьей. Он цитировал книгу пророка Исаии, 40-ю главу: «….надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся». Олимпийские игры в Париже продолжались. Какое-то время Лидделл провел, уделяя внимание забегу на 400 метров. Победить на дистанции 400 метров было невероятным. Наступил день соревнований. Перед забегом массажист увидел в руке Эрика клочок бумаги с цитатой из 1-й книги Царств. Господь говорит: «Ибо Я прославлю прославляющих Меня».
Этот кусочек бумаги вручил ему неизвестный человек перед забегом. Эрик бежал, вдохновленный этими словами из Библии. Он не только выиграл этот забег, но и побил мировой рекорд. Он пробежал 400 метров за 47,6 секунды. Ему пришлось бежать в четыре раза длиннее своей «коронной» дистанции, тем не менее, Господь даровал ему победу.
Этот день вошел в историю: Лидделл стал национальным героем Англии и Шотландии. Благодаря этому весь мир узнал Эрика как искреннего христианина и блестящего атлета. Его рекорд в Париже никто не мог побить во всем мире в последующие четыре года, а в Европе — на протяжении двенадцати лет.
Старшая дочь Лидделла, Патриция, в одном из недавних интервью сказала: «Если бы мой отец продал свои убеждения за золото на стометровке, он никогда не победил бы на длинной дистанции. Он просто не имел бы необходимого огня. Но он бежал ради Бога». В 1925 году Лидделл отправился миссионером в Китай, в город Тяньджин. Садясь в поезд, он произнес: «Христос — для мира. Мир нуждается во Христе!» О его странном решении написали газеты и журналы. Миру тяжело было вместить его посвященность…
Лидделл начал служение в англо-китайском христианском колледже. Его учениками были дети богатых и влиятельных родителей, которые в будущем должны были стать элитой Китая. В обучении Эрик использовал свой спортивный талант. Он занимался с подростками спортом. Но главным, конечно же, было передать им духовные ценности. В ТяньджинеЛидделл помог построить стадион, и с 1932 года исполнял обязанности министра по делам религий. В конце марта 1943 года японские войска захватили миссионерскую станцию и отправили всех в концентрационный лагерь недалеко от Пекина.
В лагере находилось много пленных англичан разных профессий и сословий. Были там и богатые бизнесмены, и музыканты, и туристы, которым не удалось вовремя уехать. Лагерь в каком-то смысле всех поставил на один уровень. Надо было выполнять самую грязную работу. Эрику тяжело было смотреть на заключенных, которые были полностью сломлены сложившейся ситуацией. Он поддерживал их морально, вел изучение Библии для детей и взрослых, организовывал спортивные состязания, преподавал, воссоздав по памяти учебник по химии.
Подростков, детей миссионеров, разлучили с родителями и поместили в концлагерь. Их было более трехсот. Они очень привязались к Лидделлу и с любовью называли его «Дядя Эрик». Кто-то из заключенных сообщил детям, что Эрик был Олимпийским чемпионом в беге, отказавшимся бежать в воскресенье, и подростки еще больше стали его уважать.
Джойс Стрэнкс — одна из выживших в концлагере девочка — свидетельствовала, что Эрик помог тогда им понять, что все надо принимать из руки Божьей, даже концлагерь воспринимать как часть жизни, которая имеет свое предназначение.
Джо Коттэрил, один из подростков в лагере, рассказывал, откуда черпал силы Эрик Лидделл: «В чем заключался его успех? Он безоговорочно посвятил свою жизнь Иисусу Христу как своему Господу и Спасителю. Эти отношения значили для него все. При мерцающем огне лампы, питаемой арахисовым маслом, он каждое утро, весьма рано, изучал Писание и общался с Богом в течение одного часа, и так происходило изо дня в день. СтивэнМэткелф, подросток в лагере, помнит, как Лидделл объяснял им Нагорную проповедь. Иисус призывал Своих учеников быть совершенными, как и Небесный Отец совершенен. «Мы много молимся о своих друзьях, — говорил Лидделл, — о родных, но Христос говорит, что мы должны молиться за врагов, за людей, которых трудно любить, которые гонят нас». Эрик настаивал, чтобы подростки постоянно молились за японцев, которые разлучили их с родителями, чтобы они не питали к ним ненависти. Впоследствии Стивэн стал миссионером для японского народа.
Позже, когда Уинстон Черчилль узнал, что выдающийся английский атлет находится в японском плену, он предложил обменять Лидделла на одного из высокопоставленных японских военнопленных. В последний момент Эрик отказался уйти, отдав это право беременной женщине. 21 февраля 1945 года он умер от обширной опухоли мозга. Перед смертью Лидделл говорил с подростками о важности принятия Божьей воли такой, как она есть, а не такой, какой мы ее себе представляем. Он говорил о полном подчинении себя Богу. Последними словами Эрика было: «Окружен, окружен Тобой, Господи… Это полная капитуляция». Эти слова еще раз подтвердили его полное посвящение себя Богу и при последнем вздохе. Лицо его было спокойным. Его Господин позвал его Домой. Эрик отошел в вечность всего за пять месяцев до освобождения. Через день после похорон один из неверующих сказал об Эрике: «Среди нас жил Иисус Христос, а вчера он умер…»
Видно ли наше благочестие нашим домашним? Соседям? Замечают ли они, что мы каждое воскресенье в строго определенное время отправляемся в церковь? Чувствуют ли они наше благочестие в речи и манере общаться? Благочестие должно быть не только внутри, но и снаружи!
2. Дело Божие зиждется на смиренных
Смирение — редкая вещь. Человеческое сердце в своем упорстветверже уральского гранита. Пастор Владимир Чернышев из Кременчуга писал об отношении людей к Богу во время трагических событий на Украине: «…церкви не ломятся от людей, которые больше спешили из-за денег на референдум, чем в воскресенье шли на богослужение. Даже когда стали терять своих близких, люди не смирились перед Богом! Дети и родственники верующих тоже не пришли в церковь, не покаялись… и в среде членов церкви особого духовного подъема не отмечено…»
Увы, как трудно обиженному и грешному человеку глубоко смириться пред Богом! Так израильтяне в трудностях дерзили Ему вопросами, винили Его в бездействии и отсутствии любви: «и роптали в шатрах ваших и говорили: Господь, по ненависти к нам, вывел нас из земли Египетской, чтоб отдать нас в руки Аморреев [и] истребить нас» (Втор.1:27). Но не так повела себя бедная вдова. Она поклонялась Богу, лишившему ее многих жизненных благ. Обратите внимание на три обстоятельства , в которых она проявила смирение пред волей всемогущего Бога.
- вдовство
Хотя согласно закону, вдовы должны были получать пропитание из десятины от всех произведений, отделяемой через каждые три года Втор. 14: 28 и дал.), из остатков от жатвы (Втор. 24:19 и дал.), или от праздничной трапезы (Втор. 16:11 и дал.), на практике это не исполнялось.
Вдовы были объектом хищнического отношения богатых. Исполнительная власть была против вдов. Пророк Исайя обличал: «князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».(Ис.1:23) Понятно, что заниматься «за просто так» проблемами вдов и сирот алчные должностные лица не собирались. Против них принимались властью хищнические законы: «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот» (Ис.10:1,2).
«…князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис.1:23).
«У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя» (Иез.22:7).
Христос обвинял фарисеев за то, что они поедают домы вдов. Он не случайно рассказал историю про вдову, на которую посягал соперник и которую отказывался защитить судья. Одиночество и бесправное положение — вот каким был удел вдов в те времена! У вдов был один защитник — Всевышний Господь, и к нему они прибегали за помощью.
- бездетность
Скорее всего, эта женщина никогда не имела детей, либо лишилась их вследствие неизвестных нам трагических обстоятельств, иначе она не оказалась в такой безысходной нищете.
В Израиле бездетность считалась Божьим наказанием. Прожившая большую часть жизни в бездетности праведная Елисавета — мать Иоанна Крестителя — говорила: «так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лук.1:25). Людская молва считала ее грешницей, на которую прогневался Бог. Как легко в этих условиях сорваться и обозлиться на Бога, посчитать себя отверженной Им. Если бы вдова так поступила, она бы ни за что не пошла бы на поклонение в храм. Она верила в Божье право удерживать от людей некоторые блага.
- нищета
О бедности вдовы говорила ее жертва, которую стыдно было бы показать людям — жалкие две лепты. Да и как могла нажить достаток одинокая слабая женщина? Жить в нищете — тяжелое испытание. Пенсий тогда не платили и женщина должна до самой смерти работать, чтобы прокормить себя.
Итак, перед нами смиренная страдалица, не ропщущая на трудный промысел Божий. Она смирялась перед волей Бога и верила, что лучшее еще впереди. Она рассчитывала на лучшее, потому что знала Божий характер: милосердный Бог не допускает напрасных страданий, но только нужные, очищающие душу и прославляющие Его Имя. Так оно и случилось! Христос поставил ее в пример всем поколениям верующих. Это великая честь для скромной женщины — стать славным персонажем всемирной истории. Множество людей ободрилось ее доверием промыслу Божьему!
Вдова не оценивала благость Бога к себе материальным достатком и семейным благополучием. Она оценивала Его Писанием, говорившим, что Бог мудрый, всемогущий и добрый и не может ошибаться в своих решениях. Отсутствие многих земных благ ничто в сравнении с избавлением от ада, ничто в сравнении с дарованной благодатью спасения. Мне думается, вдова поняла то, что прекрасно выразил Клайв Льюис: «Теперь я знаю, Господи, почему Ты не даешь никаких ответов. Ты — Сам по Себе ответ. Перед Твоим Лицом умирают вопросы».
Страдания – необходимый элемент воспитания, которого не избежал даже Иисус Христос.Всем казалось, что в страданиях невинного Христа нет никакого здравого смысла. Смысл был в Его проповедях и исцелениях. И все же именно страдания Христа принесли великую пользу как Ему, так и нам. «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». (Евр.5:8,9)
Разрешите спросить вас, дорогие друзья, доверяете ли вы Богу? Или вы огорчены на него за нежданные болезни или утраты? Просто доверяйте! – в этом лекарство от горечи и обид. Раз Господь допустил беды, значит это нужно! Библия говорит: «Бог причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов.5:18).
Смиренны ли мы пред Богом? Смирение есть беззаветное доверие Богу в том, какую Он устраивает нам судьбу и какие дает возможности. А Он далеко не всегда позволяет своим детям кататься как сыр в масле.
3. Дело Божие зиждется на жертвенных
Вдова шла в храм не просить около него подаяния, что было бы естественно, но идет принести Господу материальную жертву. Во дворе стояло 13 воронкообразных сокровищниц, на которых было написано на какие нужды пойдут пожертвования.
У вдовы было множество причин отказаться жертвовать на храм! Во-первых, она была крайне бедной. Если на пищу она могла потратить всего лишь 1/64 часть дневного заработка рабочего, то вряд ли у нее были средства на новую одежду, обувь, лечение. Несмотря на свою отчаянную бедность, она все-таки нашла, что пожертвовать Богу: все, что у нее было – не больше, не меньше. Бедность не может быть поводом для отказа служить Ему.
В 20-е годы в самарской церкви служители призвали верующих собрать средства для поддержки миссионеров. Для этого они пустили по рядам большую корзину. Брат Лыщиков работал сапожником и не имел ничего, что положить в нее. Он молился: «Господи, что я могу пожертвовать для Тебя? У меня же ничего нет! И его осенило: он положил в корзинку записку – «Я не имею материальных средств для поддержки миссионеров, но отдаю на год самого себя миссионерской работе». Пресвитер церкви прокомментировал это так: «И такую жертву Бог принимает!» И вот Лыщиков пошел от дома к дому за кусок хлеба чинить обувь и попутно рассказывал людям о сути евангелия. Целый год пробыл он в миссионерском путешествии, благословляя людей не только починенной обувью, но и добрым словом.
Основной вопрос миссии не столько средства, сколько искреннее желание послужить.
Во-вторых, вдова понимала, что ее жалкая монета нисколько не улучшит материального положения храма, Жертвовать гроши в и без того богатый храм означало возить дрова в лес. Более того, перед ней прошла процессия богатых людей, которые пожертвовали на храм несметные сокровища. В сравнении с их вкладами ее жертва выглядела просто смешной. Однако ничтожность жертвы не остановила женщину. Бог измеряет даяние не количеством пожертвованного, а количеством оставшегося.
В-третьих, в храме орудовала религиозная мафия: первосвященники состояли в сговоре с торговцами и втридорога продавали богомольцам жертвенных животных и птиц. Разве это не было серьезным поводом вообще не ходить в храм? Однако бедная женщина жертвовала деньги не людям, а Богу. Возможно она не сознавая того, подражала Ему в даянии.
Жертвенность, преодолевающая препятствия, драгоценна для Бога, который Сам имеет жертвенное сердце. Он изливает на грешных людей материальные и духовные блага. Но выше всех этих благ стоит отдача единородного Сына на лютую смерть ради спасения людей. Если бы не эта жертва Бога у нас никогда не было бы надежды на спасение, а только страшное ожидание суда…
Дорогие друзья! Каковы ваши отношения с Богом? Наполнены ли они доверием, благодарностью и жертвенностью? Или они превратились в холодное исполнение ритуалов, без участия сердца, без жертвенного огня? Если вы не жертвуете для Бога, время, силы и деньги вы живете впустую. Вы живете грешно. Вам необходимо принести Богу покаяние и просить Его наполнить ваши отношения с Ним доверием, благодарностью и жертвенностью! В заключение хотелось бы отметить, что, скорее всего вдова ушла из храма, так и не услышав похвалу Христа. Он не подозвал ее и не сказал: «Женщина! Ты самый великий жертвователь! На тебе зиждется дело Божие!». Скорее всего, вдова дожила свой век с сознанием незначительности сделанного для Бога. Христос приберег для нее до вечности самые лучшие слова и награду. Самыми великими в небесах будут те, кто явил в земной жизни благочестие, смирение и жертвенность. Помоги нам Бог оказаться в их числе!